Файл: Характеристика торгового предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебно-коммерческая практика необходима мне для приобретения навыков коммерческой работы в торговых предприятиях, ознакомления с современными формами и методами организации торгового процесса, подбора материалов о различных аспектах деятельности коммерческого предприятия для использования в учебном процессе, для приобретения опыта общественной, организаторской и воспитательной работы.

Ознакомление с магазином, его устройством и оборудованием

Характеристика торгового предприятия

Моя учебно-коммерческая практика проходила в магазине «Пятерочка» № 142, расположенном по адресу: улица Навашина 20.

Данный магазин является сравнительно молодым, однако, за свое недолгое существование у него появилось большое количество постоянных покупателей с разным уровнем доходов.

Перед входом в магазин имеется большая площадка для парковки автомобилей, что является дополнительным привлечением покупателей.

Магазин «Пятерочка» является розничным торговым предприятием, осуществляющим куплю-продажу товаров и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

По форме собственности данный магазин является частным предприятием, которое преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяет ее между своими участниками.

С учетом типа здания и особенностей его объемно – планировочного решения исследуемый магазин относится к встроенно-пристроенным помещениям, так как находится на первом этаже многоэтажного здания.

Магазин располагает комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в нем средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда для торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг.

В соответствии с ассортиментом реализуемых товаров, магазин является универмагом - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно методом самообслуживания.


Располагается магазин в жилой зоне города в пределах пешеходной доступности и относится к магазинам местного значения. Он отвечает основному требованию культуры торговли - удобство для населения, которое может быть достигнуто, если соблюдены следующие условия:

- магазины максимально приближены к потребителю;

- в них обеспечена возможность приобретения товаров сложного ассортимента жителями ближайшего микрорайона;

- равномерно, пропорционально численности населения, размещены однотипные магазины;

- комплексно расположены магазины с ассортиментом товаров, связанных общностью спроса;

- обеспечены условия рентабельной работы для каждого торгового предприятия.

Устройство и планировка торгового зала

Магазин «Пятерочка» отвечает всем требованиям планировки торгового зала, а именно:

- удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов;

- создание наилучших условий для перемещения товаров из помещения для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки;

- эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

- обеспечение свободного движения потоков покупателей;

- рациональная организация расчетных операций.

Оптимальные условия для продажи товаров обеспечиваются за счет прямоугольной формы торговых залов. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для их комфортного пребывания в магазине.

Вход и выход в магазине совмещены и расположены у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала магазина можно условно разделить на:

- установочную площадь;

- площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

- площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

- площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь – площадь занятая торговым оборудованием, составляет примерно 30 % от всей площади торгового зала, что говорит об эффективном использовании площади торгового зала.

Для еще более эффективного использования торговой площади в магазине используют экспозиционную площадь, она исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т.п.), т.е., в эффективном распределении товара на торговой мебели.



Для свободного перемещения покупателей в магазине предусмотрены магистральные (более широких по сравнению с обычными) проходы, расположенные вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями, эта площадь не превышает 15% площади торгового зала.

В магазине «Пятерочка» линейная планировка торгового зала, т.е., когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, охлаждаемые прилавки, тару-оборудование) установлены вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

Характеристика торгово-технологического оборудования

Магазин «Пятерочка» оснащен торговой мебелью необходимой для успешной торговли и поэтому в нем используют:

- мебель для торговых предприятий;

- торговый инвентарь;

- торговое холодильное оборудование;

- торговое измерительное оборудование;

- контрольно-кассовое оборудование.

Весь его инвентарь отвечает следующим требованиям:

  • соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала;

  • оснащение магазина торговым оборудованием должно осуществляться с учетом использования методов продажи;

  • оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.

Мебель для магазина классифицируют по месту применения, назначению, товарному профилю и конструкции.

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов и подсобных помещений магазина.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые кабины); для обслуживания покупателей (корзины и тележки для отборки товаров).

По конструкции торговую мебель используют неразборную и сборно-разборную. Преимущественно магазин оснащен сборно-разборной торговой мебелью.


Мебель для магазина делится на следующие основные типы:

- пристенные и островные горки;

- секции замкнутых зон внутри торгового зала;

- прочие товароносители;

- прилавки;

- немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;

- механические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;

- корзины для покупок;

- тележки для покупок.

Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазина является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций.

По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов для продовольственных и непродовольственных товаров, а также инвентарь общего пользования. Наряду с перечисленным, магазин должен оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.

Торговое холодильное оборудование по назначению делят на следующие основные группы:

- для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);

- для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины, прилавки-витрины, лари);

- демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).

Для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема. В универсаме «Пятерочка» имеются цифровые и электронные весоизмерительные приборы , с постоянными показаниями.

Изучение нормативных документов на лицензирование торговой деятельности

Лицензию выдают торговым предприятиям для ведения торговой деятельности в течение установленного срока, а также определяют условия ее существования.

Лицензия оформляется на бланках, которые имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют лицензирующие органы. Типовой бланк лицензии утвержден Министерством экономики Российской Федерации.


Лицензия подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.

Рассмотрение этого заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляется на платной основе.

Для получения лицензии заявитель представляет в лицензирующий орган:

- заявление о выдаче лицензии с указанием для юридического лица: наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования обслуживающего банка; для физических лиц: фамилии, имени, отчества, паспортных данных, места жительства, вида деятельности; срока действия лицензии;

- копии учредительных документов;

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

- справку налогового органа о поставке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

- характеристику объекта лицензирования;

- заключения территориальных органов управления государственной противопожарной службы и территориальных центров санитарно-эпидемиологического надзора о том, что помещения, здания и условия осуществления конкретного вида деятельности по социальному обслуживанию населения отвечают требованиям противопожарной безопасности.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее 3 лет.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Заключение территориального центра санитарного эпидемиологического надзора – документ, выдаваемый органом Госсанэпиднадзора при местной администрации, дающий право на получение лицензии. Оформляется на бланках установленного образца и выдается на основании акта санитарного обследования торгового предприятия на предмет соответствия санитарно-технического состояния заявленного профиля санитарным правилам указанного профиля. Содержит информацию о типе объекта, его площади, местонахождении, количестве работников, наличии у продавцов медицинской документации, а также перечень основных требований и срок действия данного решения.