Файл: Тема 1 Информационные и автоматизированные информационные системы (ИС) и их классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1 Информационные и автоматизированные информационные
системы (ИС) и их классификация
Основные понятия и определения. Данные, информация, знания. Сигналы, виды представления информации, кодирование, декодирование и преобразование информации.
Понятие системы и ее основные признаки. Критерии развитости информационного общества. Определение информационной системы (ИС) и ее структурная схема.
Предпосылки появления и классификация ИС. Обеспечивающие подсистемы ИС.
Автоматизация современных информационных процессов. Автоматизированные информационные системы (АИС). Основные термины и определения. Информационное обеспечение АИС.
Данные, информация, знания
первые атрибутивное понятие информации было сформулировано о рбертом инером, полагавшим, что все явления в природе охватываются тремя основными понятиями: вещество, энергия, информация. Термин происходит от латинского слова «informatio» – разъяснение, изложение, осведомленность. настоящее время общепринятого определения информации нет.
Можно выделить различные подходы к определению понятия
«информация».
Антропоцентрический подход отождествляет информацию со сведениями или фактами, которые могут быть получены и усвоены, т. е. преобразованы в знания (например, такой подход применяется в российском законодательстве). едостатки антропоцентрического подхода заключаются в том, что в его рамках невозможно найти адекватного объяснения генетической информации живой природы и абстрактной информации, не имеющей соответствующего отображения в природе и обществе. С такой информацией имеют дело теология, идеалистическая философия, некоторые разделы математики.
Техноцентрический подход заключается в том, что информацию
представляют как данные. Однако, данные не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и те же данные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиентом как разная информация в зависимости от того, какими аппаратно-программными методами он располагает и как они настроены). По компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, в базах данных хранятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то какой, – зависит не только от данных, но и от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов. едетерминированный подход состоит в отказе от определения информации на том основании, что это понятие является фундаментальным, как, например, материя и энергия. частности, мы не найдем определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах

массовой информации», хотя и в том, и в другом правовом акте это понятие используется.
Применительно к обработке данных на средствах вычислительной техники, информация — это произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Данные это формализованные или неформализованные сведения об объекте, его структуре и поведении.
Представление данных ориентируется на 5 органов чувств человека
(зрение, слух, осязание, обоняние и вкус). отличие от данных информация - сведения (данные), которые мы используем в данный момент и которые уменьшают неопределённость наших знаний (энтропию) о поведении системы.
Для того чтобы проиллюстрировать отличие данных от информации приведем пример: представим, что вы написали на листе бумаги номера телефонов своих друзей и эти цифры, написанные в строчку, вы передали своему товарищу. Для него этот листочек представляет обычные данные, какие-то цифры. о когда вы к этим данным приписали имена и фамилии друзей, то эти данные превратились в информацию. Теперь он знает, что это телефоны ваших друзей. Это основное отличие данных от информации.
Знания (с позиций теории искусственного интеллекта(ИИ) и экспертных систем) - совокупность информации и правил формирования выводов (у индивидуума, общества, системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности (изменение данных и связей между ними может привести к изменению выводов и решений).
Информационные процесс — все что происходит с информацией.
Этот процесс можно рассматривать как жизненный цикл информации от появления (сбора) до уничтожения или как увеличение качества информации от данных к мудрости.
Сигналы, виды представления информации, кодирование,
декодирование и преобразование информации
Информационное сообщение связано с источником сообщения
(передатчиком), приемником (получателем) и каналом связи. одном терминологическом ряду с понятием информации стоят понятия сообщения, сигнал, «данные» и «знания».
Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.


Как правило, носителем информации считается сигнал. Слово сигнал происходит от одноименного латинского термина sgnum – знак. Если дать более четкое определение, то сигнал – это физический процесс, отражающий передаваемое сообщение и распространяющийся в определенном направлении.
Существуют две формы представления сигналов:
- аналоговая форма, при которой сигнал описывается непрерывной функцией, зависящей от времени;
- цифровая форма, при которой сигнал представляется совокупностью символов 0 и 1 (обозначения являются условными).
Устройство, осуществляющее перевод (кодирование) сообщения в соответствующие физические сигналы и передачу их потребителю, называется
передатчиком.
Примером передатчика может быть радиостанция, телевизионная станция.
Устройство, осуществляющее прием сигнала от передатчика, перевод его (декодирование) в сообщение, такое же, как и переданное источником информации, называется приемником. Примером приемника может быть радиоприемник, телевизор и т.п.
Есть сигнал — единица, нет сигнала — ноль. Таким образом вся хранящаяся на жестком диске информация — документы, музыка, фильмы, игры — представлена в виде нулей: 0 и единиц: 1.
Одна единица информации (без разницы 0 это или 1) называется бит.
Слово bit пришло к нам как аббревиатура от binary digit — двоичное число.
Что примечательно, в английском языке есть слово bit — немного, кусочек.
Таким образом, бит — это самая наименьшая единица объёма информации.
1956 году ладимир Бухгольц ввёл ещё одну единицу измерения — байт. Байт - единица объема информации, состоящая из 8 бит.
Формирование представления информации называется ее
кодированием. более узком смысле под кодированием понимается переход от исходного представления информации, удобного для восприятия человеком, к представлению, удобному для хранения, передачи и обработки. этом случае обратный переход к исходному представлению называется
декодированием.
Для представления текстовых символов в числовой форме был предложен метод кодирования, получивший в дальнейшем широкое распространение и для других видов представления нечисловых данных
(звуков, изображений и др.).
Кодом называется уникальное беззнаковое целое двоичное число, поставленное в соответствие некоторому символу.
Первоначально для хранения кода одного символа отвели 1 байт (8 битов), что позволяло закодировать алфавит из 256 различных символов.
Система, в которой каждому символу алфавита поставлен в соответствие уникальный код, называется кодовой таблицей.

настоящее время статус международного имеет стандарт ASCII
(American Standard Code of Information Interchange — американский стандартный код информационного обмена), принятый в 1981 г. Институтом стандартизации США. таблице ASCII содержится 256 символов и их кодов.
Таблица состоит из двух частей: основной и расширенной.
Основная часть (символы с кодами от 0 до 127 включительно) является базовой, она в соответствии с принятым стандартом не может быть изменена. нее вошли: управляющие символы (им соответствуют коды с 0 по 31), арабские цифры, буквы латинского алфавита, знаки препинания, специальные символы (коды с 32 до 127). Расширенная часть (символы с кодами от 128 до 255) отдана национальным алфавитам, символам псевдографики и некоторым специальным символам.
00-7F - основной стандарт является международным и используется для кодирования управляющих символов, цифр и букв латинского алфавита;
80-FF - расширение стандарта кодирует символы псевдографики и буквы национального алфавита (естественно, в разных странах разные).
1991 г. производители программных продуктов и организации, утверждающие стандарты, пришли к соглашению о выработке единого стандарта, построенного по 16 битной схеме кодирования и получившего название UNICODE.
UNICODE
- стандарт кодирования символов, позволяющий представить знаки практически всех письменных языков.

0000-007F - код ASCII;


0100-017F - европейские и латинские символы;

0400-04FF - кириллица.

Графические символы в Юникоде подразделяются на протяжённые и
непротяжённые (бесширинные). епротяжённые символы при отображении не занимают места в строке. К ним относятся, в частности, знаки ударения и прочие диакритические знаки. Как протяжённые, так и непротяжённые символы имеют собственные коды.
Особый тип модифицирующих символов — селекторы варианта начертания (variation selectors). Они действуют только на те символы, для которых такие варианты определены. версии 5.0 варианты начертания определены для ряда математических символов.
Пример: символ «á» может быть представлен как последовательность базового символа «a» (U 0061) и модифицирующего символа « » (U+0301) или как монолитный символ «á» (U 00C1).
Тенденции интеллектуализации труда
Рис.1.2. Распределение сотрудников, занятых в производстве, по видам труда
Распределение по видам труда
0 20 40 60 80 100
Время
Д
ол
я
з
ан
я
ты
х,
%
Ручной труд
Механизированный труд
Управление
Принятие решений
Анализ состояния объекта управления
Первичный учет и подготовка документации
С
ло ж
н о
сть
Количество


Рис. 1.3. Классы задач управления бизнесом
Понятие системы и ее основные признаки
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей
(элементов) и существующий как единое целое.
Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Информационные системы также предназначены для своевременного обеспечения определенной категории людей определенной информацией, т.е. для удовлетворения конкретных информационных потребностей в определенной предметной области, причем результатом работы информационной системы является информационная продукция, к которой относятся документы, массивы информации, базы данных и информационные услуги.
Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, а также соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию.
ИС предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Признаки информационной системы:
1. ыполнение одной, нескольких функций в отношении информации.
2. Единство системы (наличие: общая файловая база, единые стандарты и протоколы, единое управление).
3. озможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданных функций. соответствии с классификацией задач в таблице 1 приведена классификация информационных систем, используемых в управлении бизнесом.
Таблица 1
Классы информационных систем, используемых в управлении бизнесом
Класс системы
Задачи управления
Примеры
Транзакционные
Автоматизация первичного Системы на базе 1С,