Файл: Тема Правовые основы гражданской обороны и мобилизационной работы в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Количество элементов обоснования разное – от 2 до 11.

Теоретические сведения

Поддержание в постоянной готовности объектовой системы ГО, защиты от ЧС и ПБ возможно при тщательном и заблаговременном планировании всех мероприятий, которые нужно организовать и проводить в интересах:

  • предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • защиты персонала объекта от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • своевременного выявления и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, эффективного использования нештатных аварийно-спасательных формирований объекта.

Суть планирования заключается в определении оптимального перечня мероприятий, уточнения последовательности их выполнения и установлении сроков решения конкретных задач исполнителями.

Главное в планировании состоит в том, чтобы требования нормативных документов по ГОЧС и ПБ нашли достаточно полное и конкретное отражение в планирующих документах. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет следующие обязанности организаций (объектов) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

  • планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников;

  • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях;

  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к действию в чрезвычайных ситуациях нештатных аварийно-спасательных формирований объекта;

  • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

  • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте и прилегающей к нему территории;

  • финансировать мероприятия по защите работников объекта от чрезвычайных ситуаций;

  • создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • информировать и оповещать работников объекта об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Порядок планирования по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, определяет Закон Российской Федерации «О гражданской обороне». Он устанавливает следующие основные задачи в области гражданской обороны:


  • обучение работников объекта способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • оповещение работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • эвакуация работников и материальных ценностей объекта в безопасный район;

  • предоставление работникам объекта убежищ и средств индивидуальной защиты;

  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для работников объекта при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • обнаружение и обозначение зон радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения;

  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий;

  • обеззараживание работников, техники, зданий и сооружений и территории объекта и проведение других необходимых мероприятий;

  • осуществление мер, направленных для устойчивого функционирования объекта в военное время;

  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны объекта.

На объекте (предприятии, организации, учреждении) должны разрабатываться следующие планирующие документы:

  • план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • план гражданской обороны;

  • планы служб гражданской обороны;

  • план организации и проведения эвакуационных мероприятий;

  • планы приведения в готовность и действий нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;

  • план повышения устойчивости функционирования объекта;

  • планы текущей работы органов управления и служб гражданской обороны и ЧС и ПБ на объекте. Они обычно включают:

    • план работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, календарный план основных мероприятий;

    • план работы штаба (работника) по делам ГО, защиты от ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также календарный план основных мероприятий;

    • планы работ в службах гражданской обороны.

Исходными данными для планирования в области ГО являются:

  • указания, рекомендации и информационные материалы вышестоящего руководителя ГО;


  • характеристика объекта (план размещения объекта с указаниями всех зданий и сооружений с краткой на них характеристикой; места расположения убежищ, укрытий и пунктов управления; места расположения основных сетей коммунального и энергетического хозяйства; места хранения опасных веществ (АХОВ, возгораемых материалов, их количества и путей транспортировки); взрыво-, пожароопасных технологических трубопроводов и систем пожарного, а также производственного водоснабжения);

  • решения и указания руководителя объекта (по определению объема, содержания и срокам разработки документов уполномоченным и службами ГОЧС).

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объекте, исходя из особенностей объекта, специфики процесса производства, технологического оборудования, наличия возле него потенциально опасных объектов, определяет:

  • возможный характер и масштабы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • влияние на жизнедеятельность объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • принимаемые меры и последовательность работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объекте техногенного характера;

  • организация и порядок действий по снижению масштабов последствий чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • обеспечение защиты и создание условий для нормальной жизнедеятельности персонала объекта в любых чрезвычайных ситуациях;

  • порядок функционирования объекта и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

Для малочисленных объектов, располагающихся в одном здании или даже в его части, не имеющих технологических линий и не связанных непосредственно с процессом производства, хранением или использованием опасного сырья (продукции), основное внимание следует уделить тем чрезвычайным ситуациям, которые могут произойти на соседних объектах, а также событиям в своем объекте, связанным с нарушение правил техники безопасности или возможными стихийными бедствиями.

План гражданской обороны объекта определяет организацию и порядок проведения мероприятий гражданской обороны в готовность, порядок работы объекта в военное время, защиту и обеспечение жизнедеятельности персонала и их семей.


План гражданской обороны состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть включает три раздела:

  • краткую оценку возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника (характеристика объекта, особенности организации и ведения гражданской обороны; оценка возможной обстановки на объекте при применении оружия массового поражения и обычных средств поражения, при действиях диверсионных групп; выводы из оценки возможной обстановки);

  • выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при планомерном приведении ее в готовность (сроки и объемы проведения мероприятий ГО по степеням готовности; защита персонала и их семей; управление и связь; выполнение мероприятий по повышению устойчивости работы; организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; основные виды обеспечения мероприятий ГО; организация взаимодействия с территориальными формированиями гражданской обороны и военным командованием);

  • выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при внезапном нападении противника (организация и проведение мероприятий гражданской обороны по сигналу воздушной опасности и «Отбой воздушной тревоги»).

В приложения к плану гражданской обороны обычно включают:

  • основные показатели состояния гражданской обороны объекта экономики по состоянию на год;

  • возможную обстановку на территории объекта (план-схема объекта с нанесенной обстановкой чрезвычайных ситуаций военного времени с пояснительной запиской);

  • календарный план выполнения основных мероприятий гражданской обороны при переводе объекта с мирного на военное время;

  • план мероприятий по защите персонала и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (разрабатывается на основе плана объекта с нанесением защитных сооружений и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и других необходимых данных);

  • расчет укрытия персонала объекта и членов его семей в защитных сооружениях на объекте и в загородной зоне;

  • расчет на приведение в готовность защитных сооружений;

  • расчет на проведение мероприятий по эвакуации;

  • план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время;

  • состав сил и средств гражданской обороны объекта;

  • расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты персоналу объекта;

  • схемы управления, связи и оповещения.


В структурных подразделениях объекта планы гражданской обороны не разрабатываются. Им направляются выписки из них и документы, определяющие порядок действий по сигналу воздушной опасности («Воздушная тревога») и получения средств индивидуальной защиты. Указываются состав и задачи нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, даются схемы оповещения персонала и расчеты на проведение эвакуации.

Непосредственным организатором и координатором планирования по гражданской обороне является руководитель объекта экономики, который обязан определить цели, задачи и основные мероприятия по подготовке гражданской обороны.

Обоснованность и целесообразность решений руководителя по подготовке и ведению гражданской обороны на объекте достигается на основе прогнозирования и всесторонней оценки обстановки, возможной при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При прогнозировании и оценке возможной обстановки должны быть решены следующие задачи:

  • определен характер, масштабы и параметры угроз и поражающих факторов, которые могут возникнуть и воздействовать на территорию объекта в условиях современной войны;

  • оценка возможной обстановки на территории объекта, с целью определения мер по снижению возможного воздействия поражающих факторов, необходимых сил, средств и мероприятий для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • спрогнозированы и оценены возможные потери персонала, материальный ущерб объекту экономики вследствие чрезвычайных ситуаций и военного нападения;

  • определены порядок организации и способы ведения АСР при чрезвычайных ситуациях, материально-техническое и другие виды обеспечения их деятельности.

Прогнозирование и оценку обстановки целесообразно осуществлять в три этапа.

1. Выявление и оценка потенциально опасного воздействия на объект с учетом вариантов нападения, терактов и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

2. Определение характера и масштабов мероприятий гражданской обороны, которые необходимо выполнить заблаговременно для снижения степени поражения и максимального снижения потерь персонала от воздействия поражающих факторов.

3. Определение характера и объема мероприятий, которые необходимо предусмотреть в плане гражданской обороны объекта экономики на военное время по защите персонала, повышению устойчивости функционирования объекта, ликвидации последствий нападения и чрезвычайных ситуаций.