Файл: Оглавление введение Наука как специфический тип знания. Критерии научного знания Типы научного познания Понятие вненаучного познания Виды вненаучного знания Заключение Библиографический список введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание загадок и тайн, а также "умелая обработка фактов". Ко всем этим априорным условиям деятельности в этой сфере также прибавляется свойство исследования через интерпретацию. Используются материалы, которые содержат намеки, утверждения, или подтверждения высказанных взглядов и могут быть истолкованы в их пользу.

3) Характеристика девиантного и анормального знания. Термин "девиантное" здесь означает отклонение познавательной деятельности от общепринятых и устоявшихся стандартов. Причем сравнение происходит не с ориентацией на образец и стандарт и, а в сравнении с нормами, которые разделяют большинством членов научного сообщества. Отличительной чертой девиантного знания является то, что, как правило, им занимаются люди, которые имеют научную подготовку, но по тем или иным причинам выбравшие методы и объекты исследования, сильно отличающиеся от общепринятых представлений. Представители девиантного знания обычно работают в одиночку или небольшими группами. Результаты их деятельности, как и само направление, имеют довольно короткий срок существования.

Иногда встречающийся термин "анормальное знание" не означает ничего иного, кроме того, что метод получения знания или само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Весьма интересно подразделение анормального знания на три типа:

а) Первый тип возникает в результате несоответствия норм здравого смысла и норм, которые установлены наукой. Этот тип весьма распространен и реализован в обычной жизни людей. Он не отталкивает своей ненормальностью, а, напротив, привлекает к себе внимание в ситуации, как действующая личность, при наличии у нее специального образования или специальных научны знания, нивелирует проблему несоответствия норм обыденного мировоззрения и научного (например, в воспитании, в ситуациях общения с младенцами и т. д.).

б) Второй тип появляется при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами иной.

в) Третий тип можно найти при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности [16, 82].

Очень долгое время вненаучные знания не считались заблуждением. Разные формы вненаучного познания различаются, поэтому являются для многих некой внутренней потребностью. Можно заявить, что вывод, разделяемый современно мыслящими учеными, видящего всю ограниченность рационализма, сводится к следующему. Невозможно запретить развитие вненаучных форм познания, так же как невозможно культивировать только и исключительно лженауку, так же неуместно отрицать доверие к таким идеям, насколько сомнительными они могут показаться.


Весьма часто утверждается, что традиционная наука, взяв за опору рационализм, привела человечество в тупик, выход из которого может быть подсказан какими-то вненаучными знаниями. К вненаучным дисциплинам относятся те, чья практика основана на иррациональной деятельности - мифах, религиозных и мистических ритуалах и ритуалах [12, 58].

Мнение о том, что именно научное знание обладает большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками этой точки зрения. Наука может «знать меньше» с точки зрения объема вненаучных знаний, поскольку все, что она знает, должно выдерживать строгую проверку достоверности фактов, гипотез и объяснений. Знания, которые не выдерживают проверки, отбрасываются, и даже истинная информация может оказаться за пределами науки.

Иногда вненаучное знание характеризует себя как Его Величество Иной способ истинного познания. А так как интерес к разнообразию форм вненаучного знания присутствует повсеместно и значительно вырос в последние годы, а престиж профессии инженера и ученого серьезно упал, то напряжение, связанное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, стоит отметить, что проделанная работа позволяет говорить о том, в корне неверно полностью отрицать и игнорировать вненаучные знания. Ведь не просто так все время человеческого существования разнообразные формы вненаучных знаний имели место и были времена, когда они процветали и поддерживались большим количеством людей. Но, в то же время, некритическое отношение к вненаучному знанию может привести к расширению его распространения, стиранию границ с научным, а при некоторых социальных условиях – и к вытеснению «нормального» научного знания.

В ходе написания работы были выполнены следующие задачи:

- определение понятиям научное и «вненаучное» знания;

- выделили типы научного познания;

- выделили виды вненаучного знания;

В работе были изучены отличительные особенности и типы научного знания. Описаны вненаучное знание и его основы. Помимо этого, были выделены формы и виды вненаучного знания и даны их полные характеристики. В заключении сделаны основные выводы по работе.

Цель работы была достигнута, задачи выполнены.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки / В.Ф. Берков. — М.: ООО «Новое знание», 2008 г. 304 с.



2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994. 452 с.

3. Демаркации проблема [Электронный ресурс] : Энциклопедия современной эзотерики.- Режим доступа : http://ariom.ru/wiki/DemarkaciiProblema/print : (дата обращения : 17.05.2023).

4. Кохановский В.Б., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фахти Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 608 с.

5. Наука: возможности и границы (Отв. Ред. Е.А. Мамчур). – М.: Наука, 2003. 293 с.

6. Мамчур, Е.А. Образы науки в современной культуре / Е.А. Мамчур. — М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2008. 400 с.

7. Методы и формы теоретического уровня научного познания [Электронный ресурс] : Конспектомания.- Режим доступа http://conspects.ru/content/view/170/7/ : (дата обращения : 17.05.2023).

8. Научное и ненаучное знание. Формы ненаучного знания. [Электронный ресурс].- Режим доступа attachment:/248/bilety-po-filosofii-nauchnoe-i-nenauchnoe-znanie-formy-nenauchnogo-znaniya.html : (дата обращения : 17.05.2023).

9. Никитич Л.А. История и философия науки : учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / Л.А. Никитич.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 335 с.

10. Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр. / Под ред. Л.С. Понтрягина. – 2-е изд. Стер. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. 736 с.

11. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2010. 744 с.

12. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. — М.: Гардарики, 2006 г. 384 с.

13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 566 с.

14. Философия и методология науки : уч. пособие для вузов / Институт Открытое общество ; под ред. В.И. Купцова.- М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 1996. 551 с.

15. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2018. 736 с.

16. Шестаков А.А. Философия науки: Учебное пособие для вузов / А.А.Шестаков.— Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 336 с.