Файл: Оглавление введение Наука как специфический тип знания. Критерии научного знания Типы научного познания Понятие вненаучного познания Виды вненаучного знания Заключение Библиографический список введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория обладает сложной структурой, в которой имеются следующие компоненты: законы, аксиомы, понятия, уравнения; идеализированные объекты – абстрактные модели; совокупность приемов, способов, правил, доказательств, которые нацелены на прояснение знания; философские обоснования и обобщения.
Проблема – это, другими словами, знание о незнании, о том, что необходимо разрешить, на какой именно из многочисленных, возникающих по ходу исследования отдельного явления, вопросов крайне важно дать ответ. Не стоит забывать, что умение правильно обозначить проблему зачастую оказывается важнее самого ее решения. Чем же, как правило, вызываются проблемы? Они возникают или при столкновении двух разных теорий, либо в случае нахождения противоречия в конкретной проблеме, или же являются результатом столкновения теории и наблюдения [15, 87].
Постановка и решение научных проблем обязательно подразумевают выбор конкретных методов исследования, которые обусловлены либо его целью, либо характером решаемых проблем. Далее, использование понятийного аппарата, с помощью которого возможно фиксировать определенные феномены. Большое значение имеют научные традиции при постановке и выборе проблемы.
ПОНЯТИЕ «ВНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»
Познание не ограничивается научной сферой, знание в той или иной форме существует и вне науки. Появление научного знания не отменило, не превратило другие формы знания в бесполезные. Полная и всеобъемлющая демаркация, выражающаяся в отделении науки от ненауки, не увенчалась успехом.
Любой из форм общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют свои определенные формы знания. Существуют также формы знания, имеющие символическую, концептуальную либо художественно-образную основу. В наиболее общем смысле научное познание является процессом получения истинного, объективного знания. Перед научным знанием стоит тройная задача, которая связана с описанием, объяснением и предсказанием явлений и процессов реальности. В ходе развития научного познания происходит чередование революционных периодов - научные революции, ведущие к изменению принципов и теорий, и периоды нормального развития науки, во время которых происходит углубление и детализация. Научное знание отличается универсальностью, объективностью, претендует на общезначимость.
Разграничивая основанное на рациональности научное, и вненаучное знание вненаучное, важно понимать: вненаучное знание - это не чье-то изобретение или выдумка. Оно исходит из определенных интеллектуальных сообществ в соответствии с другими, не рационалистическими стандартами, нормами, располагает своими источники и средства познания. Представляется очевидным, что многие формы вненаучного знания старше знания, научным признанного, например, астрология старше астрономии, а алхимия старше химии В истории культуры различные формы знания, отличные от классической научной модели и стандарта и относящиеся к «отделу» вненаучного объединены общим понятием – эзотеризмом [3].
Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Отделение науки от ненауки - так и не стало реальностью до сих пор. Бытовало мнение, что научные знания должны со временем убрать из сознания общественно-ненаучные представления как пустые или вредные предрассудки, однако в XX в. возникло и постепенно утвердилось ясное понимание того, что вненаучное познание не только неискоренимо, но, даже более того, оно совершенно необходимо как предпосылка научного познания.
Одним из первых, кто это понял был Э. Гуссерль. В его произведениях о кризисе европейского человечества, науки и философии, возникший из-за игнорирования учеными «жизненного мира», данного в непосредственном опыте до и вне научного знания [2, 87]. Но именно «жизненный мир» для ученого является «почвой, полем его деятельности, в которой только его проблемы и образ мышления имеют значение».
На третьем этапе в эволюции философии участники Венского кружка делали попытки четкого разделения научного знания как ненадежных принципов проверки, но их попытка провалилась. В отличие от них К. Поппер использовал решение проблемы разграничения научного и ненаучного знания, которое основано на принципе фальсификации. И в то же время оценка знания как научного или ненаучного не должна означать, что оно истинное или ложное.
В современной постпозитивистской философии науки общепризнана позиция о невозможности четкого разграничения научного и ненаучного знания. Один из наиболее радикальных представителей современной философии науки П. Фейерабенд утверждает, что науку как идеологию научной элиты необходимо лишить главенствующего положения в обществе и уровнять с религией, мифом, магией [13, 432].
ВИДЫ ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Различают следующие формы вненаучного знания:
1) ненаучное, которое понимается в роли разрозненного бессистемного знания, без формализации, не описываемое законами, вступающее в конфронтацию с современной научной картине мира;
2) донаучное, в виде прототипа научного знания, являющееся предпосылкой науки;
3) паранаучное – оно несовместимо с существующими гносеологическими стандартами. Обширный класс паранаучного знания вбирает в себя учения либо размышления о феноменах. С точки зрения научных стандартов их объяснение или убедительность недостаточны;
4) лженаучное – представляет собой преднамеренную эксплуатацию предрассудков и домыслов. Лженаука является ошибочным знанием и часто представляет науку как дело аутсайдеров. В ряде случаев лженаучное знание связывают с патологической деятельностью психики Творца, величаемого в обиходе "маньяком", "сумасшедшим". К признакам лженауки относят малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам и претенциозность. Лженаучные знания крайне чувствительны к сенсациям. Их видовая особенность в том, что они не могут объединяться парадигмой, не могут обладать универсальностью, систематичностью. Они местами даже сосуществуют с научными знаниями. Принято считать, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через знание квазинаучное;
5) квазинаучное знание, которое ищет себе приверженцев сторонников и, основываясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, процветает в условиях жестко иерархизированной науке. Там, где критика власть имущих невозможна, четко выражен идеологический порядок;
6) антинаучное - сознательное искажение и утопичность представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и методы исследования являются противоположными науке. Это как бы такой подход с "противоположным знаком". С ним неотрывно связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". При этом особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, несмотря на всю серьезность этого явления, избавиться от антинауки в принципе невозможно;
7) псевдонаучное знание - это интеллектуальная деятельность, основанная на ряде популярных теорий, например, на рассказах о древних космонавтах, о снежном человеке и о Лох-несском чудовище [8].
Еще на самых ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее простейшие сведения о природе и окружающей действительности. Он основан на опыте повседневной жизни, но имеет несистематический, децентрализованный, характер и представляет из себя простой набор информации. Как правило, люди обладают большим объемом повседневных знаний, которые генерируются каждый день в условиях базовых жизненных отношений, и являются исходным уровнем всех знаний. В некоторых случая аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки,
вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука проходит долгий и трудный путь, чтобы доказать и опровергнуть те утверждения, которые давно установились в повседневной среде знаний.
Последнее включает в себя здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Он уникален тем, что фактически используется человеком неосознанно и не требует какой-либо предварительной системы доказательств в приложении. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто молчаливо руководит действиями субъекта.
Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим, что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.
Исторически первая форма человеческого знания включает игровое познание, основанное на общепринятых правилах [1, 34]. Это помогает людям выходить за рамки повседневной жизни, не беспокоясь о реальных выгодах, и действовать в соответствии со свободно принятыми правилами игры. В игровом познании можно скрыть правду и обмануть партнера. Он носит образовательный и развивающий характер, раскрывая качества и способности человека, позволяя преодолеть психологические границы общения.
В отдельную разновидность знания, являющуюся достоянием одной отдельной личности, выделяют личностное знание. Это целиком и полностью зависит от способностей конкретного объекта с особенностями его познавательной и интеллектуальной деятельности. Коллективное знание имеет общее значение, оно надличностно, и предполагает в себе наличие концепции, метода, технологии и системы правил, которые необходимы и являются общими для всех. Личностные знания, где человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, считаются необходимой и подлинной частью знаний. Они подчеркивает тот очевидный факт, что наукой занимаются люди, а искусство или когнитивная деятельность не могут быть изучены по учебникам и могут быть достигнуты только посредством общения с мастером [6, 45].
Так называемая народная наука - это отдельная форма сверхнаучной и иррациональной репрезентативной формы. Эта форма в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а в истории являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности и прочно расположилась на периферии, подальше от центра официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука существует и передается от наставника к ученику в бесписьменной форме. В отдельных случаях находятся ее следы в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что в народной науке видят ее огромную и тонкую, по сравнению со скорым рационалистическим взглядом, проницательность, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.
В той картине мира, что представлена народной наукой, очень важна циркуляция могущественных элементов. Природа выступает как "дом человека", а последний в свою очередь - как его частичка. Считается, что народная наука обращена, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой же - к наиболее жизненно важным сферам деятельности человека. К примеру, здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.
Поскольку неорганизованный сбор иррациональных знаний не подходит для строгой, подробной классификации, люди могут столкнуться с распределением следующих трех когнитивных явлений: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. Более того, их актуальность для научной деятельности или степень их «научности» растет по восходящей. То есть зафиксирована некая эволюция от паранормального знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к девиантному знанию. Это косвенным образом свидетельствует о развитии вненаучного знания:
1) Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и духовных силах и отношениях, которые скрыты за обычными явлениями. Самыми яркими представителями данного типа знания являются спиритизм и мистицизм.
Для описания способов получения информации, выходящей за рамки науки, помимо термина "паранормальность" используется и термин "внечувственное восприятие". Наука еще пока не в состоянии объяснить задействованные в подобном случае механизмы, как не может, равно, и игнорировать подобные феномены. Различее проводят экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и психокинез. ЭСВ, в свою очередь,разделяется на телепатию и ясновидение. Телепатия включает в себя обмен информацией между двумя или более людьми сверхъестественными способами. Ясновидение означает способность получать информацию от определенных неодушевленных предметов (ткань, кошелек, фотография и т.п.). Психокинез - это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.