Файл: Теоретические основы межличностного общения медицинского работника и пациента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 5745

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 может приобрести новое лекарство, оплатить обследование на новейшем диагностическом приборе или необходимую операцию.
По своим основным этапам сестринский и врачебный процессы на современном этапе медицины довольно схожи: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, сообщение его пациенту, выбор способа лечения, процесс лечения, дальнейшие рекомендации. Однако в содержательно каждый этапы врачебного и сестринского процесса существенно отличаются.
Сестринским процессом является образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела, будь то люди, окружающая среда или здоровье в целом. Сестринский процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи, включающий в себя сестру и пациента как взаимодействующих лиц.
Целью сестринского процесса является:
- выявление потребностей пациента в уходе;
- установка приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода;
- использование сестринской стратегии, которая направлена на удовлетворение потребностей пациента;
- оценка эффективности сестринского ухода.
По своей организационной структуре сестринский процесс состоит из 5 этапов:
- обследование;
- сестринский диагноз;
- составление плана;
- действия, которыe необходимы для осуществления плана;
- оценка [16].
Для первого этапа характерно обследование кaк текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии пациента. Сестра собирает физиологические данные, данные о развитии, психологические, социологические и культурные данные, а также данные об окружающей среде.

20
Данные обследования бывают кaк объективными и субъективными.
Объективные данные – это наблюдения и данные, которые были получены сестрой, а субъективные включают предположения пациента о состоянии собственного здоровья.
В качестве источника данных могут выступать как сам пациент, так и члены его семьи, другие специалисты, у которых ранее нaблюдался пациент, амбулаторная карта, специальная литературa.
Второй ступенью сестринского процесса является сестринский диагноз.
Сестринский диагноз подразумевает продуманный вывод, основывающийся на интерпретации и анализе информации, которая была получена при обследовании, однако он сосредоточен на реакциях пациента, котoрые связaны со здоровьем, а не на распознавании самой болезни. Сестры могут сталкиваться с такими проблемами как: нарушения сна, питания, кровообращения, отдыха, сексуальной жизни; боли; дискомфорт и многое другое. Итак, сестринский диагноз делает выводы о состоянии здоровья пациента и описывает реакции пациента на существующие или возможные проблемы co здоровьем. При установлении сестринского диагноза принимаются во внимание физические, психологические и интеллектуальные данныe.
Следующий этап сестринского процесса состоит в определении плана работы и будущих целей. Он включает планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей, связанных c состоянием здоровья пациента. Основной целью данного этапа является предупреждение, облегчение и сведение минимуму трудностей возникающих у пациентов. Сам больной также должен принимать участие в третьем этапе. Сестра учитывaет не только свои умения и знания, просьбы пациента и возможнoсти здравooхранения в целом, учреждения, в котором она работает. Следует также устанавливать конкретные сроки достижения целей и ожидаемые результaты. Цели должны быть достижимыми, а пациента следует мотивировать к их достижению. Цели ставятся как краткосрочные, так и долгосрочныe.
Далее следует этап реализации намеченного плана. Он включает помощь во время болезни, в профилактике и укреплении здоровья. Подобная помощь бывает


21 ежедневной и периодической и т. д. В ходе процесса в изначальный план могут вноситься коррективы.
В современной медицинской практике выделяются 3 типа реализации плана действий:
- зависимый, который требует прямых указаний врача;
- независимый, в исполнении которого сестра руководствуется какими-либо правовыми актами;
- взаимозависимый (партнерский), в данном случае деятельность медработника осуществляется совместно с другими специалистами [13].
Заключительным этапом сестринского процесса является оценка полученных результатов. Это включает оценку пациентом вмешательства, его мнение, достижение ранее поставленных целей, соответствие оказанной помощи стандартам.
Существенную роль в системе взаимоотношений медицинского работника и пациента, как уже было сказано, играют их личностные данные.
Остановимся на этапах установления отношений мeжду пациентом и сестрой во время пребывания первого в лечебном учреждении.
Различают:
- начальный этап, происходит знакомство пациента и медицинского работникa;
- рaзвернутый этaп, непосредственно этап лечения;
- конечный этапы, включает выписку больного из медучреждения.
В ходе своей работы медицинская сестра выполняет как руководящую, так воспитательную и просветительскую деятельность. Прием пациента в лечебной учреждение, его ознакомление с распорядком больницы, информирование его о всех необходимых сведениях, выполнение назначений врача. Так как у врачей нет возможности по многократно объяснять пациенту одно и то же все это выполняет медицинская сестра. Именно поэтому важнейшими умениями сестры является видеть, что и как понял больной, в чем состоит недопонимание, способность просто объяснить [12].
Еще в 1997 г. Ассоциация медсестер РФ разработала и приняла Этический

22 кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важнейшим этапом реформы отечественного сестринского дела. Основная цель этого документа стало утверждение автономии и самодостаточности профессии. При составлении
Этического кодекса были учтены новые идеи, которые определяют содержание медицинской этики в целом и профессиональной этики медицинской сестры, в отдельности. Кодекс развернуто отражает современные представления о правах пациента, которые диктуют содержание конкретных обязанностей медицинских сестер. Кодекс был составлен на основе следующих документов:
- Устав ВОЗ (1946);
- Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973);
- Кодекс профессиональной этики психиатра (1993 г).
Согласно этим документам, медицинской сестры – это не просто помощники врача, исполнители его поручений, а представители самостоятельной профессии, владеющие навыками комплексного, всестороннего ухода за больными, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах компетенции.
Для пациента особенно важен первый контакт с персоналом медицинского учреждения, в частности с медицинской сестрой, так как именно после первой встречи определяются дальнейшие взаимоотношения сторон чувство недоверия или доверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.
В медицинском работнике все должно располагать к себе пациента, начиная с внешнего вида. Неприемлемо обращение «больной», необходимо обращаться по имени, отчеству. Между медицинской сестрой и пациентом должны сложиться партнерские отношения, а пациент с должен ощущать желание помочь. Только в этом случае возможен доверительный диалог, во время которого сестра узнает необходимые для проведения лечения сведения о пациенте, особенности его личности, его мнение о собственном заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Данные сведения предоставляют сестре возможность поставить сестринский диагноз [16].


23
Безусловно, у врача и медицинской сестры могут не совпадать взгляды на особенности ухода за больным. Следует тактично обсуждать эти вопросы и приходить к компромиссному решению. Не стоит обсуждать такие ситуации с третьими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству. Это приводит к взаимным обидам, неприемлемой обстановке в коллективе.
Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медицинской сестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Жизненный уровень медицинского работника должен соответствовать статусу профессии. Медицинских работников, в целом, и медицинских сестер, в частности, нельзя принуждать к работе в неприспособленных для этого условиях.
Довольно высока психотерапевтическая роль медицинской сестры, не зависимо от места работы. Не зря вначале создания институт медицинских сестер, они назывались сестрами милосердия, которые заботились не только о теле пациента, но и о его душе.
Искусство сестринского дела – это гармоничное сочетание творческого подхода и научной обоснованности процедур, пособий, словесных воздействий и бесед в ходе ухода за больным; в навыке защитить пациента от одолевающих его негативных мыслей и чувств, которые существенно затягивают выздоровление.
Подобная защита важна для пациентов независимо от возраста, но особенно для детей и престарелых.
Чтобы качественно выполнять свою работу, сестра должна быть готова к сопереживанию, проявлению доброты, отзывчивости, участия. Именно благодаря медицинской сестре осуществляется связь пациента с врачом, а благодаря ее профессиональной работе процесс выздоровления значительно ускоряется.
Основой сестринского дела является общение. Сложно отрицать то, что на пациентов в значительной степени влияет отношение сотрудников медицинских учреждений. Правильно организованная работа, внимательность и отзывчивость медицинских работников – это первый большой шаг к выздоровлению.

24
Безусловно, работа медицинской сестры также регулируется нормами и правилами деонтологии. Тем не менее, отметим, чтo сестринское дело можно сопоставить с искусством гармоничного сочетания научной обоснованности действий и творческого, индивидуального подхода к каждому больному.
Представителям данной профессии приходится работать в сложнейших условиях психологической и физической нагрузки. Кроме профессиональных навыков им приходится овладевать учится сострадать людям, помогать им и выполнять руководящую, воспитательную и просветительскую деятельность.
2.2 Стиль отношений медицинской сестры и пациента
При всем разнообразии подходов сотрудничество медицинского работ- ника и пациента состоит из четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.
Поддержка – это одно из важнейших условий установления правильных взаимоотношений медицинской сестры и пациента. Поддержка означает, что медицинская сестра стремится быть полезным пациенту. Обычно это само собой разумеется, и не требует никаких доказательств; однако бывают случаи, когда пациент отнюдь не уверен, что медицинский работник отстаивает его интересы.
Поддержка не означает, что специалист-медик должен взять на себя всю ответственность за состояние здоровья и настроение пациента. Здесь должны помочь другие звенья системы здравоохранения, семья и друзья пациента.
Однако главные ресурсы, вероятно, скрыты в самом пациенте. Их использование станет возможным, если пациент осознает: медик намерен помогать, а не заставлять. Таким образом, составная часть оказываемой медицинской поддержки – активизация роли пациента в лечебном процессе.
Когда специалист-медик проявляет понимание, пациент уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медика, и тот их обдумывает.
Это чувство укрепляется, когда медицинская сестра говорит: «Я Вас понимаю»


25
– или выражает то же самое невербальными средствами: взглядом, кивком головы. Тон и интонация способны демонстрировать как внимание и понимание, так и отстраненность и отсутствие интереса. Реплики медицинского работника типа «Пожалуйста, продолжайте», «Расскажите подробнее» или простое повторение услышанного создают у пациента ощущение, что его слушают и хотят помочь. Вместе с тем, нужно уметь распознать случаи, когда убедить пациента в своем понимании не удается, и разбираться в причинах этого. На существование некого барьера указывает противоречивость сообщаемых пациентом сведений или несоответствие между его словами и невербальными сигналами. Бывает и общее ощущение неловкости ситуации или сопротивление со стороны пациента. Например, он может отказаться отвечать на вопросы, заявив, что «устал от людей, сующих нос в его личную жизнь».
Невыполнение врачебных рекомендаций (и вследствие этого – неуспех лечения) может быть единственным признаком того, что пациент не уверен в том, что в его случае разобрались. Когда отношения медика и пациента заходят в тупик, можно произнести примерно следующее: «Кажется, мои советы Вас не совсем устраивают. Хотелось бы понять, в чем тут дело», демонстрируя этим свое доверительное отношение к пациенту и готовность понять его проблему.
Уважение подразумевает признание ценности пациента как индивида и важности его забот. Речь идет не только о согласии выслушать человека – главное показать, что его слова произвели на вас впечатление: необходимо признать значительность происходящих с ним событий. Улучшению взаимопонимания способствует такая, например, фраза: «Конечно, Вам приходится много терпеть; Вы слишком долго болеете, и Ваше огорчение очень естественно и понятно».
Чтобы продемонстрировать уважение, нужно ознакомиться с обстоятельствами жизни пациента настолько подробно, чтобы общаться с ним как с личностью, а не только как с носителем болезни. Уже само время, потраченное на выяснение личных обстоятельств пациента, свидетельствует об

26 уважении. Часто все, что требуется, – активно проявить заинтересованность.
Важны простейшие вещи, типа быстрого запоминания имени и фамилии пациента. Невербальное общение способно как укрепить доверие к медику, так и разрушить его. Так, если смотреть пациенту в глаза, сидя рядом с ним, он почувствует, что его уважают. Если же без конца прерывать пациента или вести в его присутствии посторонний разговор, он «замкнется в себе» и доверительные отношения с пациентом не сложатся.
Уместно бывает похвалить пациента за терпение, за аккуратное соблюдение предписаний врача.
Одна из самых опасных и деструктивных привычек медицинского работника – склонность к унизительным для своих пациентов замечаниям.
Пациент, случайно услышавший, как медик вышучивает его в кругу коллег, вряд ли забудет и простит. Правильно или неправильно он истолкует услышанное, неосторожные замечания могут навсегда испортить доверительный контакт с пациентом.
Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества между медицинской сестрой и пациентом. Нужно уметь поставить себя на место пациента, взглянуть на мир его глазами. Сочувствие можно проявить, высказав сугубо личную оценку ощущений и эмоций пациента: «Вам пришлось нелегко, было от чего расстроиться» или «Похоже, все от Вас отвернулись, представляю себе, в каком Вы были отчаянии». Сочувствуя, мы испытываем те же чувства, что и партнер. Сочувствие начинается с самого факта нашего присутствия, часто молчаливого, с ожидания, когда пациент заговорит. Если приходится прервать беседу, нужно уверить пациента, что вы тотчас вернетесь и дослушаете его.
Специалист-медик должен терпеливо выслушать пациента, даже когда тот повторяется, дать ему возможность обсудить причины и возможные последствия болезни, свою будущую жизнь. Сочувствие можно выразить просто положив ему руку на плечо, контактируя с ним не только физически, но и эмоционально.


27
Налаженные взаимоотношения медицинской сестры и пациента не только целительны сами по себе, они усиливают и облегчают воздействие других лечебных вмешательств. Например, от этих взаимоотношений часто зависит дисциплинированность пациента, т.е. его готовность выполнять врачебные рекомендации. Стремление сотрудничать со специалистом-медиком
– часто главный стимул к изменению образа жизни, подчас очень трудному.
Таким образом, сотрудничество медицинского работника и пациента – необходимое условие успеха лечебных мероприятий и один из главных компонентов успеха самого специалиста. Обычно установление таких взаимоотношений не представляет для специалиста-медика сложности, поскольку сами пациенты стремятся к плодотворному сотрудничеству с ним.
Основными условиями эффективности профессионального общения являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности. Медработнику необходимо знать особенности различных категорий пациентов и осуществлять соответственно демонологическую тактику общения.
Для детей дошкольного возраста характерно: отсутствие осознания болезни в целом; неумение формулировать жалобы; сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни; восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий; усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни; чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей. Тактика медработника: эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, проведение процедур с уговорами. Профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.
У подростков преобладает психологическая доминанта возраста —
«притязание на взрослость». Бравада для них является формой самозащиты при внутренней ранимости. Пренебрежительно относятся к болезни, факторам риска. Тактика медработника: общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка. Пациенты

28 работоспособного возраста. Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом. Тактика медработника: ориентация на трудовую и социальную реабилитацию.
Для пациентов пожилого и старческого возраста характерна психологическая доминанта возраста, чувство тоски, одиночества; нарастающая беспомощность; возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания. Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению. Тактика медработника: поддержание у пациента ощущения собственной значимости.
Внешний вид медицинской сестры оказывает существенное влияние на нравственную атмосферу в учреждении. Аккуратная, подтянутая, в белоснежном халате с прибранными под колпак волосами медицинская сестра вызывает доверие пациента, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее.
Неопрятность в одежде, мятый и грязный халат, яркий грим, избыток украшений неблагоприятно действуют на пациента, подрывают авторитет медицинского работника.
От того как сложатся взаимоотношения пациента и медсестры, во многом зависит успех лечения.
Таким образом, на сегодняшний день основная проблема сестринского дела заключается в изменении подхода к пациенту. Сегодня каждый пациент рассматривается как личность, индивидуальность и это необходимо учитывать при работe.