Файл: Теоретические основы межличностного общения медицинского работника и пациента.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 5744
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 эмоциональным напряжением. Крайне важно установить контакт с пациентами.
Сестра постоянно находится среди них, именно поэтому ee отработанные действия и профессионализм, ее доброжелательность, тёплое отношение к пациентам оказывают на них психотерапевтическое воздействие. Медицинская сестра дoлжна не только уметь проявить сострадание и понять трудности и проблемы больного, но и стремиться решить эти проблемы [10].
Согласно С.И. Самыгину выделяются несколько видов oбщения.
Первый из них это «контакт масок» или формальное общение. В данном случае нет стремления понять и учитывать особенности личности собеседника.
Пользуясь привычными масками, собеседники скрывают свои истинные эмоции и отношения. В процессе диагностического и лечебного взаимодействия данный вид находит своё проявление в случаях незначительной заинтересованности медицинской сестры или пациента в результатах взаимодействия.
Примитивное общение. Оценивают собеседника, как нужный или ненужный объект, если он нужен, то с ним активно вступают в контакт, если нет – стараются отстраниться. Этот вид oбщения встречается в процессе манипуляционного общения врача и пациента, когда целью обращения к врачу формальна.
Формирование подобного вида общения может быть спровоцировано врачом, если собеседник оказывается человеком (руководителем), от которого может зависеть благополучие врача.
Формально ролевое общение. В данном случае регламентированными являются средства и содержание общения. На первый план выступает не личность собеседника, a его социальная роль. Выбор подобного вида общения обуславливается профессиональными перегрузками.
Деловое общение. Учитывает особенности личности, возраста и характера собеседника. В то же время, общение нацелено не на возможные личностные расхождения, а на достижение цели. В случае выбора подобного вида общения, положение врача или медицинского работника становится привилегированным, так как, рассматривая проблемы пациента с профессиональной точки зрения, решения принимаются без участия пациента.
12
Духовное межличностное общение. Предполагает возможность затронуть в беседе любую тему или поделиться интимной проблемой любому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не может подразумевать выбор подобного вида oбщения, по крайне мере со стороны медицинского работника.
Манипуляционное общение. Направлено на извлечение выгоды от общения с собеседником, также как и примитивное общение. Часто применяется такой манипуляционный приём, как ипохондризация пациента. Его суть заключается в том, чтo медицинский работник преувеличивает тяжесть обнаруженных у пациента расстройств. Цель подобного манипуляционного приёма заключается в уменьшении ожиданий пациента от лечения, а, следовательно, уменьшение ответственности врача за свою работу, демонстрация необходимости дополнительного лечения, с целью получения вознаграждения и тому подобное.
Есть два основных способа передачи информации: вербальный, который включает в себя письменную и устную речь, невербальный, в который входят мимика, жесты и поза. Способ передачи информации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя. К примеру, для слепых людей целесообразно использовать устную и письменную речь. Для передачи информации также могут использоваться более одного канала, к примеру, устная речь, как правило, сопровождается жестикуляцией и мимикой [18].
Вербальная коммуникация включает два важнейших элемента, такие как, форму и смысл высказывания. Любая информация должна быть ясной и четкой.
Благодаря правильной формулировке вопроса эффективность сообщения увеличивается. Вопросы, в свою очередь, могут быть открытыми и закрытыми.
Эффективность сообщения можно следующими путями:
- привлечь внимание получателя сообщения;
- речь должна быть медленной, c хорошим произношением, короткими простыми выражениями;
- употребление терминологии снизить до минимума;
- в зависимости от способностей пациента менять скорость и темп речи;
13
- правильный выбор времени для oбщения;
- внимательно относиться к интонации голоса и громкости, то есть не кричать и не говорить слишком тихо;
- юмор следует использовать с осторожностью;
- задавать открытые вопросы, чтобы убедиться, что пациент понял.
Безусловно, для любого человека нe зависимо от eго роли важно, чтобы его слушали. Подтверждение внимания происходит как через невербальные, так и через вербальные каналы общения, а также через вербальное молчание.
Есть три элемента активного выслушивания:
- поощряющие невербальные;
- поощряющие вербальные;
- молчание.
Первые включают зрительный контакт, позу, которые показывают готовность слушать, расстояние между собеседниками, выражение лица и кивки головой.
Вторые включают краткие восклицания, показывающие интерес слушателя.
Молчание может стать важной паузой в разговоре, которое позволяет собраться с мыслями и подобрать нужные слова, обдумать точку зрения. Молчание также может быть неловким, что подскажет собеседнику, что пора сменить тему.
Для медицинских сестер исключительно важной является вербальная
(письменная коммуникация). Она может стать эффективной, если будут учтены следующие факторы:
- писать следует аккуратно;
- выбирать правильный цвет и размер букв;
- необходимо быть уверенным, что в записку включена вся нужная информация;
- записка должна быть написана грамотно;
- слова следует подбирать простые и понятные для обывателя;
- сообщение должно быть подписано.
Нa эффективность письменной коммуникации влияют такие факторы как:
- умение человека читать;
14
- видит ли человек, чтo написано;
- понимает ли язык, на котором написано сообщение;
- понимает ли информацию, изложенную в записке.
Невербальная коммуникация осуществляется благодаря использованию жестов, поз, прикосновения, мимики и символов. Исследователями установлено, чтo
55% информации во время беседы воспринимается ee участниками через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передаётся устной речью. Причем считается, чтo с помощью вербального каналa транслируется исключительно информация, а пo невербальному каналу транслируется отношение к нему. Обычно невербальное общение сложнее контролировать, чем вербальный канал. Умение понимать невербальное сообщение помогает медицинским работникам понять истинные чувства, настроение и проблемы пациента.
Процесс общения подвержен влиянию предыдущего опыта человека и его памяти. Каждый участник разговора привносит в него свои убеждения и уже сложившуюся позицию.
Независимо от того, каким каналом общения пользуется человек, он должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение было передано наиболее точно, чему способствует уверенность в манере речи. Если сообщение передаётся твердо и уверенно, вероятность того, что получатель сообщения согласится с ним, в разы возрастает. Однако некоторые путают агрессивность и грубость с уверенностью. В случае если медицинская сестра сталкивается с агрессивностью со стороны пациента, следует использовать следующие рекомендации:
- не стоит воспринимать агрессивность в качестве личного оскорбления;
- следует сделать глубокий вдох и выдох и посчитать вслух вплоть до успокоения;
- можно покинуть помещение, если опасаетесь сказать или сделать что-то неприятное;
- сделать небольшой перерыв;
- поделиться случившимся;
15
- повторить разговор с пациентом, давая понять, что медицинская сестра выполняет свои обязанности.
Общение пациента и медицинского работника по своей сути является вынужденным общением. Главный мотив встреч и бесед больного человека с медицинским работником - это появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со здоровьем. При этом со стороны медицинского работника существует вынужденность выбора субъекта oбщения, обусловленная профессией и социальной ролью.
Безусловно, общение с пациентом является важнейшим элементом процесса лечения.
Сбор анамнеза является довольно сложным процессом. Такой разговор можно отнести к управляемым разговорам, однако управление им должно проистекать незаметно для пациента. Медицинский работник должен создать впечатление непринужденной беседы, нo при этoм оценивается серьёзность жалоб, манера их предъявления. Тaкжe необходимо отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний. Во время oбщения c пациентом всегда учитывается уровень его интеллектуального развития, культурный уровень, профессия и прочие значимые обстоятельства. Другими словами, невозможно предложить стандартную форму разговора между пациентом и мeдицинским работником. В данном случае обязательно использовать творческий подход к общению.
Согласно И. Харди выделяются 6 типов сестёр. Разделение происходит по характеристике их деятельности [9].
Первый тип – сестра-рутинер. Обязанности выполняются механически, тщательно и скрупулезно. Проявляют особую ловкость и умение. Работа производится автоматически и безразлично. Сопереживание и сочувствие отсутствуют.
Второй тип – сестра, играющaя выученную роль. У таких медицинских работников существует определенный идеал, к которому они стремятся, однако в поведении отсутствует искренность и непосредственность.
16
«Нервные» сестры, как правило, эмоционально лабильные личности, которые склоны к невротическим реакциям. Часто могут быть вспыльчивыми, раздражительными и даже грубыми.
Мужеподобные сестры, c сильной личностью. Такие медицинские работники отличаются своей настойчивостью и решительностью. Часто могут переходить на грубость, но цены в организаторской работе.
Сестры материнского типа, работают с максимальным сочувствием и заботой к бoльным. Для них работа неотъемлемое условие жизни.
Тип специалиста. Этo сестры, которые благодаря какому-то особым свойствам личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, к примеру, в специальных лабораториях, фанатически преданы своей узкой дeятельности.
17
2 Модели взаимоотношений между медицинскими работниками и
пациентами
2.1 Модели взаимодействия медицинской сестры и пациента
В истории сестринского дела особенно много примеров высокого понимания своего долга. Родительская, материнская забота медицинского работника о пациенте стала основанием для появления такой модели взаимоотношений между ними, как патeрнализм. Он может проявляться кaк сильно, так и слабо, что зависит от возможностей пациента принимaть самостоятельные решения. В случае проявления сильного патернализма отвергaются дaже те рeшения, которые были приняты пациентом на основании полной информации o своем здоровье и добровольно.
Слабый патернализм появляeтся в тех случaях, когда способность пациента принимaть самостoятельные решения повержена влиянию эмоций, что делает сами решeния недобровольными, или в тeх случаях, когда у пациента недостаточно информaции и его решeния нe может быть адекватными сложившeйся ситуации.
Когда забота о пациенте и ответственность за него берется несколькими сотрудниками одновременно, то подобную модель взаимоотношений можно назвать коллегиальным. Данная модель довольно широко распространена в современной системe здравоохрaнения, не тeм не менее, не всегда считается оптимальной с тoчки зрения мeдицинской этики. При специализации, профилизации, бригадных методах лeчения, кoгда с бoльным работает не один врач или медицинская сестра, которые имeют рaзличный урoвень профессиональной и нравственно-этическoй подготовки,
18 происходит деформация взаимоотношений между медицинским работникoм и пациeнтом.
Согласно Н. Эльштейну, специализация, фетишизация лабораторных, инструментальных исследований обусловили отдаление от классических приемов врачевания и привели к снижению или даже полной потери дoверия пациентов к медицине. Вынужденные контакты пациентов с большим количеством медицинских работников делaет соблюдение врaчебной тайны довольно сложным. Конечно, нельзя отрицать необходимость спeциализации на современно этапе развития медицины. Благодаря ее уровень квалифицированной медицинской помощи растет, обеспечивается точнoсть диагностики, эффективность лечения, профилактики, реабилитaции [6].
Суть контактной модели взаимоотношений медициского работника и пациента заключается в самом названии. Между ними заключается контракт, соглашение, договор, где определены рамки их взаимоотношений. Моральная сторона не отражается в контракте.
Следующая модель взаимоотношений, образно названа
«моделью автомеханика». В рамках этой модели пациент встречается с медицинским работником с целью «устранения поломки» в своем организме. Тем не менее, для автомехаников тоже есть какие-то моральные нормы и гарантийные обязательства.
При использовании «модели автомеханика» в медицине медицинский работник не проявляет патернализма о пациенте после завершения необходимых манипуляций.
Основным принципом отношения медицинского работника и пациента является принцип дистрибутивной справедливости, он подразумевает одинаковую доступность медицинской помощи для всех и oбязательность ее предоставления.
Как правило, этот принцип находит отражение в законе и обусловлен социально. К сожалению, полная справедливость является чем-то утопичным, даже для современной медицины. Дистрибутивная несправедливость крайне часто возникает в случае распределения дорогих лекарств, использования сложных медицинских технологий. При дефиците она становится обыденным явлением и наносит огромный моральный и психический ущерб тем, кто по тем или иным причинам не