Файл: П ериод новорожденности (от рождения до 12 мес.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранняя взрослость (18-20- 40 лет)


Социальноеповедениеивзаимодействиесфизическиммиром.

Жизнь взрослого человека складывается из нескольких сфер его активности:

а) профессиональная сфера (труд);

б) семья (межличностные отношения);

в) область досуга (в которой решается экзистенциальная проблема самореализации).

Освоение новых сфер жизнедеятельности в период взрослости порождает необходимость адаптации к физической (материальные предмета, инструменты и средства профессиональной деятельности), социальной (межличностные отношения, групповые ценности и нормы) и профессиональной (со- держание и организация труда, распорядок, инструкции) микросредам (Г.Ф. Красноженова, 1994).

В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. И хоть развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.

Период ранней взрослости называют «периодом начинаний» (Левинсон, 1978). Это начало самостоятельной личной жизни, профессиональной деятельности, реализации планов на будущее. В силу этого главная задача данного возрастного периода – связывание, соотнесение идеально построенных планов, надежд на будущее, мечтаний с реальностью. Решение этой задачи предполагает постановку конкретных целей, задач и их решение. При этом важно увязать формируемые цели и планы с мотивами деятельности, жизненными смыслами, условиями их достижения, своими личностными особенностями. В противном случае цели будут носить фиктивный, нереалистичный характер.

Одной из важнейших жизненных проблем, с которыми сталкивается человек в период ранней взрослости является проблема труда и профессионального самоопределения, в основе решения которой лежит становление личности и ее выбор.

Вторая проблема, решаемая молодыми людьми, проблема создания семьи
. По мнению Э.Эриксона (1996) в основе этого сложного социально- психологического процесса лежит побуждение человека к интимной психологической зрелости, к единению (против изоляции и чувства одиночества). Автор указывает на то, что готовность человека к семейной жизни появляется с того момента, когда он осознает, что способен испытывать интимные чувства к близкому человеку, соединяющие двух людей без опасения потери своего «Я», чего-то в себе. Э.Фром пишет, что семья обеспечивает одну из важнейших потребностей – потребность в установлении связей. Появляется возможность заботиться о другом, нести ответственность за другого, создаются условия безопасности.

С ледующей важной сферой деятельности человека является его досуго вая деятельность. Она может пониматься по-разному:

во-первых, как отдых, релаксация, расслабление;

во-вторых, как деятельность, направленная на развитие творческих потенций человека (К.Маркс), его духовности (слово «досуг» от «досягнуть»).

Согласно мнению В.Франкла (1986), именно свободное время провождение, выходные дни сталкивают человека с его экзистенциальными проблемами («экзистенциальным вакуумом»). Именно досуговая деятельность наиболее явно обнажает сферу личностных смыслов человека.

Развитиепсихическихпроцессоввпериодраннейвзрослости.

В период ранней взрослости изменяются психофизические функции. Это проявляется в укорочении времени реакции – временного интервала между предъявлением какого-либо сигнала и началом обусловленного инструкцией ответа на этот сигнал – на протяжении всего периода взрослости, вплоть до 40 лет. После 40 лет

этот интервал начинает увеличиваться.

Повышается чувствительность человека в различных модальностях ощущений (периферического зрения, слуха, центров движения и др.). Сенсорный оптимум достигается к 25 годам и сохраняется до 40-летнего возраста (Л.А.Шварц, 1948; С.В.Кравков, 1950).

После достижения 25-летнего возраста сохранность и стабильность пси- хофизиологических функций достигается за счет синтетической деятельности больших полушарий, т.е. определяется особенностями функционирования высшихпсихическихпроцессов. Именно работа высших психических функций препятствует старению низших.

Развитие высших психических функций (особенно, речи, теоретического мышления) продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30- 35 лет, вербальные же интеллект продолжает развиваться и после 40 лет.

В развитии внимания отмечается увеличение объема, переключаемости и избирательности от 18 до 33 лет и их снижение после 34 лет. Устойчивость и концентрация внимания практически не изменяются в этом возрасте.

Несмотря на то, что развитие психофизиологических функций заканчивается приблизительно в 25 лет, интеллектуальное развитие на этом не оста-навливается и продолжается, в большей степени будучи зависимым от личностногоразвития человека.

В развитии эмоциональной сферы отмечается развитие высших ее форм - чувств. Это связано как с развитием личности взрослого человека, его интеллекта, так и с достижениями этого возраста идентичностии близости(Э.Эриксон, 1996).



Зрелость (40-60 лет)


Социальноеповедениеивзаимодействиесфизическиммиром.

В 40-60 лет существенно изменяется жизненная ситуация, в которой развивается человек: накоплен большой жизненный и профессиональный опыт, выросли дети, приобрели новое качество и стабилизировались супружеские отношения, состарились родители, которым требуется помощь, происходят физиологические изменения организма (ухудшение зрения и слуха, замедление реакций, ослабление сексуальной потенции у мужчин и климакс у женщин), многих начинают беспокоить проблемы здоровья. Все эти изменения заставляют человека переосмыслить собственную жизнь, оценить пройденный этап, задуматься над приближением собственной смерти, п редставить оставшиеся возможности самореализации. Потребность в переосмыслении жизни связана еще и с тем, что средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране равна 61 году, а женщин 73 годам.

Дискутируется в психологии точка зрения о том, является этот возрастной период критическим или нет. Некоторые авторы полагают, что в 40-42 года происходит некий «взрыв», у человека появляется ощущение бессмысленности прожитой жизни, появляются первые признаки утраты молодости и проблемы со здоровьем, изменяется сексуальная жизнь (Р.Гаулд, Д.Левинсон, Д. Вейлант). В 43-50 лет наступает период нового равновесия, раскрываются возможности этого возраста, его преимущества, усиливаются привязанности к семье, обнаруживаются новые перспективы профессиональной деятельности. Успехи детей становятся источником удовлетворения.

Другие авторы, опираясь на статистические данные, полученные в США, считают, что 50 лет – лучший для человека возраст, поскольку его у уже не терзают сомнения юности, не беспокоят проблемы социальной адаптации молодости, накоплен большой личный и профессиональный опыт (Gallagher,
1993; К.Витакер, 1998).

В период средней взрослости происходит переосмысление собственной жизни в трех основных сферах: личного мира, мира семьи и профессионального мира. Резкие социальные изменения в любой из этих сфер жизни – вы- ход на пенсию, сокращение на производстве, потеря ребенка или супруга, вынужденная смена места жительства, развод и пр. – могут вызвать мотивационный кризис, сопровождающийся сменой или ослаблением ведущего жизненного мотива. С другой стороны, сильно выраженная мотивация достижения помогает человеку справиться с мотивационным кризисом и сохранить высокую самооценку.

  • Ключевой точкой мотивационного кризиса является утрата и поиск но-

вых жизненных смыслов. В психологии выявлена возрастная динамика уров- ня осмысленности жизни: ее максимумы приходятся на возрастные периоды 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы – на периоды до 25 лет и 30-50 лет (К.Муздыбаев, 1981).

Осмысленностьжизни характеризуется:

  • целенаправленностью жизни;

  • интересом, эмоциональной насыщенностью и наполненностью;

  • результативностью жизни и удовлетворенностью самореализацией (на- правленность в прошлое);

  • локусом контроля (представление о собственной свободе выбора, спо-собности определять цели и достигать их);

  • управляемостью жизнью (убеждение в способности человека контролировать свою жизнь).

Осмысленность жизни создает у человека чувство «внутренней опоры» и самоуважения.

Социальноеповедение.

Ведущей деятельностью в период средней взрослости по-прежнему является труд, направленный на изменение и преобразование предметов природы для удовлетворения своих потребностей человеком. Труд связан с утилитарными целями.

Особое место занимает также свободная деятельность, направленная на достижение внутренних творческих целей и ведущая к удовлетворению социальных и духовных потребностей (Г.А.Яшин, 1996). Свободная деятельность рассматривается как имеющая творческий характер. Если труд предполагает подчинение себя внешним целям и требованиям, то свободная деятельность представляет собой процесс самореализации и самоактуализации.