Файл: Тема урока Решение задач с помощью квадратных уравнений Класс 8 Тема урока Решение задач с помощью квадратных уравнений. Цели урока Образовательные формирование познавательных ууд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет: алгебра

Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»

Класс: 8
Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений».

Цели урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):  

  1. научить составлять уравнения, приводящиеся к квадратным, т.е. решать задачи с помощью квадратных уравнений;

  2. Знать  алгоритм для решения задачи с помощью квадратного уравнения;

  3. Научиться сопоставлять уравнение с соответствующим текстом задачи;

  4. Уметь составить модель задачи, зная уравнение.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение обрабатывать информацию, умение работать по алгоритму, выбирать способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать одноклассников,  владеть навыками совместной деятельности, распределять работу  в группе,  формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная, парная.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: Компьютер учителя,

интерактивная доска.

Структура и ход проведения урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка цели задач урока

  4. Учебная деятельность

  5. Закрепление изученного материала

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Ход урока:

  1. Оргмомент: Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.

На уроках математики вы действительно учитесь решать задачи, в том числе и при помощи составления уравнения. Уравнения у вас могут получиться самые разные, поэтому так важно умение решать любые уравнения.

В начале урока ученики устно отвечают на вопросы учителя:

- Вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках алгебры? Какую тему? Чему научились?


(Ответы: Квадратные уравнения, научились их решать)

- Зачем нам нужно уметь решать уравнения? В чем нам эти знания могут пригодиться?

(Ответ: при решении задач)

- Как вы думаете, какой же будет тема сегодняшнего урока?

(Ответ: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»).

Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради!

И так, тема нашего урока «Решение задач с помощью квадратных уравнений».Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение. Эти слова Г. Гессе станут эпиграфом нашего урока. Надеюсь, что вы действительно получите удовольствие от результатов вашего труда на уроке.
2. Актуализация знаний

Сначала проверим, как вы усвоили пройденный материал.

Фронтальный опрос.

Вопросы задает учитель:

- Дать определение «Квадратного уравнения». Название его коэффициентов. Привести пример.

- Как решать квадратные уравнения? (по формуле корней квадратного уравнения)

- Что такое «Дискриминант» квадратного уравнения?

- Как он обозначается? Что означает это слово в переводе с латыни? (Д, «различитель»)

- Что же он различает? (Количество корней квадратного уравнения).

- Сформулируйте правило определения количества корней в квадратных уравнениях.

(Д>0, Д=0, Д<0).

- Напишите формулу корней квадратного уравнения! (На доске) (формула I)

- Напишите частный случай общей формулы. (формула II)

- Сделайте вывод: чем хороша каждая из этих формул?

Итак, мы повторили, как можно решить квадратное уравнение.

Сейчас я хотела бы проверить, как вы усвоили эти формулы и определения.

Ученики получают карточки с заданиями. Заполняют пропущенные слова в карточках.

1.Вариант

1.Уравнение вида , где a, b, c - заданные числа, a 0, x - переменная,

называется...

2. Полное квадратное уравнение не имеет корней, если D ...

3. Уравнение вида называется...

4. Квадратное уравнение имеет два корня, если ...

5. Дано уравнение . D =...

2.Вариант

1. Если

квадратное уравнение, то a... коэффициент, с...

2. Уравнение x² = a, где a < 0, не имеет...

3. Полное квадратное уравнение имеет единственный корень, если ...

4. Уравнение вида ax² + c = 0, где a 0, c 0, называют ... квадратным уравнением.

5. Дано уравнение x²- 6x + 8 = 0. D =...

Проводится взаимопроверка. Ответы показываем через интерактивную доску.

(отметить наиболее активных и успешно справившихся с заданием учеников).

3. Ребята! У меня возникла проблема. Я надеюсь, вы мне поможете. Мне необходимо обнести изгородью огородный участок, он имеет прямоугольную форму. Одна из сторон на 10 метров больше другой, площадь всего участка 1200 . Сколько необходимо мне закупить материала? Возможно ли, решить задачу с помощью квадратного уравнения?

Решение задачи:

Выбираем наименьшую из сторон, обозначаем ее – х метров. Тогда большая сторона (х+10) метров. Знаем, что площадь всего участка 1200 . Получаем уравнение:

х(х+10)=1200,

Раскроем скобки.

+10х=1200,

+10х-1200=0,

D=100+4800=4900,

= =-40, = =30.

Корень уравнения равный -40 –не подходит, так как длина не может быть отрицательной величиной; =30 м – это длина наименьшей стороны изгороди. Значит х+30=40 м – наибольшая сторона изгороди, а длина всей изгороди, т.е. периметр участка, будет равен Р=2×(30+40)=140 метров. Следовательно, мне необходимо купить 140 метров материала для обнесения огородного участка изгородью.

Ответ: 140 м.


С чего же нужно начинать решать задачи? Отвечают дети с помощью учителя.

1.Выбрать неизвестное.

2.Затем составить уравнение.

3.Решить его.

4. Сделать вывод о корнях.

5. Выполнить дополнительные действия.

Разбор (по учебнику) задачи №1 и №2.

4.Задание на уроке.

Задача № 559

Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 6 больше другого, равно 187. Найдите эти числа.

Решение: Пусть меньшее число х, тогда большее х+6. По условию произведение этих чисел равно 187.

Получаем уравнение:

х(х+6)=187,

+6х=187,

+6х-187=0,

D=36+748=784,

= =-17, = =11.

Корень =-17 –не подходит, поскольку не натуральное число. =11 – это наименьшее число, тогда х+6=11+6=17 – наибольшее число.

Ответ: 11,17

Задача № 563

Найдите катеты прямоугольного треугольника, если известно, что сумма равна 23 см, а площадь данного треугольника равна 60 .

Решение: Пусть катеты треугольника равны, а см и б см. Сумма катетов по условию равна 23 см. т.е. а+б=23. Площадь треугольника равна 60 . т.е. аб=60.

Получаем систему уравнений:



Решаем второе уравнение через дискриминант.

-23б+120=0,

D=529-480=49,

= =8, =
=15.

Один из катетов треугольника равен 15 см

Значит, второй катет равен а=23-б=23-15=8см.

Ответ: 8см, 15см.
5.Задание на дом.

Пункт 23, №560, №564, на повторение №576.
6.Подведение итогов.

Отметить работу каждого ученика; ещё раз повторить алгоритм решения задач с помощью квадратных уравнений.

Спасибо за урок!


Урок № 2

Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»

Цель урока:

- совершенствование навыков составления уравнения по условию задачи;

- закрепление навыков решения квадратных уравнений;

- развитие логическое мышление учащихся.

Задачи урока: Научить составлять уравнение по условию задачи, определять тип текстовой задачи, знать особенности алгоритма её решения.

Тип урока: Урок  моделирования и преобразования модели.

Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная, парная.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: Компьютер учителя, интерактивная доска.

Структура и ход проведения урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (разбор нерешенных задач).

3. Актуализация опорных знаний.

4. Формирование умений составлять уравнения по условию задачи.

5. Изучение нового материала.

6. Подведение итогов урока.

7. Задание на дом.
Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять уравнения по условию задачи. Возникли ли у вас затруднения по выполнению домашней работы? (разбор нерешенных задач). И так, тема нашего урока «Решение задач с помощью квадратных уравнений».

Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради!
3.Актуализация опорных знаний.

Два ученика на месте работают по индивидуальным карточкам.

Карточка № 1.

1.Запиши общий вид квадратного уравнения.

2.Запиши формулу корней квадратного уравнения.

3.Чему равны коэффициенты а, в, с уравнения х2 – 4х – 3 = 0?

4.Реши уравнения: а) 3х2 + 2 х – 1 = 0; б) 2х 2+ 7х – 4 = 0; в) х2 – 7х +12 = 0.

Ответ: а) -1, 1/3; б)1/2, -4; в)4, 3.

Карточка № 2

1.Запишите формулу дискриминанта квадратного уравнения.