Файл: Тема Правовые основы гражданской обороны и мобилизационной работы в Российской Федерации.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Количество элементов обоснования разное – от 2 до 11.
Теоретические сведения
Поддержание в постоянной готовности объектовой системы ГО, защиты от ЧС и ПБ возможно при тщательном и заблаговременном планировании всех мероприятий, которые нужно организовать и проводить в интересах:
-
предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -
защиты персонала объекта от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; -
своевременного выявления и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, эффективного использования нештатных аварийно-спасательных формирований объекта.
Суть планирования заключается в определении оптимального перечня мероприятий, уточнения последовательности их выполнения и установлении сроков решения конкретных задач исполнителями.
Главное в планировании состоит в том, чтобы требования нормативных документов по ГОЧС и ПБ нашли достаточно полное и конкретное отражение в планирующих документах. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет следующие обязанности организаций (объектов) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
-
планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников; -
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях; -
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к действию в чрезвычайных ситуациях нештатных аварийно-спасательных формирований объекта; -
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; -
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте и прилегающей к нему территории; -
финансировать мероприятия по защите работников объекта от чрезвычайных ситуаций; -
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; -
информировать и оповещать работников объекта об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Порядок планирования по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, определяет Закон Российской Федерации «О гражданской обороне». Он устанавливает следующие основные задачи в области гражданской обороны:
-
обучение работников объекта способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; -
оповещение работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; -
эвакуация работников и материальных ценностей объекта в безопасный район; -
предоставление работникам объекта убежищ и средств индивидуальной защиты; -
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; -
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для работников объекта при ведении военных действий или вследствие этих действий; -
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; -
обнаружение и обозначение зон радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения; -
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий; -
обеззараживание работников, техники, зданий и сооружений и территории объекта и проведение других необходимых мероприятий; -
осуществление мер, направленных для устойчивого функционирования объекта в военное время; -
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны объекта.
На объекте (предприятии, организации, учреждении) должны разрабатываться следующие планирующие документы:
-
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -
план гражданской обороны; -
планы служб гражданской обороны; -
план организации и проведения эвакуационных мероприятий; -
планы приведения в готовность и действий нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны; -
план повышения устойчивости функционирования объекта; -
планы текущей работы органов управления и служб гражданской обороны и ЧС и ПБ на объекте. Они обычно включают:
-
план работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, календарный план основных мероприятий; -
план работы штаба (работника) по делам ГО, защиты от ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также календарный план основных мероприятий; -
планы работ в службах гражданской обороны.
Исходными данными для планирования в области ГО являются:
-
указания, рекомендации и информационные материалы вышестоящего руководителя ГО;
-
характеристика объекта (план размещения объекта с указаниями всех зданий и сооружений с краткой на них характеристикой; места расположения убежищ, укрытий и пунктов управления; места расположения основных сетей коммунального и энергетического хозяйства; места хранения опасных веществ (АХОВ, возгораемых материалов, их количества и путей транспортировки); взрыво-, пожароопасных технологических трубопроводов и систем пожарного, а также производственного водоснабжения); -
решения и указания руководителя объекта (по определению объема, содержания и срокам разработки документов уполномоченным и службами ГОЧС).
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объекте, исходя из особенностей объекта, специфики процесса производства, технологического оборудования, наличия возле него потенциально опасных объектов, определяет:
-
возможный характер и масштабы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -
влияние на жизнедеятельность объекта чрезвычайных ситуаций природного характера; -
принимаемые меры и последовательность работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объекте техногенного характера; -
организация и порядок действий по снижению масштабов последствий чрезвычайных ситуаций природного характера; -
обеспечение защиты и создание условий для нормальной жизнедеятельности персонала объекта в любых чрезвычайных ситуациях; -
порядок функционирования объекта и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
Для малочисленных объектов, располагающихся в одном здании или даже в его части, не имеющих технологических линий и не связанных непосредственно с процессом производства, хранением или использованием опасного сырья (продукции), основное внимание следует уделить тем чрезвычайным ситуациям, которые могут произойти на соседних объектах, а также событиям в своем объекте, связанным с нарушение правил техники безопасности или возможными стихийными бедствиями.
План гражданской обороны объекта определяет организацию и порядок проведения мероприятий гражданской обороны в готовность, порядок работы объекта в военное время, защиту и обеспечение жизнедеятельности персонала и их семей.
План гражданской обороны состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть включает три раздела:
-
краткую оценку возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника (характеристика объекта, особенности организации и ведения гражданской обороны; оценка возможной обстановки на объекте при применении оружия массового поражения и обычных средств поражения, при действиях диверсионных групп; выводы из оценки возможной обстановки); -
выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при планомерном приведении ее в готовность (сроки и объемы проведения мероприятий ГО по степеням готовности; защита персонала и их семей; управление и связь; выполнение мероприятий по повышению устойчивости работы; организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; основные виды обеспечения мероприятий ГО; организация взаимодействия с территориальными формированиями гражданской обороны и военным командованием); -
выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при внезапном нападении противника (организация и проведение мероприятий гражданской обороны по сигналу воздушной опасности и «Отбой воздушной тревоги»).
В приложения к плану гражданской обороны обычно включают:
-
основные показатели состояния гражданской обороны объекта экономики по состоянию на год; -
возможную обстановку на территории объекта (план-схема объекта с нанесенной обстановкой чрезвычайных ситуаций военного времени с пояснительной запиской); -
календарный план выполнения основных мероприятий гражданской обороны при переводе объекта с мирного на военное время; -
план мероприятий по защите персонала и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (разрабатывается на основе плана объекта с нанесением защитных сооружений и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и других необходимых данных); -
расчет укрытия персонала объекта и членов его семей в защитных сооружениях на объекте и в загородной зоне; -
расчет на приведение в готовность защитных сооружений; -
расчет на проведение мероприятий по эвакуации; -
план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время; -
состав сил и средств гражданской обороны объекта; -
расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты персоналу объекта; -
схемы управления, связи и оповещения.
В структурных подразделениях объекта планы гражданской обороны не разрабатываются. Им направляются выписки из них и документы, определяющие порядок действий по сигналу воздушной опасности («Воздушная тревога») и получения средств индивидуальной защиты. Указываются состав и задачи нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, даются схемы оповещения персонала и расчеты на проведение эвакуации.
Непосредственным организатором и координатором планирования по гражданской обороне является руководитель объекта экономики, который обязан определить цели, задачи и основные мероприятия по подготовке гражданской обороны.
Обоснованность и целесообразность решений руководителя по подготовке и ведению гражданской обороны на объекте достигается на основе прогнозирования и всесторонней оценки обстановки, возможной при ведении военных действий или вследствие этих действий.
При прогнозировании и оценке возможной обстановки должны быть решены следующие задачи:
-
определен характер, масштабы и параметры угроз и поражающих факторов, которые могут возникнуть и воздействовать на территорию объекта в условиях современной войны; -
оценка возможной обстановки на территории объекта, с целью определения мер по снижению возможного воздействия поражающих факторов, необходимых сил, средств и мероприятий для ликвидации чрезвычайных ситуаций; -
спрогнозированы и оценены возможные потери персонала, материальный ущерб объекту экономики вследствие чрезвычайных ситуаций и военного нападения; -
определены порядок организации и способы ведения АСР при чрезвычайных ситуациях, материально-техническое и другие виды обеспечения их деятельности.
Прогнозирование и оценку обстановки целесообразно осуществлять в три этапа.
1. Выявление и оценка потенциально опасного воздействия на объект с учетом вариантов нападения, терактов и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
2. Определение характера и масштабов мероприятий гражданской обороны, которые необходимо выполнить заблаговременно для снижения степени поражения и максимального снижения потерь персонала от воздействия поражающих факторов.
3. Определение характера и объема мероприятий, которые необходимо предусмотреть в плане гражданской обороны объекта экономики на военное время по защите персонала, повышению устойчивости функционирования объекта, ликвидации последствий нападения и чрезвычайных ситуаций.