Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на : - абсолютную, - ограниченную (парламентарную), - дуалистическую, - теократическую, - парламентарную.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.


Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
3) Правовой институт: понятие и виды.
Правовой институт – это совокупность относительно обособленных норм, регулирующих участок или сторону однородных общественных отношений.

Каждый правовой институт характеризуется следующими признаками:
Нормы, составляющие правовой институт объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений.



Нормы образующие правовой институт, не смотря на однородность предмета достаточно однообразны, поскольку однородность общественных отношений весьма разнообразна.

Содержание правового института выражается в определенной группе понятий, терминов и конструкций.
Нормы правового института закреплены в законодательстве либо в отдельном нормативном акте, либо в каком-то разделе НПА, либо эти нормы могут быть размешены в различных НПА.

Виды институтов:

  1. в зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

  2. в зависимости от сферы распространения — на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 5
1. Гражданское общество, его структура и признаки. Соотношение гражданского общества и государства.

2. Место и роль общественных объединений в политической системе общества.

3. Понятие, признаки и структура нормы права.



1. Гражданское общество, его структура и признаки. Соотношение гражданского общества и государства.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества


1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

8. Семья.

Признаки современного гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

  • развитость и разветвленность демократии;

  • правовая защищенность граждан;

  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

·         равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

·         гарантированная юридическая  защита  прав  и  свобод  граждан  на  основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

·         экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого  иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

·         гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства  и   партий   общественные   объединения   по   интересам   и профессиональным признакам;

·         свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

·         создание необходимых материальных и прочих условий  для  развития  науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных  перед законом членов общества;

·         свобода создания и деятельности средств  массовой  информации  вне  рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

·         существование механизма, стабилизирующего отношения между государством  и гражданским обществом (механизм консенсуса), и  обеспечение  безопасности функционирования последнего  со  стороны  государственных  органов.  Этот механизм, формальный или  неформальный,  включает  законодательные  акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.


Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все  общественные  отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая  в  данный  момент  политическая  партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в  своей  деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество  неразрывно связаны друг с другом, составляют  две  части  единого  общественного  организма

 

2. Место и роль общественных объединений в политической системе общества.

Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп. Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это становиться особенно актуальным сегодня в условиях