Файл: Правовые аксиомы, презумпции и фикции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 573

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридическая фикция - правовая категория, которая уже на протяжении многих веков осуществляется в законодательной и правоприменительной практике. История данной категории ведет свои истоки со времен римского права. Впоследствии она была воспринята и интегрирована в правовые системы многих европейских стран, в том числе в российскую правовую систему.

В настоящее время юридическая фикция широко используется российским законодателем. Ее существование в праве оправдывается исключительноправовыми целями, главная из которых – стремление к эффективности правового регулирования.

Само понятие «фикция» происходит от латинского fictio” - выдумка, вымысел.

В Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова фикция определяется следующим образом: «Положение, построение, которому ничто не соответствует в действительности, но которым пользуются как допущенным с какой-нибудь определенной целью»28.

Определение правовой фикции законодателем не сформулировано, поэтому следует анализировать мнения ученых.

В одной из первых и наиболее значительных работ на тему правовых фикций в отечественной правовой науке - монографии профессора Д.И. Мейера «О юридических вымыслах и предположениях, скрытных и притворных действиях» - под фикцией (fictions juris) понимается «вымышленное существование факта, о котором известно, что оно вовсе не существует или существует в другом виде»29. Также Мейер называет фикции «вымыслами права».

Другой исследователь, внесший значительный вклад в изучение фикций, - Г.Ф. Дормидонтов – в своей работе уже выделял это понятие в узком и широком смысле. В «самом обширном смысле» он относит к фикциям «явления юридического быта, которые справедливо и несправедливо обозначаются этим словом и производным от него прилагательным, а равно близкими ему по значению словами: «вымышленный», «мнимый», «притворный» и т.п.»30.

Для точного определения понятия юридической фикции в узком смысле Дормидонтов упоминает о том, что «фикция вообще есть известный прием мышления, состоящий в допущении существующим известного несуществующего обстоятельства или, наоборот, несуществующим существующего, в решении задачи при помощи ложного положения» Там же.; отсюда он выводит понятие юридической фикции «в тесном смысле» - это «тот же прием, но допускаемый и даже предписываемый в известном случае объективным правом».

В советское время З.М. Черниловский, констатируя, что
фикция была известна еще римскому праву, ссылается на мнение Р. Иеринга, который «говорил о ней, как о кажущемся акте, с помощью которого достигается известный результат, одобренный данной системой права. Иеринг характеризовал юридическую фикцию как юридическую ложь, освященную необходимостью; она позволяет избегать трудностей, вместо того, чтобы преодолевать их, и представляет собой своего рода технический обман»31.

Как особый прием понимает фикцию и профессор Н.И. Матузов, отмечая, что он «заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы»32.

М.Л. Давыдова по данному вопросу пишет, что категорию «фикция» юристы используют в нескольких значениях:

- понятие «фикция в праве» «обозначает такие ситуации в правотворчестве или правореализации, когда законы не соответствуют регулируемым общественным отношениям, а правоприменительная практика не соответствует законам»;

- явления фиктивного правового состояния «носят юридический характер, регулируются законом, их существование признается правом, хотя и оценивается чаще всего негативно (фиктивный брак и т.п.)»;

- правовые фикции как прием (средство) юридической техники «представляют собой специфические правовые положения, с помощью которых конструируется несуществующая условная правовая реальность. Данные явления, будучи абсолютным вымыслом, не только существуют с юридической точки зрения, но и являются необходимыми элементами механизма правового регулирования»33.

Таким образом, российские ученые придерживаются различных подходов к определению правовой фикции. Большинство из них понимают под фикцией особый прием юридической техники. Однако следует отметить, что фикция должна определяться с различных позиций: как прием юридической техники, как фиктивные нормы и как фиктивные правоотношения.

Поскольку фикции в праве являются довольно распространенным явлением, возникает необходимость в их классификации. Отечественные исследователи делят их по определенным основаниям.



I. Фикции можно разделить по сфере существования: - на теоретические, которые, являясь частью правовой доктрины, не выступают самостоятельными регуляторами. Так, в качестве правовых фикций в литературе традиционно рассматриваются конструкции юридического лица, государства и др. Независимо от факта закрепления в нормативном тексте их условно можно назвать понятийными, они не устанавливают правил, а предполагают наличие допущения в самом понятии; - нормативные фикции - это правовые положения, закрепленные в тексте закона в виде отдельных регулятивных нормативных предписаний. Именно об этих правовых велениях принято говорить, как о средствах юридической техники, поэтому именно они подвергаются классификации Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 19.

II. 1. Цель материально-правовых фикций состоит в том, чтобы обеспечить нормальное развитие общественных отношений, преодолеть состояние неопределенности, невосполнимости тех или иных фактов либо информации о них.

2. Процессуально-правовые фикции призваны преодолевать процессуальную недисциплинированность сторон, сокращать ход и объем производства по делу, экономить силы судей, смягчать процессуальные формальности. Без процессуальных фикций правильное и справедливое рассмотрение и разрешение дела часто бывает невозможным.

III. Правовые фикции могут также быть классифицированы по степени обязательности.

Нет сомнений в том, что «любая фикция императивна с точки зрения возможности опровержения, установленного ею правила» Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 22. В зависимости от нее правовые фикции делятся на два вида:

1. Императивные фикции устанавливают обязанность суда признать те или иные обстоятельства. Эта обязанность обозначается в тексте использованием слов «считается», «признается» и др.

2. Диспозитивные (или оценочные) фикции предполагают возможность выбора для судьи, предоставляя ему право применить соответствующее правило. После применения фикции судом она не может быть оспорена.

IV. Классифицируют юридические фикции также по источнику: фикции, закрепленные в Конституции РФ; в международных нормативных правовых актах; в федеральных конституционных законах и федеральных законах; в нормативных актах Президента РФ, актах палат Федерального Собрания РФ, нормативных актах Правительства РФ, иных актах министерств и ведомств; в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, их законах и подзаконных актах; в актах о местном самоуправлении; в локальных актах
34.

V. По характеру воздействия выделяют фикции:

1. Социально одобряемые. Таких фикций подавляющее большинство.

2. Социально не одобряемые. Это фикции, негативно влияющие на тех или иных участников правоотношений.

VI. В зависимости от принадлежности к той или иной части правовой системы говорят о фикциях: публично-правовых, то есть фикциях, используемых в публично-правовых отношениях; частноправовых, то есть фикциях, используемых в частном праве.

Правовые фикции классифицируются по большому количеству критериев. Однако необходимо заметить, что не существует единой системы классификации фикций, а некоторые виды классификации не лишены элемента относительности.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать, что юридическая фикция – это универсальный прием юридической техники, используемый в исключительных случаях на стадиях правотворчества и правоприменения, состоящий в признании существующим заведомо не существующего факта или наоборот, обладающий императивностью и выполняющий роль юридического факта в ситуации невосполнимой неизвестности Данилова Е.С. К вопросу о понятии, классификации и значении юридических фикций35.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе нами было проведен общетеоретический анализ правовых презумпций, аксиом и юридических фикций, активно функционирующих не как законодательные нормы, а как специфические разновидности правил, выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики.

В ходе исследования было выявлено, что указанные категории играют важную организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской деятельности, оказывают значительное влияние на регулирование и упрочение законодательства.

Была произведена классификация правовых презумпций, в результате чего был сделан вывод о том, что правовые презумпции бывают фактическими и юридическими. В обыденной жизни мы формулируем в основном фактические презумпции.

Необходимо отметить, что проблема определения понятия и классификации презумпций, используемых в правоприменительной деятельности, на сегодняшний день является, с одной стороны, еще недостаточно хорошо разработанной, а с другой стороны, практически важной и актуальной.

Наука должна разработать вопрос о презумпциях настолько подробно и глубоко, чтобы дать практике своеобразный «свод правил», регулирующих применение и использование презумпций, и тем самым попытаться обеспечить единообразный подход правоприменителей в этом вопросе.


Относительно правовых аксиом в ходе исследования было замечено, что их можно рассматривать не только в качестве постулатов правовой науки, но и как определенные нормы права, закрепленные в законодательстве. Они аккумулируют правовой опыт человечества, в связи с чем их использование необходимо для упорядочения общественных отношений, эффективности правового регулирования.

Рассматривая юридические фикции, был сделан вывод о том, что фикции вызваны в свет необходимостью удовлетворять новым потребностям имеющимися правовыми средствами. И отказаться от них, не дав ничего взамен, значит ввергнуть весь отлаженный  механизм правового регулирования в хаос. Факт повсеместного распространения фикций в праве связан со следованием принципу экономичности в законотворческой деятельности. Гораздо проще придать условно-правовой режим объекту, для которого это не свойственно, чем создавать усложненные правовые конструкции, при помощи которых регулирование будет иметь громоздкий характер. 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература:

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. От 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. В силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/fb7ea2c77d501c3ff01f8d6a1252cc88a7d452b8/.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b6cd84836e74cea492431160b5fa238b1b8f84c9/.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс]. - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/43b57d6c014e99070854acf76d1627ac9a184239/.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/c511835e25e63740cf185038b1ad056526f814e9/.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/94ebfa384dd37d9377ee7b78ab23c150ff69e5b4/.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/62129e15ab0e6008725f43d63284aef0bb12c2cf/.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/e8d3411eef83427471ae3409d62570cd0ae3b62a/.