Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С целью доказательства выдвинутых предположений нами была проведена экспериментальная работа, результаты которой показали, что для эффективности воспитания культуры поведения у дошкольников необходим системный характер работы педагогов по формированию культуры поведения детей.

Таким образом, итоги экспериментальной работы по разработке и реализации системы мероприятий, направленной на повышение уровня воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста, и консультативную работу с родителями доказывают, что она имеет определенный успех на практике, тем самым подтверждая нашу гипотезу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив состояние исследуемой проблемы в педагогической литературе, мы выяснили, что культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени.

Положительные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. В формировании культуры поведения дошкольников выделяются несколько этапов.

Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте, закладываются основы культуры общения, культуры деятельности, формируется культурно-гигиенические навыки.


На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.

И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимание уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод и предложения. У большинства испытуемых отмечается в целом недостаточный уровень культуры поведения. Но они способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.

Поддерживая положительные действия и поступки, воспитатель опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. Индивидуальный подход воспитателя к каждому ребенку помог ему проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения дошкольников включает воспитание всех ее составляющих: культуры деятельности, культуры общения, культурно-гигиенических навыков. Для этого необходимо осуществить знакомство дошкольников с нормами, поведения, нормами общения. С целью воспитания культуры поведения необходимо воспитывать бережное отношение к имуществу, развивать навыки коллективизма, также санитарно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

С целью доказательства выдвинутых предположений нами была проведена экспериментальная работа, результаты которой показали, что для эффективности воспитания культуры поведения у дошкольников необходим системный характер работы педагогов по формированию культуры поведения детей.

Таким образом, итоги экспериментальной работы по разработке и реализации системы мероприятий, направленной на повышение уровня воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста, и консультативную работу с родителями доказывают, что она имеет определенный успех на практике, тем самым подтверждая нашу гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31

  2. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика / под ред. Г. А. Айдашевой, Н. О. Пичугиной, С. В. Ассауловой. М.: Издательство «Феникс», 2016. 342 с.

  3. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 1. 87 с.

  4. Бархатова П.И. Воспитание культуры поведения / П И. Бархатова // Дошкольное воспитание 2018. № 11. 18–25 с.

  5. Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 218 с.

  6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод.пособие / Роза Семеновна Буре. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 80 с.

  7. Варич Е.Н. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста / под ред. Е.Н. Варич. М.: ИНФРА, 2017. 155 с.

  8. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. ВиноградоваН. В. Микляева, Ю. В. Микляева. М.: Юрайт, 2017. 510 c.

  9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2022. 152 с.

  10. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Издательство «Смысл», 2021. 615 с.

  11. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 2020. № 6. 10–38 с.

  12. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академическогобакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - Замогильная. Люберцы: Юрайт, 2021. 284 c.

  13. Данилина Т. А. Из истории развития образовательных дошкольных учреждений // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. №4. С. 9

  14. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 2022. 380 с.

  15. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 2022. 320 с.

  16. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для СПО / Н. С. Ежкова. М.: Издательство Юрайт, 2018. 183 с.

  17. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста / под ред. Л. А. Венгера. изд. пер. и доп. М.: МПСИ, МОДЭК, 2020. 315 с.

  18. Зерщикова И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. 2015. № 4. 17 с.

  19. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Е.И. Изотовой. М.: Издательство Юрайт, 2021. 240 с.

  20. Кадырова Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. 2015. №7. 76 с.

  21. Князев Е. Первые детские сады России / Е. Князев // Учительская газета. 2016. №36. 13 с.

  22. Ковалева М.В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях // Молодой ученый. 2016. № 7. 39 с.

  23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: ИЦ Академия, 2021. 416 c.

  24. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 2017. № 9. 98 с.

  25. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

  26. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / Н. А. Константинов. М.: ИНФРА, 2021. 260 с.

  27. Курочкина И.Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Н. Курочкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 134 с.

  28. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание.2017. № 10. 30–34 с.

  29. Логинова П.Г., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед. института. М.: Инфра-М, 2020. 315 с.

  30. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. Люберцы: Юрайт, 2016. 411 c.

  31. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания дошкольников: учеб.пособие для студ. вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. М.: Академия, 2021. 421 с.

  32. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. М.: Детство-Пресс, 2018. 96 с.

  33. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская. М: Просвещение, 2016. 272 с.

  34. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2021. 268 с.

  35. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации // https://минобрнауки.рф (дата обращения: 15.01.2019)

  36. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. М.: ИНФРА-М, 2019. 143 с.

  37. Петерина С.В. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособ. к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов. Нижний Новгород, 2018. 162 с.

  38. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета 2013. №265.

  39. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» // Российская газета 2013. №238.

  40. Ротенберг В. А. История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвина, И. В. Чувашова. М.: ИНФРА, 2015. 215 с.

  41. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования / П. Д. Старикова. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 237 с.

  42. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО / О.В. Тихомирова. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 155 с.

  43. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. М.: Флинта, МПСУ, 2019. 256 c.

  44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 336 с.

  45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 10-е изд. М.:ИНФРА, 2016. 740 с.

  46. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации

  47. Фигдор Г. Развитие педагогики в детском саду / Г. Фигдор // Дошкольное воспитание. 2018. №7. 18 с.

  48. Чепцова Н. А. Психологическая характеристика старших дошкольников // Прикладная психология. 2018. №12. 8 с.

  49. Щукина Г.И. Методика воспитания привычек культуры поведения дошкольников. М.: ИНФРА-М, 2017. 250 с.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра -упражнение

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «У нас порядок»



Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «Антиплагиат.ру».

Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы, отзыва на мою выпускную квалификационную работу, рецензии (при наличии) в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия».

_________ ______ /_______________________/

Подпись (Ф.И.О.)

«___» ______________ 2023г.