Файл: Рабочая программа дисциплины к. М. 02. 02 Педагогическая праксеология рекомендуется для направления подготовки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Процедура педагогической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Методика в структуре педагогической деятельности.
2. Праксеологический анализ методов педагогической деятельности
4. Праксеологические аспекты построения образовательных технологий
Практическая работа:
Ответьте на приведенные ниже вопросы:
1. Можете ли вы четко сформулировать основные идеи, отражающие ваши ценностные ориентиры и определяющие подход к организации педагогического процесса?
2. Есть ли у вас долгосрочные перспективы деятельности?
3. Соотносятся ли выдвинутые вами педагогические задачи с целевыми установками и назначением образовательного учреждения?
4. Умеете ли вы формулировать на определенный период реально достижимые задачи?
5. Какими принципами вы руководствуетесь в своей деятельности?
6. Адекватны ли содержание и формы организации педагогического процесса, педагогической деятельности ценностным ориентирам и поставленным задачам?
7. Знаете ли вы точно в рамках организуемых отдельных педагогических событий, на решение каких именно перспективных задач вы направляете в данный момент свои усилия?
Если на эти вопросы вы дали обоснованный утвердительный ответ, ваша профессиональная деятельность имеет стратегическую направленность.
Лабораторное занятие № 5
Праксеологические проблемы профессионально-педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:
Практическая работа:
Литература:
М., 1996.
Требования к самостоятельной работе студентов
1. Освоение категориального поля праксеологии, составление личного профессионального словаря
2. Решение ситуативных задач по конструированию, изучению и обобщению профессионального опыта применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики.
3. Описание действий педагога по оказанию адресной помощи обучающимся–трудоемкость
4. Практико-ориентированная задача на реализацию программ духовно-нравственного воспитания обучающихся
5. Проектирование нравственного воспитания методами развития и социализации обучающихся
6. Компетентстно-ориентированное задание. Попробуйте сформулировать праксеологические признаки эффективности школы на основе результатов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся
7. Сравнительный анализ психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности
8. Разработка алгоритма планирования учебно-воспитательной работы по индивидуализации обучения, развития, воспитания
9. Практико-ориентированные задания на выявление особенностей построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
10. Построение алгоритмов решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемов индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
11. Ситуативные задачи на осуществление выбора психолого-педагогических технологий
зависимости от контекста профессиональной деятельности
Руководствуясь положениями статьи 47 и статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" научно-педагогические работники и иные лица, привлекаемые университетом к реализации данной образовательной программы, пользуются предоставленными академическими правами и свободами в части свободы преподавания
, свободы от вмешательства в профессиональную деятельность; свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; права на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); права на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; при этом преподаватель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; систематически повышать свой профессиональный уровень.
Исходя из рамок, установленных учебным планом по объему и видам учебной работы по дисциплине, преподаватель самостоятельно выбирает тематику занятий по формам и количеству часов проведения: лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, в том числе индивидуальные консультации (по курсовым работам/проектам – при наличии курсовой работы/проекта по данной дисциплине в учебном плане).
Рекомендуемая тематика занятий максимально полно реализуется в контактной работе со студентами очной формы обучения. В случае реализации образовательной программы в заочной / очно-заочной форме объем учебного материала сохраняется, но в значительной части осваивается студентами в форме самостоятельной работы. При этом требования к ожидаемым образовательным результатам студентов по данной дисциплине не зависят от формы реализации образовательной программы.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература
1. Хуторской, А. В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. [текст]/А.В.Хуторской. - СПб.: Питер, 2018. - С.63-116.
2. Сытина, Н.С. Теория и технологии обучения: решение профессиональных задач [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2017. — 223 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49544 — Загл. с экрана.
Дополнительная литература
1.Колесникова И. А. Педагогическая праксеология .учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Е. В.Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2009.
3. Краевский В.В., Бережнова В.Е.Методология педагогики: новый этап.- М.,2008.48 экз.
4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2011.
программное обеспечение
Операционные системы: Ubuntu (свободно распространяемое ПО) / MS Windows / пр.
Веб-браузер: Mozilla Firefox (свободно распространяемое ПО) / пр.
Офисный пакет: LibreOffice (свободно распространяемое ПО) / Microsoft Office /пр.: текстовый редактор, табличный процессор (создание таблиц), программа подготовки презентаций, графический редактор.
базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
http://studentam.net/content/category/1/2/5/
http://pedlib.ru
http://www.school.edu.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов, компьютерный класс и мультимедиа проектор.
Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университетом могут быть представлены специализированные средства обучения, в том числе технические средства коллективного и индивидуального пользования:
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Курс состоит из пяти разделов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.
В первом разделе рассматривается педагогическая праксеология в системе научного знания. Обращается внимание на потребность общества в радикальном обновлении системы образования, модернизации современного образования.
Рассматривается становление педагогической праксеологии. Выявляются праксеологические характеристики педагогической деятельности. Рассматривается применение нормативно-правовых актов в сфере образования и нормы профессиональной этики.
Показана важность взаимосвязи основных категорий педагогической праксеологии.
Приобретенные знания в бакалавриате при изучении теоретической педагогики позволяют рассмотреть методологическую культуру педагога, уточнить сущность, дать характеристику основных ее компонентов.
Второй раздел рассматривает праксеологические основы педагогической деятельности. Данный раздел предполагает изучение качественной определенности педагогической деятельности, свойств и функций педагогической деятельности, видов педагогической деятельности, субъектов педагогической деятельности.
Третий раздел рассматривает праксеологическую структуру педагогической деятельности.
В четвертом разделе характеризуется процедура педагогической деятельности.
В пятом разделе уточняются праксеологические проблемы профессионально-педагогической деятельности
При реализации содержания программы следует предусмотреть использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики.
В случае организации учебной работы с использованием дистанционных образовательных технологий занятия проводятся в электронной информационно-образовательной среде университета на сайте https://lms.bspu.ru. Инструкции для работы в системе дистанционного обучения размещены на сайте и адресованы как преподавателям (https://lms.bspu.ru/course/view.php?id=1044), так и студентам (https://lms.bspu.ru/course/view.php?id=1987#section-2).
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация выполняется в форме зачета без оценки.
Примерные вопросы, задания для проведения промежуточной аттестации по дисциплине и критерии оценивания:
Вопросы для обсуждения:
1. Методика в структуре педагогической деятельности.
2. Праксеологический анализ методов педагогической деятельности
4. Праксеологические аспекты построения образовательных технологий
Практическая работа:
Ответьте на приведенные ниже вопросы:
1. Можете ли вы четко сформулировать основные идеи, отражающие ваши ценностные ориентиры и определяющие подход к организации педагогического процесса?
2. Есть ли у вас долгосрочные перспективы деятельности?
3. Соотносятся ли выдвинутые вами педагогические задачи с целевыми установками и назначением образовательного учреждения?
4. Умеете ли вы формулировать на определенный период реально достижимые задачи?
5. Какими принципами вы руководствуетесь в своей деятельности?
6. Адекватны ли содержание и формы организации педагогического процесса, педагогической деятельности ценностным ориентирам и поставленным задачам?
7. Знаете ли вы точно в рамках организуемых отдельных педагогических событий, на решение каких именно перспективных задач вы направляете в данный момент свои усилия?
Если на эти вопросы вы дали обоснованный утвердительный ответ, ваша профессиональная деятельность имеет стратегическую направленность.
Лабораторное занятие № 5
Праксеологические проблемы профессионально-педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:
-
Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога -
Праксеологические ошибки педагога -
Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
Практическая работа:
-
Проанализируйте праксеологические ошибки педагога и праксеологическую коррекцию педагогической деятельности. Составьте сравнительную таблицу.( Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с. 201-223, пособие находится в свободном доступе Интернет):
Праксеологические ошибки педагога | Праксеологическая коррекция педагогической деятельности |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Литература:
-
Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия, 2010.- УМО РФ.- Режим доступа: http: //www.lib.bspu.ru -
Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. – М.: Академия, 2005. – 345с. -
Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 12 -
Новиков А.М. Методология образования. - М.: «Эгвес», 2002. - С.27-31; 258-261. -
Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. —
М., 1996.
Требования к самостоятельной работе студентов
1. Освоение категориального поля праксеологии, составление личного профессионального словаря
2. Решение ситуативных задач по конструированию, изучению и обобщению профессионального опыта применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики.
3. Описание действий педагога по оказанию адресной помощи обучающимся–трудоемкость
4. Практико-ориентированная задача на реализацию программ духовно-нравственного воспитания обучающихся
5. Проектирование нравственного воспитания методами развития и социализации обучающихся
6. Компетентстно-ориентированное задание. Попробуйте сформулировать праксеологические признаки эффективности школы на основе результатов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся
7. Сравнительный анализ психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности
8. Разработка алгоритма планирования учебно-воспитательной работы по индивидуализации обучения, развития, воспитания
9. Практико-ориентированные задания на выявление особенностей построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
10. Построение алгоритмов решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемов индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
11. Ситуативные задачи на осуществление выбора психолого-педагогических технологий
зависимости от контекста профессиональной деятельности
Руководствуясь положениями статьи 47 и статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" научно-педагогические работники и иные лица, привлекаемые университетом к реализации данной образовательной программы, пользуются предоставленными академическими правами и свободами в части свободы преподавания
, свободы от вмешательства в профессиональную деятельность; свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; права на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); права на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; при этом преподаватель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; систематически повышать свой профессиональный уровень.
Исходя из рамок, установленных учебным планом по объему и видам учебной работы по дисциплине, преподаватель самостоятельно выбирает тематику занятий по формам и количеству часов проведения: лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, в том числе индивидуальные консультации (по курсовым работам/проектам – при наличии курсовой работы/проекта по данной дисциплине в учебном плане).
Рекомендуемая тематика занятий максимально полно реализуется в контактной работе со студентами очной формы обучения. В случае реализации образовательной программы в заочной / очно-заочной форме объем учебного материала сохраняется, но в значительной части осваивается студентами в форме самостоятельной работы. При этом требования к ожидаемым образовательным результатам студентов по данной дисциплине не зависят от формы реализации образовательной программы.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература
1. Хуторской, А. В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. [текст]/А.В.Хуторской. - СПб.: Питер, 2018. - С.63-116.
2. Сытина, Н.С. Теория и технологии обучения: решение профессиональных задач [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2017. — 223 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49544 — Загл. с экрана.
Дополнительная литература
1.Колесникова И. А. Педагогическая праксеология .учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Е. В.Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2009.
3. Краевский В.В., Бережнова В.Е.Методология педагогики: новый этап.- М.,2008.48 экз.
4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2011.
программное обеспечение
Операционные системы: Ubuntu (свободно распространяемое ПО) / MS Windows / пр.
Веб-браузер: Mozilla Firefox (свободно распространяемое ПО) / пр.
Офисный пакет: LibreOffice (свободно распространяемое ПО) / Microsoft Office /пр.: текстовый редактор, табличный процессор (создание таблиц), программа подготовки презентаций, графический редактор.
базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
http://studentam.net/content/category/1/2/5/
http://pedlib.ru
http://www.school.edu.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов, компьютерный класс и мультимедиа проектор.
Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университетом могут быть представлены специализированные средства обучения, в том числе технические средства коллективного и индивидуального пользования:
-
Оборудование для лиц с нарушением зрения: Портативный ручной видео увеличитель Ruby; Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля; Тактильный дисплей Брайля Focus 40 Blue; Электронная пишущая машинка Twen T180+ с дополнительной установкой шрифта Брайля; -
Оборудование для лиц с нарушением слуха и речи: Речевой компьютерный тренажер Дэльфа-142.1; Аппарат слуховой электронный воздушного звукопроведения заушного типа У-01 «Исток»; Аудиометр автоматизированный АА – 02; Портативная информационная индукционная система для слабослышащих «Исток» А2; Индуктор заушный; -
Оборудование для лиц с нарушением ОДА: Приспособление для письма Writing-Bird; Специализированная мышь для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - джойстик компьютерный инклюзивный Optima Joystick; Специализированная клавиатура с большими кнопками для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и слабовидящими людьми.
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Курс состоит из пяти разделов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.
В первом разделе рассматривается педагогическая праксеология в системе научного знания. Обращается внимание на потребность общества в радикальном обновлении системы образования, модернизации современного образования.
Рассматривается становление педагогической праксеологии. Выявляются праксеологические характеристики педагогической деятельности. Рассматривается применение нормативно-правовых актов в сфере образования и нормы профессиональной этики.
Показана важность взаимосвязи основных категорий педагогической праксеологии.
Приобретенные знания в бакалавриате при изучении теоретической педагогики позволяют рассмотреть методологическую культуру педагога, уточнить сущность, дать характеристику основных ее компонентов.
Второй раздел рассматривает праксеологические основы педагогической деятельности. Данный раздел предполагает изучение качественной определенности педагогической деятельности, свойств и функций педагогической деятельности, видов педагогической деятельности, субъектов педагогической деятельности.
Третий раздел рассматривает праксеологическую структуру педагогической деятельности.
В четвертом разделе характеризуется процедура педагогической деятельности.
В пятом разделе уточняются праксеологические проблемы профессионально-педагогической деятельности
При реализации содержания программы следует предусмотреть использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики.
В случае организации учебной работы с использованием дистанционных образовательных технологий занятия проводятся в электронной информационно-образовательной среде университета на сайте https://lms.bspu.ru. Инструкции для работы в системе дистанционного обучения размещены на сайте и адресованы как преподавателям (https://lms.bspu.ru/course/view.php?id=1044), так и студентам (https://lms.bspu.ru/course/view.php?id=1987#section-2).
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация выполняется в форме зачета без оценки.
Примерные вопросы, задания для проведения промежуточной аттестации по дисциплине и критерии оценивания: