Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


: Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

3. Правовой обычай как источник права. Обычное право.
Правовой обычай исторически был первым источником права, регули­ровавшим отношения в период становления государства. Вообще под обыча­ем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение госу­дарства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностя­ми. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рам­ках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обы­чаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право, входит в структуру индусского права.

Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая неред­ко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в ко­тором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено.


Юридические нормы могут возникать и на ранних стадиях развития цивилизации действительно повсеместно возникают из самой жизни, особенно в экономике, товарно-рыночном хозяйстве (в немалой мере на основе требований естественного права). Здесь формирующим началом для юридических норм является обычай, т.е. общие правила, которые в результате длительного действия становятся привычкой, непререкаемым обыкновением. Эти обычаи, обосновывающие поведение людей, в ряде случаев получают юридическое признание, рассматриваются правителями, судьями, всеми должностными лицами в качестве достаточного критерия для определения того, поступают ли люди “по праву” или “не по праву”, т.е. критерия юридических прав и юридических обязанностей. Тогда-то и складывается обычное право – исторически первая и наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.

В последствии, по мере того, как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писанными законами государства.


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 16
1. Неолитическая теория происхождения и сущности государства.

2. Государство: понятие, сущность и основные признаки.

3. Юридический прецедент как источник права.





  1. Неолитическая теория происхождения и сущности государства.

В отечественной юриспруденции особое значение в последние годы стала играть

неолитическая теория происхождения и понимания права (Чайлд, Венгеров). Утверждают, что государство возникло ещё до появления рабовладельческого способа производства и основной причиной его возникновения является его переход к каменным орудиям труда и новой производящей экономике (до этого была экономика присваивающей). Появление «классов» ускорило процесс формирования государства, но не явилась его основной причиной. Поэтому, сторонники этого подхода право определяют как систему норм, установленных и охраняемых государством, создаваемую для управления обществом и не более того. Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10—12 тыс. лет назад и продолжался — у разных народов — несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять снача­ла "мягкие" цветные металлы — медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Они в целом правильно обобщены в книге Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концеп­цией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варва­ров.

С точки зрения современной исторической науки и этногра­фии неолитическая революция стала возможной не только бла­годаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрес­су хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, пись­менности и иных достижений материальной и духовной культуры Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.


Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избы­ток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспе­чить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регуляр­ный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабо­чей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых


2) Государство: понятие, сущность и основные признаки.
Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая для осуществления управленческо-обеспечительной и охранительной функций специальным аппаратом и способная придавать своим велениям характер обязательности для всего своего населения.

Государство – это организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Сущность государства – это его смысл, содержание, назначение и функционирование.

В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теорией государства. Согласно

марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых другими эксплуататорами.

Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства:

1. Теория правового государства – суть её, добиться господства права во всех сферах социальной жизни.

2. Теория плюралистической демократии (теория стратификации) – Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль. Суть – в современном обществе классы перестали существовать, и власть утратила классовый характер. Общество же это совокупность социальных объединений людей (страт) по различным признакам.

3. Теория государства благоденствия – рассматривает вопрос о целях государства. По ней, что государство стало надклассовым и выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает благоденствие всех.

4. Теория элит – сформировалась в начале 20 века (В.Порето, Г.Моски). Идея: народные массы не способны управлять государством, и эта задача осуществляется верхушкой общества – элитой.

5. Технократическая теория – разработана Т.Вебленом, в 1920 -е годы получила значительное распространение в 60-70гг. Идея в том что государством должны управлять специалисты – управленцы. Как бы выделяют специальность “управление государством”