Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 551

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

С

 

конца

 50-

х

 

гг

Х

I

Х

 

в

в

 

русской

 

и

 

европейской

 

науке

 

появляются

 

методы

 

исследования

 

фольклора

осно

-

ванные

 

на

 

философии

 

позитивизма

В

 

Западной

 

Европе

 

такие

 

методы

 

в

 

определенной

 

степени

 

обусловлены

 

широким

 

развитием

 

торговых

 

и

 

экономических

 

отношений

 

со

 

многими

 

восточными

 

странами

Первым

 

по

 

этому

 

пути

 

пошел

 

немецкий

 

ученый

-

востоковед

 

Бенфей

который

 

в

 1859 

г

перевел

 

на

 

немецкий

 

язык

 

сборник

 

древних

 

индусских

 

сказок

 "

Панчатан

-

тра

" ("

Пятикнижие

"). 

В

 

предисловии

 

к

 

нему

 

Бенфей

указывая

 

на

 

большое

 

сходство

 

индусских

 

и

 

европейских

 

сказок

основной

 

причиной

 

этого

 

считал

 

исторические

 

и

 

культурные

 

связи

издавна

 

существовавшие

 

между

 

европейскими

 

и

 

восточными

 

странами

Так

им

 

была

 

обоснована

  "

теория

 

заимствования

", 

согласно

 

которой

 

исторически

 

возможен

 

переход

 

фольклорных

 

сюжетов

 

от

 

одного

 

народа

 

к

 

другому

При

 

этом

 

полагалась

 

мифо

-

логическая

 

основа

 

этих

 

сюжетов

В

 

России

 

работа

 

ученых

 

в

 

этом

 

направлении

 

началась

 

независимо

 

от

 

открытий

 

Бенфея

Часть

  "

старинных

 

повестей

 

и

 

сказок

 

русских

была

 

фольклорного

 

происхождения

что

 

доказывало

 

возможность

 

их

 

перехода

 

от

 

на

-

рода

 

к

 

народу

Так

 

было

 

положено

 

начало

 

русской

 "

школе

 

заимствования

". 

Метод

 

сопоставления

 

национального

 

фольклора

 

с

 

фольклором

 

других

 

стран

 

в

 60-

е

 

гг

применялся

 

русскими

 

академиками

 

В

.

В

Радловым

 

и

 

А

.

А

Шиф

-

нером

которые

 

сравнивали

 

тюркские

 

и

 

монгольские

 

сказки

 

с

 

русскими

Вероятность

 

заимствования

 

сюжетов

 

признавал

 

и

 

Ф

.

И

Буслаев

Изучение

 

заимствований

 

положило

 

конец

 

слишком

 

большой

 

национальной

 

замкнутости

 

в

 

фольклорных

 

исследованиях

 

сторонников

 

мифологической

 

теории

Однако

 

недооценка

 

национального

 

начала

 

и

 

преувеличе

-

ние

 

роли

 

заимствования

 

были

 

существенным

 

недостатком

 

многих

 

работ

подвергнутых

 

критике

 

еще

 

в

 

Х

I

Х

 

в

Включая

 

фольклор

 

в

 

мировой

 

процесс

 

эволюции

 

художественного

 

слова

раскрывая

 

его

 

связи

 

с

 

историей

 

народов

 

и

 

литературой

Веселовский

 

обобщил

 

в

 

своих

 

трудах

 

научные

 

достижения

 

всех

 

направлений

 

и

 

так

 

на

-

зываемых

 

школ

 

дореволюционной

 

академической

 

и

 

университетской

 

фольклористики

 

и

 

тем

 

самым

 

показал

 

их

 

общую

 

методологическую

 

основу

Исследуя

 

происхождения

 

фольклорных

 

жанров

 

и

 

их

 

взаимоотношения

 

у

 

самых

 

различных

 

народов

Весе

-

ловский

 

глубоко

 

разработал

 

метод

 

широких

 

историко

-

сравнительных

 

сопоставлений

При

 

этом

 

исторические

 

параллели

 

и

 

факты

 

сходства

 

фольклорных

 

явлений

 

истолковывались

 

им

 

не

 

столько

 

как

 

следствия

 

заимствова

-

ний

 

в

 

процессе

 

культурного

 

общения

 

народов

сколько

 

как

 

закономерные

 

типологические

 

явления

 

их

 

самоза

-

рождения

 

на

 

основе

 

социально

-

исторических

 

жизненных

 

явлений

типичных

 

для

 

всех

 

народов

 

на

 

определенных

 

стадиях

 

их

 

развития

Развивая

 

свою

 

концепцию

Веселовский

 

оказался

 

гораздо

 

глубже

 

и

 

разносторонней

 

не

-

мецкого

 

ученого

 

Тейлора

который

 

в

 

книге

  "

Первобытная

 

культура

утверждал

что

 

само

 

зарождение

 

фольк

-

лорных

 

сюжетов

 

объясняется

 

общей

 

для

 

всех

 

людей

 

биологической

 

природой

Одновременно

 

с

 

теорией

 

заимствования

 

в

 

русской

 

фольклористике

 

складывалось

 

еще

 

одно

 

направление

получившее

 

название

 "

исторической

 

школы

", 

в

 

основе

 

которой

 

лежало

 

стремление

 

ее

 

сторонников

 

связать

 

воз

-

никновение

 

фольклора

прежде

 

всего

 

былин

с

 

событиями

 

русской

 

истории

В

 90-

е

 

гг

Х

I

Х

 

в

во

 

главе

 

этого

 

на

-

правления

 

встал

 

В

.

Ф

Миллер

обосновавший

 

свои

 

научные

 

принципы

 

в

 

капитальном

 

труде

  "

Очерки

 

русской

 

народной

 

словесности

". 

Однако

 

значение

 

работы

 

так

 

называемой

 

исторической

 

школы

 

несколько

 

ослаблялось

 

и

 

ограничивалось

 

методологическими

 

ошибками

характерными

 

для

 

всей

 

дореволюционной

 

фольклористики

Недостатком

 

исследований

 

некоторых

 

ученых

 

школы

 

была

 

и

 

установка

 

слишком

 

прямолинейной

 

связи

 

фактов

 

истории

 

и

 

народных

 

поэтических

 

произведений

игнорируя

 

процессы

 

отбора

обобщения

 

и

 

типизации

 

жизненных

 

явлений

 

в

 

них

они

 

нередко

 

отождествляли

 

события

 

и

 

другие

 

факты

 

истории

 

с

 

поэтическим

 

отраже

-

нием

 

в

 

эпосе

превращая

таким

 

образом

былины

 

как

 

бы

 

в

 

подлинные

 

исторические

 "

документы

". 

Более

 

поздняя

 

отечественная

 

фольклористика

 

вобрала

 

в

 

себя

 

лучшие

 

традиции

 

прошлого

при

 

этом

 

стре

-

милась

 

избавиться

 

от

 

недостатков

 

псевдонаучных

 

подходов

Исследование

 

фольклора

 – 

важнейший

 

способ

 

постижения

 

богатств

 

национальной

 

художественной

 

куль

-

туры

По

 

аналогии

 

с

 

одним

 

из

 

распространенных

 

в

 

русском

 

сказочном

 

фольклоре

 

персонажей

 – 

Жар

-

птицей

отличающейся

кроме

 

всего

 

прочего

двумя

 

свойствами

красотой

 

и

 

неуловимостью

 – 

для

 

того

чтобы

 

овладеть

 

этой

 

красотой

нужно

прежде

 

всего

поймать

 

Жар

-

птицу

Так

 

и

 

музыкальный

 

фольклор

прежде

 

чем

 

начать

 

его

 

пропагандировать

его

 

нужно

 

сначала

 

зафиксировать

 

с

 

помощью

 

тех

 

средств

которыми

 

располагает

 

в

 

данный

 

момент

 

общество

На

 

способах

методах

 

и

 

результатах

 

этой

 

фиксации

 

мы

 

сейчас

 

и

 

остановимся

 

подробнее

Традиционная

 

нотная

 

фиксация

 

обладает

 

и

 

достоинствами

и

 

недостатками

История

 

систематической

 

нотной

 

фиксации

 

фольклорной

 

музыки

 

насчитывает

 

уже

 

более

 

сотни

 

лет

От

 

первых

 

слуховых

 

записей

 

к

 

со

-

временным

 

многомикрофонным

 

расшифровкам

 

вел

 

длительный

 

путь

 

совершенствования

 

этого

 

способа

 

сохра

-

нения

 

музыкального

 

фольклора

С

 

течением

 

времени

 

композиторы

 

и

 

фольклористы

 

стремились

 

к

 

более

 

под

-

робному

точному

 

и

 (

в

 

идеале

адекватному

 

отражению

 

звучащей

 

музыки

 

на

 

линейках

 

нотоносца

Фольклорная

 

нотация

 

призвана

 

отвечать

 

двум

 

основным

 

требованиям

 – 

быть

 

материалом

позволяющим

 

исследовать

 

музы

-

кальный

 

фольклор

и

 

быть

 

пригодной

 

для

 

воспроизведения

 

зафиксированного

 

фольклорного

 

образца

Роль

 

нотации

 

фольклора

 

в

 

сохранении

 

сокровищ

 

музыкального

 

искусства

 

трудно

 

переоценить

Многое

 

из

 

того

что

 

мы

 

знаем

 

о

 

музыкальных

 

закономерностях

 

фольклора

известно

 

благодаря

 

нотной

 

фиксации

Без

 

нее

 

невозможны

 

были

 

бы

 

исследования

 

лада

ритмики

многоголосной

 

фактуры

мелодики

взаимоотношения

 

стиха

 

и

 

напева

гармонии

 

и

 

прочих

 

элементов

 

музыкальной

 

ткани

 

фольклорных

 

образцов

Анализ

 

нотных

 

записей

 

послужил

 

основой

 

создания

 

многих

 

обобщающих

 

теорий

касающихся

 

законов

 

народного

 

музыкального

 

мыш

-

ления

стало

 

возможным

 

создать

 

типологию

 

жанров

 

и

 

стилей

 

музыкального

 

фольклора

 

и

 

многое

 

другое


background image

Правда

фольклористы

 

всегда

 

понимали

что

 

за

 

пределами

 

нотной

 

записи

 

остаются

 

такие

 

особенности

 

ис

-

полнения

 

песен

как

 

тембр

 

и

 

характер

 

звучания

способ

 

звукоизвлечения

 

и

 

другие

 

элементы

Однако

 

постепен

-

но

 

ученые

 

приходят

 

к

 

мнению

 

о

 

том

что

 

для

 

фольклора

 

эти

 

элементы

 

крайне

 

важны

нотной

 

записью

 

не

 "

схва

-

тываются

все

 

тонкости

 

народного

 

интонирования

 

в

 

нетемперированных

 

строях

Многочисленные

 

уточняющие

 

микроальтерационные

 

обозначения

вводимые

 

разными

 

фольклористами

все

-

таки

 

не

 

в

 

полной

 

мере

 

отвечали

 

реальному

 

звучанию

Некоторые

 

звуки

которыми

 

оперируют

 

фольклорные

 

певцы

  (

особенно

 

во

 

внеевропей

-

ских

 

культурах

), 

и

 

вовсе

 

не

 

удается

 

отразить

 

с

 

помощью

 

нот

Изредка

 

применяемые

 

специальные

 

знаки

к

 

кото

-

рым

 

приходится

 

давать

 

развернутый

 

словесный

 

комментарий

содержащий

 

описание

 

того

 

явления

которое

 

этим

 

знаком

 

кодируется

не

 

намного

 

улучшают

 

ситуацию

Разного

 

рода

 

гортанные

 

выкрики

горловые

 

призвуки

 

и

 

прочие

 

элементы

 "

экзотической

музыкальной

 

речи

иногда

 

сближающиеся

 

со

 

звуками

которые

 

в

 

европей

-

ской

 

профессиональной

 

традиции

 

не

 

считаются

 

собственно

 

музыкальными

 

и

 

потому

 

не

 

имеют

 

графического

 

выражения

остаются

 

за

 

пределами

 

нотной

 

записи

тем

 

самым

 

снижая

а

 

иногда

 

практически

 

сводя

 

на

 

нет

 

ее

 

достоверность

Большую

 

проблему

 

для

 

фольклористики

 

составляет

 

запись

 

ритма

Европейская

 

нотация

 

рассчитана

 

в

 

ос

-

новном

 

на

 

практику

 

четных

 

временных

 

отношений

а

 

также

 

на

 

отчетливо

 

выраженный

 

метрический

 

строй

 

му

-

зыки

Однако

 

действующие

 

в

 

большинстве

 

фольклорных

 

музыкальных

 

культур

 

ритмические

 

и

 

метрические

 

закономерности

 

не

 

вмещаются

 

в

 

рамки

 

принятой

 

для

 

нотной

 

записи

 

системы

Тем

 

самым

 

ритм

 

также

 

фиксиру

-

ется

 

приблизительно

с

 

известной

 

степенью

 

допущений

Еще

 

одна

 

проблема

 

связана

 

с

 

записью

 

многоголосия

Поскольку

 

фактура

 

фольклорного

 

многоголосия

 

в

 

ряде

 

случаев

 

сильно

 

отличается

 

от

 

полифонической

 

или

 

гомофонно

-

гармонической

 

фактуры

 

европейской

 

про

-

фессиональной

 

музыки

законы

 

соотношения

 

голосов

необычное

 

распределение

 

функций

 

между

 

участниками

 

народных

 

ансамблей

 

делают

 

нотную

 

запись

 

достоверной

 

только

 

при

 

условии

что

 

она

 

опирается

 

на

 

фонограм

-

му

в

 

которой

 

может

 

быть

 

прослушан

 

отдельно

 

каждый

 

голос

В

 

силу

 

указанных

 

причин

 

в

 

последнее

 

время

 

фольклористы

 

пользуются

 

аудиозаписью

 

и

 

прибегают

 

к

 

тех

-

нике

 "

многомикрофонной

записи

при

 

которой

 

каждый

 

исполнитель

 

записывается

 

на

 

отдельной

 

звуковой

 

до

-

рожке

 

таким

 

образом

что

 

его

 

партия

 

звучит

 

значительно

 

явственнее

нежели

 

голоса

 

его

 

партнеров

и

 

может

 

быть

 

впоследствии

 

расшифрована

 

отдельно

Далее

 

подобная

 

запись

 

позволяет

 

более

 

точно

 

зафиксировать

 

ма

-

неру

 

народного

 

многоголосного

 

пения

"

Искажающий

эффект

 

нотной

 

фиксации

 

музыкального

 

фольклора

 

также

 

связан

 

с

 

тем

что

 

любая

 

нотная

 

запись

 

делается

 "

на

 

слух

". 

Однако

 

любой

 

расшифровщик

 

имеет

 

пределы

 

своего

 

профессионального

 

мастерства

не

 

говоря

 

уже

 

об

 

индивидуальных

 

слуховых

 

возможностях

от

 

которых

 

тоже

 

зависит

 

точность

 

нотации

в

 

этой

 

работе

 

очень

 

силен

 

субъективный

 

момент

Можно

 

даже

 

с

 

большой

 

определенностью

 

утверждать

что

 

сколько

 

есть

 

расшифровщиков

 

у

 

одной

 

и

 

той

 

же

 

фонограммы

столько

 

будет

 

и

 

ее

 

достаточно

 

различающихся

 

нотаций

С

 

этим

 

явлением

 

хорошо

 

знакомы

 

фольклористы

работающие

 

в

 

учебных

 

заведениях

 

и

 

обучающие

 

студентов

 

расшифровывать

 (

йотировать

фонограммы

Поэтому

 

в

 

вовременной

 

фольклористике

 

наряду

 

с

 

постоянно

 

предлагаемыми

 

новыми

 

системами

 

графиче

-

ской

 

записи

 

произведений

 

фольклора

 

все

 

чаще

 

предпринимаются

 

попытки

 

записи

 

посредством

 

электронной

 

аппаратуры

Широко

 

известны

 

подобные

 

исследования

 

американского

 

фольклориста

 

Чарльза

 

Сигера

который

 

осуществляет

 

запись

 

с

 

помощью

 

мелографа

 

модели

 "

С

". 

При

 

этом

 

была

 

получена

 

не

 

нотация

 (

изображение

 

зву

-

ка

 

нотными

 

знаками

), 

а

 

осциллограмма

то

 

есть

 

графический

 

результат

который

к

 

сожалению

недостаточно

 

доступен

 

для

 

воспроизведения

 

музыкантами

 

в

 

силу

 

своей

 

сложности

 

Таким

 

образом

нотная

 

фиксация

 

по

 

целому

 

ряду

 

причин

 

в

 

настоящее

 

время

 

считается

 

недостаточно

 

кор

-

ректной

 

и

 

неполно

 

отражающей

 

музыкальный

 

артефакт

 

фольклорного

 

образца

Более

 

того

подвергаются

 

со

-

мнению

 

все

 

сделанные

 

до

 

того

 

нотные

 

записи

 

фольклора

Нотная

 

запись

 

оказывается

 

недостаточно

 

точной

 

и

 

для

 

тех

кто

 

пытается

 

ее

 

воспроизвести

Неадекватность

 

записи

 

конкретным

 

фольклорным

 

образцам

 

делает

 

приблизительной

 

и

 

вероятностной

 

работу

 

композитора

 

или

 

профессионального

 

исполнителя

  (

вокалиста

 

или

 

инструменталиста

). 

Для

 

того

 

чтобы

 

их

 

восприятие

 

или

 

художественная

 

интерпретация

 

соответствовала

 

исход

-

ному

 

фольклорному

 

звучанию

они

 

должен

 

обладать

 

определенным

 

слуховым

 

опытом

 

и

 

быть

 

воспитан

 

в

 

той

 

традиции

к

 

которой

 

принадлежит

 

фольклорное

 

явление

В

 

противном

 

случае

 

воспроизведение

 

нотной

 

записи

 

будет

 

искаженным

Поэтому

 

значительный

 

массив

 

современных

 

расшифровок

 

фольклора

 

не

 

отражает

 

подлинного

 

звучания

 

народной

 

музыки

Кроме

 

прочего

нотная

 

фиксация

 

не

 

дает

 

полного

 

представления

 

о

 

реальной

 

жизни

 

фолькло

-

ра

 

в

 

его

 

внутриситуативной

 

сущности

в

 

его

 

связях

 

с

 

бытом

 

и

 

психологией

 

народа

Нотная

 

фиксация

 

абсолютизирует

 

фольклорное

 

произведение

 

как

 

факт

 

музыкального

 

искусства

что

 

не

 

со

-

ответствует

 

этнокультурной

 

природе

 

фольклора

Своеобразие

 

интонирования

 

различных

 

этносов

 

невозможно

 

постичь

 

с

 

позиций

 

европейской

 

музыки

Механическая

 

запись

 

также

 

имеет

 

свои

 

плюсы

 

и

 

минусы

В

 

ней

 

не

 

фиксируются

 

обстоятельства

 

бытова

-

ния

 

образцов

описания

 

обрядов

к

 

которым

 

принадлежат

 

те

 

или

 

иные

 

напевы

приуроченность

 

исполнения

 

пе

-

сен

 

или

 

инструментальных

 

произведений

 

к

 

обстоятельствам

 

жизни

 

народа

Нет

 

никакого

 

сомнения

 

в

 

том

что

 

можно

 

все

 

более

 

и

 

более

 

совершенствовать

 

нотную

 

запись

можно

 

предлагать

 

и

 

другие

 

графические

 

системы

 

для

 

фиксации

 

музыкального

 

фольклора

Но

вероятно

это

 

не

 

намного

 

изменит

 

самое

 

существо

 

явления

неточ

-

ную

 

фиксируемость

 

фольклора

 

какой

 

бы

 

то

 

ни

 

было

 

графикой

Фольклористика

 

получила

 

колоссальное

 

подспорье

 

и

 

инструмент

 

фиксации

 

музыкального

 

фольклора

 

с

 

приходом

 

звукозаписывающей

 

техники

В

 

этой

 

сфере

 

прогресс

поскольку

 

он

 

более

 

всего

 

связан

 

с

 

собственно

 


background image

техническими

 

научными

 

достижениями

оказался

 

куда

 

более

 

значительным

нежели

 

в

 

сфере

 

нотной

 

графики

Диапазон

 

между

 

фоноваликами

использовавшимися

 

на

 

заре

 

отечественной

 

фольклористики

и

 

современными

 

аппаратами

позволяющими

 

не

 

только

 

фиксировать

 

звучащие

 

образцы

но

 

и

 

усовершенствовать

 

их

реставриро

-

вать

убирать

 

погрешности

лишние

 

шумы

помехи

неизмеримо

 

шире

нежели

 

между

 

слуховыми

 

нотными

 

за

-

писями

 

по

 

памяти

 

или

 

во

 

время

 

самого

 

фольклорного

 

исполнения

 

и

 

слуховыми

 

же

 

нотными

 

записями

 

по

 

фоно

-

грамме

Звукозаписывающая

 

аппаратура

 – 

гораздо

 

более

 

объективный

 

фиксатор

нежели

 

человек

-

расшифровщик

Она

 

добросовестно

 

фиксирует

 

все

 

звуки

доступные

 

ее

 

частотным

 

характеристикам

Магнитофонные

 

экспедиционные

 

записи

 

дают

 

существенную

 

возможность

 

всем

 

желающим

 

познакомить

-

ся

 

с

 

аутентичным

 

фольклором

Так

композитор

знакомясь

 

с

 

нотной

 

расшифровкой

 

и

 

одновременно

 

слушая

 

запись

может

 

составить

 

себе

 

представление

 

о

 

тембровых

 

свойствах

 

оригинала

исполнительских

  "

штрихах

", 

тонкой

не

 

укладывающейся

 

в

 

нотный

 

текст

 

орнаментике

 

или

 

иных

 

особенностях

 

звучащей

 

песни

 

или

 

инстру

-

ментального

 

наигрыша

В

 

соответствии

 

с

 

этими

 

представлениями

 

он

 

будет

 

обращаться

 

с

 

фольклорным

 

произ

-

ведением

либо

 

сознательно

 

внося

 

в

 

него

 

изменения

либо

 

стремясь

 

приблизиться

 

к

 

оригиналу

ориентируясь

 

на

 

вполне

 

достоверное

 

его

 

воспроизведение

Еще

 

более

 

полезной

 

магнитофонная

 

запись

 

оказывается

 

для

 

исполнителя

демонстрируя

 

ему

 

такую

 

манеру

 

пения

 

или

 

игры

 

на

 

музыкальных

 

инструментах

о

 

которой

 

он

 

не

 

получит

 

представления

 

по

 

нотной

 

записи

С

 

приходом

 

звукозаписывающей

 

аппаратуры

 

резко

 

возросло

 

качество

 

самих

 

нотных

 

расшифровок

Рас

-

шифровщик

 

получил

 

возможность

 

многократного

 

воспроизведения

 

отрезка

 

звучащей

 

ткани

 

для

 

более

 

тщатель

-

ного

 

выявления

 

мельчайших

 

деталей

 

звучания

Однако

 

с

 

социологической

 

и

 

культурологической

 

точек

 

зрения

 

звукозапись

 

приводит

 

к

 

тому

что

 

на

 

маг

-

нитофонной

 

ленте

 

фольклор

 

как

 

бы

 

застывает

Каждый

 

такой

 

образец

 

можно

 

заучить

 

на

 

слух

 

и

 

повторить

но

 

включиться

 

в

 

сам

 

процесс

 "

творения

песни

как

 

это

 

происходит

 

в

 

аутентичном

 

фольклорном

 

исполнении

бу

-

дет

 

уже

 

невозможно

Фольклорный

 

образец

 

в

 

магнитофонной

 

записи

 

функционирует

 

подобно

 

законченному

зафиксированному

, "

сделанному

от

 

начала

 

и

 

до

 

конца

 

произведению

 

профессионального

 

музыкального

 

искус

-

ства

 

письменной

 

традиции

Различие

 

лишь

 

в

 

том

что

 

функцию

 

своеобразного

 

кода

, "

свода

 

правил

для

 

испол

-

нения

которую

 

в

 

профессиональном

 

творчестве

 

осуществляет

 

нотная

 

партитура

здесь

 

выполняет

 

звукозапись

В

 

момент

 

воспроизведения

 

фольклорное

 

исполнение

 "

вырывается

из

 

своего

 

жизненного

 

контекста

ста

-

новится

 

принципиально

 

иным

 

с

 

точки

 

зрения

 

социологии

 

фактом

 – 

пением

 

ради

 

пения

 

или

 

игрой

 

ради

 

игры

то

 

есть

 

смыкается

 

с

 

фактами

 

профессионального

 

искусства

К

 

тому

 

же

 

возникает

 

разделение

 

на

 

исполнителя

 

и

 

слушателя

которое

 

свойственно

 

профессиональному

 

творчеству

но

 

не

 

свойственно

 

аутентичному

 

фольклору

Если

 

нотная

 

запись

 

трансформирует

 

фольклорную

 

музыку

приводя

 

ее

 

в

 

соответствие

 

с

 

системой

которой

 

придерживается

 

нотировщик

то

 

фонофиксация

 

фольклора

 

внешне

 

кажется

 

нейтральной

Но

 

и

 

она

 

зависит

 

от

 

таких

 

факторов

как

 

расстановка

 

микрофонов

  (

при

 

которой

 

существенно

 

изменяются

 

не

 

только

 

отдельные

 

штрихи

но

 

и

 

общий

 

облик

 

звучания

), 

внутренние

 

ценностные

 

ориентации

 

звукорежиссера

 (

фольклориста

), 

что

 

также

 

фиксируется

 

в

 

фольклорном

 

материале

Технически

 

совершенное

 

средство

не

 

искажая

 

тембровой

 

сторо

-

ны

давая

 

более

 

полное

 

представление

 

о

 

манере

 

звукоизвлечения

 

ускользающей

 

в

 

нотной

 

записи

формирует

 

слепок

чрезвычайно

 

похожий

 

на

 

живой

 

оригинал

хотя

 

глубоко

 

ему

 

чуждый

Оставаясь

 

внешне

 

тем

 

же

 

самым

записанный

 

звук

 

меняет

 

сам

 

принцип

 

существования

 

фольклорного

 

произведения

Появляется

 

новое

 

произведение

Меняются

 

не

 

только

 

его

 

внутренние

 

ритмы

 

и

 

темпы

но

 

невольно

 

привно

-

сится

 

иная

 

логика

 

развертывания

 

композиционных

 

форм

очень

 

часто

 

подсказываемая

 

академическими

 

тради

-

циями

 

художественного

 

восприятия

 

музыки

Очень

 

значимым

 

иногда

 

оказывается

 

экономический

 

фактор

заставляющий

 

беречь

 

достаточно

 

дорогую

 

каждую

 

минуту

 

студийной

 

записи

Жесткая

 

заданность

 

временных

 

отношений

хронометража

 

вносит

 

необра

-

тимые

 

изменения

которые

 

подчас

 

не

 

осознаются

 

народными

 

музыкантами

но

 

всегда

 

остро

 

ощущаются

 

теми

кто

 

ведет

 

запись

Как

 

правило

уже

 

в

 

ходе

 

записи

 

над

 

ее

 

организаторами

 

тяготеет

 

угроза

 

превысить

 

технически

 

допустимый

 

регламент

Нередко

 

это

 

приобретает

 

характер

 

психологической

 

доминанты

воздействующей

 

и

 

на

 

народных

 

певцов

Если

 

фольклорист

 

просит

 

напеть

 

или

 

сыграть

 

музыкальное

 

произведение

исполнитель

 

мо

-

жет

 

поинтересоваться

 

временным

 

отрезком

на

 

который

 

рассчитывает

 

исследователь

 

и

 

строго

 

выдержать

 

за

-

данный

 

хронометраж

 

§ 2.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ

 

ОСНОВЫ

 

ОРГАНИЗАЦИИ

 

ФОЛЬКЛОРНОЙ

 

ЭКСПЕДИЦИИ

 

 

Особого

 

рассмотрения

 

заслуживает

 

и

 

методика

 

сбора

 

фольклорного

 

материала

 

как

 

основы

 

для

 

дальнейшей

 

вокально

-

хоровой

 

и

 

инструментальной

 

практики

 

творческого

 

коллектива

Экспедиция

 

рассматривается

 

нами

 

как

 

важнейшее

 

средство

 

получения

 

первичных

 

исторических

теоретических

 

и

 

художественных

 

сведений

 

об

 

устной

 

песенной

 

и

 

инструментальной

 

традиции

Она

 

является

 

основным

 

звеном

 

фольклористической

 

работы

По

 

результатам

 

экспедиционной

 

работы

 

ведутся

 

исследования

появляются

 

публикации

возникают

 

фонды

осуществляется

 

художественная

 

пропаганда

 

фольклорной

 

традиции

Особую

 

проблему

 

представляет

 

выбор

 

объекта

 

экспедиционной

 

работы

Им

 

должно

 

стать

 

отдельное

 

произведение

 

или

 

сумма

 

его

 

вариантов

отдельно

 

взятый

 

жанр

русская

 

народная

 

музыка

 

как

 

система

 

жанров

творчество

 

отдельного

 

певца

инструменталиста

сельского

 

коллектива

 

и

 

т

.

д

При

 

определении

 

объекта

 

исследования

 

следует

 

учитывать

 

следующие

 

факторы

1.

 

Источник

 

информации

 

о

 

местном

 

художественном

 

стиле

2.

 

Полнота

 

художественной

 

системы


background image

3.

 

Географический

 

ареал

 

объекта

Важнейшим

 

объектом

 

исследования

 

на

 

конкретном

 

региональном

 

уровне

 

становится

 

определение

 

местно

-

го

 

художественного

 

стиля

Определение

 

объема

 

и

 

границ

 

местного

 

художественного

 

стиля

 

должно

 

базировать

-

ся

 

на

 

конкретизации

 

социокультурных

 

особенностей

 

структурного

 

геосоциального

 

образования

Однако

 

более

 

сложной

 

задачей

 

становится

 

определение

 

характеристики

 

объекта

 

изучения

В

 

эту

 

характе

-

ристику

 

должны

 

войти

 

такие

 

параметры

как

 

компактно

 

проживающая

 

группа

 

постоянно

 

контактирующих

 

друг

 

с

 

другом

 

мастеров

-

носителей

 

фольклорной

 

традиции

владеющих

 

целостной

 

системой

 

художественных

 

знаний

 

Тем

 

самым

 

объектом

 

собирательской

 

работы

 

должен

 

стать

 

стиль

 

определенного

 

населенного

 

пункта

 (

на

-

пример

черноземного

 

села

в

 

объеме

 

бывшего

 

церковного

 

прихода

Внимание

 

собирателей

 

должно

 

быть

 

обра

-

щено

 

на

 

все

 

существующие

 

фольклорные

 

ансамбли

 

в

 

его

 

пределах

 

и

 

на

 

весь

 

репертуар

 

этих

 

коллективов

соот

-

ветственно

 

дифференцированный

 

по

 

жанрам

 

и

 

образующий

 

целостную

 

музыкальную

 

систему

 

с

 

отчетливо

 

вы

-

раженными

 

местными

 

стилевыми

 

признаками

Только

 

стилевой

 

подход

 

позволяет

 

понять

 

структуру

 

и

 

смысл

 

отдельно

 

взятого

 

произведения

либо

 

жанра

Произведение

сумма

 

его

 

вариантов

а

 

также

 

отдельный

 

песенный

 

жанр

 

являются

 

подуровнями

 

объекта

а

 

объем

 

материала

превышающий

 

структуру

 

местного

 

стиля

образует

 

его

 

надуровни

Для

 

описания

 

объекта

 

бе

-

рутся

 

пересекающиеся

 

параметры

а

)  

характеристика

 

информаторов

 (

одиночка

 – 

коллектив

 – 

группа

 

коллективов

...); 

б

)  

характеристика

 

исследуемых

 

структур

 (

произведение

 – 

жанр

 – 

система

 

жанров

...). 

Осознанная

 

собирательская

 

практика

направленная

 

на

 

реальный

 

научный

 

поиск

может

 

проводиться

 

с

 

тремя

 

разновидностями

 

объекта

местный

 

стиль

 

как

 

целое

часть

 

местного

 

стиля

сумма

 

местных

 

стилей

 

либо

 

их

 

частей

Именно

 

характеристика

 

местного

 

стиля

 

и

 

имеющиеся

 

предварительные

 

знания

 

о

 

нем

 

определяют

 

плани

-

рование

 

экспедиции

стратегию

 

и

 

тактику

 

работы

 

с

 

ней

Лишь

 

правильно

 

представив

 

себе

 

границы

 

объекта

удастся

 

получить

 

верный

 

ключ

 

организации

 

фольклорной

 

экспедиции

Определение

 

стратегии

 

и

 

тактики

 

экспедиционной

 

работы

 – 

также

 

очень

 

сложный

 

процесс

Объект

 

экспе

-

диции

 

всегда

 

местный

уникальный

Следовательно

проекты

программы

 

и

 

планы

 

творческой

 

работы

 

должны

 

также

 

носить

 

местный

 

характер

с

 

учетом

 

локально

 

ограниченной

 

во

 

времени

 

и

 

пространстве

 

ситуации

В

 

экспедиционной

 

работе

 

можно

 

выделить

 

две

 

важнейшие

 

стра

-

тегии

Первое

 

направление

 – 

это

 

учет

 

и

 

координация

 

исследований

проводимых

 

экспедицией

а

 

также

 

обработка

 

и

 

анализ

 

общих

 

сведений

 

о

 

собирании

 

фольклора

 

на

 

всей

 

территории

 

проживания

 

данной

 

этнической

 

группы

Этот

 

учет

 

должен

 

включать

 

результаты

 

всех

 

смежных

параллельно

 

действующих

 

или

 

ранее

 

осуществленных

 

фольклорных

 

экспедиций

Основная

 

работа

 

при

 

этом

 

сводится

 

к

 

организации

 

обмена

 

информацией

поиска

 

способов

 

взаимодействия

 

со

 

сложившимися

 

организационными

 

структурами

 

и

 

влияния

 

на

 

них

 

при

 

сохранении

 

автономности

 

в

 

работе

Данная

 

координация

 

работы

 

очень

 

важна

но

 

на

 

начальном

 

этапе

 

носит

 

нетворческий

 

характер

 

и

 

строится

 

на

 

принципах

 

информационно

-

справочных

 

подразделений

При

 

этом

 

необходимо

 

с

 

максимальной

 

полнотой

 

охвата

 

разноплановых

 

источников

 

учитывать

 

направление

время

 

и

 

цель

 

организуемых

 

экспедиций

а

 

также

 

их

 

основные

 

результаты

Важнейшую

 

роль

 

имеет

 

также

 

оперативность

 

распространяемой

 

информации

 

данного

 

содержания

Второе

 

направление

 – 

это

 

тактика

 

создания

 

собственных

 

научных

 

и

 

творческих

 

традиций

направленная

 

на

 

укрепление

 

собственных

 

научных

 

позиций

поднятие

 

престижа

 

с

 

помощью

 

конкретной

 

творческой

 

акции

дос

-

таточно

 

масштабной

но

 

глубоко

 

научно

 

проработанной

Такая

 

тактика

 

предполагает

 

концентрацию

 

усилий

 

с

 

перспективой

 

быстрого

 

получения

 

ярких

 

результатов

 

Примером

 

такой

 

акции

 

может

 

служить

 

организация

 

фольклорной

 

песенной

 

экспедиции

действующей

 

в

 

определенном

 

регионе

 

или

 

этнической

 

группе

 

на

 

протяжении

 

нескольких

 

лет

В

 

целом

 

результаты

 

большинства

 

организуемых

 

экспедиций

 

позволяют

 

констатировать

 

проблемную

 

си

-

туацию

 

угасания

 

фольклорной

 

песенной

 

традиции

Поэтому

 

важно

 

конкретизировать

на

 

какой

 

ступени

 

угаса

-

ния

 

находятся

 

местные

 

художественные

 

стили

определить

 

наибольшую

 

точку

 

риска

Кроме

 

того

следует

 

предпринять

 

меры

способные

 

поддержать

 

и

 

укрепить

 

угасающую

 

традицию

Для

 

разрешения

 

этой

 

проблемы

 

необходима

 

разработка

 

типологии

 

стилей

 

по

 

степени

 

их

 

сохранности

 

и

 

жизнеспособности

К

 

сожалению

в

 

настоящее

 

время

 

наблюдается

 

явный

 

недостаток

 

информации

позволяю

-

щей

 

построить

 

подобную

 

типологию

Необходимо

 

сконцентрировать

 

внимание

 

на

 

наиболее

 

важном

сохранном

 

и

 

на

 

образцах

-

эталонах

 

местного

 

художественного

 

стиля

а

 

затем

 

уже

 

выработать

 

методику

 

экспедиционной

 

работы

 

в

 

современных

 

условиях

В

 

ситуации

 

утраты

 

песенной

 

традиции

 

сам

 

характер

 

экспедиции

 

должен

 

быть

 

иным

Особый

 

акцент

 

дол

-

жен

 

быть

 

сделан

 

на

 

сбор

 

материала

 

по

 

крупицам

осколкам

туманным

 

воспоминаниям

 

с

 

последующим

 

вдум

-

чивым

 

анализом

 

его

Локальное

 

ограничение

 

экспедиционного

 

проекта

 

целесообразно

 

лишь

 

на

 

начальном

 

этапе

Необходимо

 

изучать

 

фольклор

 

соседних

 

сел

регионов

 

и

 

пограничных

 

областей

Постоянно

 

действующая

 

экспедиция

 

должна

 

осуществляться

  "

вахтовым

методом

 

с

 

постоянной

 

сменой

 

состава

что

 

позволит

 

большинству

 

участников

 

коллектива

 

приобрести

 

опыт

 

и

 

усовершенствовать

 

школу

 

фольклорной

 

работы

Это

 

постепенно

 

должно

 

привести

 

к

 

новому

 

качеству

 – 

к

 

постоянному

 

положительному

 

воздействию

 

экспедиционной

 

работы

 

на

 

сельскую

 

традицию

Реальная

 

отдача

 

собирательско

-


background image

исследовательской

 

работы

 

возможна

 

через

 

организацию

 

фестивалей

концертов

творческих

 

встреч

 

коллекти

-

вов

ансамблей

создание

 

фольклорных

 "

изб

", "

домой

 

фольклора

", 

аудиозаписей

а

 

также

 

пропаганда

 

последних

 

на

 

кассетах

через

 

радио

телевидение

 

и

 

публикацию

 

в

 

прессе

 

силами

 

экспедиции

Вся

 

эта

 

работа

 

будет

 

способ

-

ствовать

 

подъему

 

общественного

 

престижа

 

местного

 

фольклора

Следовательно

окажется

 

разрешимой

 

задача

 

постоянного

 

положительного

 

воздействия

 

экспедицией

на

-

правленного

 

на

 

укрепление

 

сельской

 

фольклорной

 

традиции

являющейся

 

глубинной

 

задачей

 

всякой

 

фольклор

-

ной

 

работы

Параллельно

 

необходим

 

глубокий

 

анализ

 

результатов

 

фольклорных

 

исследований

 

и

 

уже

 

осуществленных

 

экспедиций

В

 

процессе

 

подготовки

 

экспедиции

 

требуется

 

тщательная

 

систематизация

 

существующих

 

фондов

современных

 

звукозаписей

анализ

 

архивов

Множество

 

описаний

 

словесных

 

текстов

 

и

 

обрядов

 

и

 

иных

 

этно

-

графических

 

данных

 

содержится

 

в

 

архивах

У

 

коллекционеров

в

 

фондах

 

радио

 

и

 

музеев

 

можно

 

обнаружить

 

записи

 

на

 

различных

 

носителях

Оперативные

 

публикации

 

научных

 

исследований

 

также

 

должны

 

быть

 

учтены

 

при

 

подготовке

 

экспедиции

Тем

 

самым

 

экспедиция

 

превращается

 

в

 

масштабную

 

социально

-

культурную

 

ак

-

цию

на

 

различных

 

этапах

 

ее

 

подготовки

проведения

 

и

 

реализации

 

результатов

 

проекта

 

окажутся

 

задейство

-

ванными

 

множество

 

людей

Это

 

и

 

позволит

 

сделать

 

работу

 

по

 

возрождению

 

песенных

 

традиций

 

массовой

 

эко

-

культурной

 

акцией

§ 3.  

МЕТОДИКА

 

ОБРАБОТКИ

 

И

 

АРАНЖИРОВКИ

 

НАРОДНОЙ

 

ПЕСНИ

 

 

Аранжировка

 

и

 

обработка

 

народных

 

мелодий

 

должны

 

занять

 

ведущее

 

положение

 

в

 

системе

 

теоретических

 

дисциплин

конечной

 

целью

 

изучения

 

которых

 

является

 

практическое

 

применение

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

 

в

 

творческой

 

деятельности

 

коллектива

Аранжировка

 

и

 

обработка

 

народных

 

мелодий

 

является

 

специальной

 

те

-

мой

ее

 

изучению

 

должно

 

предшествовать

 

освоение

 

курса

 

инструментовки

На

 

занятиях

 

по

 

этому

 

курсу

 

студен

-

ты

 

уже

 

получили

 

необходимые

 

навыки

 

инструментовки

 

музыкальных

 

произведений

 

с

 

симфонических

 

партитур

 

или

 

фортепианных

 

клавиров

 

на

 

типовые

 

составы

 

оркестров

На

 

занятиях

 

по

 

аранжировке

 

студенты

 

опираются

 

на

 

эти

 

знания

 

и

 

навыки

учатся

 

делать

 

сначала

 

переложения

 

многоголосных

 

народных

 

песен

 

непосредственно

 

для

 

оркестров

 

или

 

фольклорных

 

ансамблей

а

 

затем

когда

 

студенты

 

хорошо

 

освоят

 

специфику

 

переложений

 

для

 

своего

 

состава

на

 

занятиях

 

вводится

 

знакомство

 

с

 

композицией

 

как

 

следующий

 

этап

 

в

 

обучении

Изучение

 

элементарных

 

приемов

 

сочинения

 

мелодии

 

строится

 

по

 

принципу

 

постепенности

 

и

 

последова

-

тельности

Обучение

 

начинается

 

с

 

простейших

 

задач

сначала

 

дописать

 

предложенную

 

фразу

затем

 

сочинить

 

мелодию

 

на

 

заданный

 

мотив

заданную

 

последовательность

 

аккордов

 

в

 

форме

 

периода

на

 

предложенные

 

ак

-

корды

 

и

 

так

 

далее

 

по

 

мере

 

усложнения

При

 

этом

 

студент

 

должен

 

изучать

 

способы

 

развития

 

мелодии

простей

-

шие

 

музыкальные

 

формы

В

 

результате

 

проделанной

 

работы

 

обучение

 

основам

 

композиции

 

должно

 

быть

 

при

-

ближено

 

к

 

специфике

 

фольклорного

 

музицирования

к

 

интонационно

-

попевочной

 

природе

 

русского

 

народного

 

многоголосья

самобытной

 

ладовой

 

основе

 

и

 

ритмике

 

народной

 

песни

Следует

 

учитывать

что

 

к

 

числу

 

самых

 

древних

 

форм

 

народного

 

двухголосья

 

можно

 

отнести

 

бурдонное

 

многоголосье

очень

 

характерное

 

для

 

инструментальной

 

музыки

Основу

 

же

 

русской

 

полифонии

 

составляет

 

система

 

подголосков

Иногда

 

подголоски

 

в

 

своей

 

орнаментальности

 

оказываются

 

мелодически

 

интереснее

 

и

 

богаче

чем

 

сама

 

тема

Необходимо

 

познакомить

 

студентов

 

с

 

типичными

 

для

 

народной

 

музыки

 

гармоническими

 

последованиями

широким

 

применением

 

субдоминантовых

 

созвучий

 (II, III 

и

 IV 

ступени

), 

а

 

также

 

трезвучия

 

и

 

септаккорды

 V 

ступени

Созвучия

 

доминанты

 

получили

 

широкое

 

применение

 

лишь

 

в

 

городском

 

фольклоре

 

XVIII–

Х

I

Х

 

вв

Для

 

концовок

 

русских

 

песен

 

характерны

 

плагальные

 

обороты

Следует

 

также

 

обратить

 

особое

 

внимание

 

на

 

особенности

 

лада

 

и

 

ритма

обусловленные

 

стихотворным

 

стихосложением

Студенты

 

должны

 

овладеть

 

умением

 

сочинять

 

подголоски

 

к

 

основной

 

теме

контрапункты

отдельные

 

ва

-

риации

гармонические

 

обороты

ритмику

 

в

 

народном

 

стиле

Все

 

эти

 

элементы

 

затем

 

важно

 

объединить

 

в

 

ва

-

риационный

 

цикл

сначала

 

достаточно

 

простой

затем

 

более

 

усложненный

 

по

 

композиционным

 

приемам

Следующим

 

этапом

 

служит

 

обработка

 

народной

 

мелодии

 

для

 

фольклорно

-

инструментального

 

состава

 

как

 

самостоятельного

 

произведения

Эти

 

обработки

 

лучше

 

озвучить

 

в

 

ансамбле

Глубокое

 

и

 

всестороннее

 

овладение

 

фольклорным

 

материалом

 

для

 

исполнителей

 

эстрадных

 

коллективов

 

предполагает

 

не

 

только

 

качественное

профессионально

-

грамотное

 

освоение

 

текста

 

конкретного

 

произведения

но

 

и

 

поиски

 

синтеза

 

вокального

 

и

 

инструментального

 

начал

ориентированные

 

на

 

психологически

 

оправданное

 

исполнительское

 

прочтение

 

конкретного

 

сочинения

Важным

 

условием

 

становится

 

выработка

  "

комплексного

 

тембра

", 

образуемого

 

слиянием

 

конкретных

 

звучаний

 

вокальной

 

и

 

оркестровой

 

партий

Принципами

 

такого

 

взаимодействия

 

является

 

использование

 

разнообразных

 

видов

 

дублирования

 

и

 

диалогизирования

Тем

 

самым

 

овладение

 

навыками

 

исследования

 

и

 

сбора

 

фольклорного

 

материала

 – 

важная

 

составляющая

 

профессиональной

 

квалификации

 

музыканта

Фольклорный

 

материал

 

следует

 

точно

 

зафиксировать

а

 

затем

 

правильно

 

расшифровать

 

и

 

аранжировать

 

Литература

 

 

1.

 

Бачинская

Н

Русские

 

хороводы

 

и

 

хороводные

 

песни

 / 

Н

Бачинская

. – 

М

.-

Л

., 1951. 

2.

 

Варганова

В

.

В

Русская

 

народная

 

песня

 / 

В

.

В

Варганова

. – 

М

., 1988. 

3.

 

Виноградов

Г

.

С

Детский

 

фольклор

 / 

Г

.

С

Виноградов

. – 

М

., 1978. 

4.

 

Гошовский

В

У

 

истоков

 

народной

 

музыки

 

славян

 / 

В

Гошовский

. – 

М

-

Л

., 1971. 

5.

 

Гусев

В

.

Е

Актуальные

 

проблемы

 

современной

 

фольклористики

 / 

В

.

Е

Гусев

. – 

М

., 1988.