ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)
4-8 классы. Серьезно меняются условия жизни и д-ти школьника, что приводит
к перестройки психики. Существенно меняется общественная позиция и положение в коллективе. Детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Происходит анатом-физиологическая перестройка организма, рост тела, скелета, конечностей, грудная клетка и таз отстают в развитии, несоответствие сердечно- сосудистой системы – сердце увеличивается, а сосуды отстают – расстройства кровообращения, повышение давления, головокружения, головные боли, слабость. Обычно приводят к нарушениям в нервной системе. Важный факт – половое созревание, начало функционирования половых желез. Не смотря на это говорить о физической, духовной и социальной зрелости нельзя. Ведущий вид деятельности – общение со сверстниками.
Важнейшие направления в развитии личности нравственное (моральное) сознание, самосознание, чувство взрослости, деятельность общения.
Нравственное воспитание – развитие представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того какой опыт приобретает, складывается его личность. Учитель помогает преодолевать заблуждения, основное – организовать правильный нравственный опыт подростка.
Самосознаниеисамооценка–Формирование потребностей, сознания себя как личности, потребность в
самооценке, сопоставление себя с другими. Стремиться познать слабые и сильные стороны своей личности. Представление о себе – суждения других взрослых. С возрастом появляется тенденция анализировать и оценивать собственную личность. Характерной является имитация. Освобождение от мелочной опеки, излишнего контроля, назойливого руководства.
Чувство взрослости – стремление быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных
взглядов и убеждений, в подражании внешнему облику и манере поведения. Отрицательные проявления выражаются в склонности сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.
Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимоотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах.
Общение со взрослыми - недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. Друг
в подростковом возрасте обретает особую ценность. Совместное отчуждение от взрослых.
Возникающийинтерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола.
Восприятие | Интелектуализация всего чувственного познания. Необходима установка на размышление в процессе восприятия, определение причинноследственных связей. Целенаправленное и произвольное |
Внимание | Внимание становиться активным, усиливается распределение, также развиваются всесвойства внимания |
Память | Память через мышление. Механическое запоминание становиться непродуктивным. Произвольная, осмысленная |
Мышление | Наглядно образное, развивается словестно-логическое. Нравятся практические занятия, сложно строить дедуктивные умозаключения. Легче даются обобщения, сравнения, анализ. |
Воображение | Хорошо развито воссоздающее, формируется творческое |
Речь | Речь становиться контролируемой и управляемой. Наблюдается определенный кризис речи. Особое влияние на развитие оказывает общение со сверстниками |
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)
Возраст с 14 до 18. Центр соц ситуации становиться выбор будущей профессии, под ее влиянием
происходит ряд важнейших изменений:
1.Происходит становление физиологической зрелости, завершается половое созревание 2. Изменяется отношениек уч. д-ти, выбор определяет интерес к предметам. 3.Происходит период соц зрелости. Новая система отношений, опыт работы в общ организациях, новые соц роли в коллективе, завершается подготовка к самостоятельной жизни4. Изменяется самосознание личности, начинается проявляться глубокий интерес к собственной личности, способностям, стремиться разобраться в своих чувствах и переживаниях 5. Чувство взрослости остается, становиться глубоким, конфликтов становиться меньше 6. Изменяется потребность в личном дружественном общении, предъявляются более высокие требования (откровенность, доверие, готовность к постоянной помощи), стремление к совместной деятельности.
Возникает особенное эмоц состояние – любовь.
Восприятие | Целенаправленное и систематичное |
Внимание | Преобладает произвольное, увеличивается роль послепроизвольного. Развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению. Больше чем подросток способен противостоять раздражителям |
Память | Заметноувеличивается роль отвлеченного словестно логического запоминания, преобладает произвольность памяти, дословное запоминаниене распространено, гораздо шире чем подросток использует приемы осмысленного запоминания |
Мышление | Более самостоятельное, активное и творческое. Хорошо умеют обобщать, объяснять причинно-следственныесвязи, абстрагировать, характерна критичность, значительно развивается абстрактно-логическое мышление |
Воображение | Воссоздающее и творческое |
Речь | Изменяется культура речи, формируется умение правильно излагать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарный запас |