Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

и

 

легко

 

запоминающиеся

Это

 

могут

 

быть

 

мотивы

 

из

 

изучаемых

 

произведений

 

или

 

незнакомые

 

исполнителям

 

попевки

Нет

 

смысла

 

менять

 

упражнения

 

к

 

каждому

 

занятию

если

 

намеченная

 

цель

 

не

 

достигнута

При

 

работе

 

над

 

распеванием

 

нужно

 

обращать

 

внимание

 

на

 

правильное

 

дыхание

звукообразование

на

 

со

-

хранение

 

высокой

 

позиции

хорошей

 

дикции

Избегайте

 

громкого

 "

форсированного

пения

Важно

 

поставить

 

перед

 

певцами

 

цель

 – 

ощутить

 "

опору

звука

С

 

этого

 

момента

 

начинает

 

распеваться

 

го

-

лос

начинает

 

работать

 

грудной

 

резонатор

В

 

смешанном

 

хоре

 

это

 

упражнение

 

нужно

 

исполнять

 

в

 

октавном

 

унисоне

поднимаясь

 

по

 

полутонам

Говоря

 

о

 

народном

 

напоре

 

пения

мы

 

говорим

 

о

 

близкой

разговорной

 

пев

-

ческой

 

позиции

 

в

 

грудном

 

регистре

о

 

речевом

 

посыле

 

звука

Полезно

 

в

 

начале

 

распевания

 

восклицать

 

удобное

 

слово

посылать

 

его

 

на

 

расстояние

 (

как

 

в

 

лесу

), 

зазывать

 (

на

 

пример

: "

Катя

иди

 

сюда

!"), 

также

 

поднимаясь

 

по

 

полутонам

на

 

верхних

 

нотах

 

подключать

 

головной

 

регистр

Голос

 

должен

 

звучать

 

мягко

естественно

на

 

опо

-

ре

 

 

 

Данное

 

упражнение

 

построено

 

на

 

речевой

 

интонации

Его

 

нужно

 

исполнять

 

на

 

освобожденном

 

голосе

 

на

 

опоре

добиваясь

 

пластичности

 

за

 

счет

 

распевания

 

согласных

 

букв

Упражнение

 

для

 

мужских

 

и

 

женских

 

голо

-

сов

 

в

 

удобных

 

тональностях

 

 

 

Это

 

упражнение

 

закрепляет

 

ощущение

 

опоры

 

звука

 

и

 

дыхания

 

на

 

возгласе

 

и

 

продвигает

 

дальнейшую

 

ра

-

боту

 

над

 

голосом

 – 

соединение

 

регистров

подключение

 

головного

 

резонатора

работа

 

над

 

голосовыми

 

связка

-

ми

 

в

 

полном

 

режиме

которая

 

дает

 

в

 

результате

 

ровное

 

звучание

 

голоса

Важным

 

моментом

 

в

 

работе

 

с

 

женскими

 

голосами

 

является

 

переходная

 

зона

 (

микст

из

 

грудного

 

регистра

 

в

 

головной

Мягкое

 

пение

 

в

 

грудном

 

регистре

 

поможет

 

более

 

плавно

 

перейти

 

в

 

микст

 

и

 

затем

 

в

 

головной

 

ре

-

гистр

Песня

 

А

Оленичевой

 "

Эх

красавица

 

земля

настолько

 

вокальна

 

по

 

голосоведению

удобна

 

для

 

пения

что

несмотря

 

на

 

свой

 

широкий

 

диапазон

в

 

распевании

 

приносит

 

огромную

 

пользу

 

и

 

для

 

женских

и

 

для

 

мужских

 

голосов

Широкие

 

скачки

 

в

 

песне

 

на

 

октавы

септимы

квинты

 

и

 

кварты

 

как

 

раз

 

дают

 

возможность

 

голосу

 

укре

-

питься

 

в

 

соединении

 

регистров

 

головного

 

и

 

грудного

 

"

Зычное

грудное

 

пение

 

 

Это

 

полнозвучное

мощное

яркое

 

звучание

 

голоса

 

с

 

очень

 

значительным

 

преобладанием

 

грудных

 

резона

-

торов

с

 

одной

 

стороны

а

 

с

 

другой

 – 

с

 

обязательным

 

использованием

 

и

 

головных

которые

 

придают

 

голосу

 

звонкость

 

и

 

полетность

Такое

 

пение

 

широко

 

распространено

 

в

 

донской

кубанской

  (

краснодарской

 

и

 

ставро

-

польской

), 

терской

оренбургской

 

казачьих

 

традициях

в

 

ряде

 

южно

-

русских

сибирских

уральских

 

и

 

западных

 

областей

 

России

Для

 

освоения

 

навыков

 

нения

 

в

 

полнозвучном

 

грудном

 

регистре

 

предлагаются

 

упражнения

 

с

 

использовани

-

ем

 

гласных

 

е

э

я

а

комбинацией

 

или

 

заменой

 

тех

 

гласных

, "

чистое

исполнение

 

которых

 

не

 

дает

 

возможности

 

плотного

 

грудного

 

резонирования

 (

и

ы

у

ю

). 

Исполняя

 

гласную

 "

ю

", 

необходимо

 

следить

 

за

 

тем

чтобы

 

она

 

произносилась

как

 

в

 

слове

 "

этот

", 

а

 

не

 

в

 

слове

 "

эти

". 

 

Головное

 

резонирование

 

 

Когда

 

мы

 

говорим

 

о

 

головном

 

резонировании

то

 

имеем

 

в

 

виду

 

пение

 

с

 

преимущественным

 

использовани

-

ем

 

головных

 

резонаторов

пение

 "

тонкими

 

голосами

" (

женские

 

голоса

). 

Грудное

 

резонирование

 

в

 

таком

 

пении

 

также

 

присутствует

но

 

в

 

значительно

 

меньшей

 

степени

Головной

 

регистр

 

в

 

народном

 

исполнении

 

использует

-

ся

 

во

 

многих

 

областях

 

средней

 

России

Поволжья

Севера

Урала

частично

 

у

 

донских

 

и

 

терских

 

казаков

Голов

-

ное

 

резонирование

 

используется

 

в

 

обработках

 

и

 

авторских

 

сочинениях

 

с

 

широкообъемной

 

мелодией

 

и

 

развитой

 

нюансировкой

 

 


background image

Страдания

 

записаны

 

в

 

средней

 

полосе

 

России

где

 

преобладает

 

в

 

пении

 

грудное

 

звучание

однако

 

женщи

-

ны

которые

 

пели

 

эти

 

страдания

 

тонкими

 

голосами

очень

 

звонко

мягко

проникновенно

показали

 

пример

 

вла

-

дения

 

резонированием

 

Смешанное

 

резонирование

 

 

Как

 

уже

 

говорилось

смешанное

 

резонирование

 

предполагает

 

наличие

 

при

 

фонации

 

примерно

 

равного

 

ис

-

пользования

 

грудных

 

и

 

головных

 

резонаторов

Особенно

 

часто

 

смешанное

 

резонирование

 

используется

 

в

 

обра

-

ботках

 

и

 

авторских

 

сочинениях

По

 

механизму

 

звукообразования

 

оно

 

приближается

 

к

 

головному

 

резонированию

Однако

 

при

 

пении

 

необходимо

 

следить

 

за

 

тем

чтобы

 

грудной

 

регистр

 

обязательно

 

присутствовал

В

 

противном

 

случае

 

резонирование

 

превратится

 

в

 

головное

 

Сглаживание

 

регистров

 

 

Этот

 

прием

 

используется

главным

 

образом

при

 

исполнении

 

обработок

 

авторских

 

сочинений

 

с

 

широко

-

объемной

 

мелодией

 

и

 

развитой

 

нюансировкой

Характеризуется

 

ровностью

 

звучания

 

всего

 

диапазона

 

голоса

 

и

 

использованием

в

 

основном

микстового

 

звучания

 

Штрих

 non legato 

 

Штрих

 non legato 

имеет

 

довольно

 

широкое

 

распространение

 

в

 

народном

 

исполнительстве

Он

 

наиболее

 

характерен

 

для

 

казачьей

 

традиции

но

 

и

 

встречается

 

в

 

других

 

отдельных

 

районах

 

Юга

 

и

 

Запада

 

России

Чтобы

 

исполнить

 

мелодию

 

в

 

штрихе

 non legato, 

необходимо

 

при

 

пении

 

звуки

 

несколько

 

отделять

 

друг

 

от

 

друга

а

 

не

 

переливать

 

их

 

один

 

в

 

другой

как

 

при

 

исполнении

 

штриха

 legato, 

не

 

пользоваться

 

приемом

 "

скольжения

или

 

глиссандо

. Non legato 

предполагает

 

более

 

долгое

 

исполнение

 

согласных

 

звуков

а

 

в

 

отдельных

 

случаях

напри

-

мер

в

 

донской

 

казачьей

 

традиции

использование

 

удвоенных

 

согласных

 

 

 

Вот

(

ы

толькя

 

сла

(

я

вуш

(

и

ка

эх

дон

(

ы

)

цам

 

была

 

ой

 

хороша

 

 

Характерные

 

приемы

 

народного

 

певческого

 

исполнительства

 

 

К

 

ним

 

можно

 

отнести

"

Спад

голоса

  – 

глиссандированный

 

ход

 

голоса

 

вниз

 

с

 

прослушивающейся

 

звуковысотностью

"

Сброс

голоса

 – 

глиссандированный

 

ход

 

голоса

 

вниз

 

с

 

отсутствием

 

музыкальной

 

звуковысотности

 

 

 

Огласовка

 

согласных

 – 

исполнение

 

после

 

согласного

 

звука

 

неопределенного

 

гласного

среднего

 

между

 "

ы

и

 "

э

". 

"

Подъем

 

в

 

звуке

" – 

исполнение

 

звука

 

с

 

подъемом

 

снизу

 

 

 

"

ИКИ

" – 

своеобразное

 

кратковременное

 

йодирование

то

 

есть

 

резкий

 

ход

 

голоса

не

 

выходящий

 

из

 

дли

-

тельности

 

данного

 

звука

из

 

грудного

 

в

 

головной

 

регистр

 (

женские

 

голоса

и

 

фальцет

 (

мужские

 

голоса

на

 

квар

-

ту

-

октаву

 

вверх

 

с

 

моментальным

 

возвращением

 

в

 

грудное

 

резонирование

 

в

 

последующем

 

звуке

 

 

 

"

Гукания

" – 

краткий

 

или

 

продолжительный

 

ход

 

голоса

 

из

 

грудного

 

в

 

головной

 

регистр

имеющий

 

опреде

-

ленную

 

временную

 

протяженность

 

и

 

ритмическую

 

длительность

кварту

 

вверх

 

в

 

середине

 

или

 

конце

 

построе

-

ний

 (

для

 

женских

 

голосов

). 

Комбинации

 

гласных

 – 

исполнение

 

неопределенного

 

звука

имеющего

 

свойства

 

двух

  "

ук

" – 

комбинация

 

"

у

-

о

"; 

комбинация

 "

и

", "

и

-

е

", "

ю

" – 

комбинация

 "

ю

-

ё

"; "

ы

комбинация

 "

ы

-

э

"; "

о

" – 

комбинация

 "

о

-

а

"; "

а

" – 

ком

-

бинация

 "

а

-

о

". 

"

Скольжения

" – 

незначительное

 

восходящее

 

или

 

нисходящее

 

глиссандо

 

при

 

переходе

 

со

 

звука

 

на

 

звук

"

Словообрывы

" – 

прерывание

 

звучания

 

после

 

первого

второго

третьего

 

слогов

 

и

 

т

.

д

с

 

последующим

 

продолжением

 

исполнения

 

с

 

начала

с

 

середины

 

прерванного

 

слова

 

или

 

другого

 

слова


background image

Замена

 

гласной

 

на

 

фонетически

 

близкую

: "

у

на

 "

о

", "

и

на

 "

е

", "

ю

на

 "

ё

", "

ы

на

 "

э

", "

а

на

 "

о

". 

 

 

Чередование

 

гласных

 – 

дробление

 

одного

 

гласного

 

звука

 

на

 

два

 

 

 

Вставные

 

гласные

 – 

повторение

 

предыдущего

 

или

 

использование

 

других

 

гласных

 

во

 

внутрислоговых

 

рас

-

певах

 

или

 

словообрывах

 

Работа

 

над

 

дикцией

 

 

Характерными

 

особенностями

 

певческой

 

дикции

 

является

 

большая

чем

 

при

 

разговорной

 

речи

 

протяжен

-

ность

 

гласных

 

звуков

краткое

а

 

в

 

отдельных

 

случаях

 

несколько

 

утрированное

 

произношение

 

согласных

При

 

пении

 

с

 

большей

 

активностью

чем

 

при

 

разговорной

 

речи

произносятся

 

согласные

 

р

т

с

к

ф

х

 (

в

 

том

 

числе

если

 

они

 

не

 

согласовываются

). 

Для

 

достижения

 

хорошей

 

дикции

 

полезно

 

проговаривать

 

текст

 

произведения

 

в

 

темпе

ритме

 

и

 

характере

 

исполнения

Работая

 

над

 

дикцией

следует

 

помнить

что

 

на

 

ее

 

качество

 

влияет

 

темп

ритмика

нюанс

регистровые

 

и

 

тессетурные

 

условия

степень

 

звучности

 

музыкального

 

сопровождения

сценическое

 

или

 

хореографическое

 

движение

При

 

исполнении

 

фольклорного

 

материала

 

по

 

возможности

 

сохраняются

 

особенности

 

говора

 

и

 

диалекта

поскольку

 

они

наряду

 

с

 

исполнительскими

 

приемами

 

народной

 

вокальной

 

школы

также

 

являются

 

элементами

 

художественной

 

выразительности

Таким

 

образом

овладение

 

навыками

 

народного

 

пения

 – 

процесс

 

довольно

 

сложный

 

и

 

многообразный

Он

 

требует

 

внимательной

 

вдумчивой

 

работы

 

над

 

качествами

 

голоса

 – 

дыханием

атакой

 

дикцией

интонацией

 

и

 

т

.

д

 

Литература

 

 

1.

 

Круглов

Ю

.

Г

Русские

 

обрядовые

 

песни

 / 

Ю

.

Г

Круглов

. – 

М

., 1989. 

2.

 

Шамина

Л

Работа

 

с

 

самодеятельным

 

коллективом

 / 

Л

Шамина

. – 

М

., 1983. 

3.

 

Шацкая

В

.

Н

Воспитание

 

музыкального

 

вкуса

 / 

В

.

Н

Шацкая

. –

М

., 1947. 

4.

 

Щуров

В

.

М

Стилевые

 

основы

 

русской

 

народной

 

музыки

 / 

В

.

М

Щуров

. – 

М

., 1998. 

 

Вопросы

 

для

 

самоконтроля

 

 

1.

 

В

 

чем

 

состоят

 

особенности

 

исполнительской

 

манеры

 

народных

 

певцов

2.

 

Укажите

 

наиболее

 

оптимальные

 

условия

 

постановки

 

певческого

 

аппарата

3.

 

Каковы

 

особенности

 

звукоизвлечения

 

в

 

народной

 

певческой

 

традиции

4.

 

На

 

что

 

следует

 

обращать

 

внимание

 

при

 

распевании

 

народного

 

хора

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

Народное

 

музыкальное

 

творчество

 

представляет

 

собой

 

довольно

 

уникальное

 

явление

которое

 

можно

 

рас

-

сматривать

 

как

 

особый

 

пласт

 

художественной

 

культуры

 

российского

 

общества

Инструментально

-

песенный

 

фольклор

 

прочно

 

вошел

 

в

 

общую

 

структуру

 

фольклора

В

 

народном

 

музыкальном

 

творчестве

 

ярко

 

проявились

 

основные

 

свойства

особенности

 

и

 

характеристики

 

фольклора

 

как

 

компонента

 

богатой

 

и

 

многообразной

 

сферы

 

искусства

Музыкальный

 

фольклор

 

прошел

 

длительный

 

путь

 

развития

в

 

процессе

 

которого

 

он

 

испытал

 

влияние

 

раз

-

личных

 

жанров

 

академического

 

искусства

разнообразных

 

эстетических

 

направлений

социально

-

культурных

 

и

 

социально

-

политических

 

процессов

происходящих

 

в

 

обществе

В

 

современных

 

условиях

 

бытование

 

музыкаль

-

ного

 

фольклора

 

очень

 

неоднозначно

С

 

одной

 

стороны

исследователями

 

отмечается

 

угасание

 

фольклорной

 

традиции

фиксируется

 

особая

 

сложность

 

поиска

 

нового

 

материала

С

 

другой

 

стороны

фольклор

 

активно

 

воз

-

рождается

 

в

 

сфере

 

художественного

 

образования

 

и

 

воспитания

ярко

 

представлен

 

на

 

сценических

 

площадках

 

как

 

в

 

коллективах

работающих

 

в

 

жанре

 

этнического

 

искусства

так

 

и

 

в

 

репертуаре

 

исполнителей

 

классической

 

и

 

современной

 

молодежной

 

музыки

Несмотря

 

на

 

сложные

 

перипетии

 

развития

народное

 

музыкальное

 

творчество

 

продолжает

 

оставаться

 

син

-

кретичным

 

по

 

своей

 

природе

вариативным

 

по

 

способу

 

художественного

 

развития

изустным

 

по

 

форме

 

переда

-

чи

 

материала

 

и

 

импровизационным

 

по

 

манере

 

исполнения

Учет

 

именно

 

этих

 

особенностей

 

является

 

принципи

-

альным

 

для

 

деятельности

 

музыканта

 

или

 

творческого

 

коллектива

в

 

противном

 

случае

 

важнейшие

 

эстетические

 

устои

 

разрушаются

происходит

 

подмена

искусство

 

становится

 

псевдонародным

Народное

 

музыкальное

 

творчество

 

на

 

данном

 

этапе

 

постоянно

 

развивается

 

и

 

видоизменяется

Одни

 

его

 

формы

 

и

 

жанры

 

активно

 

бытуют

другие

 

возникают

 

вновь

а

 

третьи

 

угасают

сохраняясь

 

лишь

 

частично

По

-

этому

 

при

 

возрождении

 

традиций

 

народного

 

музыкального

 

творчества

 

приоритетным

 

должен

 

быть

 

комплекс

-

ный

 

подход

учитывающий

 

все

 

культурно

-

исторические

 

и

 

обрядово

-

ритуальные

 

контексты

Устная

 

форма

 

бы

-

тования

 

фольклора

 

создает

 

особую

 

сложность

 

в

 

исполнительской

 

деятельности

Это

в

 

частности

проявляется

 

в

 

проблеме

 

передачи

 

традиционной

 

исполнительской

 

манеры

особом

 

внимании

 

к

 

вопросам

 

диалектологии

се

-

миотики

 

и

 

этнолингвистики

Манера

 

исполнения

 

песенного

 

фольклора

 

отображает

 

жанровую

 

специфику

 

на

-

родной

 

музыки

а

 

также

 

региональные

 

традиции

 

вокализации

характерные

 

для

 

конкретной

 

местности

Песенный

 

фольклор

 

тесно

 

связан

 

с

 

инструментальным

поэтому

 

в

 

народном

 

музыкальном

 

творчестве

 

надо

 

учитывать

 

среду

в

 

которой

 

возник

 

данный

 

музыкальный

 

материал

и

 

то

 

функциональное

 

назначение

которое

 

было

 

определено

 

для

 

него

 

изначально

Следовательно

при

 

работе

 

с

 

музыкально

-

фольклорным

 

репертуаром

 

важно

 

знать

 

основные

 

закономерно

-

сти

 

и

 

принципы

 

музыкальной

 

фольклористики

ее

 

становление

 

и

 

развитие

а

 

также

 

основные

 

приемы

 

собирания

 

и

 

записи

 

художественного

 

материла

Уникальность

 

народного

 

музыкального

 

искусства

 

требует

 

особых

 

организационно

-

педагогических

 

и

 

ме

-

тодических

 

приемов

 

репетиционной

 

работы

которые

 

должны

 

воспроизводиться

 

и

 

адаптироваться

 

к

 

сфере

 

му

-

зыкального

 

искусства

 

эстрады

 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ

 

СПИСОК

 

 

 

 

1.

 

Алексеев

Э

.

Е

Фольклор

 

в

 

контексте

 

современной

 

культуры

 / 

Э

.

Е

Алексеев

. – 

М

., 1988. 

2.

 

Аникин

В

.

П

Русский

 

фольклор

 : 

учебное

 

пособие

 / 

В

.

П

Аникин

. – 

М

., 1987. 

3.

 

Бачинская

Н

Русские

 

хороводы

 

и

 

хороводные

 

песни

 / 

Н

Бачинская

. – 

М

.-

Л

., 1951. 

4.

 

Белкин

А

.

А

Русские

 

скоморохи

 / 

А

.

А

Белкин

. – 

М

., 1975. 

5.

 

Варганова

В

.

В

Русская

 

народная

 

песня

 / 

В

.

В

Варганова

. – 

М

., 1988. 

6.

 

Виноградов

Г

.

С

Детский

 

фольклор

 / 

Г

.

С

Виноградов

. – 

М

., 1978. 

7.

 

Гошовский

В

У

 

истоков

 

народной

 

музыки

 

славян

 / 

В

Гошовский

. – 

М

.-

Л

., 1971. 

8.

 

Гусев

В

.

Е

Актуальные

 

проблемы

 

современной

 

фольклористики

 / 

В

.

Е

Гусев

. – 

М

., 1988. 

9.

 

Гусев

В

.

Е

Эстетика

 

фольклора

 / 

В

.

Е

Гусев

. – 

Л

., 1967. 

10.

 

Емельянов

Л

.

И

Методологические

 

вопросы

 

фольклористики

 / 

Л

.

И

Емельянов

. – 

М

., 1978. 

11.

 

Жанровая

 

специфика

 

фольклора

. – 

М

., 1984. 

12.

 

Исенко

С

.

П

Русский

 

народный

 

костюм

 

и

 

его

 

сценическое

 

воплощение

 / 

С

.

П

Исенко

. – 

М

., 1999. 


background image

13.

 

Каргин

А

.

С

Фольклор

 

и

 

кризис

 

общества

 / 

А

.

С

Каргин

Н

.

А

Хренов

. – 

М

., 1993. 

14.

 

Каргин

А

.

С

Народная

 

художественная

 

культура

 : 

учебник

 / 

А

.

С

Каргин

. – 

М

., 2000. 

15.

 

Каргин

А

.

С

Народное

 

художественное

 

творчество

 / 

А

.

С

Каргин

. – 

М

., 1990. 

16.

 

Климов

А

Основы

 

русского

 

народного

 

танца

 / 

А

Климов

. – 

М

., 1994. 

17.

 

Костомаров

Н

.

И

Очерк

 

домашней

 

жизни

 

и

 

нравов

 

великорусского

 

народа

 

в

 

Х

VI 

и

 

Х

VII 

столетиях

 / 

Н

.

И

Костомаров

. – 

СПб

., 1887. 

18.

 

Кравцов

К

.

Н

Русское

 

устное

 

народное

 

творчество

 / 

К

.

Н

Кравцов

С

.

Г

Лазутин

. – 

М

., 1983. 

19.

 

Краткий

 

очерк

 

по

 

истории

 

русской

 

культуры

 (

с

 

древнейших

 

времен

 

до

 1917 

г

). – 

Л

., 1967. 

20.

 

Круглов

Ю

.

Г

Русские

 

обрядовые

 

песни

 / 

Ю

.

Г

Круглов

. – 

М

., 1989. 

21.

 

Лихачев

Д

.

С

Русское

 

искусство

 

от

 

древности

 

до

 

авангарда

 / 

Д

.

С

Лихачев

. – 

М

., 1992. 

22.

 

Максимов

Е

.

И

Русские

 

народные

 

оркестры

 

и

 

ансамбли

  (

эволюция

культурные

 

и

 

просветительские

 

функции

современная

 

проблематика

) / 

Е

.

И

Максимов

. – 

М

., 1993. 

23.

 

Милюков

П

.

Н

Очерки

 

по

 

истории

 

русской

 

культуры

 / 

П

.

Н

Милюков

. – 

М

., 1994. 

24.

 

Народное

 

знание

фольклор

народное

 

искусство

. – 

М

., 1991. 

25.

 

Науменко

Г

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

Г

Науменко

. – 

М

., 1988. 

26.

 

Некрасова

М

.

А

Народное

 

искусство

 

как

 

часть

 

культуры

 / 

М

.

А

Некрасова

. – 

М

., 1983. 

27.

 

Попова

Т

Основы

 

русской

 

народной

 

музыки

 / 

Т

Попова

. – 

М

., 1977. 

28.

 

Попова

Т

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

Т

Попова

. – 

М

., 1968. – 

Вып

. 1, 2. 

29.

 

Пропп

В

.

Я

Фольклор

 

и

 

действительность

 / 

В

.

Я

Пропп

. – 

М

., 1976. 

30.

 

Руднева

А

.

В

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

А

.

В

Руднева

. – 

М

., 1994. 

31.

 

Савушкина

Н

.

И

Русский

 

народный

 

театр

 / 

Н

.

И

Савушкина

. – 

М

., 1976. 

32.

 

Тейлор

Э

.

Б

Первобытная

 

культура

 / 

Э

.

Б

Тейлор

. – 

М

., 1989. 

33.

 

Терещенко

А

Быт

 

русского

 

народа

 / 

А

Терещенко

. – 

М

., 2000. 

34.

 

Уткин

П

.

И

Народные

 

художественные

 

промыслы

 / 

П

.

И

Уткин

Н

.

С

Королева

. – 

М

., 1992. 

35.

 

Фольклорный

 

театр

. – 

М

., 1988. 

36.

 

Фрэзер

Д

Фольклор

 

в

 

Ветхом

 

Завете

 / 

Д

Фрэзер

. – 

М

., 1985. 

37.

 

Христиансен

Л

Уральские

 

песни

 / 

Л

Христиансен

. – 

М

., 1981. 

38.

 

Щуров

В

.

М

Стилевые

 

основы

 

русской

 

народной

 

музыки

 / 

В

.

М

Щуров

. – 

М

., 1998.