Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в которой, в отличие от федераций буржуазных государств, отсутствовал принцип равенства субъектов федерации, ибо они не были одинаковы по занимаемой территории, численности населения и экономическому потенциалу. В данном случае одним из основных принципов федерализма является не равенство субъектов федерации, а их равноправие в отношениях с федеральной властью и между собой, упреждающее возможность гегемонии одного субъекта над другим.
Федерализм отличается от конфедерализма, при котором общий уровень управления подчинен региональному уровню, и от передачи полномочий внутри унитарного государства, при котором региональный уровень управления подчинен общему уровню.Он представляет собой центральную форму на пути региональной интеграции или отделения, ограниченную с менее интегрированной стороны конфедерализмом, а с более интегрированной стороны передачей полномочий в рамках унитарного государства.Примерами федерации или федеральной провинции или штата являются Аргентина, Австралия, Бельгия, Босния и Герцеговина
44) Общая характеристика конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):
республик; краев; областей; городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); автономной области; автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
Статус субъектов РФ
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.
Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые им законы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
Общая характеристика субъектов РФ
Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:
1. по предметам ведения субъектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями; 3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.
45) Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
Административно-территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.
Принято выделять следующие принципы административно-территориального устройства:
- социально-экономический;
- географический;
- демографический;
- исторически-национальный.
Административно-территориальными единицами в России сейчас являются: район, город, район города и сельский населенный пункт. По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно-территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно-территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации.
Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Все административно-территориальные преобразования осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.
Границы между субъектом Федерации и граничащими с ним другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. При этом требует также согласие Совета Федерации, которое оформляется постановлением.
Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:
• соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
• создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
• содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
• обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
• сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
• участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.
46) Предметы ведения и полномочия РФ: понятие, общая характеристика.
Предметы ведения – это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия – это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы веления и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.
К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам ведения федеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.
Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий по основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.
47) Предметы ведения и полномочия субъектов РФ: понятие, общая характеристика.
Предмет ведения субъекта РФ - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ, ФЗ, а также принятыми в соответствии с Конституцией РФ Конституциями, Уставами и законами субъектов РФ, к компетенции субъектов РФ. Конституция РФ не перечисляет полномочия субъектов Федерации.
Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации можно классифицировать по следующим группам.
В сфере государственного строительства и правотворчества в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
• – обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
• – административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
• – установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
• – кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
• – установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
• – обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
• – режим пограничных зон;
• – координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
В сфере правового статуса личности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся:
• – защита прав и свобод человека и гражданина;
• – защита прав национальных меньшинств;
• – защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В сфере экономического и социально-культурного развития в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
Федерализм отличается от конфедерализма, при котором общий уровень управления подчинен региональному уровню, и от передачи полномочий внутри унитарного государства, при котором региональный уровень управления подчинен общему уровню.Он представляет собой центральную форму на пути региональной интеграции или отделения, ограниченную с менее интегрированной стороны конфедерализмом, а с более интегрированной стороны передачей полномочий в рамках унитарного государства.Примерами федерации или федеральной провинции или штата являются Аргентина, Австралия, Бельгия, Босния и Герцеговина
44) Общая характеристика конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):
республик; краев; областей; городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); автономной области; автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
Статус субъектов РФ
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.
Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые им законы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
Общая характеристика субъектов РФ
Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:
1. по предметам ведения субъектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями; 3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.
45) Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
Административно-территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.
Принято выделять следующие принципы административно-территориального устройства:
- социально-экономический;
- географический;
- демографический;
- исторически-национальный.
Административно-территориальными единицами в России сейчас являются: район, город, район города и сельский населенный пункт. По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно-территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно-территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации.
Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Все административно-территориальные преобразования осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.
Границы между субъектом Федерации и граничащими с ним другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. При этом требует также согласие Совета Федерации, которое оформляется постановлением.
Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:
• соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
• создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
• содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
• обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
• сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
• участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.
46) Предметы ведения и полномочия РФ: понятие, общая характеристика.
Предметы ведения – это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия – это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы веления и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.
К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам ведения федеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.
Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий по основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.
47) Предметы ведения и полномочия субъектов РФ: понятие, общая характеристика.
Предмет ведения субъекта РФ - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ, ФЗ, а также принятыми в соответствии с Конституцией РФ Конституциями, Уставами и законами субъектов РФ, к компетенции субъектов РФ. Конституция РФ не перечисляет полномочия субъектов Федерации.
Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации можно классифицировать по следующим группам.
В сфере государственного строительства и правотворчества в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
• – обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
• – административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
• – установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
• – кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
• – установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
• – обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
• – режим пограничных зон;
• – координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
В сфере правового статуса личности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся:
• – защита прав и свобод человека и гражданина;
• – защита прав национальных меньшинств;
• – защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В сфере экономического и социально-культурного развития в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: