Файл: Экзаменационные вопросы по общественному здоровью и здравоохранению.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Президентская программа "Дети Беларуси" (до 2005 г.)
3. ГП "Укрепление материально-технической базы учреждений ЗО РБ"
4. ГП "Туберкулез"
5. ГП "Профилактика ВИЧ-инфекции"
6. ГП "Здоровье народа"
7. ГП по преодолению инвалидности и реабилитации инвалидов
8. ГП национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма
9. ГП комплексных мер преодоления злоупотребления наркотическими веществами и их незаконному обороту
10. ГП по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
11. ГП демографической безопасности РБ
12. ГП "Сахарный диабет"
13. ГП "Кардиология"
14. ГП "Онкология"
Роль национальных программ профилактики в укреплении здоровья населения - национальные программы позволяют:
1) подходить к решению проблем профилактики с использованием не только ресурсов здравоохранения, но и ресурсов, возможностей других ведомств и министерств
2) организовать взаимодействие специалистов на международном уровне
3) привлечь к участию в программе общественные организации и население в целом
7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
Для формирования врача необходимо: 1. врачебные знания 2. умения 3. особый медицинский характер, стиль мышления и поведения, морально-этический потенциал.
Качества врача: 1) гуманизм – любовь к людям; 2) высокая нравственная культура; 3) эйпатия – умение сопереживать психологическому состоянию другого; 4) интеллигентность, образованность; 5) милосердие; 6) долг, честь совесть; 7) чувство врачебного такта.
Этика - наука о сущности закона возникновения и исторического развития морали.
Врачебная этика - теоретическая основа морали, часть общей этики, которая изучает общественные обязанности врача, специфическую сущность, закономерности развития и формирования врачебной морали, отношение врача к общим принципам морали и общества. Выполняет регулирующую роль в обществе, тесно взаимодействует с политическими и правовыми формами управления.
Особенности врачебной этики:
1) рассматривает отношение врача к человеку с нарушенным состоянием здоровья или риском возникновения нарушений
2) изучает особенности развития, зависимость врачебной морали от условий практической деятельности врача
3) охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача в быту, его высокую культуру, физическую и моральную чистоплотность.
Медицинская деонтология – учение о должном образе общения, поведения; комплекс этических правил, норм и принципов, которыми руководствуется врач; морально-нравственный компонент деятельности врача; совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, состовляющих понятие врачебного долга. Регламентируется директивами и должностными инструкциями. Такт ничем не регламентируется, он отражает уровень внутренней культуры врача.
Основные разделы врачебной этики и медицинской деонтологии:
1) врач-общество, врач-государство, врач-право, врач-закон
2) врач-больной
Основные модели взаимоотношений врач-больной:
а. патернисткая – врач полностью берет на себя ответственность за лечение и его исход.
б. теоретическая - вера больного в своего врача
в. автономная - врач сообщает больному о состоянии, возможных методах лечения, врач и больной за одно.
Зависимость жизни больного от врача – врач может сделать ошибку, выделяют ошибки медицинских работников; несчастные случаи; профессиональные преступления, наказуемые в уголовном порядке.
Медицинские ошибки бывают: диагностические, прогностические, лечебные, деонтологические (ятрогении - результат неосторожных слов врача и медицинского персонала).
3) врач-врач
4) врач-микросоциальная среда больного
5) врач и его отношение к самому себе.
Современные проблемы этики и деонтологии:
1) коллегиальность в работе врача;
2) безнадежно больные люди (эвтаназия – предложена Беконом в 16 веке: активная - всюду запрещена
и пассивная – отказ врачей от продления жизни).
3) продление жизни больных новорожденных
4) проблема аборта
5) успехи современной биомедицины (генная инженерия)
6) проблема трансплантации человеческих органов.
8. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (ЗОЖ).
до 60-х г.г. 20 в. подход: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
- укреплять здоровье человека;
- предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть;
- вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом.
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) Трудовая деятельность людей;
3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) Социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ):
- медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
- изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью;
- уровень культуры населения;
- учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
- выявление и оценка групп риска;
- активное участие населения;
- разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
- сознательный личный образ жизни
- индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
- научность - содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
- массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
- доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
- целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
- оптимистичность - следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
- актуальность - выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
- координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
- вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
- постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
- предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
- организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
9. Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требования к лекции, санитарному бюллетеню.
Гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ) - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения с целью сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продолжительности жизни.
ГОВ основано на данных медицинских, психологических, социальных и экономических наук.
Приказ ГОВ, 1992 г.:
1) за организацию всей работы ГОВ ответственен главрач ЛПУ
2) каждый лечебник на приеме должен проводить профработу
3) в школе введены в биологию 6 часов материала по данному направлению
Объекты ГОВ: общество в целом, семья, отдельная личность.
Цели ГОВ: создать умонастроение, направленное на охрану здоровья; воспитать у людей стремление к ЗОЖ; определить отношение к повседневному поведению.
Основные принципы работы по ГОВ:
- научность
- актуальность тематики
- настроенность на конкретную аудиторию
- массовость работы
- доступность для аудитории.
Методы и средства формирования ЗОЖ:
1. устная пропаганда
а) индивидуальное воздействие - беседы, инструктаж, консультация, телефонная консультация, личная корреспонденция
б) воздействие на группу лиц - лекция, беседа, групповая дискуссия, беседа за круглым столом, викторина, курсовое обучение
2. печатная пропаганда - брошюра, буклет, журнал, бюллетень, календарь, листок, памятка, стенгазета
3. наглядная пропаганда
а) плоскостные - плакат, рисунок, схема, чертеж, диаграмма, фотография, диафильм, слайд
б) объемные - муляж, макет, скульптура, манекен, натуральные (макро- и микро)
4. комбинированная - телевидение, радио, кино, музей, стационарная выставка
Требования к санбюллетеню: а) лист ватмана б) монотема в) 2 компонента: рисунок и текст; текст сформирован так, чтобы пациент увидел картинку, смог и захотел дочитать до конца