ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия Древней Греции (досократический этап)
Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа
Средневековая схоластика: основные проблемы и представители. Ф. Аквинский
Философия Гегеля (система и метод)
Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи).
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии
Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития.
-
Детерминация как принцип устройства мира. Динамические и статистические закономерности
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос.
Центральным понятием детерминизма является «закон». Закон понимается как объективная, всеобщая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями.
Отличительной особенностью законов классической механики состоит в том, что предсказания, полученные на их основе, носят достоверный и однозначный характер. Они получили название динамических. Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями объекта. Иначе говоря, динамические закономерности проявляются в каждом конкретном случае строго однозначно.
В науке с середины XIX века стали все шире применяться законы другого типа. Их предсказания не являются однозначными, а только вероятными. Эти законы получили название статистических. Понятие вероятности в рамках статистического закона выражает степень возможности осуществления явления в конкретной совокупности условий. Вероятность есть количественное выражение возможности, шкала которой располагается от 0 до 1. При вероятности, равной нулю, данное событие никогда не наступает, при вероятности, равной единице, это событие наступает в каждом конкретном случае.
-
Проблема сущности человека. Человек как биосоциальное существо. Человек, индивид, личность.
Проблема человека – это центральная проблема в философской антропологии – философском учении о природе и сущности человека, сформировавшееся в начале 20 века и стремящееся к созданию целостного учения о человеке.
Существует несколько точек зрения на понимание человека:
1. Религиозно-идеалистическая (человек является подобием и творением высшего существа, а смыслом существования человека признается приближение к своему творцу)
2. Субъективистская
(сущность человека составляет его внутренний мир, который у каждого индивидуален; смысл жизни каждый определяет для себя сам)
3. Объективистская (человек рассматривается как продукт окружающей среды)
4. Синтезирующая (человек представляет собой единство физиологии, сознания и социальной принадлежности)
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Биологическую сущность человека составляет:
- организм, т.е. принадлежность к человеческому виду;
- расовые особенности;
- внешние черты;
- биологические потребности;
- темперамент;
- задатки (из которых возможно впоследствии развить в различные способности)
- способность к мышлению и речь.
От животного человека отличает наличие:
- сознания
- языка
- ценностного отношения к миру
- особой физиологии (2 ноги, 2 руки…),
А также то, что формирование человека происходит в обществе.
Социальную сущность человека составляет:
- мышление
- речь
- интересы, ценности
- навыки
- идеалы и т.д.
Т.о. биологическое и социальное в человеке тесно связаны: с одной стороны, даже хорошее биологическое развитие без общества не будет развитием человека, тем более, что биологическую сущность человек может скорректировать (пример тому Суворов, который был слабым и болезненным ребенок, но в последствии «перекроил» свою биологическую сущность); но с другой стороны, без биологического (без хорошего организма) человек не станет человеком (например, при нарушении функций мозга), в то время когда способности можно развить, интересы можно приобрести разные (например, в профессиональном спорте происходит отбор по биологическим данным).
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Индивид – человек, как представитель человеческого вида. Признаками индивида являются все особенности биологической сущности человека. Развитие индивида – это развитие организма (рост, обмен веществ и т.д.).
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие личность. Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Структура личности:
- биологический компонент (индивидные характеристики)
- психический компонент (особенности внимания, памяти)
- социальный компонент (знания, ценности, навыки, место в обществе, взаимоотношения между людьми)
- духовный компонент (мировоззрение и все, что оно включает)
- развитое самосознание и самоконтроль
Индивидуальность – признаки, отличающие одного человека от другого.
-
Свобода и ответственность. Проблема смысла жизни
В философии существует 2 точки зрения на свободу:
- фатализм (свобода познанная необходимость)
- волюнтаризм (человек свободен бесконечно)
Человеческую свободу ограничивают:
- внешние ограничения (физиология; законы природы; законы и правила, принятые в обществе; экономические, политические, социальные условия)
- внутренние ограничения (самоконтроль; цель; избежание отрицательных последствий и т.д.)
В основе любого ограничения свободы лежит осознание последствий своих действий. Способность осознавать последствий своей деятельности называется ответственностью.
Связь между ответственностью и свободой выражается следующим образом:
- Ответственность –всегда ограничение свободы
- Ответственность возможна только при наличии свободы
Без свободы (без возможности выбора) в полной мере человек не станет человеком. Свобода составляет сущность человека. Свобода – условие формирования и становления человеческой личности.
Но свобода требует ответственности. Оттого некоторые люди предпочитают отказаться от свободы, чтоб не отвечать за свои действия.
Смысл человеческого бытия, или человеческой жизни, выражается в тех ценностях, которые реализуют люди в своих поступках. Эти ценности включают идеалы и нормы, которыми руководствуется человек в своей жизни, разделяемые им образцы поведения, его цели и планы, представления о добре и зле, справедливом и несправедливом и т.д. Обладание особой системой ценностей отличает человека от всех других живых существ.
Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти общий для всех времен и народов смысл жизни невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными принципами он включает также что-то специфическое, характерное для каждой конкретной эпохи и цивилизации.
Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. Этот выбор меняется в зависимости от исторических условий существования человека, возрастных особенностей.
Из истории этики известны следующие толкования смысла жизни:
1) гедонизм – жизнь дана человеку, чтобы наслаждаться;
2) аскетизм – жизнь представляет собой отречение от мира ради близости к Богу, но к нему человек способен приблизиться, только став максимально духовным и свободным от грехов мира;
3) этика долга – жизнь как самопожертвование ради высоких идеалов (служение родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.);
4) утилитаризм – жить надо ради пользы, успеха, удовлетворения своих устремлений и потребностей;
5) эвдемонизм – жизнь как стремление к счастью, а счастье – это и есть подлинное назначение человека.
Вопрос о том, что представляет собой то добро, которое следовало бы делать человеку, остается, таким образом, открытым.
-
Сознание как отражение действительности. Структура сознания. Мышление и речь
Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.
Деятельность сознания основывается на 4-х способностях:
- Внимание
- Мышление
- Память
- Воображение
Компоненты сознания:
1) телесно-перцептивный (отвечает за получение информации в формах ощущения, восприятия, представления)
2) чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);
3) логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);
4) ценностно-мотивационный (нормы, идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.
Сознание, язык, мышление и речь тесно и интенсивно взаимодействуют. Мышление сводит воедино элементы сознания, а язык и речь служат его объективизации, делая индивидуальное сознание достоянием окружающих. В свою очередь сознание утончается, пополняется и разъясняется благодаря воздействию мышления, языка и речи.
Сознание без мышления ‑ пестрый сплав впечатлений, в нем много случайного и искаженного, противоречивого и обманчивого, непонятного и запутанного. И только мышление, сличая и объединяя впечатления, ставит многое на свои места – сортирует и упорядочивает.