ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 551
Скачиваний: 1
С
конца
50-
х
гг
.
Х
I
Х
в
.
в
русской
и
европейской
науке
появляются
методы
исследования
фольклора
,
осно
-
ванные
на
философии
позитивизма
.
В
Западной
Европе
такие
методы
в
определенной
степени
обусловлены
широким
развитием
торговых
и
экономических
отношений
со
многими
восточными
странами
.
Первым
по
этому
пути
пошел
немецкий
ученый
-
востоковед
Бенфей
,
который
в
1859
г
.
перевел
на
немецкий
язык
сборник
древних
индусских
сказок
"
Панчатан
-
тра
" ("
Пятикнижие
").
В
предисловии
к
нему
Бенфей
,
указывая
на
большое
сходство
индусских
и
европейских
сказок
,
основной
причиной
этого
считал
исторические
и
культурные
связи
,
издавна
существовавшие
между
европейскими
и
восточными
странами
.
Так
,
им
была
обоснована
"
теория
заимствования
",
согласно
которой
исторически
возможен
переход
фольклорных
сюжетов
от
одного
народа
к
другому
.
При
этом
полагалась
мифо
-
логическая
основа
этих
сюжетов
.
В
России
работа
ученых
в
этом
направлении
началась
независимо
от
открытий
Бенфея
.
Часть
"
старинных
повестей
и
сказок
русских
"
была
фольклорного
происхождения
,
что
доказывало
возможность
их
перехода
от
на
-
рода
к
народу
.
Так
было
положено
начало
русской
"
школе
заимствования
".
Метод
сопоставления
национального
фольклора
с
фольклором
других
стран
в
60-
е
гг
.
применялся
русскими
академиками
В
.
В
.
Радловым
и
А
.
А
.
Шиф
-
нером
,
которые
сравнивали
тюркские
и
монгольские
сказки
с
русскими
.
Вероятность
заимствования
сюжетов
признавал
и
Ф
.
И
.
Буслаев
.
Изучение
заимствований
положило
конец
слишком
большой
национальной
замкнутости
в
фольклорных
исследованиях
сторонников
мифологической
теории
.
Однако
недооценка
национального
начала
и
преувеличе
-
ние
роли
заимствования
были
существенным
недостатком
многих
работ
,
подвергнутых
критике
еще
в
Х
I
Х
в
.
Включая
фольклор
в
мировой
процесс
эволюции
художественного
слова
,
раскрывая
его
связи
с
историей
народов
и
литературой
,
Веселовский
обобщил
в
своих
трудах
научные
достижения
всех
направлений
и
так
на
-
зываемых
школ
дореволюционной
академической
и
университетской
фольклористики
и
тем
самым
показал
их
общую
методологическую
основу
.
Исследуя
происхождения
фольклорных
жанров
и
их
взаимоотношения
у
самых
различных
народов
,
Весе
-
ловский
глубоко
разработал
метод
широких
историко
-
сравнительных
сопоставлений
.
При
этом
исторические
параллели
и
факты
сходства
фольклорных
явлений
истолковывались
им
не
столько
как
следствия
заимствова
-
ний
в
процессе
культурного
общения
народов
,
сколько
как
закономерные
типологические
явления
их
самоза
-
рождения
на
основе
социально
-
исторических
жизненных
явлений
,
типичных
для
всех
народов
на
определенных
стадиях
их
развития
.
Развивая
свою
концепцию
,
Веселовский
оказался
гораздо
глубже
и
разносторонней
не
-
мецкого
ученого
Тейлора
,
который
в
книге
"
Первобытная
культура
"
утверждал
,
что
само
зарождение
фольк
-
лорных
сюжетов
объясняется
общей
для
всех
людей
биологической
природой
.
Одновременно
с
теорией
заимствования
в
русской
фольклористике
складывалось
еще
одно
направление
,
получившее
название
"
исторической
школы
",
в
основе
которой
лежало
стремление
ее
сторонников
связать
воз
-
никновение
фольклора
,
прежде
всего
былин
,
с
событиями
русской
истории
.
В
90-
е
гг
.
Х
I
Х
в
.
во
главе
этого
на
-
правления
встал
В
.
Ф
.
Миллер
,
обосновавший
свои
научные
принципы
в
капитальном
труде
"
Очерки
русской
народной
словесности
".
Однако
значение
работы
так
называемой
исторической
школы
несколько
ослаблялось
и
ограничивалось
методологическими
ошибками
,
характерными
для
всей
дореволюционной
фольклористики
.
Недостатком
исследований
некоторых
ученых
школы
была
и
установка
слишком
прямолинейной
связи
фактов
истории
и
народных
поэтических
произведений
,
игнорируя
процессы
отбора
,
обобщения
и
типизации
жизненных
явлений
в
них
,
они
нередко
отождествляли
события
и
другие
факты
истории
с
поэтическим
отраже
-
нием
в
эпосе
,
превращая
,
таким
образом
,
былины
как
бы
в
подлинные
исторические
"
документы
".
Более
поздняя
отечественная
фольклористика
вобрала
в
себя
лучшие
традиции
прошлого
,
при
этом
стре
-
милась
избавиться
от
недостатков
псевдонаучных
подходов
.
Исследование
фольклора
–
важнейший
способ
постижения
богатств
национальной
художественной
куль
-
туры
.
По
аналогии
с
одним
из
распространенных
в
русском
сказочном
фольклоре
персонажей
–
Жар
-
птицей
,
отличающейся
,
кроме
всего
прочего
,
двумя
свойствами
:
красотой
и
неуловимостью
–
для
того
,
чтобы
овладеть
этой
красотой
,
нужно
,
прежде
всего
,
поймать
Жар
-
птицу
.
Так
и
музыкальный
фольклор
:
прежде
чем
начать
его
пропагандировать
,
его
нужно
сначала
зафиксировать
с
помощью
тех
средств
,
которыми
располагает
в
данный
момент
общество
.
На
способах
,
методах
и
результатах
этой
фиксации
мы
сейчас
и
остановимся
подробнее
.
Традиционная
нотная
фиксация
обладает
и
достоинствами
,
и
недостатками
.
История
систематической
нотной
фиксации
фольклорной
музыки
насчитывает
уже
более
сотни
лет
.
От
первых
слуховых
записей
к
со
-
временным
многомикрофонным
расшифровкам
вел
длительный
путь
совершенствования
этого
способа
сохра
-
нения
музыкального
фольклора
.
С
течением
времени
композиторы
и
фольклористы
стремились
к
более
под
-
робному
,
точному
и
(
в
идеале
)
адекватному
отражению
звучащей
музыки
на
линейках
нотоносца
.
Фольклорная
нотация
призвана
отвечать
двум
основным
требованиям
–
быть
материалом
,
позволяющим
исследовать
музы
-
кальный
фольклор
,
и
быть
пригодной
для
воспроизведения
зафиксированного
фольклорного
образца
.
Роль
нотации
фольклора
в
сохранении
сокровищ
музыкального
искусства
трудно
переоценить
.
Многое
из
того
,
что
мы
знаем
о
музыкальных
закономерностях
фольклора
,
известно
благодаря
нотной
фиксации
.
Без
нее
невозможны
были
бы
исследования
лада
,
ритмики
,
многоголосной
фактуры
,
мелодики
,
взаимоотношения
стиха
и
напева
,
гармонии
и
прочих
элементов
музыкальной
ткани
фольклорных
образцов
.
Анализ
нотных
записей
послужил
основой
создания
многих
обобщающих
теорий
,
касающихся
законов
народного
музыкального
мыш
-
ления
,
стало
возможным
создать
типологию
жанров
и
стилей
музыкального
фольклора
и
многое
другое
.
Правда
,
фольклористы
всегда
понимали
,
что
за
пределами
нотной
записи
остаются
такие
особенности
ис
-
полнения
песен
,
как
тембр
и
характер
звучания
,
способ
звукоизвлечения
и
другие
элементы
.
Однако
постепен
-
но
ученые
приходят
к
мнению
о
том
,
что
для
фольклора
эти
элементы
крайне
важны
:
нотной
записью
не
"
схва
-
тываются
"
все
тонкости
народного
интонирования
в
нетемперированных
строях
.
Многочисленные
уточняющие
микроальтерационные
обозначения
,
вводимые
разными
фольклористами
,
все
-
таки
не
в
полной
мере
отвечали
реальному
звучанию
.
Некоторые
звуки
,
которыми
оперируют
фольклорные
певцы
(
особенно
во
внеевропей
-
ских
культурах
),
и
вовсе
не
удается
отразить
с
помощью
нот
.
Изредка
применяемые
специальные
знаки
,
к
кото
-
рым
приходится
давать
развернутый
словесный
комментарий
,
содержащий
описание
того
явления
,
которое
этим
знаком
кодируется
,
не
намного
улучшают
ситуацию
.
Разного
рода
гортанные
выкрики
,
горловые
призвуки
и
прочие
элементы
"
экзотической
"
музыкальной
речи
,
иногда
сближающиеся
со
звуками
,
которые
в
европей
-
ской
профессиональной
традиции
не
считаются
собственно
музыкальными
и
потому
не
имеют
графического
выражения
,
остаются
за
пределами
нотной
записи
,
тем
самым
снижая
,
а
иногда
практически
сводя
на
нет
ее
достоверность
.
Большую
проблему
для
фольклористики
составляет
запись
ритма
.
Европейская
нотация
рассчитана
в
ос
-
новном
на
практику
четных
временных
отношений
,
а
также
на
отчетливо
выраженный
метрический
строй
му
-
зыки
.
Однако
действующие
в
большинстве
фольклорных
музыкальных
культур
ритмические
и
метрические
закономерности
не
вмещаются
в
рамки
принятой
для
нотной
записи
системы
.
Тем
самым
ритм
также
фиксиру
-
ется
приблизительно
,
с
известной
степенью
допущений
.
Еще
одна
проблема
связана
с
записью
многоголосия
.
Поскольку
фактура
фольклорного
многоголосия
в
ряде
случаев
сильно
отличается
от
полифонической
или
гомофонно
-
гармонической
фактуры
европейской
про
-
фессиональной
музыки
,
законы
соотношения
голосов
,
необычное
распределение
функций
между
участниками
народных
ансамблей
делают
нотную
запись
достоверной
только
при
условии
,
что
она
опирается
на
фонограм
-
му
,
в
которой
может
быть
прослушан
отдельно
каждый
голос
.
В
силу
указанных
причин
в
последнее
время
фольклористы
пользуются
аудиозаписью
и
прибегают
к
тех
-
нике
"
многомикрофонной
"
записи
,
при
которой
каждый
исполнитель
записывается
на
отдельной
звуковой
до
-
рожке
таким
образом
,
что
его
партия
звучит
значительно
явственнее
,
нежели
голоса
его
партнеров
,
и
может
быть
впоследствии
расшифрована
отдельно
.
Далее
подобная
запись
позволяет
более
точно
зафиксировать
ма
-
неру
народного
многоголосного
пения
.
"
Искажающий
"
эффект
нотной
фиксации
музыкального
фольклора
также
связан
с
тем
,
что
любая
нотная
запись
делается
"
на
слух
".
Однако
любой
расшифровщик
имеет
пределы
своего
профессионального
мастерства
,
не
говоря
уже
об
индивидуальных
слуховых
возможностях
,
от
которых
тоже
зависит
точность
нотации
:
в
этой
работе
очень
силен
субъективный
момент
.
Можно
даже
с
большой
определенностью
утверждать
,
что
сколько
есть
расшифровщиков
у
одной
и
той
же
фонограммы
,
столько
будет
и
ее
достаточно
различающихся
нотаций
.
С
этим
явлением
хорошо
знакомы
фольклористы
,
работающие
в
учебных
заведениях
и
обучающие
студентов
расшифровывать
(
йотировать
)
фонограммы
.
Поэтому
в
вовременной
фольклористике
наряду
с
постоянно
предлагаемыми
новыми
системами
графиче
-
ской
записи
произведений
фольклора
все
чаще
предпринимаются
попытки
записи
посредством
электронной
аппаратуры
.
Широко
известны
подобные
исследования
американского
фольклориста
Чарльза
Сигера
,
который
осуществляет
запись
с
помощью
мелографа
модели
"
С
".
При
этом
была
получена
не
нотация
(
изображение
зву
-
ка
нотными
знаками
),
а
осциллограмма
,
то
есть
графический
результат
,
который
,
к
сожалению
,
недостаточно
доступен
для
воспроизведения
музыкантами
в
силу
своей
сложности
Таким
образом
,
нотная
фиксация
по
целому
ряду
причин
в
настоящее
время
считается
недостаточно
кор
-
ректной
и
неполно
отражающей
музыкальный
артефакт
фольклорного
образца
.
Более
того
,
подвергаются
со
-
мнению
все
сделанные
до
того
нотные
записи
фольклора
.
Нотная
запись
оказывается
недостаточно
точной
и
для
тех
,
кто
пытается
ее
воспроизвести
.
Неадекватность
записи
конкретным
фольклорным
образцам
делает
приблизительной
и
вероятностной
работу
композитора
или
профессионального
исполнителя
(
вокалиста
или
инструменталиста
).
Для
того
чтобы
их
восприятие
или
художественная
интерпретация
соответствовала
исход
-
ному
фольклорному
звучанию
,
они
должен
обладать
определенным
слуховым
опытом
и
быть
воспитан
в
той
традиции
,
к
которой
принадлежит
фольклорное
явление
.
В
противном
случае
воспроизведение
нотной
записи
будет
искаженным
.
Поэтому
значительный
массив
современных
расшифровок
фольклора
не
отражает
подлинного
звучания
народной
музыки
.
Кроме
прочего
,
нотная
фиксация
не
дает
полного
представления
о
реальной
жизни
фолькло
-
ра
в
его
внутриситуативной
сущности
,
в
его
связях
с
бытом
и
психологией
народа
.
Нотная
фиксация
абсолютизирует
фольклорное
произведение
как
факт
музыкального
искусства
,
что
не
со
-
ответствует
этнокультурной
природе
фольклора
.
Своеобразие
интонирования
различных
этносов
невозможно
постичь
с
позиций
европейской
музыки
.
Механическая
запись
также
имеет
свои
плюсы
и
минусы
.
В
ней
не
фиксируются
обстоятельства
бытова
-
ния
образцов
,
описания
обрядов
,
к
которым
принадлежат
те
или
иные
напевы
,
приуроченность
исполнения
пе
-
сен
или
инструментальных
произведений
к
обстоятельствам
жизни
народа
.
Нет
никакого
сомнения
в
том
,
что
можно
все
более
и
более
совершенствовать
нотную
запись
,
можно
предлагать
и
другие
графические
системы
для
фиксации
музыкального
фольклора
.
Но
,
вероятно
,
это
не
намного
изменит
самое
существо
явления
,
неточ
-
ную
фиксируемость
фольклора
какой
бы
то
ни
было
графикой
.
Фольклористика
получила
колоссальное
подспорье
и
инструмент
фиксации
музыкального
фольклора
с
приходом
звукозаписывающей
техники
.
В
этой
сфере
прогресс
,
поскольку
он
более
всего
связан
с
собственно
техническими
научными
достижениями
,
оказался
куда
более
значительным
,
нежели
в
сфере
нотной
графики
.
Диапазон
между
фоноваликами
,
использовавшимися
на
заре
отечественной
фольклористики
,
и
современными
аппаратами
,
позволяющими
не
только
фиксировать
звучащие
образцы
,
но
и
усовершенствовать
их
,
реставриро
-
вать
,
убирать
погрешности
,
лишние
шумы
,
помехи
,
неизмеримо
шире
,
нежели
между
слуховыми
нотными
за
-
писями
по
памяти
или
во
время
самого
фольклорного
исполнения
и
слуховыми
же
нотными
записями
по
фоно
-
грамме
.
Звукозаписывающая
аппаратура
–
гораздо
более
объективный
фиксатор
,
нежели
человек
-
расшифровщик
.
Она
добросовестно
фиксирует
все
звуки
,
доступные
ее
частотным
характеристикам
.
Магнитофонные
экспедиционные
записи
дают
существенную
возможность
всем
желающим
познакомить
-
ся
с
аутентичным
фольклором
.
Так
,
композитор
,
знакомясь
с
нотной
расшифровкой
и
одновременно
слушая
запись
,
может
составить
себе
представление
о
тембровых
свойствах
оригинала
,
исполнительских
"
штрихах
",
тонкой
,
не
укладывающейся
в
нотный
текст
орнаментике
или
иных
особенностях
звучащей
песни
или
инстру
-
ментального
наигрыша
.
В
соответствии
с
этими
представлениями
он
будет
обращаться
с
фольклорным
произ
-
ведением
,
либо
сознательно
внося
в
него
изменения
,
либо
стремясь
приблизиться
к
оригиналу
,
ориентируясь
на
вполне
достоверное
его
воспроизведение
.
Еще
более
полезной
магнитофонная
запись
оказывается
для
исполнителя
,
демонстрируя
ему
такую
манеру
пения
или
игры
на
музыкальных
инструментах
,
о
которой
он
не
получит
представления
по
нотной
записи
.
С
приходом
звукозаписывающей
аппаратуры
резко
возросло
качество
самих
нотных
расшифровок
.
Рас
-
шифровщик
получил
возможность
многократного
воспроизведения
отрезка
звучащей
ткани
для
более
тщатель
-
ного
выявления
мельчайших
деталей
звучания
.
Однако
с
социологической
и
культурологической
точек
зрения
звукозапись
приводит
к
тому
,
что
на
маг
-
нитофонной
ленте
фольклор
как
бы
застывает
.
Каждый
такой
образец
можно
заучить
на
слух
и
повторить
,
но
включиться
в
сам
процесс
"
творения
"
песни
,
как
это
происходит
в
аутентичном
фольклорном
исполнении
,
бу
-
дет
уже
невозможно
.
Фольклорный
образец
в
магнитофонной
записи
функционирует
подобно
законченному
,
зафиксированному
, "
сделанному
"
от
начала
и
до
конца
произведению
профессионального
музыкального
искус
-
ства
письменной
традиции
.
Различие
лишь
в
том
,
что
функцию
своеобразного
кода
, "
свода
правил
"
для
испол
-
нения
,
которую
в
профессиональном
творчестве
осуществляет
нотная
партитура
,
здесь
выполняет
звукозапись
.
В
момент
воспроизведения
фольклорное
исполнение
"
вырывается
"
из
своего
жизненного
контекста
,
ста
-
новится
принципиально
иным
с
точки
зрения
социологии
фактом
–
пением
ради
пения
или
игрой
ради
игры
,
то
есть
смыкается
с
фактами
профессионального
искусства
.
К
тому
же
возникает
разделение
на
исполнителя
и
слушателя
,
которое
свойственно
профессиональному
творчеству
,
но
не
свойственно
аутентичному
фольклору
.
Если
нотная
запись
трансформирует
фольклорную
музыку
,
приводя
ее
в
соответствие
с
системой
,
которой
придерживается
нотировщик
,
то
фонофиксация
фольклора
внешне
кажется
нейтральной
.
Но
и
она
зависит
от
таких
факторов
,
как
расстановка
микрофонов
(
при
которой
существенно
изменяются
не
только
отдельные
штрихи
,
но
и
общий
облик
звучания
),
внутренние
ценностные
ориентации
звукорежиссера
(
фольклориста
),
что
также
фиксируется
в
фольклорном
материале
.
Технически
совершенное
средство
,
не
искажая
тембровой
сторо
-
ны
,
давая
более
полное
представление
о
манере
звукоизвлечения
ускользающей
в
нотной
записи
,
формирует
слепок
,
чрезвычайно
похожий
на
живой
оригинал
,
хотя
глубоко
ему
чуждый
.
Оставаясь
внешне
тем
же
самым
,
записанный
звук
меняет
сам
принцип
существования
фольклорного
произведения
.
Появляется
новое
произведение
.
Меняются
не
только
его
внутренние
ритмы
и
темпы
,
но
невольно
привно
-
сится
иная
логика
развертывания
композиционных
форм
,
очень
часто
подсказываемая
академическими
тради
-
циями
художественного
восприятия
музыки
.
Очень
значимым
иногда
оказывается
экономический
фактор
,
заставляющий
беречь
достаточно
дорогую
каждую
минуту
студийной
записи
.
Жесткая
заданность
временных
отношений
,
хронометража
вносит
необра
-
тимые
изменения
,
которые
подчас
не
осознаются
народными
музыкантами
,
но
всегда
остро
ощущаются
теми
,
кто
ведет
запись
.
Как
правило
,
уже
в
ходе
записи
над
ее
организаторами
тяготеет
угроза
превысить
технически
допустимый
регламент
.
Нередко
это
приобретает
характер
психологической
доминанты
,
воздействующей
и
на
народных
певцов
.
Если
фольклорист
просит
напеть
или
сыграть
музыкальное
произведение
,
исполнитель
мо
-
жет
поинтересоваться
временным
отрезком
,
на
который
рассчитывает
исследователь
и
строго
выдержать
за
-
данный
хронометраж
.
§ 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ФОЛЬКЛОРНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
Особого
рассмотрения
заслуживает
и
методика
сбора
фольклорного
материала
как
основы
для
дальнейшей
вокально
-
хоровой
и
инструментальной
практики
творческого
коллектива
.
Экспедиция
рассматривается
нами
как
важнейшее
средство
получения
первичных
исторических
,
теоретических
и
художественных
сведений
об
устной
песенной
и
инструментальной
традиции
.
Она
является
основным
звеном
фольклористической
работы
.
По
результатам
экспедиционной
работы
ведутся
исследования
,
появляются
публикации
,
возникают
фонды
,
осуществляется
художественная
пропаганда
фольклорной
традиции
.
Особую
проблему
представляет
выбор
объекта
экспедиционной
работы
.
Им
должно
стать
отдельное
произведение
или
сумма
его
вариантов
;
отдельно
взятый
жанр
;
русская
народная
музыка
как
система
жанров
,
творчество
отдельного
певца
,
инструменталиста
,
сельского
коллектива
и
т
.
д
.
При
определении
объекта
исследования
следует
учитывать
следующие
факторы
:
1.
Источник
информации
о
местном
художественном
стиле
.
2.
Полнота
художественной
системы
.
3.
Географический
ареал
объекта
.
Важнейшим
объектом
исследования
на
конкретном
региональном
уровне
становится
определение
местно
-
го
художественного
стиля
.
Определение
объема
и
границ
местного
художественного
стиля
должно
базировать
-
ся
на
конкретизации
социокультурных
особенностей
структурного
геосоциального
образования
.
Однако
более
сложной
задачей
становится
определение
характеристики
объекта
изучения
.
В
эту
характе
-
ристику
должны
войти
такие
параметры
,
как
компактно
проживающая
группа
постоянно
контактирующих
друг
с
другом
мастеров
-
носителей
фольклорной
традиции
,
владеющих
целостной
системой
художественных
знаний
Тем
самым
объектом
собирательской
работы
должен
стать
стиль
определенного
населенного
пункта
(
на
-
пример
,
черноземного
села
)
в
объеме
бывшего
церковного
прихода
.
Внимание
собирателей
должно
быть
обра
-
щено
на
все
существующие
фольклорные
ансамбли
в
его
пределах
и
на
весь
репертуар
этих
коллективов
,
соот
-
ветственно
дифференцированный
по
жанрам
и
образующий
целостную
музыкальную
систему
с
отчетливо
вы
-
раженными
местными
стилевыми
признаками
.
Только
стилевой
подход
позволяет
понять
структуру
и
смысл
отдельно
взятого
произведения
,
либо
жанра
.
Произведение
,
сумма
его
вариантов
,
а
также
отдельный
песенный
жанр
являются
подуровнями
объекта
,
а
объем
материала
,
превышающий
структуру
местного
стиля
,
образует
его
надуровни
.
Для
описания
объекта
бе
-
рутся
пересекающиеся
параметры
:
а
)
характеристика
информаторов
(
одиночка
–
коллектив
–
группа
коллективов
...);
б
)
характеристика
исследуемых
структур
(
произведение
–
жанр
–
система
жанров
...).
Осознанная
собирательская
практика
,
направленная
на
реальный
научный
поиск
,
может
проводиться
с
тремя
разновидностями
объекта
:
местный
стиль
как
целое
,
часть
местного
стиля
,
сумма
местных
стилей
либо
их
частей
.
Именно
характеристика
местного
стиля
и
имеющиеся
предварительные
знания
о
нем
определяют
плани
-
рование
экспедиции
,
стратегию
и
тактику
работы
с
ней
.
Лишь
правильно
представив
себе
границы
объекта
,
удастся
получить
верный
ключ
организации
фольклорной
экспедиции
.
Определение
стратегии
и
тактики
экспедиционной
работы
–
также
очень
сложный
процесс
.
Объект
экспе
-
диции
всегда
местный
,
уникальный
.
Следовательно
,
проекты
,
программы
и
планы
творческой
работы
должны
также
носить
местный
характер
,
с
учетом
локально
ограниченной
во
времени
и
пространстве
ситуации
.
В
экспедиционной
работе
можно
выделить
две
важнейшие
стра
-
тегии
.
Первое
направление
–
это
учет
и
координация
исследований
,
проводимых
экспедицией
,
а
также
обработка
и
анализ
общих
сведений
о
собирании
фольклора
на
всей
территории
проживания
данной
этнической
группы
.
Этот
учет
должен
включать
результаты
всех
смежных
,
параллельно
действующих
или
ранее
осуществленных
фольклорных
экспедиций
.
Основная
работа
при
этом
сводится
к
организации
обмена
информацией
,
поиска
способов
взаимодействия
со
сложившимися
организационными
структурами
и
влияния
на
них
при
сохранении
автономности
в
работе
.
Данная
координация
работы
очень
важна
,
но
на
начальном
этапе
носит
нетворческий
характер
и
строится
на
принципах
информационно
-
справочных
подразделений
.
При
этом
необходимо
с
максимальной
полнотой
охвата
разноплановых
источников
учитывать
направление
,
время
и
цель
организуемых
экспедиций
,
а
также
их
основные
результаты
.
Важнейшую
роль
имеет
также
оперативность
распространяемой
информации
данного
содержания
.
Второе
направление
–
это
тактика
создания
собственных
научных
и
творческих
традиций
,
направленная
на
укрепление
собственных
научных
позиций
,
поднятие
престижа
с
помощью
конкретной
творческой
акции
,
дос
-
таточно
масштабной
,
но
глубоко
научно
проработанной
.
Такая
тактика
предполагает
концентрацию
усилий
с
перспективой
быстрого
получения
ярких
результатов
Примером
такой
акции
может
служить
организация
фольклорной
песенной
экспедиции
,
действующей
в
определенном
регионе
или
этнической
группе
на
протяжении
нескольких
лет
.
В
целом
результаты
большинства
организуемых
экспедиций
позволяют
констатировать
проблемную
си
-
туацию
угасания
фольклорной
песенной
традиции
.
Поэтому
важно
конкретизировать
,
на
какой
ступени
угаса
-
ния
находятся
местные
художественные
стили
,
определить
наибольшую
точку
риска
.
Кроме
того
,
следует
предпринять
меры
,
способные
поддержать
и
укрепить
угасающую
традицию
.
Для
разрешения
этой
проблемы
необходима
разработка
типологии
стилей
по
степени
их
сохранности
и
жизнеспособности
.
К
сожалению
,
в
настоящее
время
наблюдается
явный
недостаток
информации
,
позволяю
-
щей
построить
подобную
типологию
.
Необходимо
сконцентрировать
внимание
на
наиболее
важном
,
сохранном
и
на
образцах
-
эталонах
местного
художественного
стиля
,
а
затем
уже
выработать
методику
экспедиционной
работы
в
современных
условиях
.
В
ситуации
утраты
песенной
традиции
сам
характер
экспедиции
должен
быть
иным
.
Особый
акцент
дол
-
жен
быть
сделан
на
сбор
материала
по
крупицам
,
осколкам
,
туманным
воспоминаниям
с
последующим
вдум
-
чивым
анализом
его
.
Локальное
ограничение
экспедиционного
проекта
целесообразно
лишь
на
начальном
этапе
.
Необходимо
изучать
фольклор
соседних
сел
,
регионов
и
пограничных
областей
.
Постоянно
действующая
экспедиция
должна
осуществляться
"
вахтовым
"
методом
с
постоянной
сменой
состава
,
что
позволит
большинству
участников
коллектива
приобрести
опыт
и
усовершенствовать
школу
фольклорной
работы
.
Это
постепенно
должно
привести
к
новому
качеству
–
к
постоянному
положительному
воздействию
экспедиционной
работы
на
сельскую
традицию
.
Реальная
отдача
собирательско
-
исследовательской
работы
возможна
через
организацию
фестивалей
,
концертов
,
творческих
встреч
коллекти
-
вов
,
ансамблей
,
создание
фольклорных
"
изб
", "
домой
фольклора
",
аудиозаписей
,
а
также
пропаганда
последних
на
кассетах
,
через
радио
,
телевидение
и
публикацию
в
прессе
силами
экспедиции
.
Вся
эта
работа
будет
способ
-
ствовать
подъему
общественного
престижа
местного
фольклора
.
Следовательно
,
окажется
разрешимой
задача
постоянного
положительного
воздействия
экспедицией
,
на
-
правленного
на
укрепление
сельской
фольклорной
традиции
,
являющейся
глубинной
задачей
всякой
фольклор
-
ной
работы
.
Параллельно
необходим
глубокий
анализ
результатов
фольклорных
исследований
и
уже
осуществленных
экспедиций
.
В
процессе
подготовки
экспедиции
требуется
тщательная
систематизация
существующих
фондов
,
современных
звукозаписей
,
анализ
архивов
.
Множество
описаний
словесных
текстов
и
обрядов
и
иных
этно
-
графических
данных
содержится
в
архивах
.
У
коллекционеров
,
в
фондах
радио
и
музеев
можно
обнаружить
записи
на
различных
носителях
.
Оперативные
публикации
научных
исследований
также
должны
быть
учтены
при
подготовке
экспедиции
.
Тем
самым
экспедиция
превращается
в
масштабную
социально
-
культурную
ак
-
цию
,
на
различных
этапах
ее
подготовки
,
проведения
и
реализации
результатов
проекта
окажутся
задейство
-
ванными
множество
людей
.
Это
и
позволит
сделать
работу
по
возрождению
песенных
традиций
массовой
эко
-
культурной
акцией
.
§ 3.
МЕТОДИКА
ОБРАБОТКИ
И
АРАНЖИРОВКИ
НАРОДНОЙ
ПЕСНИ
Аранжировка
и
обработка
народных
мелодий
должны
занять
ведущее
положение
в
системе
теоретических
дисциплин
,
конечной
целью
изучения
которых
является
практическое
применение
знаний
,
умений
и
навыков
в
творческой
деятельности
коллектива
.
Аранжировка
и
обработка
народных
мелодий
является
специальной
те
-
мой
,
ее
изучению
должно
предшествовать
освоение
курса
инструментовки
.
На
занятиях
по
этому
курсу
студен
-
ты
уже
получили
необходимые
навыки
инструментовки
музыкальных
произведений
с
симфонических
партитур
или
фортепианных
клавиров
на
типовые
составы
оркестров
.
На
занятиях
по
аранжировке
студенты
опираются
на
эти
знания
и
навыки
,
учатся
делать
сначала
переложения
многоголосных
народных
песен
непосредственно
для
оркестров
или
фольклорных
ансамблей
,
а
затем
,
когда
студенты
хорошо
освоят
специфику
переложений
для
своего
состава
,
на
занятиях
вводится
знакомство
с
композицией
как
следующий
этап
в
обучении
.
Изучение
элементарных
приемов
сочинения
мелодии
строится
по
принципу
постепенности
и
последова
-
тельности
.
Обучение
начинается
с
простейших
задач
:
сначала
дописать
предложенную
фразу
,
затем
сочинить
мелодию
на
заданный
мотив
,
заданную
последовательность
аккордов
в
форме
периода
,
на
предложенные
ак
-
корды
и
так
далее
по
мере
усложнения
.
При
этом
студент
должен
изучать
способы
развития
мелодии
,
простей
-
шие
музыкальные
формы
.
В
результате
проделанной
работы
обучение
основам
композиции
должно
быть
при
-
ближено
к
специфике
фольклорного
музицирования
,
к
интонационно
-
попевочной
природе
русского
народного
многоголосья
,
самобытной
ладовой
основе
и
ритмике
народной
песни
.
Следует
учитывать
,
что
к
числу
самых
древних
форм
народного
двухголосья
можно
отнести
бурдонное
многоголосье
,
очень
характерное
для
инструментальной
музыки
.
Основу
же
русской
полифонии
составляет
система
подголосков
.
Иногда
подголоски
в
своей
орнаментальности
оказываются
мелодически
интереснее
и
богаче
,
чем
сама
тема
.
Необходимо
познакомить
студентов
с
типичными
для
народной
музыки
гармоническими
последованиями
:
широким
применением
субдоминантовых
созвучий
(II, III
и
IV
ступени
),
а
также
трезвучия
и
септаккорды
V
ступени
.
Созвучия
доминанты
получили
широкое
применение
лишь
в
городском
фольклоре
XVIII–
Х
I
Х
вв
.
Для
концовок
русских
песен
характерны
плагальные
обороты
.
Следует
также
обратить
особое
внимание
на
особенности
лада
и
ритма
,
обусловленные
стихотворным
стихосложением
.
Студенты
должны
овладеть
умением
сочинять
подголоски
к
основной
теме
,
контрапункты
,
отдельные
ва
-
риации
,
гармонические
обороты
,
ритмику
в
народном
стиле
.
Все
эти
элементы
затем
важно
объединить
в
ва
-
риационный
цикл
,
сначала
достаточно
простой
,
затем
более
усложненный
по
композиционным
приемам
.
Следующим
этапом
служит
обработка
народной
мелодии
для
фольклорно
-
инструментального
состава
как
самостоятельного
произведения
.
Эти
обработки
лучше
озвучить
в
ансамбле
.
Глубокое
и
всестороннее
овладение
фольклорным
материалом
для
исполнителей
эстрадных
коллективов
предполагает
не
только
качественное
,
профессионально
-
грамотное
освоение
текста
конкретного
произведения
,
но
и
поиски
синтеза
вокального
и
инструментального
начал
,
ориентированные
на
психологически
оправданное
исполнительское
прочтение
конкретного
сочинения
.
Важным
условием
становится
выработка
"
комплексного
тембра
",
образуемого
слиянием
конкретных
звучаний
вокальной
и
оркестровой
партий
.
Принципами
такого
взаимодействия
является
использование
разнообразных
видов
дублирования
и
диалогизирования
.
Тем
самым
овладение
навыками
исследования
и
сбора
фольклорного
материала
–
важная
составляющая
профессиональной
квалификации
музыканта
.
Фольклорный
материал
следует
точно
зафиксировать
,
а
затем
правильно
расшифровать
и
аранжировать
.
Литература
1.
Бачинская
,
Н
.
Русские
хороводы
и
хороводные
песни
/
Н
.
Бачинская
. –
М
.-
Л
., 1951.
2.
Варганова
,
В
.
В
.
Русская
народная
песня
/
В
.
В
.
Варганова
. –
М
., 1988.
3.
Виноградов
,
Г
.
С
.
Детский
фольклор
/
Г
.
С
.
Виноградов
. –
М
., 1978.
4.
Гошовский
,
В
.
У
истоков
народной
музыки
славян
/
В
.
Гошовский
. –
М
-
Л
., 1971.
5.
Гусев
,
В
.
Е
.
Актуальные
проблемы
современной
фольклористики
/
В
.
Е
.
Гусев
. –
М
., 1988.