Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 32
1. Право и государство, их соотношение и взаимосвязь.

2. Понятие, признаки и виды государственно-политических режимов.

3. Определение понятия «закон». Основные признаки законов.





  1. Право и государство, их соотношение и взаимосвязь.


Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, которое, является неотъемлемым признаком государства. Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключается в следующем:

1.Если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор.

2.Если государство выражает силу, то право – волю.

3.Если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма.

4.Они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права основано на том
, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида основных типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовое государство).  


  1. Понятие, признаки и виды государственно-политических режимов.

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками: 1) Соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим. 2) Антидемократический режим (АДР) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством (диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами). 3) АДР свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ). 4) Личность в АДР государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры. 5) При АДР реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. 6)

Всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой. 7) АДР игнорируют интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. 8) АДР государство во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения (полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной религии). 9) Господство одной формы собственности. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Демократический режим характеризуется: 1) Свободой личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества. 2) Реальной гарантированностью личных прав и свобод гражданина. 3) Создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную .систему). 4) Личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия. 5) Реальное разделение властей. 6) В одинаковой мере учитываются интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. 7) Обеспечивает компромисс между государственными органами и гр-нами, между различными социальными группами населения. 8) Основной принцип деятельности демократического .государства – плюрализм мнений. 9) Базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей. 10) Существование различных форм собственности.

3.Определение понятия «закон». Основные признаки законов.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 33
1. Социологическая теория права, ее основные идеи и современная оценка.

2. Судебная власть, ее независимый и третейский характер. Система судебных органов государства.

3. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.






  1. Социологическая теория права, ее основные идеи и современная оценка.


Эта теория является одним из основных направлений правоведения XX века. Основателем социологического направления является Эрлих. Его книга «Социология права» содержит изложение основных идей этого направления.

В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально- логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Разновидность социологического направления является теория солидаризма, представленная французским юристом Дюш. Согласно теории, люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. И норма эта источник человеческого благополучия и стоит выше государства.

Хотя эта теория и отвлекается от формальных признаков права, она наполняет его социальным содержанием и доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи этой теории выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.


      1. Судебная власть, ее независимый и третейский характер. Система судебных органов государства.

Судебная власть призвана охранять правовые устои государства и общественной жизни от любых нарушений, кто-бы их не совершил. В правовом государстве правосудие осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Законность и независимость правосудия являются важной гарантией прав и свобод граждан. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам образующим