Файл: 3. Вокальнохоровой анализ Вопросы исполнительской интерпретации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский музыкальный колледж

им. Н.А. Римского-Корсакова»


Аннотация

На хоровую миниатюру «Повстречался сын с отцом»

из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов»

Муз. Г. Свиридова, сл. А. Прокофьева


Выполнила студентка 4 курса

специальности «Хоровое дирижирование»

Опарина София

Преподаватель. Журавлёв М.Г.

Допущено:___________

Оценка:_____________ (___________)
Краснодар, 2022

Содержание:

1. Историко-стилистический анализ

2. Музыкально-теоретический анализ

3. Вокально-хоровой анализ

4. Вопросы исполнительской интерпретации

5. Использованная литература и нотография

6. Приложение

Историко-стилистический анализ

Хоровая миниатюра «Повстречался сын с отцом» написана для смешанного хора a capella на слова стихотворения Александра Андреевича Прокофьева в 1958 году. Хор «Повстречался сын с отцом» - третий хор из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов», написанного в 1958 году. Помимо данного цикл включает в себя хоры «Об утраченной юности» (на сл. Н.Гоголя), «Вечером синим» (на сл. С.Есенина), «Как песня родилась» (на сл. С.Орлова), «Табун» (на сл. С.Есенина). Данный хор - это вторая редакция. Первый раз к данному тексту Свиридов обращался ещё в 1919 году, но тогда он стал основой сольной песни.

Данный хор - героическая песня о драматическом эпизо­де гражданской войны, полная эмоционального накала. Она близка теме из «Поэмы памяти Есенина» («Красной Армии штыки да в пояс светятся, тут отец и сын могут встретиться»). Фрагмент частушки С. Есенина (из «Песни о вели­ком походе») разворачивается в хоре (на текст А. Прокофьева) в сцену. Лири­ческий замысел хора воспроизводит дух эпического сказа, предания. Действие не раскрывает драматических событий, оно предполагается в подтексте.

По жанру произведение представляет собой хоровую миниатюру. Для жанра характерны: компактное изложение композиторского письма, формирование художественного образа за счет лаконичных выразительных средств и использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей, заложенной в нём.
Георгий Васильевич Свиридов - русский, советский композитор и музыкальный деятель - родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.

Детство будущего композитора прошло в родном городе. Его отец - родом из крестьянской семьи - работал на почте; во время революции 1917 был расстрелян.


С 9 лет жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935) с успехом исполняются и по сей день.

В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича. В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М.Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.

Самые значительные среди произведений Свиридова 40-х годов - его инструментальные ансамбли. За трио (1945) он был удостоен Государственной премии. Но тогда композитор еще не нашел собственной творческой темы.

Новое, свое пришло как внезапное откровение, когда в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".

Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия.

В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины. В кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине

, о ее грустной доле и душевной красоте.

Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака), "Петербургские песни" (на слова А. Блока).

Главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка. Среди них такие произведения, как поэма «Памяти Сергея Есенина» на слова поэта (1955) ); "Патетическая оратория" на сл. В. Маяковского (Ленинская премия, 1960); кантаты — "Курские песни", "Деревянная Русь" на сл. С. Есенина, "Снег идет" на сл. Б. Пастернака, "Весенняя кантата" на сл. Н. Некрасова, "Ночные облака" на сл. А. Блока; хор. поэмы — "Ладога" (сл. А. Прокофьева); "Лапотный мужик" (сл. П. Орешина); 5 хоров a cap. (1958) — "Об утраченной юности" (сл. Н. Гоголя); "Вечером синим" (сл. С. Есенина), "Повстречался сын с отцом" (сл. А. Прокофьева); "Как песня родилась" (сл. С. Орлова); "Табун" (сл. С. Есенина); "Метель", "Клен ты мой опавший", "Ты запой мне ту песню" (жен.), "Душа грустит о небесах" (муж.) — все на сл. С. Есенина; Три хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", Хоровой концерт памяти А. Юрлова (без текста); "Пушкинский венок" (10 хоров на сл. А. Пушкина); цикл "Песни безвременья" (сл. А. Блока); "Гимны Родине" (сл. Ф. Сологуба); Четыре песни (сл. А. Прокофьева); "Хоровод" (сл. А. Блока); "Лебяжья канавка" (сл. Н. Брауна); "Песнопения и молитвы" (Гос. премия России, 1995) и др.

Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, оно включает в орбиту своего обобщения интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей - т. е. звуковой материал русского XX века, и на этом фундаменте вырастает новый феномен такой силы и красоты, духовной мощи и проникновенности, который поднимает хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма. Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке - является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом - творческий подвиг Свиридова.

Познакомившись с творческой биографией Свиридова, проанализировав его хор «Повстречался сын с отцом», можно сделать вывод, что на хоровое творчество композитора большое влияние оказала историческая обстановка тех лет, корни Георгия Васильевича. В его произведении поднимается актуальная во времена его детства тема гражданской войны, лирические и широкие образы родной природы, песенный склад мелодических линий показывают его теплое и бережное отношение, любовь к Родине, к родной русской природе, близость к народу. Музыкальными средствами автор очень точно и ярко передаёт характер литературного текста, рисует для слушателя яркие и понятные образы.

Александр Андреевич Прокофьев (1900 – 1971) - русский поэт.

Родился в селе Кобоне, на берегу Ладожского озера, в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу (1913-1917), затем учился в Петербургской учительской семинарии. После учёбы вернулся в Кобону. В 1919 году вступил в Красную Армию, участвовал в боях с Юденичем под Петроградом. Печататься начал с 1927 года. До 1930 года служил в Красной Армии. В 1931 году выпустил первую книгу стихов - «Полдень». За нею последовали сборники «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932).

Краски, образы, ритмы - весь строй поэзии А. Прокофьева - сложился под впечатлением его деревенской юности. «Ладога! - говорил поэт в автобиографии. Я навеки полюбил своё родное море с его низкими туманами, с его ветрами - шелонником, меженцем, зимняком, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором. Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и сёла, где «с печки рукой достанешь до воды».

Поэзия А. Прокофьева - это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости, завоеванной в трудностях. Его дарование чрезвычайно самобытно. С детства слушавший гармонику и хороводные песни, поэт не признает речи вполголоса, его яркая, словно радуга, и темпераментная строка часто звучит открытым вызовом: «Ну так бейся, кровь орла и волка, пролетай, что молния, в века!»

В стихах А. Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимает как бы на вкус, на ощупь и бережёт их, будто самоцветы.

Множество своих стихотворений он посвящает родине. «Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу»,- говорит А. Прокофьев в одном из них. Во время Великой Отечественной войны, работая в политуправлении Ленинградского фронта, А. Прокофьев пишет лиро-эпическую поэму «Россия» - своеобразный сказ о стране, грудью вставшей против жестокого врага.

А. Прокофьев обогатил русскую советскую поэзию новыми мотивами, ритмами, обогатил своим подходом к изображению природы. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохранённой им до последних дней жизни. Сборники поэта: «Полдень» (1931), «Заречье» (1955), «Приглашение к путешествию» (1960; Ленинская премия, 1961); поэма «Россия» (1944; Государственная премия СССР, 1946). Скончался Александр Андреевич Прокофьев 18 сентября 1971 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище. Хор «Повстречался сын с отцом» - третий хор из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов», написанного в 1958 году. Помимо данного цикл включает в себя хоры «Об утраченной юности» (на сл. Н.Гоголя), «Вечером синим» (на сл. С.Есенина), «Как песня родилась» (на сл. С.Орлова), «Табун» (на сл. С.Есенина).

И поныне на вспомине

По-за Доном и Донцом:

У Звени-горы в долине

Повстречался сын с отцом,

У тропиночки бросовой

У куста подножника,

Где на ветках вересовых

Стыли капли дождика.

Ветер шёл походкой шаткой

По обеим сторонам…

Закрутил родитель шашкой…

Сын привстал на стременах…

Распустила хвост павлиний

Двет-долина ровная,

Покатилась по долине

Голова сыновняя.

По цветам, по медуницам,

Прямо к солнцу ясному,

Мимо колоса пшеницы,

Мимо леса частого.
Данное стихотворение написано в строфической форме трёхстопным хореем. Ударные слоги литературного текста совпадают с сильными и относительно сильными долями такта. Музыкальная ткань очень точно следует за поэтическим текстом, красочно выделяя и противопоставляя друг другу образы природы и враждующих людей.

Музыкально-теоретический анализ

Миниатюра написана в строфической форме, состоящий из пяти эпизодов. Фактура хора гомофонно-гармоническая.

Первый эпизод представляет собой период повторного строения, состоящий из 2 предложений, имеет суммированное построение фраз 2+2+5. Предложения идентичны друг другу по гармонии, но во втором предложении 5-9 такт происходит смена размера, сжатие и растяжение длительностей. Размер 4/4 заменяется поочередно на 3/4 и 2/4 соответственно в 7 и 8 тактах, за счет чего делается акцент на словах «сын с отцом», давая понять что именно факт их встречи является главной мыслью, завязкой всего повествования. Так же этот прием несколько расширяет и приостанавливает мелодию, подводя слушателя к предстоящему изменению характера повествования, окончанию зачина. Исполняется мужским хором, «энергично, не затягивая», с мелодическими взлетами в пунктирном ритме и динамике f, к которой добавляется cresc. в 6 такте, что в совокупности напоминает молодецкие песни донских казаков.

Второй период как бы в противовес мужскому запеву исполняется женскими голосами и в более спокойной динамике mf («У тропиночки бросо­вой»), звучит мягко и лирично, как народная девичья песня. Представляет собой период, состоящий из 2 предложений по 4 такта. Первое предложения завершается на S (плагальная каденция), второе – на D (автентическая). По характеру он сильно отличается от первого. Лирическое настроение задаёт новая тональность (d-moll), более плавная мелодическая линия.