Файл: О прохождении товароведноторговой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому. Характеризуется следующими показателями:

Кп = Пд/Пб·100,

где Пд - действительная полнота – фактическое количество разновидностей ржаного хлеба.

Пб - базовая полнота (Пб) – полнота, принятая за основу для сравнения. Для сравнения берем планируемый показатель:

Кп = 3/7·100=42%

Устойчивость ассортимента– способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Показатели устойчивости:

Ку = ((У1+ У2+У3)/Шб*n)*100,

где У1, У2, У3 – количество разновидностей ржаного хлеба, пользующихся спросом в различные периоды исследования;

Шб – количество видов по ассортиментному перечню;

n – количество исследований.

Ку = ((4+3+6)/5*3)*100% = 86%.

Для формирования ассортимента, удовлетворяющего спрос покупателей нужно изучить спрос на товары. С этой целью определенные методы. При изучении спроса в магазине определяют отношение к тому или иному товару и всего ассортимента товаров, имеющихся в магазине, как меняется это отношение и причины этого, это не исключает необходимости изучения объема потребностей в том или ином товаре

4 ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В МАГАЗИНЕ «ПЯТЕРОЧКА +»

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанные торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

В торговле сложилось три основные схемы технологических процессов:

Первая схема включает приемку товаров по количеству и качеству, подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Она наиболее прогрессивна и возможна только при поставке товара в таре-оборудовании, полностью подготовленной к продаже, что исключает из технологического процесса самые трудоемкие операции.

По второй схеме технологический процесс включает приемку, хранение и продажу товаров. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения.

Наиболее сложной и менее экономичной является третья схема, при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже.

В магазине применяется третья схема технологического процесса. Предпродажная подготовка товара включает следующие операции: освобождение от тары, бумажной обертки, увязочных материалов, зачищение загрязненные поверхностей, заветренные срезы, верхний пожелтевший слой у жиров, колбасные изделия и сыры сычужные протираются тканью, расфасовка весовых товаров, например, сахара, макарон, риса, пшена, а также кондитерские изделия.


Выкладка товаров – способ размещения товаров в торговых залах и на витринах торговых предприятий. Выкладка товаров осуществляется в зависимости от назначения, форм и свойств товаров, например по видам изделий, артикулам, размерам и т. п.

Общие правила выкладки товара (размещения товара) товар должен размещаться так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден; новые товары выставляются на самых видных местах; полки и стеллажи не должны перегружаться товарами; товары должны легко доставаться с полки или витрины; товары массового спроса должны всегда выкладываться на одном и том же месте; при выкладке товара нужно использовать приёмы дизайна и художественного оформления; не рекомендуется выкладывание разнотипных товаров один на один, в стопку и т. п.; для удобства пользования и во избежании порчи товаров следует избегать излишне большого количества товаров на полках и витринах; товар должен выкладываться этикеткой в сторону покупателя.

Выкладка товара внутри группы обычно бывает вертикальной или горизонтальной. Это определяется внешним видом товара и его упаковкой.

1. Вертикальная выкладка товара. При такой выкладке однородные товары располагаются на всех полках стеллажей сверху вниз в несколько рядов. Также товары сортируются по размеру. На верхних полках располагаются мелкие товары, на нижних располагаются крупные.

2. Горизонтальная выкладка товара. Однородные товары размещаются вдоль по всей длине полки слева направо. На нижних полках располагается товар больших размеров или наиболее дешевый. Обычно в супермаркетах комбинируется горизонтальная и вертикальная выкладка товара.

3. Также существует дисплейная выкладка товара. Это дополнительные точки, отдельно стоящие фирменные стенды или стойки. Эти стойки размещаются на самых заметных местах зала, согласно направлению движения покупателей. Согласно исследованиям, товар находящийся на фирменной стойке покупают на 20-25% больше чем на стеллажах.

Также встречаются и другие виды выкладки товара. Это: хитовая (расположение товара на уровне рук и глаз), радужная (товар распределяется по цвету), временная (сверху вниз по полкам. Согласно хронологии создания товара).

Правильная выкладка товара направлена на поддержание популярными товарами – менее популярных, или новинок. Поэтому, обычно наиболее популярные марки располагаются вначале и конце полки, а между ними все остальные.

Так же правильная выкладка товара зависит и от ценников, точнее правильного их размещения. Ценник должен быть размешен под товаром, цену которого он указывает. Цена на нем должна быть хорошо видна. Если есть предложение о скидке, то на ценнике оно должно быть выделено [3].



В магазине «Пятерочка+» торговый зал делится на зоны ответственности, которые закрепляются за каждым сотрудником. Сотрудник должен обеспечить полную и своевременную выкладку товара на стеллажи.

При выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании в магазине «Пятерочка +» применяют горизонтальный, вертикальный и комбинированный способы.

При горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию. Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных товаров.

При вертикальном способе выкладки одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Преимущество этого способа – хорошая обозримость и более четкое разграничение выложенных товаров. Недостатком такой выкладки является увеличение площади выкладки при размещении товаров. Этот способ практически не применяют в магазине.

На торговом предприятии «Пятерочка +» наиболее часто применяют комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале.

При выборе места и способа выкладки исходят из характера спроса на товар. Товары основного ассортимента не нуждаются в броской выкладке. Взаимозаменяемые товары размещаются рядом.

При выкладке товаров учитывают правила товарного соседства.

Реализации подлежат только доброкачественные продукты. В случае обнаружения недробокачественных товаров реализация их должна быть приостановлена, о чем оператор торгового зала должен доложить администрации.

На торговом предприятии «Пятерочка +» форма обслуживания покупателей – самообслуживание. Самообслуживание – это метод продажи, при котором покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на пристенном и островном оборудовании, полную возможность самостоятельно осматривать и отбирать товары, не обращаясь к помощи персонала магазина, если в этом нет необходимости и рассчитываются за отобранный товар в узле расчета при выходе из зоны самообслуживания.

После выбора товара покупатель несет его к углу расчета, где информация (штрих - код) с него считывается сканером и цена появляется в компьютере. Таким образом, суммируя все покупки, происходит расчет с покупателем и продажа товара.

Товарный ценник является обязательным атрибутом торговой деятельности, его главная функция – донесение до потребителя правдивой информации о свойствах товара, его производителе, а также цене на товар.


На все товары, представленные в торговом зале, оформлялись товарные ценники и каждый товар маркировался.

Требования к ценнику весового товара, расфасованного в магазине «Пятерочка +»: наименование организации; адрес магазина; полное наименование товара; сорт; страна - производитель; цена за 1 кг; вес; цена от веса; дата фасовки; срок годности; штрих – код.

Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные мероприятия за отобранные товары. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров и других работников магазина. Устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока, обеспечение кратчайшего пути движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения, создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Торговый зал разделен на следующие зоны: установочная площадь, проходы для покупателей, рабочие места для продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.

Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса играют помещения для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже.

Склад включает в себя собственно склад продукции, хозяйственные помещения, техническое помещение и помещения для приема и отпуска товаров.

Торговый зал магазина «Пятерочка +» оснащен большим количеством оборудования, которое включает в себя кассовые аппараты и различные холодильные камеры.

В наличии имеется три кассы марки ККМ АМС-100-МК, три сканера штрих кода марки METROLOGIC 1200G «Voyager», столько же детекторов валют DORS 1200 Просмотровый ИК-детектор, двое электронных весов CAS AP-6ЕХ. С помощью этой техники осуществляется продажа товаров покупателям. Так же холодильная витрина Двина 120 ВСн,в которой хранятся колбасные изделия, несколько холодильных горок марки Свитязь 130 ВСУ (в них находятся кисло молочные продукты, рыбные изделия, а так же некорые фрукты и овощи) и бонета холодильная VERSA A 190, для различной замороженной продукции.

К работе на кассовых аппаратах допускаются лица, изучившие Типовые правила, имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей и прошедшие обучение и получившие удостоверение на право работы на кассовом аппарате в установленном порядке. Удостоверение выдается представителем завода-изготовителя или специалистом специализированного предприятия, производящего техническое обслуживание. С лицами, допущенными к работе на кассовых аппаратах, в установленном порядке заключается договор о материальной ответственности. Существуют материально-ответственные лица (кассиры), которые работают на данных аппаратах.


Существуют несколько методов учета товарных запасов:

Инвентаризация – сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Проводят инвентаризацию в сроки, установленные руководителем торгового предприятия. Инвентаризация на предприятиях розничной торговли проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя, который составляется в произвольной форме. Приказом назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера, возглавляемая руководителем предприятия или его заместителем.

На основании проведенной инвентаризации составляется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, в которой указывается дата начала и окончания инвентаризации, расписываются материально ответственные лица по предприятию, т.е. продавцы. На последующих листах инвентаризационной описи указываются:

- Наименование товара;

- Цена за единицу товара;

- Фактическое наличие (количество и сумма, руб.коп.);

- Наличие по данным бухгалтерского учета (количество и сумма, руб.коп.).

На каждой странице подводится итог- итого по странице:

- Количество порядковых номеров;

- Общее количество единиц фактически;

- На сумму фактически.

Затем на отдельной странице указываются следующие реквизиты- итого по описи:

- Количество порядковых номеров;

- Общее количество единиц фактически;

- На сумму фактически.

Снятие остатков или оперативный учет – сверка материально-ответственным лицом фактического наличия товара с данными товарного счета.

Балансовый метод – используется балансовая формула:

Зн + П = Т/Об + Др +Зк,

где Зн – товарные запасы на начало анализируемого периода (руб);

П – поступление товара за анализируемый период (руб);

Т/Об – товарооборот предприятия за анализируемый период (руб);

Др – документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей (руб);

Зк – товарные запасы на конец анализируемого периода (руб).

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Для этого метода необходимы автоматизированные компьютерные сети [5].

Технико-экономическая оценка помещений магазина осуществляется с помощью следующих коэффициентов:

Коэффициент использования площади торгового зала – отношение площади торгового зала к общей площади магазина: