ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 723
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
207
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
приорецепторов и интерорецепторов. Во-вторых, обратную связь можно разделить по увеличению или уменьшению выходного сигнала при постоянном сигнале на входе. В первом случае она называется положительной, а во втором — отрицательной. Также обратную связь можно разделить в зависимости от временной за- держки входного и выходного сигналов. Она может быть срочной
(то есть с минимальной временной задержкой) или отставленной
(с некоторой временной задержкой между входным и выходным сигналами, то есть информация о результатах деятельности вы- дается не сразу, а через определенное время).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что основной целью метода БОС является произвольное управление различны- ми физиологическими параметрами и функциями и их изменение в нужном направлении или же, при постоянном мониторинге определенных показателей центральной или вегетативной нерв- ных систем, контроль за ведением деятельности в определенном психофизиологическом коридоре.
Традиционно, изучение физиологических и психофизиоло- гических механизмов биологического управления (БУ) проходило в клинической сфере при лечении и коррекции психологических и психосоматических заболеваний различного генеза. Согласно представленным в научной литературе материалам, наиболее про- дуктивно использование БОС-терапии в лечении функциональ- ных расстройств, индуцируемых хроническим или эпизодическим стрессом, таких как — фобии, постстрессовые тревожные рас- стройства, головные боли, расстройства сна, синдром повышен- ной усталости и т.п. Но также широко представлены и публика- ции экспериментального плана, в которых излагаются результаты успешного применения метода БОС при коррекции различных патологий эндосоматического и смешанного генеза — травмы мозга, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нарушения мышечной регуляции, эпи-синдромы, постинсульные нарушения и т.п.
Для объяснения положительных эффектов биологической об- ратной связи при лечении расстройств и заболеваний различной нозологии, а также объяснения механизмов, лежащих в основе
БУ, предложен ряд гипотез, которые в качестве объяснительного принципа используют различные аспекты деятельности отдельных мозговых структур, всего мозга в целом, или его базовых качеств и свойств. По мнению большинства современных исследователей, в
208
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
роли основных механизмов БУ чаще всего выступают фундамен- тальные свойства мозга, такие как: ритмика, пластичность, нару- шения процессов гомеостаза, активации и внимания
105
Такой подход, предполагающий использование фундамен- тальных свойств мозга в качестве механизмов, объяснительных принципов БУ и его возможностей при лечении различных па- тологий, кроме положительных моментов имеет и негативные аспекты. Во-первых, применяя такие общие модели механизмов
БУ, как ритмы мозга или его пластичность, можно объяснить лю- бые изменения поведения человека или процессы развития любой психопатологии. Во-вторых, такой подход не позволяет выделить и дифференцировать первичные механизмы патологических функ- ций, которые могут находиться как в центральных, так и перифе- рических системах, обеспечивающих общие или локальные адап- тационные процессы в организме человека. Что, соответственно, не позволяет разработать узко направленные и более эффектив- ные методы коррекции отдельных психологических и психосо- матических нарушений, вызываемых такой дезадаптацией. Так, например, тренинги по повышению мощности альфа ритма ис- пользуются практически без всяких модификаций при коррекции различных патологий, при повышении адаптивных возможностей, при формировании «спортивного интеллекта» и «личностного ро- ста» спортсменов
106
. В-третьих, этот подход препятствует выдви- жению общих и частных гипотез о причинах и механизмах широ- кого спектра нарушений, которые традиционно обозначаются как функциональные расстройства. В-четвертых, нет общей теории и
105
Abarbanel A. Gates, states, rhythms, and resonances: Th e scientifi c basis of neurofeedback training // Journal of Neurotherapy. Fal. — 1995. — Vol.1(2). —
P.15-38; Lubar J.F. Neurofeedback for the management of Attention-Defi cit Disorders
// Biofeedback: A Practitioner’s Guide / M.S. Schwartz, F. Andrasik (Eds.). — New
York: Th e Guilford Press, 2003. — P.409-437; Monastra V.J. Clinical Applications of
Electroencephalographic Biofeedback // Biofeedback: A Practitioner’s Guide / M.S.
Schwartz, F. Andrasik (Eds.). New York: Th e Guilford Press, 2003. — P.438-463.
106
Hanslmayr S., Sauseng P., Doppelmayr M., Schabus M., Klimesch W.
Increasing individual upper alpha power by neurofeedback improves cognitive per for mance in human subjects // Appl Psychophysiol Biofeedback. — 2005. —
Mar. — Vol.30(1). — P.1-10; Heinrich H., Gevensleben H., Strehl U. Annotation:
Neu rofeedback — train your brain to train behaviour // Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 2007. — Vol.48:1. — P.3-16; Биоуправление в медицине и спор- те: Материалы IV Всероссийской конференции 8-9 апреля 2002 года. — Омск:
ИМББ СО РАМЫ, СибГАФК, 2002; Биоуправление-4: Теория и практика / Под ред. М.Б. Штарк, М. Шварц. — Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 2002.
209
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
методологии по использованию БУ для развития отдельных про- фессионально важных качеств, психофизиологических функций и состояний здоровых людей.
На кафедре психофизиологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в течение 10 последних лет проводятся ин- тенсивные научно-исследовательские и практико-ориентированные исследовании по изучению процессов БУ и разработке новых тео- ретических и методических подходов по применению БУ в лечеб- ной и коррекционной работе, формировании профессионально важных качеств и повышении адаптивных возможностей специа- листов опасных профессий
107
. С позиций теории функциональных систем П.К. Анохина, БУ можно рассматривать как одну из форм обучения, а обучение, согласно этой же теории, — как процесс си- стемогенеза, в ходе которого формируется новая функциональная система, обеспечивающая организацию и исполнение различных поведенческих актов, направленных на получение приспособи- тельных результатов. В таком случае, любое функциональное рас- стройство можно рассматривать как определенное нарушение в ор- ганизации системы управления или исполнительных механизмов конкретной функциональной системы, реализующей протекание какой-либо психофизиологической функции, отдельного процесса или состояния. Это нарушение возникает как результат неадекват- ной оценки взаимоотношений «организм-среда», которые вызыва- ют дезадаптивные реакции отдельных подсистем организма или целостного поведенческого паттерна. В данном случае тренинги с использованием БУ, включая корковые механизмы контроля за функционированием пораженной системы, активируют процес- сы системной самоорганизации и восстанавливают оптимальную структуру управления и организации исполнительных звеньев этой функциональной системы. С этих же позиций можно объяс- нить успешность применения метода БОС при лечении различных
107
Исайчев С.А. Новые технологии — практическому психологу. Пси- хологическая газета. 2004, №6; Исайчев С.А. Использование бос-технологии в практической психологии. XХ съезд Физиологического Общества имени И.П.
Павлова. Москва, 2007 4-8 июня; Исайчев С.А., Роик А.О. Психофизиологи- ческие методы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и ги- перактивности. IV съезд психологов “Психология — будущему России”, 18-21 сентября 2007 года в г. Ростове-на-Дону; Исайчев С.А., Едренкин И.В. Динамика активности мозга в процессе реабилитационной нейротерапии. Международ- ная конференция “Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход” г. Москва, Россия, 2-4 июля 2008.
210
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Рис. 5.4. А — тренинг обучения саморегуляции по параметрам вегетативной нервной системы. В качестве контролируемого параметра используется показатель АСВ (амплитуда систолической волны фотоплетизмограммы).
Б — регистрация сопутствующих показателей.
Обозначения (сверху вниз): 1 канал — электрокардиограмма (ЭКГ),
2, 3 каналы — объемная и дифференциальная фотоплетизмограмма
(ФПГ), 4 канал — кожно-гальваническая реакция (КГР), 5 канал — электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Б
А
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 53
211
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
патологий эндосоматического и смешанного генеза. В случае гене- тически детерминированных патологий, органических поражений и психосоматических расстройств БУ включается в цепь саморегу- ляции пораженной системы, активирует процессы системогенеза и способствует перестройке ее функциональной организации для достижения возможного адаптивного результата.
В описываемых ниже исследованиях принимали участие ли- ца как с функциональными нарушениями (фобии, постстрессовые тревожные расстройства (ПСТР), депрессии, головные боли стрес- сового генеза), так и морфологическими или органическими по- ражениями мозга — больные с эпи-синдромами, постинсультны- ми нарушениями, СДВГ. Специфика проведения коррекционных
БОС-процедур в этих исследованиях состояла в одновременной регистрации контролируемых и сопутствующих психофизиологи- ческих показателей и параметров. В качестве контролируемых по- казателей выступали показатели, которые испытуемый учился ре- гулировать в процессе тренинга и которые использовались в виде основного параметра обратной связи. В качестве сопутствующих показателей использовались психофизиологические показатели, не задействованные в процессе саморегуляции, но отражающие изменения других подсистем и функций организма. Например, испытуемый регулирует степень эмоционального напряжения по показателям амплитуды систолической волны фотоплетиз- мограммы (АСВ — контролируемый показатель), и параллельно регистрируются показатели ЭКГ, КГР, ЭЭГ (сопутствующие по- казатели) (рис. 5.4 А, Б).
Такая организация экспериментальной процедуры позволяла осуществлять контроль положительных изменений исходного па- тологичного состояния по динамике (снижение или повышение) показателей того или иного контролируемого параметра. С дру- гой стороны, регистрация комплекса сопутствующих показате- лей давала возможность параллельно анализировать совокупные изменения различных параметров центральной и вегетативной нервной системы пациентов, вызванные серией последовательных тренингов.
Экспериментально-коррекционная процедура состояла из ряда последовательных этапов. На первом этапе проводилась психо физиологическая диагностика, основу которой составля- ла регистрация комплекса показателей различных параметров деятель ности центральной и вегетативной нервных систем: элек-