Файл: Теоретические основы межличностного общения медицинского работника и пациента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 5746

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29
1   2   3

Заключение
В ходе написания работы была достигнута цель исследования, то есть рассмотреть основные модели взаимоотношений медицинского работника и пациента и их значение в фармацевтической деятельности. Были выполнены поставленные задачи:
1. Раскрыто содержание патерналистической модели взаимоотношений.
Патерналистической модель взаимоотношений пациента и медика является наиболее традиционной на протяжении всей истории медицины, основывается на том, что пациент воспринимает медицинского работника как духовного отца, всецело ему доверяет и наделяет правом принятия решений в вопросах здоровья и лечения.
2. Рассмотрена специфика инженерно - технической модели взаимодействия.
В данной модели главенствующая роль принадлежит исключительно медицинскому работнику, он выступает как субъект деятельности, оказывающий влияние на

30 пациента. Роль больного в процессе лечения нивелируется, он выступает только как объект воздействия медика.
3. Выявлены особенности коллегиальной модели. Коллегиальная модель характеризуется полным взаимным доверием медицинского персонала и пациента, предполагает взаимодействие двух субъектов деятельности. Сотрудничество медика с пациентом заключается в организации благоприятных условий для протекания лечения, предписания методов и форм реализации лечебного процесса, а так же индивидуальный подход к ситуации и личности пациента.
4. Охарактеризована договорная модель взаимодействия. Договорная модель характеризуется обязательным адекватным информированием пациента. Она строится на контракте: медработники обязаны уважать права пациентов, но и пациенты обязаны уважать права медиков. Взаимодействие происходит на основе взаимных обязательств и взаимной выгоды.
5. Проанализированы модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния. Клиническое состояние больного накладывает свою специфику на модель врачевания. В последнее время все шире применяется коллегиальная модель, особенно при оказании медицинской помощи пациентам с острыми и хроническими состояниями. Модель врачевания, основанная на специфике терминального состояния, предполагает, что главенствующая роль принадлежит медицинскому работнику, он выступает как субъект деятельности, оказывающий влияние на пациента. В данном случае модель взаимоотношения медика и пациента можно определить как инженерно-техническую.
Конечно, представленные модели взаимоотношений на практике часто комбинируются, выбор конкретной модели зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств врача и пациента, в том числе комплексного.
Каждая модель не только соответствует определенным этическим принципам и нормам, но и используется в соответствии с конкретными условиями взаимодействия и общения медицинского работника с конкретным пациентом.
От того как сложатся взаимоотношения пациента и медсестры, во многом зависит успех лечения.


31
Таким образом, на сегодняшний день основная проблема сестринского дела заключается в изменении подхода к пациенту. Сегодня каждый пациент рассматривается как личность, индивидуальность и это необходимо учитывать при работe.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
2. Ануфриев С.А. Особенности менеджмента в медицинских клиниках //
Менеджмент в медицине. – 2010. - №4. – С. 12-16.
3. Грандо. А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – К.: Головное издательство «Вища школа», 2019. – 168 с.
4. Гулова С.А. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу / С.А. Гулова, Т.Ф. Казакова, И.Е. Галахова. - М.:
ПРОФИИНФОРМ, 2018. - 316 с.
5. Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. Т. 2. – М.:
Просвещение, 2017. – 390 с.

32 6. Косенко, В. Г. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров : учеб. пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2018. –416 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2009 – 452 c.
8.Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии – М.:
Медицина, 2019. - 178 с.
9. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии . – М.:
Медицина, 2018. – 356 с.
10. Машкова Т. В. Этические нормы и проблемы, связанные с работой сестринского персонала / Т. В. Машкова // Гл. мед. сестра. – 2013. –N 2. –C. 115-
119.
11. Медицинский уход: полный справочник медицинской сестры/под ред. Н.Р.
Палеева. - М.: Эксмо, 2019. - 543 с.
12. Международный кодекс медицинской этики // Врач. — 1994. – № 4. – С.
47.
13. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела/ С.А. Мухина, И.И.
Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 368 с.
14. Никандров В.В. Экспериментальная психология Учебное пособие. – СПб.:
Издательство «Речь», 2018. – 480 с.
15. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А.
Медик. - 2019. - 592 с.
16. Основы сестринского дела / И.Х. Аббясов, С.И.Двойников, Л.А. Карасева и др.; под ред. С.И. Двойникова. - М.: Академия, 2017. - 336 с.
17. Остапенко А.Л. Деонтология медицинской сестры при проведении некоторых диагностических манипуляций // Медицинская сестра. – 2014. – №1. – С.
56-59.
18. Островская И.В. Вербальный способ общения// Медицинская сестра . –
2011. – №7 – С. 112-117.
19. Островская И.В. Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией // Медицинская сестра. – 2017. - №4 – С. 78-81.


33 20. Поляков И.В., Калинина С.А. Особенности менеджмента сестринского дела в зависимости от используемой концептуальной модели // Менеджер здравоохранения, 2018. - № 10. - С. 28–35.
21.Сестринское дело: профессиональные дисциплины / Под ред. Г.П.
Котельникова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 698 с.
Приложение А
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны
1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и

34 лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно- исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.


35