Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Если же обратить внимание, то политическая власть должна рассматриваться значительно обширнее и содержать в себе не только государственные формы власти, но и другие, которые позволяли бы реализовать руководство обществом.
При соотношении политического и государственного режимов различия между ними можно заметить, изучая структуру данных явлений.
Так анализируя их структуру, можно сделать вывод, что структура государственного режима порядком ограничена, содержит компоненты, которые характеризуют реализацию функций государства. К примеру, «методы, средства и способы осуществления государственной власти органами государства и их должностными лицам; «инструменты» осуществления непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти; методы, использующиеся международным сообществом в отношении конкретного государства; наконец, методы, средства и способы управления, осуществляемого иными субъектами в порядке делегирования государственных полномочий».1 Все выше перечисленные элементы являются составляющими и политического режима. Таким образом, можем сделать заключение о том, что государственный режим считается частью политического режима.
Таким образом, государственный режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Основное различие политического и государственного режимов является разделение политической и государственной власти.
1.2.Демократичесий режим
В научной литературе политические режимы подразделяются на две основные разновидности – демократические и антидемократические. Различное сочетание методов и средств осуществления власти является основным критерием деления.
Демократический режим – это один из самых сложных типов государственного режима. По мнению русского юриста П.И. Новогородцева, «демократия всегда есть распутье…система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждения дух исканий».1
Термин «демократия» рассматривается в нескольких смыслах. В первом значении демократия означает некий политический строй, которые основывается на принципах народовластья, равноправия и свободы. Во втором значении демократия – это принцип организации коллективной деятельности, при котором соблюдаются активное и равноправное участие всех членов коллектива. Так мы можем сделать вывод, что основа данной универсалии – это равноправие, которое учитывается в первую очередь. Если посмотреть как в древности рассматривали данное понятие, то от древнегреческого demos - народ и crutos – власть – то есть власть народа.
Но все же еще с первого упоминания в аристотелевской «Политики» о демократии 1260г. и до нашего времени ведутся долгие, научные дискуссии о ее содержании. «Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастия и т.д».2
С постоянным развитием общества развивался и термин «демократия». Еще в Античности демократия рассматривалась как наихудшая форма правления. И рассматривалась философами как прямое правление граждан. К примеру, Платон в своем научном труде «Государство» утверждал, что демократия существует недолго, переходя охлократию, то есть власть толпы, а затем возникает уже тирания. Аристотель же ставил в равное положение демократию и охлократию, жестко критикуя последнюю. Мнение философа почитали долгое время, воспринимая демократию только негативно.
После Французской революции в XVIII в. демократия принимает абсолютно другой вид. Теперь смысл этого понятия видят в развитии общественной мысли, которая отвергает монархию. Но все же негативное отношение к демократии не было преодолено. Это объясняется тем, что не существует идеальной модели демократии.
Как и любой другой режим, демократический обладает признаками, свойственными только ему. Так мы можем выделить:
-Высшие органы государственной власти формируются в большей степени путем свободных, независимых выборов;
-«Обеспечение подлинного народовластия»;1
-Признание верховенства прав и свобод человека и гражданина;
-Признание многообразия форм собственности и их защита;
-Конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);
-Конкурирующая политика. Конкуренция и процесс представительства для обеспечения и реализации воли народа;
- Взаимная ответственность. Государство ответственно перед своими гражданами и личность перед государством;
- Наличие Конституции, которая учитывает интересы и требования народа, а также принята всенародным голосованием;
-«Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государственных органах»;1
- Наличие независимых, прежде всего от государства, средств массой информации;
- Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.
Обычно ученые выделяют такие виды демократического режима:
1.Прямая демократия. Возникла еще в давние времен, предполагала принятие государственно-важных решений абсолютно всеми жителями государства;
2.Плебисцитарная демократия. Народовластие с выбором авторитетного лидера, который принимает решения на основе одобрения всех граждан. Предшественник такой формы демократии - военная демократия, включающая элементы родового строя;
3.Плюралистическая (представительная) демократия - государственное устройство, в котором гражданское население выбирает представителя с целью делегирования ему права решать государственные дела.
Рассмотрим подробнее прямую демократию. «Понятие «прямая демократия» («чистая демократия») связывается с элементами прямого (непосредственного) народовластия; такой режим существовал ранее и существует в обществе сегодня, поэтому она отнесена к научной категории, представляющей собой определенную правовую модель прямого и непосредственного народного правления, закрепленную системой законодательства (совокупность конституционно-правовых норм). Она, в свою очередь, включает в себя архаическую и модернистскую формы».1
С целью определения свойств прямой демократии выделим ее характерные черты:
-Народ-основной субъект власти, обладает неотчуждаемыми и непередаваемыми властными полномочиями;
- «Народное собрание – легитимный орган власти, избираемый народом, который принимает публично-властные решения по общественно и социально значимым вопросам»;2
-Решения принимаются только большинством;
- Разделение народной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Понятие «плебисцитарная демократия» возникло в Античности. В те самые времена, когда решения принимались путем всеобщего голосования на народных собраниях. Примером такой демократии может быть Швейцария. Так в ХХ веке благодаря именно плебисцитарной демократии, Норвегия отделилась от Швейцарии, став самостоятельным государством.
Швейцария до сих пор остается представителем плебисцитарной демократии. Там довольно часто проводятся референдумы обязательные, по таким вопросам, как принятие законов, которые затрагивают конституционные основы, или же условные референдумы – на которых рассматривается любой закон в течение 3 месяцев со дня его принятия.
Плюралистическая демократия – самая распространенная в наше время. «Современная представительная демократия трансформируется в модель, которая характеризуется значительной вовлеченностью граждан, общественных организаций, групп интересов и многих других субъектов гражданского общества в процесс выработки и принятия публично-властных решений».1
Норвегия – это именно то государство, которое является представителем демократического режима, режим сохраняет устойчивость на протяжении более чем 60-ти лет. Если же изучить уровень демократии внутри государства, то Норвегия занимает первое место. Каждый гражданин участвует в политической жизни своей страны, присутствует система «гибких» списков или же свободные, открытые. Власть учитывает интересы общества и, конечно, реализует их. В Норвегии очень мощный контроль за соблюдением исполнения законов, правил и норм. «Норвежская правовая система, основанная на понятиях справедливости и надлежащих правовых процедурах, пользуется уважением за ее способность обеспечивать предсказуемое, справедливое и эффективное правосудие». 2 Распространена практика проведения референдумов по различным вопросам и на абсолютно разных уровнях. Высокая степень благополучия граждан – стабилизирует демократию. То есть социальных конфликтов не так много, а если они и есть то маленькие и быстро решаемые. «Стабильность демократической политической системы обуславливается не только устойчивостью политических институтов, взаимоотношениями между ними и сбалансированностью элементов экономической системы, но необходимым условием являются и стабильные взаимоотношения между гражданами государства и его политической элитой».3
Таким образом, демократический режим характеризуется наличием и реализацией прав и свобод личности, принципом разделения властей, наличием многообразия форм собственности, наличием оппозиции, конкуренции, отсутствием цензуры. Демократический режим не является идеалом, но он лучше всех других режимов.
При соотношении политического и государственного режимов различия между ними можно заметить, изучая структуру данных явлений.
Так анализируя их структуру, можно сделать вывод, что структура государственного режима порядком ограничена, содержит компоненты, которые характеризуют реализацию функций государства. К примеру, «методы, средства и способы осуществления государственной власти органами государства и их должностными лицам; «инструменты» осуществления непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти; методы, использующиеся международным сообществом в отношении конкретного государства; наконец, методы, средства и способы управления, осуществляемого иными субъектами в порядке делегирования государственных полномочий».1 Все выше перечисленные элементы являются составляющими и политического режима. Таким образом, можем сделать заключение о том, что государственный режим считается частью политического режима.
Таким образом, государственный режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Основное различие политического и государственного режимов является разделение политической и государственной власти.
1.2.Демократичесий режим
В научной литературе политические режимы подразделяются на две основные разновидности – демократические и антидемократические. Различное сочетание методов и средств осуществления власти является основным критерием деления.
Демократический режим – это один из самых сложных типов государственного режима. По мнению русского юриста П.И. Новогородцева, «демократия всегда есть распутье…система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждения дух исканий».1
Термин «демократия» рассматривается в нескольких смыслах. В первом значении демократия означает некий политический строй, которые основывается на принципах народовластья, равноправия и свободы. Во втором значении демократия – это принцип организации коллективной деятельности, при котором соблюдаются активное и равноправное участие всех членов коллектива. Так мы можем сделать вывод, что основа данной универсалии – это равноправие, которое учитывается в первую очередь. Если посмотреть как в древности рассматривали данное понятие, то от древнегреческого demos - народ и crutos – власть – то есть власть народа.
Но все же еще с первого упоминания в аристотелевской «Политики» о демократии 1260г. и до нашего времени ведутся долгие, научные дискуссии о ее содержании. «Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастия и т.д».2
С постоянным развитием общества развивался и термин «демократия». Еще в Античности демократия рассматривалась как наихудшая форма правления. И рассматривалась философами как прямое правление граждан. К примеру, Платон в своем научном труде «Государство» утверждал, что демократия существует недолго, переходя охлократию, то есть власть толпы, а затем возникает уже тирания. Аристотель же ставил в равное положение демократию и охлократию, жестко критикуя последнюю. Мнение философа почитали долгое время, воспринимая демократию только негативно.
После Французской революции в XVIII в. демократия принимает абсолютно другой вид. Теперь смысл этого понятия видят в развитии общественной мысли, которая отвергает монархию. Но все же негативное отношение к демократии не было преодолено. Это объясняется тем, что не существует идеальной модели демократии.
Как и любой другой режим, демократический обладает признаками, свойственными только ему. Так мы можем выделить:
-Высшие органы государственной власти формируются в большей степени путем свободных, независимых выборов;
-«Обеспечение подлинного народовластия»;1
-Признание верховенства прав и свобод человека и гражданина;
-Признание многообразия форм собственности и их защита;
-Конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);
-Конкурирующая политика. Конкуренция и процесс представительства для обеспечения и реализации воли народа;
- Взаимная ответственность. Государство ответственно перед своими гражданами и личность перед государством;
- Наличие Конституции, которая учитывает интересы и требования народа, а также принята всенародным голосованием;
-«Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государственных органах»;1
- Наличие независимых, прежде всего от государства, средств массой информации;
- Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.
Обычно ученые выделяют такие виды демократического режима:
1.Прямая демократия. Возникла еще в давние времен, предполагала принятие государственно-важных решений абсолютно всеми жителями государства;
2.Плебисцитарная демократия. Народовластие с выбором авторитетного лидера, который принимает решения на основе одобрения всех граждан. Предшественник такой формы демократии - военная демократия, включающая элементы родового строя;
3.Плюралистическая (представительная) демократия - государственное устройство, в котором гражданское население выбирает представителя с целью делегирования ему права решать государственные дела.
Рассмотрим подробнее прямую демократию. «Понятие «прямая демократия» («чистая демократия») связывается с элементами прямого (непосредственного) народовластия; такой режим существовал ранее и существует в обществе сегодня, поэтому она отнесена к научной категории, представляющей собой определенную правовую модель прямого и непосредственного народного правления, закрепленную системой законодательства (совокупность конституционно-правовых норм). Она, в свою очередь, включает в себя архаическую и модернистскую формы».1
С целью определения свойств прямой демократии выделим ее характерные черты:
-Народ-основной субъект власти, обладает неотчуждаемыми и непередаваемыми властными полномочиями;
- «Народное собрание – легитимный орган власти, избираемый народом, который принимает публично-властные решения по общественно и социально значимым вопросам»;2
-Решения принимаются только большинством;
- Разделение народной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Понятие «плебисцитарная демократия» возникло в Античности. В те самые времена, когда решения принимались путем всеобщего голосования на народных собраниях. Примером такой демократии может быть Швейцария. Так в ХХ веке благодаря именно плебисцитарной демократии, Норвегия отделилась от Швейцарии, став самостоятельным государством.
Швейцария до сих пор остается представителем плебисцитарной демократии. Там довольно часто проводятся референдумы обязательные, по таким вопросам, как принятие законов, которые затрагивают конституционные основы, или же условные референдумы – на которых рассматривается любой закон в течение 3 месяцев со дня его принятия.
Плюралистическая демократия – самая распространенная в наше время. «Современная представительная демократия трансформируется в модель, которая характеризуется значительной вовлеченностью граждан, общественных организаций, групп интересов и многих других субъектов гражданского общества в процесс выработки и принятия публично-властных решений».1
Норвегия – это именно то государство, которое является представителем демократического режима, режим сохраняет устойчивость на протяжении более чем 60-ти лет. Если же изучить уровень демократии внутри государства, то Норвегия занимает первое место. Каждый гражданин участвует в политической жизни своей страны, присутствует система «гибких» списков или же свободные, открытые. Власть учитывает интересы общества и, конечно, реализует их. В Норвегии очень мощный контроль за соблюдением исполнения законов, правил и норм. «Норвежская правовая система, основанная на понятиях справедливости и надлежащих правовых процедурах, пользуется уважением за ее способность обеспечивать предсказуемое, справедливое и эффективное правосудие». 2 Распространена практика проведения референдумов по различным вопросам и на абсолютно разных уровнях. Высокая степень благополучия граждан – стабилизирует демократию. То есть социальных конфликтов не так много, а если они и есть то маленькие и быстро решаемые. «Стабильность демократической политической системы обуславливается не только устойчивостью политических институтов, взаимоотношениями между ними и сбалансированностью элементов экономической системы, но необходимым условием являются и стабильные взаимоотношения между гражданами государства и его политической элитой».3
Таким образом, демократический режим характеризуется наличием и реализацией прав и свобод личности, принципом разделения властей, наличием многообразия форм собственности, наличием оппозиции, конкуренции, отсутствием цензуры. Демократический режим не является идеалом, но он лучше всех других режимов.