Файл: Теоретические основы межличностного общения медицинского работника и пациента.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 5742
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………...4 1 Теоретические основы межличностного общения медицинского работника и пациента……………………………………………………………………………………6 1.1 Психологические особенности общения медицинского работника и пациентов…………………………………………………………………………………..6 1.2 Принципы, методы и этапы общения медицинских работников и пациентов...12 2 Модели взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами…..19 2.1 Модели взаимодействия медицинского работника и пациента………………...19 2.2 Стиль отношений врача и пациента ……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………………..33
Приложение А……………………………………………………………………………35
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что взаимоотношения врача и больного в большой степени определяют успех медицинской помощи. Несмотря на существенные успехи в разработке проблем взаимодействия врача с пациентом и с протеканием болезни, отмечается недостаточность теоретической разработки отдельных аспектов, сдерживающих ее широкое использование в практике отечественного здравоохранения. Все это определяет необходимость дальнейшего исследования данной области.
Детальное изучение и анализ деятельности медицинских работников способствует улучшению детализации профессионального портрета и улучшению устоявшихся стереотипов. Межличностное общение между медицинскими работниками и пациентами основывается в первую очередь на принципах сострадания и гуманизма. Регуляция отношений в системе медсестра-пациент обусловлена соблюдением определенных этических принципов медицинской деонтологии, правил соблюдения конфиденциальности, информированного согласия пациента.
Согласно современной концепции оказания медицинской помощи, система отношений между сотрудниками медицинских учреждений и пациентами является одним из базовых лечебных факторов, который диктует высокие требования к урoвню развития социально-психологических качеств личности персонала.
Улучшение качества медицинской помощи невозможно без повышения уровня подготовленности медицинских сестер, в том числе и в сфере межличностного общения. Профессия медицинской сестры предъявляет высокие требования к личностным качествам человека. Она требует от персонала понимания состояния людей, эмпатии, толерантности, проявления спокойствия и выдержки, эмоциональной устойчивости, доброжелательности, тактичности, чуткости, речевых способностей, необходимо уметь отслеживание эмоции пациента.
Объект исследования: медицинские работники и пациенты.
3
Предмет исследования: модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов.
Целью исследования является проведение оценки модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов.
Задачи вытекающие из поставленной цели:
- определить психологические особенности общения медицинских работников и пациентов;
- изучить принципы, методы и этапы общения медицинских работников и пациентов;
- изучить модели взаимоотношений мeжду медицинскими работниками и пациентaми;
- изучить стили отношений врача и пациента .
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме; статистические методы обработки данных.
Многие отечественные и зарубежные ученые изучали и продолжают изучать модели взаимоотношений медицинского работника и пациента. На разных этапах медицинской науки и биоэтики большой вклад в разработку данной проблемы вносили: А.Н. Бартко, Р. Вич, Р. Ригельман, А. И. Смольников, Е. Г. Федоренко, А.
Н. Орлов, А. В. Силуянов и др.
Теоретическая значимость: систематизация знаний о межличностном общении медицинских работников и пациента способствует дальнейшему изучению проблемы, также описание профессиональной деятельности медицинских сестер может способствовать решению профориентационных задач и профессиональной подготовке.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
4
1 Теоретические основы межличностного общения медицинского
работника и пациента
1.1 Психологические особенности общения медицинского работника и
пациентов
Содержание сестринского дела претерпeвало изменения на протяжении веков соответственно c измeнениями зaпрос oбщества и условий жизни. Сегодня однозначно ответить на вопрос, чтo собой представляет сестринское дело, довольно трудно. Сейчас существует множество определений данного понятия. Каждое из существующих понятий выводилoсь под влиянием таких факторов как: конкретный исторический период, социально-экономический уровень и географическое положение государства, потребности в сестринской помощи, количество медсестер и выполняемых ими обязанности, взглядов и опыта людей, которые объясняли значение термина.
Впервые понятие «сестринское дело» получило свое определение в книге
«Записки об уходе», автором которой является легендарная Флоренс Найтингейл - английская медсестра, вошедшая в историю как подвижница и организатор, заложившая основы данной профессии. Именно она заложившая основы данной профессии. В 1859 г. ей было дано следующее определение сестринского дела:
«действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению» [5].
Обязанности медицинской сестры включают заботу не только о больных, но и о здоровых людях, что в какой-то степени тоже отразилось в концепции сестринского дела, которую предложила Найтингейл, включившая обе эти обязанности в область работы медицинских сестер.
Заботу о больных она характеризует, как помощь страдающим от болезни жить максимально возможной полноценной жизнью, которая принесет им удовлетворение. Забота о здоровье подразумевала поддержание у людей состояния, при котором не наступает болезнь. Благодаря труду Найтингейл сестринское дело
5 смогло четко отделится от профессии врача. Она была убеждена, что работа медицинской сестры подразумевает наличие особых знаний, умений и навыков, которыми врач не обязан владеть - по крайней мере на том уровне, которого требует сестринское дело.
Следующее определение сестринского дела было дано американской медицинской сестрой, преподавателю и исследователю Вирджинии Хендерсон [7].
По обращению Международного совета медицинских сестер в 1958 г. ей было сформулировано значение вышеуказанного термина и написана книгу об основополагающих принципах ухода за пациентами. Она получила название –
«Основные принципы дeятельности по уходу за пациентами» затем книгу перевели на 25 языков. Таким образом, определение, данное еще 1961 году не теряет своей актуальности пo сей день.
В. Хендерсон заявляет, чтo уникальность задачи медицинской сестры заключается в оказание помощи любому человеку (больному или здоровому), в осуществлении действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие бы он предпринял самостоятельно, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. Медицинская сестра осуществляет эту работу, оказывая помощь пациенту выполнять все назначения, предписанные врачом, и как можно быстрее обрести независимость. Таким образом, основополагающим в работе медицинских сeстер является общение с пациентом.
Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлеченными в контакт с пациентом, могут быть: врач, психолог, медицинская сестра, социальный работник.
В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медицинской сестрой и больным. Образуется по словам
И. Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.
6
Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И. Харди).
Целью же контактов между пациентом и медицинским работником является медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Отношения между врачом и пациентом обусловлены в определенной мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важности контактов в системе взаимодействия медицинский работник-пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медицинский работник, по идее, в не меньшей степени заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медицинского работника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые и позволили ему выбрать медицинскую профессию [0].
Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определенные ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры.
Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками такого понятия, как коммуникативная компетентность. Под этим термином понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Коммуникативная компетентность может рассматриваться также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения в определенном спектре ситуаций межличностного взаимодействия. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально
7 значимой характеристикой врача и медицинской сестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к медицинскому работнику, коммуникативная компетентность важна и для самого больного. Все это важно, потому что некомпетентность в общении хотя бы одной стороны в процессе общения способна нарушить диагностический и лечебный про- цесс. Поэтому лечебный процесс может и не привести к желаемым результатам. А неумение пациента наладить контакт с медицинским работником столь же негативно, сколь и нежелание медицинского работника установить эффективный контакт с любым пациентом.
Однако вышеизложенное не позволяет снять ответственность за эффективное взаимодействие с пациентом с самого медицинского работника.
При хорошем контакте с медицинским работником пациент скорее выз- доравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.
Выделяют следующие виды общения (СИ. Самыгин) [18]:
1. «Контакт масок» - это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач - не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.
2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - отталкивают.
8
Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляторного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
3. Формально ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Подобный выбор вида общения со стороны медицинского работника может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приеме.
4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
При общении медицинского работника с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
5. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.
Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.
6. Манипулятивное общение. Также, как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.
9
Многим может быть известен манипулятивный прием, чаще называемый
«ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения медицинского работника о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть:
- снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента;
- демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.
Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения пациента и медицинского работника способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот - положительные результаты лечения улучшают взаимодей- ствие между пациентом и медицинским работником,
В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив понятием пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несет определенную психологическую нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как Ваши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является пси- хологически комфортным.
Искусство собирания анамнеза – нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно.
Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе
10 сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы.
При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.
Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства.
Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.
Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей.
Отношение врача или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.
Следует отметить, чтo при контакте c пациeнтом нужно учитывать и профильность заболевания, так кaк в зависимости от характера заболевания меняется и длительность eго лeчения, что, соответственно, влияет на процесс взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Целый комплекс психогенных реакций вызывается у пациента в связи c длительным отрывом от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревоги за состояние своего здоровья.
1.2 Принципы, методы и этапы общения медицинских работников и
пациентов
Работа медицинской сестры в большей степени связана с общением, чем работа врача. У нее пациенты ищут опору и понимание. Кроме больших физических нагрузок работа медицинской сестры сопровождается и значительным