Файл: Тема урока Решение задач с помощью квадратных уравнений Класс 8 Тема урока Решение задач с помощью квадратных уравнений. Цели урока Образовательные формирование познавательных ууд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
=300,

(Ответ: -10; 10)

3) 2 -8=0,

(Ответ: -2; 2)

-3x=0,

(Ответ: 0; 3)

+6x+9=0,

(Ответ: -3)

-10x+25=0,

(Ответ:5)

+16x+63=0,

(Ответ: -9, -7)

-3x+2=0.

(Ответ: 2, 1).

К доске выходит следующий ученик с сообщением на тему «Квадратные уравнения в Европе в XIII – XVIIвв».

Формы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были в первые изложены в «Книге абаха», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраический примеры решения задач и первый в Европе подошёл к введениям отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абаха» переходили почти во все европейские учебники XVI – XVII вв. и частично XVIII в. Общее правило решений квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду:

+ bx=c

при всевозможных комбинациях знаков и коэффициентов b,c, было сформировано в Европе в 1544г. М. Штифелем. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские учёные Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVIIв. учитывают, помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в XVIIв. благодаря трудам Жиррара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

У доски решаем следующие задачи.

Задача №1

Изготовить прямоугольник, если известно, что одна из сторон на 14 см больше другой, а диагональ прямоугольника равна 34 см.

Решение: Пусть х см наименьшая из сторон прямоугольника, тогда наибольшая сторона равна (х+14) см. Проводя диагональ, мы делим прямоугольник на два треугольника. Диагональ в прямоугольном треугольнике играет роль гипотенузы. Для правильного составления уравнения мы должны вспомнить теорему Пифагора, и свойство противоположных сторон прямоугольника. Получаем уравнение:
+ =

Решаем уравнение, раскрыв скобки:

+ +28х+196=1156,

2 +28х+196-1156=0,

2 +28х-960=0, сократим квадратное уравнение на 2

+14х-480=0,

D=196+1920=2116,

= =16, = =-30 не подходит.

=16 см – наименьшая из сторон прямоугольника.

х+14=16+14=30,

=30 см – наибольшая из сторон прямоугольника.

Ответ: 16 см и 30 см.

Задача №2

Изготовить прямоугольный треугольник, если один из катетов на 3 см меньше гипотенузы, а другой на 6 см меньше гипотенузы.

Решение: Пусть х см гипотенуза прямоугольного треугольника, тогда (х-3)см один из катетов, а другой (х-6)см. Вспомним теорему Пифагора! Квадрат гипотенузы, равен сумме квадратов катетов. Получаем уравнение: + = .

Решим уравнение, раскрыв скобки:

-6х+9+ -12х+36- =0,

-18х+45=0,

D=324-4×45=144,

=

=15, = =3.

=15, =3 – второй корень условию задачи не удовлетворяет.

15см – гипотенуза прямоугольного треугольника.

15-3=12 см – один катет прямоугольного треугольника.

15-6=9 см – второй катет прямоугольного треугольника.

Ответ: катеты 12 см и 9 см, гипотенуза 15 см.

Задача №3

Произведение двух последовательных целых чисел больше их суммы на 109. Найдите эти числа.

Решение: Пусть одно из чисел мы обозначим х, следовательно, последующее число на 1 больше – (х+1). Произведение двух чисел равно – х(х+1), а сумма – (х+х+1). По условию задачи произведение этих чисел больше их суммы на 109. Получаем уравнение: х(х+1)-(х+х+1)=109.

Раскроем скобки: +х-х-х-1=109,

-х-1=109,

-х-110=0,

D=1+440=441,

= =11, = =-10.

Если 11 одно из целых чисел, то последующее 11+1=12.

Если -10 одно из целых чисел, то последующее -10+1=-9.

Ответ: -10 и -9, 11 и 12.

3.Творческое задание на дом.

Ученикам предлагается самостоятельно придумать три задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений.
4. Подведение итогов.

1. Поблагодарить учеников подготовивших сообщения. ( Выставить оценки)

2. Отметить наиболее активных участников урока. Поставить отметку тем, кто самостоятельно составил уравнения.

3. Попросить учащихся самостоятельно себя оценить, продолжив предложения

а) Сегодня на уроке я …

б) Сегодня на уроке я смог (или не смог) самостоятельно составить к задаче …… и его решить.

Сделать вывод! Поблагодарить за интересный урок!

Приложение

Урок №1

Карточка №1

1 Вариант

1. Уравнение вида
, где a, b, c - заданные числа, a 0, x - переменная,

называется...

2. Полное квадратное уравнение не имеет корней, если D ...

3. Уравнение вида называется...

4. Квадратное уравнение имеет два корня, если ...

5. Дано уравнение . D =...

Карточка №2

2 Вариант

1. Если квадратное уравнение, то a... коэффициент, с...

2. Уравнение x² = a, где a < 0, не имеет...

3. Полное квадратное уравнение имеет единственный корень, если ...

4. Уравнение вида ax² + c = 0, где a 0, c 0, называют ... квадратным

уравнением.

5. Дано уравнение x²- 6x + 8 = 0. D =...
Урок №2

Карточка № 1.

1.Запиши общий вид квадратного уравнения.

2.Запиши формулу корней квадратного уравнения.

3.Чему равны коэффициенты а, в, с уравнения х2 – 4х – 3 = 0?

4.Реши уравнения: а) 3х2 + 2 х – 1 = 0; б) 2х 2+ 7х – 4 = 0; в) х2 – 7х +12 = 0.

Карточка № 2

1.Запишите формулу дискриминанта квадратного уравнения.

2.Сколько корней имеет уравнение, если D > 0? D < 0? D = 0?

3. Реши уравнения: а) 5х2 + 8х – 4 = 0; б) х2 – 6х + 11 = 0; в) 7х2 + 6х – 1 = 0

Карточка №1

Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 1 больше другого, равно 156. Найдите эти числа.

Карточка № 2

Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 1 больше другого, равно 210. Найдите эти числа.
Урок №3


=9,

2) 3 =300,

3) 2 -8=0,

-3x=0,

+6x+9=0,

-10x+25=0,

+16x+63=0,

-3x+2=0.


Приложение

Карточка основного понятия

Предмет: Алгебра

Тема: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»

Понятие: Квадратное уравнение, дискриминант, корни квадратного уравнения.

Разработчик: Тишина Инна Анатольевна


№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое квадратное уравнение?

Это уравнение вида, а + bx + с = 0, где х неизвестное, а, b, с — некоторые числа, причем а≠0

2

Из чего состоит квадратное уравнение?
Какие бывают квадратные уравнения?

Как решать квадратные уравнения?

Из некоторых чисел, которые называются коэффициентами квадратного уравнения.

а - называется первым коэффициентом;

b -называется вторым коэффициентом;

с - свободным членом.
Если в квадратном уравнении коэффициенты и не равны нулю, то уравнение называется полным квадратным уравнением.

Приведённым называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен единице. Неполным квадратным уравнением называется такое, в котором хотя бы один из коэффициентов кроме старшего (либо второй коэффициент, либо свободный член) равен нулю.

Сначала находится величина, называемая дискриминантом: D= -4ас

После того, как дискриминант вычислен, возможны три варианта.

1) Если дискриминант D больше нуля, то уравнение имеет два разных корня - и .

В этом случае корни вычисляются по формулам:

= , = .

2) Если дискриминант D равен нулю, уравнение имеет один корень х, который вычисляется по формуле: х=

3) Если же дискриминант D меньше нуля, то уравнение не имеет корней (и именно это нужно написать в ответе).



3

Какие преимущества в жизни получит ученик, понимая (хорошо зная), что такое квадратное уравнение и как его решить?

- При выборе профессии связанной с математикой, например архитектор, экономист, инженер и т.д.

- Если свою жизнь свяжет с научной деятельностью.

4

Какие вероятные проблемы (негативные последствия) могут наступить, если ученик не знает (не имеет представления, слабо знает), что называем квадратным уравнением и способы его решения?

Квадратные уравнения очень актуальны. Одна из основных тем ЕМЭ – это квадратные уравнения.

Одной из основных тем, проверяемых на экзамене по математике, является тема «Квадратные уравнения». Данная тема изучается в 8 классе, а на повторение данной темы в 9 классе отводится один час. Поэтому знания квадратных уравнений помогут сдать экзамен по алгебре на более высокий бал.

Также квадратные уравнения используются в физике и в химии для решения задач в 10 и 11 класса, знание данной темы поможет при сдаче ЕГЭ по этим предметам.