Файл: Понятие мировоззрения. Исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бытие - это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

Признаки бытия:

- вечность – ничего не возникает ни откуда, ничего не исчезает в никуда

- всеохватность – бытие в целом границ не имеет

- единство и многообразие – разнообразие предметов объединяет то, что они существуют

- детерминация – взаимная обусловленность и взаимосвязь явлений и процессов

Видами бытияявляются:

- по отношению к человеческому сознанию

объективное

субъективное

-

• материальное бытие — существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие — существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия (т.е. то, что не дано в материальной оболочке).

- по текущему существованию:

• актуальное (явление и процессы, которые существуют в данный момент)

• потенциальное (явление и процессы, которых нет в данный момент, но могут стать актуальными)

Формы бытия:

бытие вещей и процессов

а)бытие природы, т.е. материальное бытие, которое не создано человеком

б) бытие второй природы (материальная культура)

• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

бытие сознания (способности к воспроизведению действительности в мыслях)

а) индивидуальное (мышление)

б) общественное (знания, ценности общества)

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Все имеющиеся трактовки бытия можно подразделить на 

монистические и плюралистические.

Для монистических концепций характерным является утверждение единой общей основы всего существующего, сущего, т.е. бытие едино, оно имеет единую и единственную основу всего существующего.

Выделяют следующие виды монизма.

1. Материалистический монизм, который основывается на утверждении о том, что основу бытия составляет материя, все остальное есть ее проявление.

2. Идеалистический
 монизм, который утверждает, что единая основа бытия базируется на духе. Другими словами, основа бытия в духе, а все остальное есть его производное. В монистических воззрениях идеалистов, в их онтологических обобщениях также присутствует разнообразие. Все зависит оттого, каким оказывается идеальное начало. Если оно предстает как Богмировая идеякосмический разумабсолют, то такие основания бытия лежат в основе философских систем объективного идеализма. Если в основании бытия находится индивидуальное сознание, то тогда формируются философские системы субъективного идеализма. Согласно таким воззрениям именно индивидуальным сознанием определяется окружающий мир.

Для плюралистических концепций характерным является утверждение, что бытие не является единым. В основе бытия, в его содержании множество равно значимых и независимых начал. Одним из первых вариантов такой концепции является дуализм. Так, согласно философским воззрениям Р. Декарта, в основе бытия находятся два равнозначных начала: материальное и духовное. Нельзя не вспомнить и своеобразие плюрализма в воззрениях пантеизма, где или природа растворялась в Боге, или Бог в природе.

В современной философии наиболее распространен материалистический монизм, трактующий бытие материальных объектов, или материальное бытие, как совокупность реально существующих объектов, в том числе и различные виды полей.

  1. Понятие материи. Строение и свойства материи

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

субъективно-идеалистический подход - материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека) духа;



позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в со­ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность, независимая от сознания и данная человеку в ощущениях. Все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и произ­водны от нее.

Формы существования материи:

- тело – это любой объект, имеющий структуру

- вещество – это то, что структуры не имеет

- поле – совокупность заряженных частиц, которые двигаются по кругу

- вакуум

- плазма – то, что не имеет четкой структуры (Солнце, звезды)

Элементами структура материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней: микроуровень, макроуровень, мегауровень.

(Например, к уровням социумаотносятся: • отдельный индивид; • семья; • группа; • коллективы разных уровней; • социальные группы (классы, страты); • этносы; • нации; • расы; • отдельные общества; • государства; • союзы государств; • человечество в целом)
Характерными чертами материи являются:

1) объективность

2) наличие движения;

3) самоорганизация;

4) размещенность в пространстве и времени;

5) способность к отражению.
(2) Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются: • механическое движение;

• физическое движение; • химическое движение; • биологическое движение; • социальное движение.

Движение материи:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противо­положностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга­низмов — работает сердце, система пищеварения, осуществ­ляются физические процессы; движутся химические элемен­ты, движутся живые организмы, движутся реки, осуществля­ется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг сво­ей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм дви­жения замещается возникновением новых форм движения). 


Движение также может быть:

• количественным - перенос материи и энергии впространстве;

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
(3) Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Учение о самоорганизации материи получило название си­нергетики.
(4) Материя имеет расположение во времени и пространстве.

время — форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль­ных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
(5) Еще одним базовым свойством материи (наряду с вышеназванными) является отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отраже­ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле­ды грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предме­тов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:

• физическим;

• химическим;

• механическим.

Особый вид отражения биологический, который включает в себя стадии:

• раздраженности;

• чувствительности:

• психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Со­гласно материалистической концепции сознание — это способ­ность высокоорганизованной материи отражать материю.

  1. Проблема развития. Основные законы диалектики

Развитие – это закономерные, необратимые, направленные качественные изменения; это движение, результатом которого является нечто новое.

Различают:

- Восходящее (прогрессивное) развитие – переход от низшего, простого к высшему, сложному;


- Нисходящее (регрессивное) развитие – переход от высшего, сложного к низшему, простому.

В истории философии сложились две противоположные концепции развития: диалектическая и метафизическая (антидиалектическая). Согласно метафизике:

1) Источник развития - простое накопление количественных изменений без изменения качества.

2) Направленность развития – как прогресс, как регресс, как движение по кругу.

Согласно диалектике:

1) Источник развития – внутренняя противоречивость самого объекта; единство и борьба противоположностей.

2) Развитие имеет спиралевидную форму, в процессе развития происходит «диалектическое отрицание»; новое не является полным отрицание старого, оно удерживает и сохраняет его положительные моменты.

Современным научным выражением диалектики служит синергетика, согласно которой у развития может быть, как закономерности, так и случайности.

Законы диалектики.

1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).

В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали. 

2.  Закон перехода количественных изменений в качественные.

Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.

3. Закон борьбы и единства противоположностей.

В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом.