Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- уроки трудолюбия, доброты – сказки «Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»);
- уроки дружбы и теплоты в отношениях, взаимопомощи – сказки «Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса».
При воспитании культуры поведения воспитатель должен придерживаться определенной последовательности (таблица 2).
Таблица 2
Последовательность воспитания культуры поведения дошкольников
Этапы | Задачи воспитателя на определенном этапе | Действия воспитателя на определенном этапе |
Привлечение внимания детей к проблеме, к надлежащему правилу и способу культуры поведения | Вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, а также желание решить возникшую ситуацию | Введение в ситуацию, рассказ воспитателя либо игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки |
Обсуждение с детьми проблемы, события, ситуации | Вызвать у дошкольников желание высказать свое мнение, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации | Постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого воспитателя, детей из другого детского сада), нацеливание на разнообразные варианты решения проблемы (как поступить) |
Формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах Наглядная фиксация правила и способов его выполнения | Побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения Пробудить фантазию и активность детей в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения | Поддерживать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разнообразные варианты, дать окончательную формулировку правила. Поощрять инициативу и активность детей, предоставлять разнообразный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения) |
Практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила | Упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации | Создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь детей в ситуацию общения, при необходимости поддержать в выборе способа разрешения проблемной ситуации, а затем включить детей в обсуждение. |
Эмоциональное завершение ситуации | Закрепить положительное, а также эмоциональное впечатление детей, направить их на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении | Выразить свое удовлетворение действиями детей и закончить эмоциональным моментом — песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой. |
Воспитатель должен всегда поддерживать стремление дошкольников выполнять правила культуры поведения. Игровая деятельность создает благоприятные возможности для познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Таким образом, комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения дошкольников включает воспитание всех ее составляющих: культуры деятельности, культуры общения, культурно-гигиенических навыков. Для этого необходимо осуществить знакомство дошкольников с нормами, поведения, нормами общения. С целью воспитания культуры поведения необходимо воспитывать бережное отношение к имуществу, развивать навыки коллективизма, также санитарно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Предложенные мероприятия будут способствовать повышению уровня культуры поведения у дошкольников, что положительно отразиться на них в будущем.
3.2. Оценка эффективности мероприятий, направленных на воспитание культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ
После проведения формирующего этапа эксперимента по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Результаты диагностики отражены в таблицах 3-6 и рисунках 4-7.
Таблица 3
Показатель сформированности осознания детьми нравственных норм
Рисунок 4 - Сравнительная диаграмма уровней сформированности осознания детьми нравственных норм на контрольном этапе
Из полученных данных видно уровень сформированности осознания детьми нравственных норм в экспериментальной группе повысился на 40%. В то время как у детей контрольной группы процентный показатель повысился на 20%.
Таблица 4
Показатель сформированности эмоционального отношения детей к нравственным нормам
Уровень | Количество детей | |||
Контрольная группа | % | Экспериментальная группа | % | |
Низкий | 0 | 0% | 0 | 0% |
Средний | 7 | 70% | 3 | 30% |
Высокий | 3 | 30% | 7 | 70% |
Всего | 10 | 100% | 10 | 100% |
Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма уровней сформированности эмоционального отношения детей к нравственным нормам на контрольном этапе
Данные диаграммы показывают, что у 70% детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности эмоционального отношения детей к нравственным нормам. Большинство детей контрольной группы, как и прежде, находятся на среднем уровне.
Таблица 5
Показатель сформированности имеющихся у детей нравственных представлений
Уровень | Количество детей | |||
Контрольная группа | % | Экспериментальная группа | % | |
Низкий | 0 | 0% | 0 | 0% |
Средний | 0 | 0% | 0 | 0% |
Высокий | 10 | 100% | 10 | 100% |
Всего | 10 | 100% | 10 | 100% |
Рисунок 6 - Сравнительная диаграмма уровней сформированности имеющихся у детей нравственных представлений на контрольном этапе
Результаты диаграммы показывают, что все дети обоих групп по-прежнему находятся на высоком уровне сформированности имеющихся у них нравственных представлений.
Таблица 6
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | Результаты анкетирования родителей |
№
вопроса
Положительный ответ
Отрицательный ответ
1.
70%
30%
2.
65%
35%
3.
70%
30%
4.
65%
35%
5.
75%
25%
6.
70%
30%
7.
65%
35%
Рисунок 7 - Сравнительный результат оценки родителями поведения детей в соответствии с общепринятыми нормами на контрольном этапе
Исходя из результатов диаграммы, можно сделать вывод о том, что родители стали достаточно времени уделять детям воспитанию культуры поведения, так как большая часть опрошенных заметили проявление нравственности в повседневной жизни своих детей.
Сравнив итоги на констатирующем и заключительном этапах, видно насколько возрос уровень воспитания культуры поведения у детей, и насколько увеличился уровень значимости воспитания культурного поведения детей для родителей.
Ребята стали общительными, тактичными, доброжелательными, приветливыми. Научились вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения на занятиях, праздниках, в общественных местах.
У детей формируется потребность того, что мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, стали значимы в их глазах, отношение к выполнению действий у ребят стало эмоционально-положительным и, наконец, при необходимости дети способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Так же повысился уровень знаний родителей по вопросам воспитания культуры поведения детей.
Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, что и показал контрольный этап эксперимента.
Вывод по третьей главе:
Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения дошкольников включает воспитание всех ее составляющих: культуры деятельности, культуры общения, культурно-гигиенических навыков. Для этого необходимо осуществить знакомство дошкольников с нормами, поведения, нормами общения. С целью воспитания культуры поведения необходимо воспитывать бережное отношение к имуществу, развивать навыки коллективизма, также санитарно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.