Файл: П ериод новорожденности (от рождения до 12 мес.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)


4-8 классы. Серьезно меняются условия жизни и д-ти школьника, что приводит

к перестройки психики. Существенно меняется общественная позиция и положение в коллективе. Детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Происходит анатом-физиологическая перестройка организма, рост тела, скелета, конечностей, грудная клетка и таз отстают в развитии, несоответствие сердечно- сосудистой системы сердце увеличивается, а сосуды отстают – расстройства кровообращения, повышение давления, головокружения, головные боли, слабость. Обычно приводят к нарушениям в нервной системе. Важный факт – половое созревание, начало функционирования половых желез. Не смотря на это говорить о физической, духовной и социальной зрелости нельзя. Ведущий вид деятельности – общение со сверстниками.

Важнейшие направления в развитии личности нравственное (моральное) сознание, самосознание, чувство взрослости, деятельность общения.

Нравственное воспитание – развитие представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того какой опыт приобретает, складывается его личность. Учитель помогает преодолевать заблуждения, основное – организовать правильный нравственный опыт подростка.

СамосознаниеисамооценкаФормирование потребностей, сознания себя как личности, потребность в

самооценке, сопоставление себя с другими. Стремиться познать слабые и сильные стороны своей личности. Представление о себе – суждения других взрослых. С возрастом появляется тенденция анализировать и оценивать собственную личность. Характерной является имитация. Освобождение от мелочной опеки, излишнего контроля, назойливого руководства.

Чувство взрослости – стремление быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных
взглядов и убеждений, в подражании внешнему облику и манере поведения. Отрицательные проявления выражаются в склонности сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.

Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимоотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах.

Общение со взрослыми - недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. Друг

в подростковом возрасте обретает особую ценность. Совместное отчуждение от взрослых.

Возникающийинтерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола.

Восприятие

Интелектуализация всего чувственного познания. Необходима установка на

размышление в процессе восприятия, определение причинноследственных связей. Целенаправленное и произвольное

Внимание

Внимание становиться активным, усиливается распределение, также развиваются всесвойства внимания

Память

Память через мышление. Механическое запоминание становиться непродуктивным.

Произвольная, осмысленная

Мышление

Наглядно образное, развивается словестно-логическое. Нравятся практические

занятия, сложно строить дедуктивные умозаключения. Легче даются обобщения, сравнения, анализ.

Воображение

Хорошо развито воссоздающее, формируется творческое

Речь

Речь становиться контролируемой и управляемой. Наблюдается определенный кризис

речи. Особое влияние на развитие оказывает общение со сверстниками




Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)


Возраст с 14 до 18. Центр соц ситуации становиться выбор будущей профессии, под ее влиянием

происходит ряд важнейших изменений:

1.Происходит становление физиологической зрелости, завершается половое созревание 2. Изменяется отношениек уч. д-ти, выбор определяет интерес к предметам. 3.Происходит период соц зрелости. Новая система отношений, опыт работы в общ организациях, новые соц роли в коллективе, завершается подготовка к самостоятельной жизни4. Изменяется самосознание личности, начинается проявляться глубокий интерес к собственной личности, способностям, стремиться разобраться в своих чувствах и переживаниях 5. Чувство взрослости остается, становиться глубоким, конфликтов становиться меньше 6. Изменяется потребность в личном дружественном общении, предъявляются более высокие требования (откровенность, доверие, готовность к постоянной помощи), стремление к совместной деятельности.

Возникает особенное эмоц состояние любовь.

 

Восприятие

Целенаправленное и систематичное

Внимание

Преобладает произвольное, увеличивается роль послепроизвольного. Развивается и

совершенствуется способность к переключению и распределению. Больше чем подросток способен противостоять раздражителям

Память

Заметноувеличивается роль отвлеченного словестно логического запоминания,

преобладает произвольность памяти, дословное запоминаниене распространено, гораздо шире чем подросток использует приемы осмысленного запоминания

Мышление

Более самостоятельное, активное и творческое. Хорошо умеют обобщать, объяснять

причинно-следственныесвязи, абстрагировать, характерна критичность, значительно развивается абстрактно-логическое мышление

Воображение

Воссоздающее и творческое

Речь

Изменяется культура речи, формируется умение правильно излагать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарный запас