Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 3 - Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения дошкольников МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №84
В дошкольном возрасте у ребенка появляются навыки культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, то есть в процессе деятельности. В процессе игры, занятий, выполнении различных трудовых поручений в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; развивать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду), другими словами, учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности, привести в порядок игровое место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз.
Важно учить детей отношению к общему имуществу, как к своей личной вещи. Воспитателю необходимо объяснить детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, в другом случае будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». В группе, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками бережного обращения с имуществом.
Также детей необходимо приучать обращаться бережно с учебными пособиями, особенно книгами. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка дошкольного возраста к школе. Воспитатель должен учить детей экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в порядке.
Дети дошкольного возрастадолжны приобрести навыки
, которые помогали бы им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать сверстникам. Если своевременно не воспитать у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого навыка отрицательно скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником.
Детей в дошкольном возрасте необходимо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. В этом возрасте ребенок должен знать правила, которые помогают организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение.
При целенаправленном воспитании культуры деятельности у ребенка появляется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать разумно свою энергию. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с культурой поведения уже старших дошкольников.
В игреформируются нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях – культура учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.
Для воспитания культуры деятельности у старших дошкольников в рамках детского сада можно применять игры-упражнения, они позволяют достичь единства между представлениями дошкольника о том, как нужно себя вести, и конкретным поведением. У дошкольников вызовут интерес, например, игры-упражнения, которые направлены на закрепление норм поведения, в которых будут использоваться юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов. Упражнения в выполнении действий по показу педагога – своеобразная тренировка, которая необходима дошкольникам для формирования навыков и привычек культурного поведения.
Например, «Игра-упражнение «Каждой вещи – свое место» (приложение 1) поможет воспитывать аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр – упражнений на тему «Поддержания порядка» (приложение 2) дети старшего дошкольного возраста быстрее замечают беспорядок и пытаются устранить его без напоминания взрослых.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с развитием у детей дошкольного возраста навыков коллективизма. Вызывая у ребенка стремление к общению, воспитатель должен поощрять даже самые незначительные попытки совместных игр детей в группе.
С целью воспитания культуры общения, необходимо объединять детей вокруг дел, которые заставляют их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение дошкольников приобретает особую сдержанность. Воспитателю необходимо использовать различные приемы, которые помогут разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. День начался на позитивной ноте, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало, общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
У детей дошкольного возраста в группе детского сада возникает множество причин и поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.
Задача воспитателя – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали развитию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, которая поможет ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Ребенок в дошкольном возрасте должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под надлежащим руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Литературные герои из произведений С.В. Михалкова «Как друзья познаются», В. А. Осеевой «Волшебное слово», Л. Н.Толстого «Лев и собачка», В.П. Катаева «Цветик-семицветик», Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» помогут создать между детьми доброжелательные отношения, сплотить детский коллектив, проявлять сочувствие, внимание и заботу.
На занятиях с детьми дошкольного возраста можно обсудить и разрешить проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения («Как правильно поступить?», «Почему обиделась Оля?», «Поделись улыбкой своей», «Вежливый разговор»).
Игра-упражнение «К нам в гости пришла бабушка Маша» поможет воспитать у старшего дошкольника умения и навыки культуры общения. Детям можно наглядно показать, как правильно встречают гостей, как здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни необходимо напомнить, как встречать гостей, здороваться на занятии, то есть последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет значимую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Старшие же дошкольники должны уже осознанно относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в порядке. Развитие навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает в себя множество задач, и для их успешного решения необходимо использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста старших дошкольников: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Необходимо постепенно добиваться от детей точного и четкого выполнения действий в правильной последовательности.
Для более успешного развития и закрепления культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста можно применять словесные и наглядные методы в сочетании, при этом используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
В процессе воспитания культурно-гигиенических навыков воспитательдолжен сообщать детям разнообразные факты: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, давать представление о пользе физкультурных упражнений.
С целью воспитания культурно-гигиенических навыков представляется возможным использовать следующие произведения:К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Литературные герои данных произведений на своем примере помогут дошкольникам понять, как не надо поступать. Образы положительного поведения вызывают у детей интерес, создают настроение и воспитывают положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.
На основе перечисленных произведений можно разыгрывать небольшие сценки, при этом распределить роли между детьми в группе. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, другими словами, на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском садусуществует множество моментов для его гигиенического воспитания.
Для успешного воспитаниякультурно-гигиенических навыков большое значение имеет внешний вид сверстников и воспитателей. Необходимо учитывать то, что дети в дошкольном возрасте становятся очень наблюдательными и склонными к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них примером.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены можно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки старших дошкольников прививаются надолго, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. При этом необходимо, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Необходимо отметить, что в большое влияние на воспитание культуры поведения у дошкольников в целом оказывают сказки.
Сказки вызывают у дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, загадочностью, необычностью, яркостью образов, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки. Сказочные
герои дадут детям уроки на всю жизнь:
- уроки чистоплотности – сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк»);