Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»
(АНОО ВО «ВЭПИ»)
КАФЕДРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Направление подготовки «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: Государственный режим
Выполнил:
обучающаяся 3 курса
(группа Ю-202-1101)
очной формы обучения:
Лебёдкина Анастасия Владимировна
Научный руководитель:
Лукьяненко Юрий Васильевич
Воронеж 2023 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Государственный режим: основные характеристики………………………6
1.1.Понятие, сущность государственного режима…………………………………...6
Соотношение политического и государственного режима…………………………6
1.2.Демократичесий режим.………………………………………………………….11
Глава II.Недемократический режим…………………………………………………17
2.1.Авторитарный режим……….……………………………………………………17
2.2.Тоталитарный режим………………..……………………………………………21
2.3.Гибридный режим ……………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………29
Библиографический список………………………………………………………….30
Введение
Понятие «государственный режим» широко употребляется в юридической литературе. Особенно последние пятнадцать-двадцать лет. Данный элемент формы государства стал признаваться с 60 – х гг. минувшего века.
Тема «Государственный режим» считается животрепещущей в современном мире, мы можем заметить, что на протяжении долгого времени, государственный режим претерпевал различные перемены в собственной сущности. Становление государства сильно зависит от вида государственного режима. Так, мы можем обратить внимание, что он совместно с другими формами государства оказывает заметное влияние на функции, задачи и содержание государства.
Характеристика любой политической системы государства неразрывно связанна со способами воплощения государственной власти. В течение двадцатого - двадцать первого веков государственные режимы определенных стран поменялись кардинальным образом. К примеру, после распада СССР многие страны-участники сменили государственный режим. Для таких стран более остро поставлена проблема государственного режима.
В случае если рассматривать данную тему с точки зрения права, то образ государственно режима оказывает прямое воздействие на всё право всякого государства. Так как при определённом режиме, и вся правовая область развивается в соответственном направлении, то образ государственного режима укрепляется в нормативно-правовых актах страны, которые обладают высшей юридической силой. Обычно тип режима закрепляется в Конституциях государств.
Можем отметить, что государственный режим – это составляющая формы государства, которая направлена на характеристику совокупности методов, приемов, способов и средств реализации государственной власти.
Любое государство постоянно претерпевает изменения, так и государственный режим не может оставаться постоянным и неизменным. Поэтому изучение данной темы будет являться всегда актуальным. Она не раз затрагивалась учеными и отечественными, и зарубежными. У каждого есть своя точка зрения, как рассматриваются и как развиваются государственные режимы. Эту тему невозможно изучить полностью, так как всегда будут происходить в мире разнообразные общественные и политические процессы, которые будут инициаторами создания новых элементов, дополняющих, изменяющих, развивающих и модернизирующих уже имеющий место быть государственный режим.
Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем государственного режима посвятили свои труды такие исследователи, как С. Хантингтон, Х. Линц, А. Степан, Дж. Оруэлл, Х. Арендт, К. Поппер, Э. Фромм, К. Фридрих, З. Бжезинский, А.Л. Громыко, С.А. Киреева.
Объектом исследования является универсалия теории государства и права – государственный режим.
Предметом исследования является единство правовых общепризнанных норм, учений, в которых раскрывается понятие государственный режим, его виды и признаки.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных типов государственных режимов современности, соотношение государственного и политического режимов, выявление для каждого отдельного типа характерных для него особенностей и рассмотрение этих особенностей на конкретном примере.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть понятие и сущность государственного режима.
-
Провести соотношение политического и государственного режима.
-
Выявить и изучить основные виды государственного режима.
-
Изучить демократический режим.
-
Исследовать недемократические режимы.
-
Рассмотреть виды недемократического режима.
Методологической основой исследования данной работы стали современные общенаучные, специальные, часто-научные методы познания (системный, метод анализа, аналитический, синтез, метод сравнительного анализа). Кроме того, были использованы приемы политологического, общеправового и социологического анализа.
В структуру курсовой работы входят: введение, две главы, объединяющие пять параграфов, и заключение, а также список использованной литературы.
Глава I. Государственный режим: основные характеристики
1.1. Понятие, сущность государственного режима. Соотношение политического и государственного режима
Впервые мысли о государственном режиме зародились еще в Античности. Философы Античности, размышляя на данную тему, ходом своих политических мыслей, подготовили возникновение данной универсалии. А точнее оно возникло в Древней Греции, Аристотель разработал идеи о государственном режиме. Он в своих трудах рассматривал тиранию, олигархию, демократию. Его идеи продолжил развивать ученик Аристотеля – Платон. И рассмотрел в своей работе «Государство» более подробно такие виды как олигархию, тиранию и демократию.
Термин «государственный режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Вопросы, связанные с данным понятием составляют отдельную категорию в отечественных учебниках по теории государства и права. Ряд ученых, такие как М.А. Могунова, А.Ю. Коркмазов, И.С. Марьевский выделили из понятия политический режим понятие государственный режим. И в ходе дальнейших изучений данное мнение укрепилось среди научных деятелей. Например, М. А Могунова утверждает, что «политический режим полностью включает в себя государственный режим, составляющий его основу, и дополнительно охватывает деятельность иных субъектов политической жизни общества».1
Понятие государственный режим – «более узкое и несколько иное по характеру, чем политический режим, явление».2 Благодаря государственному режиму мы можем определить форму государства, его
содержательную характеристику, так как он отражает главное направление, методы для осуществления государственной власти.
«Разумеется, политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять. Их отношение характеризуется диалектическими моментами: второй является частью первого и вместе с тем его основой»1.
Государственный режим – это особый элемент в системе политического. Так как государственный режим обобщает характеристику форм и методов осуществления государственной власти.
Конкретный термин теории государства и права в одно и то же время характеризуется функциональной и ценностной составляющей. Государственный режим в более общем облике обрисовывает способы и методы осуществления государственной власти, выступая в данном отношении общей функциональной характеристикой государства, тогда как более детальный (дифференцированный) анализ его деятельности в отдельных сферах общественной жизни дается в рамках понятия «функции государства». Вследствие этого понимание государственного режима в качестве разнообразия формы государства видится малообоснованным. «Следует подчеркнуть тесную связь государственного режима с аксиологией государства, а именно с представлениями о должном порядке реализации его власти в рамках господствующей системы ценностей. Аксиологическая составляющая государственного режима является объективно неизбежной, что объясняется методологической невозможностью избежать оценочных суждений при общем описании государственной деятельности. Теоретическое восприятие государственного режима всегда тесно связано с господствующей системой политических ценностей, что с неизбежностью вызывает идеологические затруднения в научном описании данного понятия».2
«Государственный режим-это основанный на юридических признаках формы правления реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти и других элементов политической структуры, складывающийся под влиянием различных политических сил (существующей партийной системы, избирательной системы, итогов выборов и др.) в указанных структурах.»1
Как и многие другие составляющие элементы формы государства, государственный режим тесно связан с властью. Ведь благодаря именно государственному режиму через совокупность методов, средств и приемов осуществляется государственная власть. Такая формулировка о государственном режиме очень распространена в современном мире.
Обычно государственный режим в значимой мере индивидуализирует форму государства, устанавливает не только ее значимость в государственно-правовом механизме и её общественно-политическую важность, но еще демонстрирует ее знакомую организационную законность. Государственный режим оценивают ровно как наиболее самый активный составляющий элемент формы государства, который чутко реагирует на более важные процессы и изменения, без исключения, происходящие в окружающей экономической и общественно-политической среде.
Понятие «государственного режима» привело к активным попыткам переосмыслить содержание данного термина. И в конечном итоге возникла путаница в толковании. Например, когда в научной литературе политический режим употребляется как синоним государственного режима, что читателя вводит в некое заблуждение, требуя дополнительного объяснения, освещения и комментарий по данному вопросу. Лингвисты считают, что нет абсолютно идентичных по смыслу понятий.
В научной литературе часто происходит сопоставление понятий «политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим), и выходит так, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».
Все же некоторые ученые разделяют данные понятия. И получается, что универсалия политический режим шире по-своему объему, чем государственный режим.
«Поскольку политический режим предполагает использование способов и средств руководства государством и обществом».1 То есть включает в себя способы и методы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.д. Как уж было сказано ранее, государственный режим мы рассматриваем как совокупность методов, средств и способов осуществления только государственной власти.
Основным критерием их различия будет являться разделение политической и государственной власти. Под государственной властью понимают «важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной».2 При этом особо отмечается, что «государственная власть - это высшая власть в обществе; общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования государственного принуждения. Государственная власть в широкой трактовке этого понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства».