Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 579

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) специально-юридический - совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);

4) систематический - совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;

5) историко-политический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.

Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-правового акта, требует разнообразных знаний. Как заметил австралийский юрист М. Дэвис, «правовой текст значит больше для того, кто больше знает».

122.Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативно-правовых актов в пространстве показывает территорию, на которую распространяется действие нормативного акта.

По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется власть государственного органа, издавшего этот акт. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административнотерриториального образования и т.д.

Исключениями из общего правила являются

· акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);

· распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военноморских и воздушных судов и т.д.). это так называемый принцип экстерриториальности.

Для определения пространственного действия актов, распространяющихся на территорию государства, необходимо знать, что представляет собой с юридической точки зрения территория государства. Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.


Следовательно, территория государства включает:

- часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;

- внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль ; воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км);

- воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;

- космические объекты, находящиеся под флагом и гербом государства;

- т.н. квазитерритория (территория посольств и консульств, пользующихся особым правовым режимом).

123.Действие и прекращение действия нормативных правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени. В материальном праве, например гражданском и уголовном, по общему правилу применяется нормативно-правовой акт, действовавший во время возникновения правоотношения, т. е. в тот момент, когда имел место юридический факт, изменивший права и обязанности участников. Например, в уголовном праве это момент совершения преступления. В процессуальном праве применяется нормативно-правовой акт, действующий во время совершения процессуального действия. По общему правилу закон не имеет обратной силы, т. е. не применяется к правоотношениям возникшим до вступления его в силу. Иногда закону может быть придана обратная сила, например в уголовном праве обратную силу имеют 3 вида законов:

- устраняющие преступность деяния,

- смягчающие наказание,

- иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление.

В Конституции закреплено: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Действующим нормативно-правовым актом признается такой акт, который вступил в силу и не утратил ее. Как правило, населению предоставляется время для ознакомления с новым актом. Например, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если законом не предусмотрено иное. Закон утрачивает силу:

- в связи с его отменой,



- в связи с принятием нового закона, предусматривающего нормы не совместимые с ранее действовавшими (даже если законодатель забыл отменить старый закон),

- в связи с истечением срока, если нормативно-правовой акт был срочный;

- в связи с отпадением обстоятельств, на которых было основано действие нормативно-правового акта (например, нормативно-правовые акты, регламентирующие режим чрезвычайного положения на определенной территории утрачивают силу в связи с отменой чрезвычайного положения на этой территории).

124.Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

По общему правилу, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории, на которой действует нормативный акт.

Исключение из общего правила составляют следующие случаи:

· нормативные акты, которые распространяют свое действие на отдельные категории лиц (например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах и т.д.);

· изпод действия нормативных актов данного государства выведены лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Последнее означает, что лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства. Вопрос об ответственности этих лиц решается дипломатическим путем.

К лицам, находящемся на территории действия нормативно-правового акта, относятся:

- граждане государства,

- иностранные граждане (подданные),

- лица без гражданства (апатриды).


125.Определение понятия «закон»

Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами гос власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире - закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы. Законы - НПА изданные высшими представительными органами гос власти (законодательными органами) обладающий высшей юр-ой силой и регулирующий наиболее важные общ-ые отношения.

Виды законов. 1 по юрид-ой силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные (или основные) и обыкновенные (или не основные). Конституционные обладают наивысшей юр-ой силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К им относятся: 1. конституции, 2. конституционные законы, дополняющие конституцию, 3. конституции и уставы субъектов Федерации. Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50!% + 1 голос) голосов. Нередко обыкновенные законы подразделяют на: кодификационные (семейное право) и текущие (закон о прокуратуре).

Среди законов прослеживается следующая иерархия (в РФ): 1) Конституция - основной закон Г, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К. 2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ). 3) Федеральный закон (ФЗ). 4) Законодательство субъектов РФ.

В нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую роль. В правовом Г закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов, прав и свобод личности.

По субъектам правотворчества: 1 принятый законодательным органом. 2 принятый в результате референдума. По предмету правового регулирования: Конституционный. Административный. Гражданский. Уголовный и т.д. По сроку действия: Постоянный. Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические, бюджетные и т.п.

126.Основные признаки законов.


Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

принимаютсятолько законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;

обладаютвысшейюридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;

регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

127.Классификация законов. Виды законов в Российской Федерации

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Классификация законов:

1. По юридической силе:

— Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

— ФКЗ РФ — существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) — акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

— Закон РФ о поправке к Конституции РФ — ни разу не принимался — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

— ФЗ РФ (ординарные) — основной вид закона РФ — принимается Госдумой и советом Федерации — не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 — ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.