ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 554
Скачиваний: 1
и
легко
запоминающиеся
.
Это
могут
быть
мотивы
из
изучаемых
произведений
или
незнакомые
исполнителям
попевки
.
Нет
смысла
менять
упражнения
к
каждому
занятию
,
если
намеченная
цель
не
достигнута
.
При
работе
над
распеванием
нужно
обращать
внимание
на
правильное
дыхание
,
звукообразование
,
на
со
-
хранение
высокой
позиции
,
хорошей
дикции
.
Избегайте
громкого
"
форсированного
"
пения
.
Важно
поставить
перед
певцами
цель
–
ощутить
"
опору
"
звука
.
С
этого
момента
начинает
распеваться
го
-
лос
,
начинает
работать
грудной
резонатор
.
В
смешанном
хоре
это
упражнение
нужно
исполнять
в
октавном
унисоне
,
поднимаясь
по
полутонам
.
Говоря
о
народном
напоре
пения
,
мы
говорим
о
близкой
,
разговорной
пев
-
ческой
позиции
в
грудном
регистре
,
о
речевом
посыле
звука
.
Полезно
в
начале
распевания
восклицать
удобное
слово
,
посылать
его
на
расстояние
(
как
в
лесу
),
зазывать
(
на
пример
: "
Катя
,
иди
сюда
!"),
также
поднимаясь
по
полутонам
,
на
верхних
нотах
подключать
головной
регистр
.
Голос
должен
звучать
мягко
,
естественно
,
на
опо
-
ре
.
Данное
упражнение
построено
на
речевой
интонации
.
Его
нужно
исполнять
на
освобожденном
голосе
на
опоре
,
добиваясь
пластичности
за
счет
распевания
согласных
букв
.
Упражнение
для
мужских
и
женских
голо
-
сов
в
удобных
тональностях
.
Это
упражнение
закрепляет
ощущение
опоры
звука
и
дыхания
на
возгласе
и
продвигает
дальнейшую
ра
-
боту
над
голосом
–
соединение
регистров
,
подключение
головного
резонатора
,
работа
над
голосовыми
связка
-
ми
в
полном
режиме
,
которая
дает
в
результате
ровное
звучание
голоса
.
Важным
моментом
в
работе
с
женскими
голосами
является
переходная
зона
(
микст
)
из
грудного
регистра
в
головной
.
Мягкое
пение
в
грудном
регистре
поможет
более
плавно
перейти
в
микст
и
затем
в
головной
ре
-
гистр
.
Песня
А
.
Оленичевой
"
Эх
,
красавица
земля
"
настолько
вокальна
по
голосоведению
,
удобна
для
пения
,
что
,
несмотря
на
свой
широкий
диапазон
,
в
распевании
приносит
огромную
пользу
и
для
женских
,
и
для
мужских
голосов
.
Широкие
скачки
в
песне
на
октавы
,
септимы
,
квинты
и
кварты
как
раз
дают
возможность
голосу
укре
-
питься
в
соединении
регистров
головного
и
грудного
.
"
Зычное
"
грудное
пение
Это
полнозвучное
,
мощное
,
яркое
звучание
голоса
с
очень
значительным
преобладанием
грудных
резона
-
торов
,
с
одной
стороны
,
а
с
другой
–
с
обязательным
использованием
и
головных
,
которые
придают
голосу
звонкость
и
полетность
.
Такое
пение
широко
распространено
в
донской
,
кубанской
(
краснодарской
и
ставро
-
польской
),
терской
,
оренбургской
казачьих
традициях
,
в
ряде
южно
-
русских
,
сибирских
,
уральских
и
западных
областей
России
.
Для
освоения
навыков
нения
в
полнозвучном
грудном
регистре
предлагаются
упражнения
с
использовани
-
ем
гласных
е
,
э
,
я
,
а
,
комбинацией
или
заменой
тех
гласных
, "
чистое
"
исполнение
которых
не
дает
возможности
плотного
грудного
резонирования
(
и
,
ы
,
у
,
ю
).
Исполняя
гласную
"
ю
",
необходимо
следить
за
тем
,
чтобы
она
произносилась
,
как
в
слове
"
этот
",
а
не
в
слове
"
эти
".
Головное
резонирование
Когда
мы
говорим
о
головном
резонировании
,
то
имеем
в
виду
пение
с
преимущественным
использовани
-
ем
головных
резонаторов
,
пение
"
тонкими
голосами
" (
женские
голоса
).
Грудное
резонирование
в
таком
пении
также
присутствует
,
но
в
значительно
меньшей
степени
.
Головной
регистр
в
народном
исполнении
использует
-
ся
во
многих
областях
средней
России
,
Поволжья
,
Севера
,
Урала
,
частично
у
донских
и
терских
казаков
.
Голов
-
ное
резонирование
используется
в
обработках
и
авторских
сочинениях
с
широкообъемной
мелодией
и
развитой
нюансировкой
.
Страдания
записаны
в
средней
полосе
России
,
где
преобладает
в
пении
грудное
звучание
,
однако
женщи
-
ны
,
которые
пели
эти
страдания
тонкими
голосами
,
очень
звонко
,
мягко
,
проникновенно
,
показали
пример
вла
-
дения
резонированием
.
Смешанное
резонирование
Как
уже
говорилось
,
смешанное
резонирование
предполагает
наличие
при
фонации
примерно
равного
ис
-
пользования
грудных
и
головных
резонаторов
.
Особенно
часто
смешанное
резонирование
используется
в
обра
-
ботках
и
авторских
сочинениях
.
По
механизму
звукообразования
оно
приближается
к
головному
резонированию
.
Однако
при
пении
необходимо
следить
за
тем
,
чтобы
грудной
регистр
обязательно
присутствовал
.
В
противном
случае
резонирование
превратится
в
головное
.
Сглаживание
регистров
Этот
прием
используется
,
главным
образом
,
при
исполнении
обработок
авторских
сочинений
с
широко
-
объемной
мелодией
и
развитой
нюансировкой
.
Характеризуется
ровностью
звучания
всего
диапазона
голоса
и
использованием
,
в
основном
,
микстового
звучания
.
Штрих
non legato
Штрих
non legato
имеет
довольно
широкое
распространение
в
народном
исполнительстве
.
Он
наиболее
характерен
для
казачьей
традиции
,
но
и
встречается
в
других
отдельных
районах
Юга
и
Запада
России
.
Чтобы
исполнить
мелодию
в
штрихе
non legato,
необходимо
при
пении
звуки
несколько
отделять
друг
от
друга
,
а
не
переливать
их
один
в
другой
,
как
при
исполнении
штриха
legato,
не
пользоваться
приемом
"
скольжения
"
или
глиссандо
. Non legato
предполагает
более
долгое
исполнение
согласных
звуков
,
а
в
отдельных
случаях
,
напри
-
мер
,
в
донской
казачьей
традиции
,
использование
удвоенных
согласных
.
Вот
(
ы
)
толькя
сла
(
я
)
вуш
(
и
)
ка
,
эх
,
дон
(
ы
)
цам
была
ой
хороша
Характерные
приемы
народного
певческого
исполнительства
К
ним
можно
отнести
:
"
Спад
"
голоса
–
глиссандированный
ход
голоса
вниз
с
прослушивающейся
звуковысотностью
.
"
Сброс
"
голоса
–
глиссандированный
ход
голоса
вниз
с
отсутствием
музыкальной
звуковысотности
.
Огласовка
согласных
–
исполнение
после
согласного
звука
неопределенного
гласного
,
среднего
между
"
ы
"
и
"
э
".
"
Подъем
в
звуке
" –
исполнение
звука
с
подъемом
снизу
.
"
ИКИ
" –
своеобразное
кратковременное
йодирование
,
то
есть
резкий
ход
голоса
,
не
выходящий
из
дли
-
тельности
данного
звука
,
из
грудного
в
головной
регистр
(
женские
голоса
)
и
фальцет
(
мужские
голоса
)
на
квар
-
ту
-
октаву
вверх
с
моментальным
возвращением
в
грудное
резонирование
в
последующем
звуке
.
"
Гукания
" –
краткий
или
продолжительный
ход
голоса
из
грудного
в
головной
регистр
,
имеющий
опреде
-
ленную
временную
протяженность
и
ритмическую
длительность
,
кварту
вверх
в
середине
или
конце
построе
-
ний
(
для
женских
голосов
).
Комбинации
гласных
–
исполнение
неопределенного
звука
,
имеющего
свойства
двух
"
ук
" –
комбинация
"
у
-
о
";
комбинация
"
и
", "
и
-
е
", "
ю
" –
комбинация
"
ю
-
ё
"; "
ы
"
комбинация
"
ы
-
э
"; "
о
" –
комбинация
"
о
-
а
"; "
а
" –
ком
-
бинация
"
а
-
о
".
"
Скольжения
" –
незначительное
восходящее
или
нисходящее
глиссандо
при
переходе
со
звука
на
звук
.
"
Словообрывы
" –
прерывание
звучания
после
первого
,
второго
,
третьего
слогов
и
т
.
д
.
с
последующим
продолжением
исполнения
с
начала
,
с
середины
прерванного
слова
или
другого
слова
.
Замена
гласной
на
фонетически
близкую
: "
у
"
на
"
о
", "
и
"
на
"
е
", "
ю
"
на
"
ё
", "
ы
"
на
"
э
", "
а
"
на
"
о
".
Чередование
гласных
–
дробление
одного
гласного
звука
на
два
.
Вставные
гласные
–
повторение
предыдущего
или
использование
других
гласных
во
внутрислоговых
рас
-
певах
или
словообрывах
.
Работа
над
дикцией
Характерными
особенностями
певческой
дикции
является
большая
,
чем
при
разговорной
речи
протяжен
-
ность
гласных
звуков
,
краткое
,
а
в
отдельных
случаях
несколько
утрированное
произношение
согласных
.
При
пении
с
большей
активностью
,
чем
при
разговорной
речи
,
произносятся
согласные
р
,
т
,
с
,
к
,
ф
,
х
(
в
том
числе
,
если
они
не
согласовываются
).
Для
достижения
хорошей
дикции
полезно
проговаривать
текст
произведения
в
темпе
,
ритме
и
характере
исполнения
.
Работая
над
дикцией
,
следует
помнить
,
что
на
ее
качество
влияет
темп
,
ритмика
,
нюанс
,
регистровые
и
тессетурные
условия
,
степень
звучности
музыкального
сопровождения
,
сценическое
или
хореографическое
движение
.
При
исполнении
фольклорного
материала
по
возможности
сохраняются
особенности
говора
и
диалекта
,
поскольку
они
,
наряду
с
исполнительскими
приемами
народной
вокальной
школы
,
также
являются
элементами
художественной
выразительности
.
Таким
образом
,
овладение
навыками
народного
пения
–
процесс
довольно
сложный
и
многообразный
.
Он
требует
внимательной
вдумчивой
работы
над
качествами
голоса
–
дыханием
,
атакой
дикцией
,
интонацией
и
т
.
д
.
Литература
1.
Круглов
,
Ю
.
Г
.
Русские
обрядовые
песни
/
Ю
.
Г
.
Круглов
. –
М
., 1989.
2.
Шамина
,
Л
.
Работа
с
самодеятельным
коллективом
/
Л
.
Шамина
. –
М
., 1983.
3.
Шацкая
,
В
.
Н
.
Воспитание
музыкального
вкуса
/
В
.
Н
.
Шацкая
. –
М
., 1947.
4.
Щуров
,
В
.
М
.
Стилевые
основы
русской
народной
музыки
/
В
.
М
.
Щуров
. –
М
., 1998.
Вопросы
для
самоконтроля
1.
В
чем
состоят
особенности
исполнительской
манеры
народных
певцов
?
2.
Укажите
наиболее
оптимальные
условия
постановки
певческого
аппарата
.
3.
Каковы
особенности
звукоизвлечения
в
народной
певческой
традиции
?
4.
На
что
следует
обращать
внимание
при
распевании
народного
хора
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народное
музыкальное
творчество
представляет
собой
довольно
уникальное
явление
,
которое
можно
рас
-
сматривать
как
особый
пласт
художественной
культуры
российского
общества
.
Инструментально
-
песенный
фольклор
прочно
вошел
в
общую
структуру
фольклора
.
В
народном
музыкальном
творчестве
ярко
проявились
основные
свойства
,
особенности
и
характеристики
фольклора
как
компонента
богатой
и
многообразной
сферы
искусства
.
Музыкальный
фольклор
прошел
длительный
путь
развития
,
в
процессе
которого
он
испытал
влияние
раз
-
личных
жанров
академического
искусства
,
разнообразных
эстетических
направлений
,
социально
-
культурных
и
социально
-
политических
процессов
,
происходящих
в
обществе
.
В
современных
условиях
бытование
музыкаль
-
ного
фольклора
очень
неоднозначно
.
С
одной
стороны
,
исследователями
отмечается
угасание
фольклорной
традиции
,
фиксируется
особая
сложность
поиска
нового
материала
.
С
другой
стороны
,
фольклор
активно
воз
-
рождается
в
сфере
художественного
образования
и
воспитания
,
ярко
представлен
на
сценических
площадках
как
в
коллективах
,
работающих
в
жанре
этнического
искусства
,
так
и
в
репертуаре
исполнителей
классической
и
современной
молодежной
музыки
.
Несмотря
на
сложные
перипетии
развития
,
народное
музыкальное
творчество
продолжает
оставаться
син
-
кретичным
по
своей
природе
,
вариативным
по
способу
художественного
развития
,
изустным
по
форме
переда
-
чи
материала
и
импровизационным
по
манере
исполнения
.
Учет
именно
этих
особенностей
является
принципи
-
альным
для
деятельности
музыканта
или
творческого
коллектива
,
в
противном
случае
важнейшие
эстетические
устои
разрушаются
,
происходит
подмена
,
искусство
становится
псевдонародным
.
Народное
музыкальное
творчество
на
данном
этапе
постоянно
развивается
и
видоизменяется
.
Одни
его
формы
и
жанры
активно
бытуют
,
другие
возникают
вновь
,
а
третьи
угасают
,
сохраняясь
лишь
частично
.
По
-
этому
при
возрождении
традиций
народного
музыкального
творчества
приоритетным
должен
быть
комплекс
-
ный
подход
,
учитывающий
все
культурно
-
исторические
и
обрядово
-
ритуальные
контексты
.
Устная
форма
бы
-
тования
фольклора
создает
особую
сложность
в
исполнительской
деятельности
.
Это
,
в
частности
,
проявляется
в
проблеме
передачи
традиционной
исполнительской
манеры
,
особом
внимании
к
вопросам
диалектологии
,
се
-
миотики
и
этнолингвистики
.
Манера
исполнения
песенного
фольклора
отображает
жанровую
специфику
на
-
родной
музыки
,
а
также
региональные
традиции
вокализации
,
характерные
для
конкретной
местности
.
Песенный
фольклор
тесно
связан
с
инструментальным
,
поэтому
в
народном
музыкальном
творчестве
надо
учитывать
среду
,
в
которой
возник
данный
музыкальный
материал
,
и
то
функциональное
назначение
,
которое
было
определено
для
него
изначально
.
Следовательно
,
при
работе
с
музыкально
-
фольклорным
репертуаром
важно
знать
основные
закономерно
-
сти
и
принципы
музыкальной
фольклористики
,
ее
становление
и
развитие
,
а
также
основные
приемы
собирания
и
записи
художественного
материла
.
Уникальность
народного
музыкального
искусства
требует
особых
организационно
-
педагогических
и
ме
-
тодических
приемов
репетиционной
работы
,
которые
должны
воспроизводиться
и
адаптироваться
к
сфере
му
-
зыкального
искусства
эстрады
.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1.
Алексеев
,
Э
.
Е
.
Фольклор
в
контексте
современной
культуры
/
Э
.
Е
.
Алексеев
. –
М
., 1988.
2.
Аникин
,
В
.
П
.
Русский
фольклор
:
учебное
пособие
/
В
.
П
.
Аникин
. –
М
., 1987.
3.
Бачинская
,
Н
.
Русские
хороводы
и
хороводные
песни
/
Н
.
Бачинская
. –
М
.-
Л
., 1951.
4.
Белкин
,
А
.
А
.
Русские
скоморохи
/
А
.
А
.
Белкин
. –
М
., 1975.
5.
Варганова
,
В
.
В
.
Русская
народная
песня
/
В
.
В
.
Варганова
. –
М
., 1988.
6.
Виноградов
,
Г
.
С
.
Детский
фольклор
/
Г
.
С
.
Виноградов
. –
М
., 1978.
7.
Гошовский
,
В
.
У
истоков
народной
музыки
славян
/
В
.
Гошовский
. –
М
.-
Л
., 1971.
8.
Гусев
,
В
.
Е
.
Актуальные
проблемы
современной
фольклористики
/
В
.
Е
.
Гусев
. –
М
., 1988.
9.
Гусев
,
В
.
Е
.
Эстетика
фольклора
/
В
.
Е
.
Гусев
. –
Л
., 1967.
10.
Емельянов
,
Л
.
И
.
Методологические
вопросы
фольклористики
/
Л
.
И
.
Емельянов
. –
М
., 1978.
11.
Жанровая
специфика
фольклора
. –
М
., 1984.
12.
Исенко
,
С
.
П
.
Русский
народный
костюм
и
его
сценическое
воплощение
/
С
.
П
.
Исенко
. –
М
., 1999.
13.
Каргин
,
А
.
С
.
Фольклор
и
кризис
общества
/
А
.
С
.
Каргин
,
Н
.
А
.
Хренов
. –
М
., 1993.
14.
Каргин
,
А
.
С
.
Народная
художественная
культура
:
учебник
/
А
.
С
.
Каргин
. –
М
., 2000.
15.
Каргин
,
А
.
С
.
Народное
художественное
творчество
/
А
.
С
.
Каргин
. –
М
., 1990.
16.
Климов
,
А
.
Основы
русского
народного
танца
/
А
.
Климов
. –
М
., 1994.
17.
Костомаров
,
Н
.
И
.
Очерк
домашней
жизни
и
нравов
великорусского
народа
в
Х
VI
и
Х
VII
столетиях
/
Н
.
И
.
Костомаров
. –
СПб
., 1887.
18.
Кравцов
,
К
.
Н
.
Русское
устное
народное
творчество
/
К
.
Н
.
Кравцов
,
С
.
Г
.
Лазутин
. –
М
., 1983.
19.
Краткий
очерк
по
истории
русской
культуры
(
с
древнейших
времен
до
1917
г
). –
Л
., 1967.
20.
Круглов
,
Ю
.
Г
.
Русские
обрядовые
песни
/
Ю
.
Г
.
Круглов
. –
М
., 1989.
21.
Лихачев
,
Д
.
С
.
Русское
искусство
от
древности
до
авангарда
/
Д
.
С
.
Лихачев
. –
М
., 1992.
22.
Максимов
,
Е
.
И
.
Русские
народные
оркестры
и
ансамбли
(
эволюция
,
культурные
и
просветительские
функции
,
современная
проблематика
) /
Е
.
И
.
Максимов
. –
М
., 1993.
23.
Милюков
,
П
.
Н
.
Очерки
по
истории
русской
культуры
/
П
.
Н
.
Милюков
. –
М
., 1994.
24.
Народное
знание
,
фольклор
,
народное
искусство
. –
М
., 1991.
25.
Науменко
,
Г
.
Русское
народное
музыкальное
творчество
/
Г
.
Науменко
. –
М
., 1988.
26.
Некрасова
,
М
.
А
.
Народное
искусство
как
часть
культуры
/
М
.
А
.
Некрасова
. –
М
., 1983.
27.
Попова
,
Т
.
Основы
русской
народной
музыки
/
Т
.
Попова
. –
М
., 1977.
28.
Попова
,
Т
.
Русское
народное
музыкальное
творчество
/
Т
.
Попова
. –
М
., 1968. –
Вып
. 1, 2.
29.
Пропп
,
В
.
Я
.
Фольклор
и
действительность
/
В
.
Я
.
Пропп
. –
М
., 1976.
30.
Руднева
,
А
.
В
.
Русское
народное
музыкальное
творчество
/
А
.
В
.
Руднева
. –
М
., 1994.
31.
Савушкина
,
Н
.
И
.
Русский
народный
театр
/
Н
.
И
.
Савушкина
. –
М
., 1976.
32.
Тейлор
,
Э
.
Б
.
Первобытная
культура
/
Э
.
Б
.
Тейлор
. –
М
., 1989.
33.
Терещенко
,
А
.
Быт
русского
народа
/
А
.
Терещенко
. –
М
., 2000.
34.
Уткин
,
П
.
И
.
Народные
художественные
промыслы
/
П
.
И
.
Уткин
,
Н
.
С
.
Королева
. –
М
., 1992.
35.
Фольклорный
театр
. –
М
., 1988.
36.
Фрэзер
,
Д
.
Фольклор
в
Ветхом
Завете
/
Д
.
Фрэзер
. –
М
., 1985.
37.
Христиансен
,
Л
.
Уральские
песни
/
Л
.
Христиансен
. –
М
., 1981.
38.
Щуров
,
В
.
М
.
Стилевые
основы
русской
народной
музыки
/
В
.
М
.
Щуров
. –
М
., 1998.