Файл: Тема Правовые основы гражданской обороны и мобилизационной работы в Российской Федерации.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (СНАВР) в очагах ядерного, химического, бактериологического (биологического) и комбинированного поражения будут проводиться в сложной обстановке, в условиях полных и сильных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и местности и возможного затопления.
СНАВР проводятся с целью: спасения людей и оказания помощи пораженным; локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ; создания условий для проведения восстановительных работ. Для организации более эффективного управления проведением СНАВР с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.
Содержание спасательных работ: ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ; локализация и тушение пожаров на участках (объектах) проведения работ и на путях выхода к ним; розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений; вскрытие разрушенных, поврежденных, заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей, а также подача воздуха в заваленные защитные сооружения; оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным людям и эвакуация их в лечебные учреждения; вывод населения из опасных мест (сильно зараженных и затапливаемых районов) в безопасные (менее зараженные) или незараженные районы; санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений и техники.
Содержание неотложных аварийно-восстановительных работ: прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках; локализация аварий на газовых, энергетических и других сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ; восстановление и ремонт поврежденных защитных сооружений для защиты людей от возможных повторных ядерных ударов противника.
СНАВР организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного их завершения. Это требует от начальника ГО, штаба, служб и формирований высокой организованности, а от личного состава высокой морально-психологической стойкости, физической выносливости и мобилизации всех сил.
Успешное проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ достигается: своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; созданием группировки сил и средств, быстрым их выдвижением на участок (объект) работ; морально-психологической и политической подготовкой личного состава органов управления и формирований; активным участием населения в проведении спасательных работ и умением оказывать первую медицинскую помощь пораженным; умелым руководством со стороны начальников штабов и служб ГО деятельностью подчиненных при организации и проведении СНАВР; организацией и поддержанием непрерывного взаимодействия органов управления, формирований и других сил и средств, привлекаемых к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.
Группировка сил и средств ГО для организованного проведения СНАВР создается в мирное время решением начальника ГО района. Состав и построение группировки уточняются при угрозе нападения противника, а также после нанесения ядерных ударов в соответствии со сложившейся обстановкой, наличием и состоянием сохранившихся сил и средств и объемом работ в очагах поражения.
В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования городских и сельских районов, а также воинские части ГО. Она может состоять из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва. Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа. Состав эшелонов, количество и состав смен определяются исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.
В период приведения ГО в готовность начальник, штаб и службы ГО объекта проводят мероприятия, предусмотренные планом. По распоряжению старшего начальника ГО организуют вывод формирования в загородную зону, в заранее установленные районы расположения. В загородной зоне формирования располагаются в населенных пунктах или на местности, имеющей естественные укрытия. В районе расположения сохраняются организационная структура и целостность формирований; обеспечиваются надежная защита личного состава и техники от воздействия оружия массового поражения, удобство размещения и отдыха, благоприятные санитарно-эпидемические условия. Создаются условия для быстрого сбора формирований, подготавливаются пути для выдвижения формирований к объектам работ. В районе расположения организуется наблюдение за зараженностью внешней среды и всестороннее обеспечение.
Формирования, выделенные решением старшего начальника, ускоренно строят противорадиационные укрытия для населения и приспосабливают пригодные для этих целей сооружения.
Если формирования располагаются в населенном пункте, то на предполагаемом направлении выдвижения к очагу поражения назначается район сбора формирований.
Выдвижение формирований к очагу поражения. Формирования могут выдвигаться в составе общей колонны сил ГО района или самостоятельно. В первом случае порядок выдвижения определяется начальником ГО района, во втором – начальником гражданской обороны объекта. До начала выдвижения формирования выводятся в район сбора, который назначается заблаговременно в непосредственной близости от маршрута движения.
Штаб и службы ГО объекта организуют управление подчиненными и взаимодействующими формированиями, анализируют полученные и поступающие данные об обстановке, производят расчеты возможного объема спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и определяют необходимое количество сил и средств для их выполнения. Своевременно доводят все распоряжения и задачи до формирований, оказывают необходимую помощь и осуществляют контроль за их выполнением. Информируют вышестоящий штаб о создавшейся обстановке и ее изменениях, а также действиях сил и средств объекта.
Задачи формированиям на выдвижение и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ ставит начальник ГО объекта. Командир формирования, получив задачу на выдвижение и проведение СНАВР, после ее уяснения и принятия решения ставит задачи подчиненным, отдает необходимые распоряжения и организует выдвижение формирования в очаг поражения.
Формирования объекта для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, отряд обеспечения движения (ООД), колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание.
Командир формирования лично руководит выдвижением формирования. Он проверяет готовность его к движению и отдает распоряжение на начало выдвижения. В ходе выдвижения командир формирования находится в голове колонны. С помощью радио и сигнальных средств он поддерживает постоянную связь и осуществляет управление формированием и приданными средствами, поддерживает установленный порядок и меры безопасности, следит за соблюдением установленной скорости движения, своевременным прохождением исходного пункта и пунктов регулирования. В случае изменения обстановки на маршруте немедленно докладывает штабу или начальнику ГО и информирует приданные формирования и соседей.
В первую очередь задачи ставятся разведке и формированиям, входящим в состав ООД. Разведке указывается, какие данные и к какому времени добыть, а отряду обеспечения и движения – состав, маршрут движения, время прохождения исходного рубежа или пункта, задачи по обеспечению выдвижения сил и средств к объектам работ, порядок действия после выполнения задачи. В состав отряда обеспечения движения (один на каждый маршрут) выделяются формирования общего назначения, усиленные формированиями служб.
Двигаясь по указанному маршруту, отряд на основании данных разведки, восстанавливает разрушенные участки дорог, прокладывает колонные пути в обход завалов, разрушений, пожаров, зон с высокими уровнями радиации; восстанавливает и оборудует переправы; устраивает проезды в завалах; локализует и тушит пожары; крепит или обрушивает конструкции зданий, грозящие обвалом. Главные усилия ООД сосредоточивает на обеспечении своевременного выдвижения сил ГО к очагу поражения и быстрого ввода их на объект работ. После выполнения этих задач с выходом к пораженному объекту отряд привлекается к спасательным работам.
За отрядом обеспечения движения выдвигаются главные силы ГО объекта. Во главе колонны обычно выдвигается начальник ГО объекта, его штаб и начальники служб. Они принимают все меры к тому, чтобы формирования объекта в состоянии полной готовности к проведению СНАВР и в установленное время вышли к очагу поражения. Начальник ГО на основании анализа полученных данных и сложившейся обстановки на маршруте движения отдает необходимые распоряжения о преодолении или обходе зон заражения, разрушенных участков маршрута, переправ, участков завалов и пожаров. Командиры формирований обеспечивают своевременный выход формирований к очагу поражения и организованный ввод их на объект работ.
Ввод формирований в очаг ядерного поражения. Первыми в очаг поражения входят разведывательные формирования. В очаге поражения разведчики определяют уровни радиации, отыскивают убежища и укрытия, устанавливают их состояние и состояние укрываемых в них людей, определяют наименее опасные пути движения на территорию очага поражения. Для определения местонахождения заваленных защитных сооружений используют указатели, надписи, сохранившиеся ориентиры, другие характерные признаки, а также схему привязки защитных сооружений к не заваливаемым ориентирам.
Кроме этого, разведчики определяют характер разрушений, пожаров и аварий на коммунально-энергетических сетях, обозначают места, опасные для работы формирований, отыскивают помещения, пригодные для размещения пораженных людей. Результаты разведки очага ядерного поражения командир разведывательного формирования докладывает начальнику ГО объекта и начальнику штаба.
При подходе сил гражданской обороны к очагу поражения начальник ГО объекта на основании данных, полученных от разведки, информации старшего начальника и соседей при необходимости уточняет задачи формированиям и организует быстрый их выход на участки (объекты) работ. Командиры формирований уточняют задачи подразделениям своего формирования и вводят их на участок (объект) работ.
До устройства проходов, проездов (если проезд транспортных средств невозможен) личный состав спасательных формирований, усиленных санитарными дружинами, спешивается с транспортных средств и с ходу вводится в очаг ядерного поражения для розыска пораженных и оказания им первой медицинской помощи. После устройства проездов сводные отряды механизации работ, инженерные и аварийно-технические формирования вводятся без промедления для локализации аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.
По мере устранения препятствий на путях подхода к участкам (объектам) работ выдвигаются и остальные силы и средства объекта. Если препятствий (разрушений, завалов) на путях подхода нет, то ввод формирований на участки (объекты) работ осуществляется на транспортных средствах с ходу. Личный состав формирований спешивается с транспортных средств для проведения СНАВР непосредственно в очаге ядерного поражения.
Проверяемое задание 8
«Дозиметрические приборы»
Тема 2.1. Основы организации и проведения неотложных аварийно-восстановительных работ и материально–техническое обеспечение сил ГО при ликвидации ЧС
Задание: на основе нормативных документов необходимо определить основные требования в организации дозиметрического контроля.
Цель занятия: сформировать системное представление о дозиметрических приборах и организации дозиметрического контроля.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Алгоритм выполнения практического задания
-
Изучите теоретический материал. -
Заполните матрицы структуры системного представления о дозиметрических приборах и организации дозиметрического контроля в табл. 8.1 «Структура системного представления о дозиметрических приборах и организации дозиметрического контроля».