Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уделяется особое внимание воспитанию у детей культуры поведения, но оно не строится на современных преподавательских мнениях, оно активно преподносится в последние годы. Важно обучать детей правилам вежливости в процессе воспитания культуры поведения. Для современного учителя в процессе воспитания культуры поведения у школьников, представляет важнейшее значение психологическое изучение особенностей поведения каждого ученика, а также условия образования сознательного поведения, которое показывает, как именно ребенок для достижения поставленной цели способен осознать важность тех или иных поступков и действий. Поведение культуры человека определяются такими качествами, как духовные интересы, знания, нравственные черты, образованность, мораль, гуманизм. Культура проявляется в отношениях с окружающими детей людьми, с достижениями их труда. По особенностям таких отношений и судят о культуре, воспитанности любого человека в этом обществе.

Составной и важной частью культуры поведения человека является его дисциплинированность. Она формируется на основе личной сознательности происходящего и ответственности за поступки, и готовит самих учащихся к общественной деятельности.

Культура поведения включает в себя:

1.Культуру речи (т.е. какими словами и в какой форме дети общаются между собой и окружающими, как они ведут диалог, используют ли при этом различные средства языка, употребляют ли нормы литературного языка в устной и письменной форме);

2. Культуру общения (как они общаются между собой, с незнакомыми и друзьями, очень важно при общении быть вежливым, заботливым и гуманным по отношению к окружающим. И менять всегда свое поведение в зависимости от окружающей среды.)

3. Культуру внешности (соблюдение правил личной гигиены, умение контролировать свою мимику и жесты и др.);

4. Бытовую культуру (умение вести себя в домашней обстановке, соблюдая этические нормы и правила по отношению к родственникам и окружающим домашним предметам т.п.)[29].

Культура поведения - это речь человека, его манеры и жесты, истинная красота внешности самого человека, его умение вести себя нужным образом в общественных местах, правильно подготовить рабочее место, и логично распределять свой досуг. Культура подкрепляется сложившимися на данный момент нормами поведения и включает в себя правила общения с другими людьми, нормы поведения в обществе [38].


Понятие «культура поведения» можно рассматривать с разных сторон. В педагогическом словаре: «Культура поведения – это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими людьми» [27, с. 431]. Культура поведения включает в себя систему различных форм поведения человека при общении с окружающими при соблюдении моральных и этических норм.

В данной работе мы берем за основу определение термина «культуры поведения», данное С.В. Петериной: «Культура поведения - совокупность только полезных устойчивых для общества форм поведения в обществе, в жизни, в различных видах деятельности».

Дети всегда и везде относятся очень приветливо и доброжелательно к окружающим их людям, легко вступают с ними в общение. У них возникает общественно значимая направленность и чувство единения и сплоченности. Ребёнок способен высказать положительное или отрицательное отношение совершённым поступкам. Хотя эти проявления у детей имеют некоторую напряженность и нестабильность, но постепенно в них формируется такое отношение к поведенческому правилу как к норме. Во взаимоотношениях детей можно выделить такие формы, как товарищество и содружество. Происходит активное овладение и освоение этических норм и правил, формируется способность к обоснованной оценке, появляется более точная характеристика поведения. Под самими правилами поведения понимаются обоснованные требования, которые излагаются в простой, понятной и ясной для ребенка форме. Правила дети могут воспринимать в разных видах: учебной, трудовой деятельности, в игре и в повседневной жизни. Они делают ребёнка более инициативным и дисциплинированным, так как раскрывают необходимую последовательность действий в удобной для них форме.

Культура поведения включает в себя выработанные в процессе длительного исторического развития различные нормы поведения, традиции и правила этикета. Культура поведения, отражая состояние общественного развития, в тоже время оказывает на него серьезное влияние.

Работу по воспитанию культуры поведения нужно начинать с самого детства, и продолжать на протяжении всей жизни. До поступления в школу у детей должны уже быть сформированы следующие привычки поведения: самообслуживание, уважительное отношение ко всем взрослым, должны употреблять постоянно слова благодарности, здороваться, прощаться. Но систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков поведения начинается с приходом в школу. Именно в начальных классах закладывается фундамент аккуратности, опрятности, прививаются вежливые манеры.



1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.

Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.

М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.

В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния.

На основе ранее приобретенных знаний социального характера дошкольник способен осуществлять более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).

Дошкольный возраст является самым «игровым» периодом детства.

Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. В игровую деятельность ребенок уходит целиком.

Главная потребность ребенка-дошкольника заключается в адаптации в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого. Поскольку реальное выполнения «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у детей-дошкольников формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника осваивать новые для него сферы деятельности.

Все разнообразие деятельности ребенка-дошкольника объединено моделирующим характером действий. Так, дошкольниками в рамках игр воссоздаются социальные взаимоотношения людей в обществе, профессиональные действия, отыгрываются сказочные сюжеты и пр. Созданные модели являются отражением выявленных ребенком взаимосвязей между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача, для проектирования железной дороги хватает палочек и пр.

Виды деятельности ребенка-дошкольника отличаются в зависимости от роли, исполняемой взрослым. При этом, хотя в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, такая постановочная деятельность дает ребенку через действие достигать усвоения социальных норм, принятых в обществе.


В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым. Возникает, согласно Д.Б. Эльконину, новообразование раннего возраста, которое оформляется к трём годам, – личное действие и феномен «Я сам». Это приводит к «кризису социальных отношений» (Л.С. Выготский), симптомы которого впервые были описаны Э. Келер.

Среди них главные: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие; а также второстепенные: обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм.

Помимо игровой деятельности, дети-дошкольники активно участвуют и в иных видах продуктивной деятельности. С их помощью дети-дошкольники опосредуют окружающую их действительность в форме представлений о предметах и ситуациях. Так, в бытовой деятельности ребенок-дошкольник имеет возможность действовать с взрослым наравне, например, осуществляя действия по самообслуживанию. В ситуациях трудовой деятельности ребенок-дошкольник может осваивать навыки сотрудничества и взаимопомощи, например, при вступлении в значимые взаимоотношения с взрослым через результат своего труда.

Познавательное развитие детей-дошкольников отличается бурным становлением и этапностью.

Так, внимание ребенка-дошкольника 4-5 лет совершенно непроизвольно, задерживается на привлекательных, броских предметах. Внимание ребенка постарше (5-6 лет) уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.

Если отдельные элементы произвольности восприятия могут быть сформированы еще в старшем дошкольном возрасте, в целом, ребенок при поступлении в школу еще не совсем способен регулировать этот процесс. При этом восприятие детей-дошкольников уже позволяет им хорошо видеть и слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи и звуки и пр. Однако полноценная систематизация воспринятого материала детям-дошкольникам еще недоступна.

Память также выступает важнейшей характеристикой познавательного развития. Развитие памяти детей-дошкольников зависит от специфики деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается по-разному в зависимости от той роли, что выполняет для ребенка. Поэтому можно отметить, что память также зависима от процесса формирования произвольности. Так, для старшего дошкольника характерно зачаточное формирование произвольного запоминания и припоминания. Так, в коллективных играх или организованных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в мероприятии.


Для формирования произвольности запоминания и припоминания главную роль играет систематическое подкрепление попыток ребенка-дошкольника в достижении непосредственного результата. Также заметное значение имеет непосредственное поощрение ребенка-дошкольника со стороны воспитателя, родителя или другого значимого взрослого.

Итак, необходимо отметить, что произвольное запоминание в старшем дошкольном возрасте носит несовершенный характер, что объясняется не владением ребенком-дошкольником даже элементарными мнемическими приемами.

Данная проблема преодолима: при наличии регулярной работы воспитателя к концу дошкольного возраста у детей возможно закрепить простейшие мнемические навыки и приемы улучшения памяти и запоминания. Например, с целью запомнить какой-нибудь материал ребенок способен повторить его несколько раз или составить простейшие связи, которые облегчат запоминание. Поэтому организация воспитательной работы может оказать решающее влияние на развитие произвольности процессов памяти, т.к. ребенок пока не может сам изобрести задания или приемы запоминания, именно педагог ответственен за ту или иную степень развития произвольности памяти ребенка-дошкольника. Такая работа начинается с выполнения простейших поручений, для запоминания которых педагог предлагает ребенку-дошкольнику простой алгоритм.

С приобретением некоторого опыта, при условии положительного подкрепления результатов труда и поощрений со стороны педагога, старший дошкольник может начать самостоятельно ставить перед собой задачи по запоминанию или припоминанию необходимого материала.

Описанные шаги играют важную роль в процессе формирования произвольности памяти, которая является необходимым условием школьного обучения, т.к. учебная деятельность невозможна при условии отсутствия управляемой памяти.

Мышление выступает еще одной важной познавательной функцией. Развитие мышления детей-дошкольников происходит очень интенсивно. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Успешность развития мышления ребенка-дошкольника зависит напрямую от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится.

Воображение ребенка-дошкольника развито очень хорошо. Данный возрастной период сензитивен для развития воображения, свободного фантазирования, развития творческих способностей.