Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, власти. Существуют следующие формы государственного устройства: 1) Унитарное государство 2) Федеративное государство 3) Конфедеративное (на данный момент не существует в природе)4) Региональное государство.

Федеративное государство- представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24-р федерации. Федерации бывают: а) Договорные и конституционные. Федерации созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных(США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными(Россия, Югославия, Мексика), б) Национальные территориальные и комплексныефедерации. Федерации созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получил название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных.Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты такие федерации носят комплексный характер, в) Симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричныефедерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США). Все же можно выделить общие черты наиболее характерные для большинства федеративных государств:

  1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.д.

  2. Верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным и государственным органам. Конституция между федерацией и ее субъектам разграничивается союзной конституцией.

  3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, судебные и исполнительные органы.

  4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

  5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

  6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерации осуществляют союзные государственные органы.


Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, характер и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Национальные федерации характеризуются более сложным, государственным устройством. Но основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различии степени, суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.


3. Понятие и виды социальных норм. Соотношение норм права и морали.
Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется, достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль - это правила поведения, право и мораль - обладают общим характером, право и мораль - это регулятор общественных отношений, право и мораль – это продукты сознательной волевой деятельности людей. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие. Право и мораль имеют общие черты: право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества; право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений; право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различие между нормами права и морали.

-по происхождению; - по сфере действия; - по форме закрепления; - по структуре; - по способу обеспечения. Соотношение права и обычаев, возможно, рассматривать с ряда позиций: Сходства, различия и их взаимовлияния. Сходство состоит в том, что право и обычаи представляют собой определенную совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений, нежели в сферу регулирования норм обычаев.


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 29
1. Международное и внутригосударственное (национальное) право, их соотношение и взаимодействие в современных условиях.

2. Республика как форма правления, ее признаки и виды. Особенности формы правления в современной России.

3. Понятие правовой семьи и правовой системы общества. Виды правовых семей современности.



1) Международное и внутригосударственное (национальное) право, их соотношение и взаимодействие в современных условиях.

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права - один из центральных в теории международного права. Особое значение вопрос о соотношении этих двух систем правового регулирования приобрел в наши дни ввиду бурного развития разнообразных форм международного сотрудничества, углубления процесса интернационализации жизни народов. Все эти факторы обусловливают необходимость широкого использования государствами международного права для согласования их действий не только в традиционных областях, но и в таких сферах, которые ранее были предметом их национально-правового регулирования.

Буржуазная наука в вопросе соотношения международного и внутригосударственного права выработала три основных направления: одно дуалистическое; два монистических.

Суть дуализма заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных правопорядка. Основоположником этого направления считается немецкий ученый Г. Трипель. Представителем дуалистической концепции являлся также Д. Анцилотти.

     Дуалисты не абсолютизируют независимость двух правопорядков, отмечая определенную связь международного права с внутригосударственным. Они даже подчеркивают, что, для того чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву.


     Суть монистических концепций, как это видно из их названия, состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы права. При этом одни из сторонников этих концепций исходят из примата (верховенства) внутригосударственного права, другие - из примата международного права.
2. Республика как форма правления, ее признаки и виды. Особенности формы правления в современной России.

Республика – форма государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление .

Признаки республики: 1) наличие высших выборных органов власти; 2) возможность участия граждан в управлении делами государства через периодически избираемый орган – парламент; 3) Разделение властей; 4) определённая процедура принятия высшими органами государства своих решений, процедура ответственности органов и должностных лиц; 5) высокий авторитет судебной власти; 6) легитимация основана на позитивном праве и совпадает с легализацией; 7) глава государства – выборное лицо.

Виды определяются в зависимости от того, кто избирает главу государства и правительство. Выделяют: парламентские, президентские республики. В парламентских правительство и главу государства – президента – избирает парламент; президент осуществляет в основном функции представителя государства (Германия). В президентских республиках президент избирается непосредственно народом; он же формирует правительство, нередко являясь его главой (США). Иные варианты – смешанные (Франция, Россия).

По форме правления современное Российское Государство представляет президентско - парламентскую республику, основанную на разделении властей. В этой области процессы имеют переходный период. Формирование системы разделения властей знает перехлесты, когда происходит борьба за сферы влияния между исполнительной и законодательной властями, между Президентом и Верховным Советом, Президентом и Гос Думой. Четвертая власть - СМИ, пытается временами встать над всеми другими ветвями власти выйдя из под идеологического контроля. Формируется в президентско-парламентской республике и пятая - президентская власть. Структуры, обеспечивающие Президенту выполнение функций главы Государства, гаранта прав и свобод человека, провозглашенных Конституцией РФ, возникают объективно, и их взаимодействие без дублирования с другими ветвями власти становится насущной необходимостью.