ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между тем, и сам труд может удовлетворять социальные и духовные потреб- ности.
В этом возрасте уже происходит профессиональная адаптацияиндивида, которая означает:
Особенностиповедениявсемейнойжизни
Важным моментом в семейной жизни являются отношения со взрослыми детьми, перестройка отношений со вступившими в брак детьми, их материальная и эмоциональная поддержка. Поддержка отношений между членами семьи становится ведущей потребностью людей среднего возраста.
Развитие познавательной сферы человека в период средней взросло-сти.
40-60-летний возраст характеризуется снижением физических возможностей, психофизических функций, сенсомоторных и моторных процессов.
В период средней взрослости у человека появляется способность оценивать те или иные события, знания в более широком контексте, устанавливать с ними более разнообразные связи и отношения, что позволяет говорить об особом качестве мышления человека – мудрости.
Главной особенностью периода поздней взрослости является генетически запрограммированный процесс старения, который сопровождается опреде- ленными возрастными изменениями в организме.
Среди факторов, определяющих поведение человека в этом возрасте, отмечают следующие:
В пожилом возрасте резко усиливается интерес к религии (среди верую- щих лиц старше 60 лет от 53 до 65.8% (К.Каариайнен, Д.Е.Фурман, 1997; Л.Г.Новикова, 1998)). Религиозность рассматривается как один из важней- ших факторов, помогающих спокойно относится к старости и смерти.
Можно отметить возрастную динамику развития мотивов в период позд- ней взрослости. В возрасте 60-69 лет человек по-прежнему сохраняет дея- тельную активность, продолжает реализовывать те же жизненные потребно- сти и мотивы (самореализации, созидания, передачи наследства (наследия) следующему поколению, полезности другим людям). После 70 лет организм большинства пожилых людей слабеет, они сталкиваются с множеством бо- лезней, резко сужает круг общения и снижаются возможности пространст- венного передвижения, на первый план выходит потребность в поддержа-нии физическогоздоровья.
При этом может сохраняться интерес к хобби: коллекционирование, заня- тия музыкой, живописью и пр. (пространство для творчества).
В этом возрасте сохраняется устойчивый познавательный интерес (мно- гие ученые и писатели продолжали продуктивно работать и в этом возрасте: И.П.Павлов в 73 года создал «Двадцатилетний опыт», в 77 – «Лекции о рабо- те больших полушарий головного мозга»; Л.Н.Толстой – в 71 год «Воскресе- ние», в 76 лет – «Хаджи-Мурат».) Г.Олпорт цитирует известного нейрохи- рурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Г. Олпорт, 1961). Именно творческая деятельность помогает человеку противостоять старче- ской деменции.
Для человека после 80 лет особое значение приобретает забота и внима- ние со стороны других людей, как родственников, так и посторонних. Это способствует удовлетворению их потребности в позитивном внимании, когда тебя не воспринимают как обузу, а просто любят и хотят, чтобы ты прожил подольше.
В целом, в период поздней взрослости отмечается снижение потребно-стно-энергетическойсторонымотивации, ослабление желаний.
В целом, в период поздней взрослости отмечается снижение потребно-стно-энергетическойсторонымотивации, ослабление желаний.
Исследования американских психологов (R.C.Gibson, 1986) показали, что в поздней взрослости людям помогают обрести смысл жизни следующие способы (в порядке их значимости):
Основную задачу поздней взрослости Э.Эриксон (1996) видит в эго-интеграции, достижении целостности эго, собственного опыта. Для этого недостаточно просто размышлять о своем прошлом, а необходимо участвовать в различных видах деятельности: воспитании внуков, в политике, общественных организациях, оздоровительных программах, поддержке своих сверстников, братьев и сестер и пр.
В этом возрасте уже происходит профессиональная адаптацияиндивида, которая означает:
-
вхождение человека в ролевую структуру группы; -
принятие субъектом всех структурных элементов профессиональной деятельности (задач, способов, средств, результатов, условий) и овла- дение ими; -
приспособление человеком самой профессиональной деятельности к своим индивидуальным особенностям.
Особенностиповедениявсемейнойжизни
Важным моментом в семейной жизни являются отношения со взрослыми детьми, перестройка отношений со вступившими в брак детьми, их материальная и эмоциональная поддержка. Поддержка отношений между членами семьи становится ведущей потребностью людей среднего возраста.
Развитие познавательной сферы человека в период средней взросло-сти.
40-60-летний возраст характеризуется снижением физических возможностей, психофизических функций, сенсомоторных и моторных процессов.
В период средней взрослости у человека появляется способность оценивать те или иные события, знания в более широком контексте, устанавливать с ними более разнообразные связи и отношения, что позволяет говорить об особом качестве мышления человека – мудрости.
Поздняя взрослость (60 и более лет)
Главной особенностью периода поздней взрослости является генетически запрограммированный процесс старения, который сопровождается опреде- ленными возрастными изменениями в организме.
Среди факторов, определяющих поведение человека в этом возрасте, отмечают следующие:
-
снижение психофизических возможностей: снижение мышечной силы и подвижности человека, ослабление общего тонуса; ухудшение зрения (к 60 годам), слуха (к 50-55 годам); ухудшение тонкой моторики и снижение времени реакции; помимо процесса старения на снижение психофизических возможностей оказывают влияние болезни и депрессивные состояния человека; около половины мужчин и две трети женщин в возрасте старше 70 лет жалуются на состояние своего здоровья (Н.Ф.Дементьева, 1998); -
пол: женщины склонны к расширению межличностных контактов; кон- такты мужчин постепенно сужаются до круга семейных отношений; женщины легче переносят утрату и одиночество, легче смиряются с отделением от семьи взрослых детей, устанавливают новые знакомства и отношения; женщины чаще, чем мужчины, посещают церковь и видят опору в религии (Н.Ф.Шахматов, 1996; Ю.А.Потанина, 1999); женщины вследствие более ранней смертности мужчин в возрасте по- сле 70 лет чаще ведут одинокий образ жизни (31.3% против 17% - Ю.А.Потанина, 1999); -
индивидуальныеособенности:тип личности, смысловые ориентации человека влияют на его образ жизни (физическая активность, профессиональная активность, интересы и хобби и пр.), отношения с окру- жающими людьми и отношение к смерти; -
«разобществление»:теория разобществления, предложенная амери- канскими психологами (Р.Хевигхерст, Б.Ньюгартен, Дж.Розен, В.Генри и др.) в 60-х годах, утверждает, что вследствие прекращения человеком трудовой деятельности, ухудшения материального благо- состояния, падения социального престижа, потери близких, ухода из семьи взрослых детей снижаетсякоммуникабельностьиличностьстановится замкнутой в своем внутреннем мире; в пожилом возрасте для людей типичны нерешительность, тревожность, амбивалентность, а зачастую и невротические расстройства; -
материальное благосостояние:владение собственностью и материальный доход также в значительной степени влияет на отношение человека к пенсионному возрасту и его поведение; в нашей стране многие пенсионеры вынуждены работать, выращивать урожай на садовом участке; -
утрата близких и одиночество: потеря близких людей влияет на эмоциональное состояние, переживания пожилых людей; среди респондентов старше 60 лет за 1999-2000гг. 33% потеряли от 4 до 7 родст- венников и лично знакомых людей, 22% - больше 8 человек (Р.Калиш, 1997); отмечается, с одной стороны, разрыв с обществом и близкими людьми, сопровождающийся тягостными переживаниями, с другой стороны, тенденция к обособлению; -
осознание приближения конца жизни: при планировании своего буду- щего пожилые люди уже принимают во внимание возможность скорой смерти; между тем, большинство из них интереса к теме смерти не ис- пытывают и избегают разговоров о ней, хотя и переживания по поводу собственной смерти становятся все менее интенсивными; большая часть пенсионеров (58%) связывают свое будущее с помощью близ- ким, семейными и личными интересами, 15% не имеют определенных планов на будущее, 27% отметили, что у них «нет будущего» (И.В.Шаповаленко, 1999).
В пожилом возрасте резко усиливается интерес к религии (среди верую- щих лиц старше 60 лет от 53 до 65.8% (К.Каариайнен, Д.Е.Фурман, 1997; Л.Г.Новикова, 1998)). Религиозность рассматривается как один из важней- ших факторов, помогающих спокойно относится к старости и смерти.
Можно отметить возрастную динамику развития мотивов в период позд- ней взрослости. В возрасте 60-69 лет человек по-прежнему сохраняет дея- тельную активность, продолжает реализовывать те же жизненные потребно- сти и мотивы (самореализации, созидания, передачи наследства (наследия) следующему поколению, полезности другим людям). После 70 лет организм большинства пожилых людей слабеет, они сталкиваются с множеством бо- лезней, резко сужает круг общения и снижаются возможности пространст- венного передвижения, на первый план выходит потребность в поддержа-нии физическогоздоровья.
При этом может сохраняться интерес к хобби: коллекционирование, заня- тия музыкой, живописью и пр. (пространство для творчества).
В этом возрасте сохраняется устойчивый познавательный интерес (мно- гие ученые и писатели продолжали продуктивно работать и в этом возрасте: И.П.Павлов в 73 года создал «Двадцатилетний опыт», в 77 – «Лекции о рабо- те больших полушарий головного мозга»; Л.Н.Толстой – в 71 год «Воскресе- ние», в 76 лет – «Хаджи-Мурат».) Г.Олпорт цитирует известного нейрохи- рурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Г. Олпорт, 1961). Именно творческая деятельность помогает человеку противостоять старче- ской деменции.
Для человека после 80 лет особое значение приобретает забота и внима- ние со стороны других людей, как родственников, так и посторонних. Это способствует удовлетворению их потребности в позитивном внимании, когда тебя не воспринимают как обузу, а просто любят и хотят, чтобы ты прожил подольше.
В целом, в период поздней взрослости отмечается снижение потребно-стно-энергетическойсторонымотивации, ослабление желаний.
В целом, в период поздней взрослости отмечается снижение потребно-стно-энергетическойсторонымотивации, ослабление желаний.
Исследования американских психологов (R.C.Gibson, 1986) показали, что в поздней взрослости людям помогают обрести смысл жизни следующие способы (в порядке их значимости):
-
религиозные стимулы; -
участие в неформальных организациях; -
взаимоотношения в семье; -
увлечения (хобби); -
самоанализ (переживание прошлых событий); -
уход от действительности (забывание о проблемах); -
ничегонеделание; -
немедленные действия (делать хоть что-нибудь); -
прочие (сон, выпивка, лекарства, фантазии и др.).
Основную задачу поздней взрослости Э.Эриксон (1996) видит в эго-интеграции, достижении целостности эго, собственного опыта. Для этого недостаточно просто размышлять о своем прошлом, а необходимо участвовать в различных видах деятельности: воспитании внуков, в политике, общественных организациях, оздоровительных программах, поддержке своих сверстников, братьев и сестер и пр.