ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 555
Скачиваний: 1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
……………………………………………………...
4
Глава
1.
ФОЛЬКЛОР
КАК
ОСОБЫЙ
ПЛАСТ
КУЛЬТУРЫ
……...
5
Глава
2.
СИНКРЕТИЧНАЯ
ПРИРОДА
ФОЛЬКЛОРА
…………… 15
Глава
3.
УСТНАЯ
ФОРМА
БЫТОВАНИЯ
ФОЛЬКЛОРА
………. 23
Глава
4.
ИСТОРИЧЕСКАЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
И
ЖАНРОВАЯ
СИСТЕМА
ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ФОЛЬКЛОРА
………..
31
§ 1.
Этапы
становления
и
развития
фольклора
,
его
видожанровая
структура
…………………………
31
§ 2.
Народное
песенное
искусство
………………………. 36
§ 3.
Региональные
традиции
русского
народного
песенного
творчества
…………………………………
46
§ 4.
Народное
инструментальное
исполнительство
……. 57
Глава
5.
МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБРАЗЦОВ
НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
…………………………….
81
§ 1.
Развитие
отечественной
музыкальной
фольк
-
лористики
………………………………………
81
§ 2.
Методические
основы
организации
фольклорной
экспедиции
……………………………………………
92
§ 3.
Методика
обработки
и
аранжировки
народной
песни
96
Глава
6.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ
ИСПОЛНЕНИЯ
НАРОДНЫХ
ПЕСЕН
………………………………………
99
§ 1.
Интонационные
особенности
русского
пения
и
принципы
народного
многоголосья
…………………
100
§ 2.
Распевание
в
народном
хоре
………………………… 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
………………………………………………………. 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
………………………………. 118
ПРЕДИСЛОВИЕ
Народное
музыкальное
творчество
–
уникальное
явление
художественной
культуры
социума
.
Оно
отража
-
ет
национальное
художественное
сознание
и
менталитет
того
или
иного
народа
,
в
нем
закрепляются
эстетиче
-
ские
ценности
народа
.
Психологические
черты
нации
находят
отражение
в
метроритмической
,
методической
и
гармонической
основе
народного
мелоса
.
Народная
музыкальная
культура
является
первоосновой
музыкальной
культуры
общества
,
именно
на
основе
народной
музыки
формируется
профессиональная
музыкальная
школа
.
Эстрадная
музыка
тесно
связана
с
этническими
музыкальными
традициями
.
Общеизвестно
,
что
именно
негри
-
тянские
фольклорные
традиции
стали
основанием
для
развития
таких
направлений
эстрадной
музыки
,
как
джаз
,
свинг
,
соул
и
др
.
Фольклорные
традиции
проникают
и
в
современные
направления
музыкального
искусства
(
фолк
-
рок
и
т
.
п
.).
Чрезвычайно
популярны
аранжировки
народных
мелодий
.
Целью
данного
учебного
пособия
является
знакомство
студентов
с
методологическими
и
художественно
-
эстетическими
особенностями
фольклора
в
целом
и
народного
музыкального
творчества
в
частности
.
В
этом
контексте
для
будущего
музыканта
-
исполнителя
важно
понимать
сущность
фольклора
как
феноме
-
на
и
особого
пласта
художественной
культуры
,
его
синкретичной
природы
.
Среди
специфических
особенно
-
стей
фольклора
выделяется
устная
форма
бытования
.
В
данном
учебном
пособии
также
представлены
истори
-
ческая
периодизация
и
жанровая
система
фольклора
.
Специальный
раздел
посвящен
выявлению
методологиче
-
ских
и
методических
основ
исследования
художественных
образцов
в
теории
и
технике
освоения
практических
навыков
исполнения
народных
песен
.
Пособие
предназначено
для
студентов
высших
учебных
заведений
культуры
и
искусства
,
изучающих
му
-
зыкальное
искусство
эстрады
.
Определенный
интерес
оно
может
представить
для
специалистов
в
области
на
-
родного
творчества
и
любителей
народной
музыки
.
Г л а в а
1
ФОЛЬКЛОР
КАК
ОСОБЫЙ
ПЛАСТ
КУЛЬТУРЫ
Фольклор
как
особый
вид
искусства
представляет
собой
качественно
своеобразный
компонент
художест
-
венной
культуры
.
Его
можно
рассматривать
как
праядро
художественной
культуры
,
особый
пласт
в
культуре
общества
.
Можно
констатировать
,
что
фольклор
–
это
древнейший
пласт
народной
художественной
культуры
.
Он
интегрирует
культуру
социума
определенной
этнической
принадлежности
на
особом
витке
исторического
развития
общества
.
Можно
рассматривать
русскую
народную
культуру
как
духовный
архетип
русского
народа
,
возникший
на
раннем
этапе
его
развития
.
Фольклор
неоднозначен
:
в
нем
проявляется
и
безграничная
народная
мудрость
,
и
народный
консерватизм
,
косность
.
В
любом
случае
фольклор
воплощает
высшие
духовные
силы
народа
,
отражает
элементы
национального
художественного
сознания
.
Фольклор
–
это
особая
художественная
целостность
,
он
постоянно
развивается
,
изменяется
,
но
в
то
же
время
эволюционирует
очень
медленно
.
К
сожалению
,
не
сложилось
однозначного
определения
понятия
фольклор
.
Сам
термин
"
фольклор
" (
от
английского
слова
folklore –
народная
мудрость
) –
распространенное
в
международной
научной
терминологии
название
народного
творчества
.
Этот
термин
впервые
был
введен
в
1846
г
.
английским
археологом
У
.
Дж
.
Томсом
.
Как
официальное
научное
понятие
впервые
принят
английским
фольклорным
обществом
(Folk-
lore Society),
основанным
в
1878
г
.
В
1880 – 1990
гг
.
термин
входит
в
научный
обиход
во
многих
странах
мира
,
в
том
числе
и
в
России
.
Первоначально
термином
"
фольклор
"
обозначали
как
предмет
исследования
,
так
и
соответствующую
нау
-
ку
.
Позднее
во
многих
странах
применительно
к
науке
стал
употребляться
термин
"
фольклористика
" (
реже
фольклорогия
).
Постепенно
понятие
"
фольклор
"
начало
охватывать
всю
область
духовной
,
а
иногда
и
матери
-
альной
культуры
народных
масс
.
Но
такое
понимание
данного
феномена
возникло
не
сразу
.
Первоначально
фольклор
трактовали
по
-
разному
.
А
.
Его
рассматривали
как
культуру
нец
u
в
u
лизованных
народов
,
противопоставляя
данную
сферу
художе
-
ственной
культуры
цивилизованной
элитарной
профессиональной
художественной
культуре
.
Б
.
Одной
из
трактовок
была
примитивная
общинная
культура
,
чем
подчеркивалась
принадлежность
дан
-
ного
вида
художественного
творчества
первобытному
,
общинному
типу
социально
-
экономической
организа
-
ции
.
В
.
Имело
место
определение
,
характеризующее
фольклор
как
реликты
первобытной
культуры
в
культуре
цивилизованных
обществ
,
чем
снижалась
значимость
данного
компонента
народного
творчества
и
подчерки
-
вался
его
преходящий
характер
.
Г
.
Существовал
и
классовый
подход
к
определению
фольклора
,
где
он
трактовался
как
культура
народных
классов
в
цивилизованных
странах
.
Все
эти
определения
страдали
односторонностью
и
не
полностью
отражали
данное
эстетическое
и
соци
-
альное
явление
.
Долгое
время
на
Западе
под
фольклором
понималась
крестьянская
культура
конкретного
наро
-
да
.
Причем
культура
одного
этноса
рассматривалась
как
фольклор
,
а
культура
всех
других
этносов
изучалась
антропологией
,
этнографией
и
этнологией
.
Таким
образом
,
можно
констатировать
широкое
разнообразие
трактовок
понятия
"
фольклор
".
Тем
не
ме
-
нее
,
постепенно
доминирующими
оказались
определения
фольклора
в
узком
и
широком
смыслах
:
как
устного
народного
творчества
и
как
совокупности
всех
видов
народного
творчества
в
контексте
народной
жизни
.
Узкая
трактовка
данного
понятия
утвердилась
с
начала
ХХ
в
.
По
проблемам
фольклора
были
написаны
сотни
монографий
,
сборников
,
диссертационных
исследований
.
В
них
исследователи
-
филологи
ограничивали
фольклор
только
устным
народным
творчеством
.
Так
,
К
.
В
.
Чистов
писал
,
что
фольклор
–
это
"
совокупность
устных
словесных
текстов
".
Для
ранних
стадий
развития
человечества
фольклор
–
это
все
формы
духовной
культуры
,
связанные
с
языком
,
выраженные
речевыми
средствами
.
Несколько
иной
позиции
придерживался
В
.
Я
.
Пропп
,
который
определил
специфику
фольклора
в
своей
книге
"
Фольклор
и
действительность
".
Пропп
В
.
Я
.
специально
оговаривает
связь
устного
поэтического
творчества
с
музыкой
. "
Под
фольклором
–
пишет
он
, –
понимается
только
духовное
творчество
".
Поскольку
поэтическое
творчество
почти
всегда
связано
с
музыкой
,
можно
говорить
о
музыкальном
фольклоре
и
выделить
его
как
особую
фольклорную
дисциплину
.
Подобную
же
трактовку
фольклора
,
ограниченную
устным
народным
творчеством
и
музыкальным
фольклором
,
предложил
в
середине
30-
х
годов
Ю
.
М
.
Соколов
.
Очевидно
,
что
данные
определения
более
точные
,
но
и
они
как
бы
"
оставляют
за
скобками
"
такие
виды
и
жанры
фольклора
,
как
танцевальное
искусство
,
народная
драма
,
празднично
-
обрядовая
культура
,
инструмен
-
тальная
музыка
,
изобразительное
и
декоративно
-
прикладное
искусство
.
В
современной
литературе
распространенной
является
расширительная
трактовка
фольклора
как
совокуп
-
ности
народных
традиций
,
обычаев
,
обрядов
,
воззрений
,
верований
,
искусств
.
В
частности
,
известный
фольклорист
В
.
Е
.
Гусев
в
книге
"
Эстетика
фольклора
"
рассматривает
данное
по
-
нятие
как
художественное
отражение
действительности
,
осуществляемое
в
словесно
-
музыкальных
,
хореогра
-
фических
и
драматических
формах
коллективного
народного
творчества
,
выражающих
мировоззрение
трудя
-
щихся
масс
и
неразрывно
связанных
с
жизнью
и
бытом
.
В
энциклопедическом
словаре
фольклор
приравнивается
к
народному
творчеству
,
народному
искусству
.
Он
рассматривается
как
художественная
коллективная
деятельность
трудового
народа
,
отражающая
его
жизнь
,
воззрения
,
идеалы
,
создаваемые
народом
и
бытующие
в
народных
массах
поэзия
(
предания
,
песни
,
сказки
,
эпос
),
музыка
(
песни
,
сказки
,
наигрыши
,
пьесы
),
театр
(
драмы
,
сатирические
пьесы
,
театр
кукол
),
танец
,
архи
-
тектура
,
изобразительное
искусство
и
декоративно
-
прикладное
искусство
.
Народное
творчество
,
зародившееся
в
глубокой
древности
, –
историческая
основа
всей
мировой
художест
-
венной
культуры
,
источник
национальных
художественных
традиций
,
выразитель
народного
самосознания
.
Более
обобщенное
определение
фольклора
было
дано
ЮНЕСКО
в
1985
г
.
Фольклор
(
в
более
широком
смысле
традиционная
народная
культура
) –
это
коллективное
,
основанное
на
традициях
творчество
групп
и
инди
-
видов
,
определяемое
надеждами
и
чаяниями
общества
,
являющееся
адекватным
выражением
культурной
и
соци
-
альной
самобытности
.
ЮНЕСКО
к
формам
фольклора
наряду
с
другими
относит
:
язык
,
литературу
,
музыку
,
танцы
,
игры
,
мифо
-
логию
,
ритуалы
,
обычаи
,
ремесла
,
архитектуру
и
другие
виды
искусства
.
Каргин
A.
С
.
рассматривает
фольклор
(
устно
-
поэтический
,
музыкально
-
драматический
)
как
бытовую
тра
-
диционную
для
этноса
духовную
философско
-
эстетическую
культуру
,
отражающую
его
менталитет
,
сложив
-
шуюся
в
результате
многовекового
коллективного
творчества
путем
устной
коммуникации
,
проявляющуюся
в
бесконечной
множественности
индивидуально
-
личностных
вариантов
.
Ряд
исследователей
подходит
к
пониманию
фольклора
с
конкретно
-
исторических
позиций
,
изучает
про
-
блемы
бытования
фольклора
.
Народное
творчество
,
в
их
понимании
, –
это
зародившаяся
в
глубокой
древности
историческая
основа
всей
мировой
художественной
культуры
,
источник
национальных
художественных
тради
-
ций
,
выразитель
народного
самосознания
.
Гусев
В
.
Е
.
пишет
,
что
фольклор
возник
как
духовное
творчество
родо
-
племенных
коллективов
доклассового
общества
.
Фольклор
очень
многообразен
.
Существует
традиционный
и
современный
фольклор
;
крестьянский
и
го
-
родской
фольклор
.
Традиционный
фольклор
–
это
те
формы
и
механизмы
художественной
культуры
,
которые
сохраняются
,
фиксируются
и
передаются
от
поколения
к
поколению
.
В
них
запечатлены
универсальные
эстетические
ценно
-
сти
,
которые
сохраняют
свою
значимость
вне
конкретно
-
исторических
социальных
изменений
.
Современный
фольклор
отражает
сегодняшний
этап
развития
народного
художественного
творчества
.
Он
вбирает
в
себя
современные
эстетику
,
проблематику
и
художественные
образы
.
Это
также
бесписьменная
куль
-
тура
,
носителями
которой
часто
становятся
маргинальные
слои
общества
.
В
структуре
современного
фольклора
можно
выделить
так
называемый
неофольклор
.
Это
бытовое
художественное
творчество
неформализованного
досугового
характера
,
включающее
одновременно
формы
фольклора
,
массового
и
профессионального
искусст
-
ва
,
художественной
самодеятельности
,
отличающееся
эстетическим
многообразием
,
стилевой
и
жанровой
неус
-
тойчивостью
,
и
выступающее
"
второй
"
волной
в
современной
фольклорной
культуре
.
Крестьянский
фольклор
принадлежит
крестьянской
субкультуре
.
Это
достаточно
стабильная
художест
-
венная
система
.
В
ней
присутствуют
трудовые
,
этические
,
семейно
-
брачные
и
эстетические
ценности
земле
-
дельцев
.
Дошедшие
до
нас
архаичные
ее
слои
представляют
по
духу
и
смыслу
ценностную
систему
земледель
-
ческого
календаря
и
культуру
крестьянства
,
соединившую
в
себе
черты
язычества
и
христианства
.
Городской
фольклор
появился
в
более
поздний
период
,
его
широкое
распространение
относится
к
Х
VIII
в
.
Он
развивался
в
постоянном
взаимодействии
,
с
одной
стороны
,
с
авторским
искусством
в
его
письменных
(
пе
-
чатных
)
формах
,
а
с
другой
–
с
крестьянским
фольклором
.
Очень
характерными
были
процессы
заимствований
от
одного
пласта
культуры
к
другому
.
Они
происходили
посредством
мещанского
фольклора
,
идеи
,
образы
и
художественные
приемы
которого
являлись
определяющими
для
городского
фольклора
.
Фольклор
может
быть
аутентичным
,
сценическим
и
стилизованным
.
Аутентичный
,
или
подлинный
,
фольклор
–
это
народное
искусство
,
не
вычлененное
из
его
исконного
бы
-
тования
.
Он
тесно
связан
с
традиционной
культурой
,
дошедшей
до
нас
от
поколения
к
поколению
.
Сценический
вариант
фольклора
называется
фольклоризмом
.
Он
представляет
собой
точное
воспроизведе
-
ние
аутентичного
образца
на
сцене
исполнителями
-
профессионалами
или
любителями
.
Здесь
фольклор
вычле
-
няется
из
среды
своего
бытования
и
приобретает
особые
оттенки
,
связанные
с
особенностями
его
воплощения
на
сценической
площадке
.
То
есть
фольклоризм
,
или
вторичный
фольклор
, –
это
сценическая
форма
фольклора
,
подготовленная
и
осмысленная
с
учетом
закономерностей
демонстрации
зрителям
,
слушателям
как
художест
-
венного
явления
.
Существуют
несколько
форм
фольклоризма
,
характерные
для
сценического
воспроизведения
народных
традиций
в
условиях
любительского
и
профессионального
творчества
.
1.
Выступления
хранителей
живой
фольклорной
традиции
:
народных
певцов
,
музыкантов
,
танцоров
,
рас
-
сказчиков
,
певческих
и
танцевальных
коллективов
(
так
называемые
аутентичные
,
то
есть
подлинные
этногра
-
фические
ансамбли
).
2.
Реставрация
жанров
традиционного
фольклора
,
в
том
числе
уже
не
бытующих
в
народной
среде
и
не
исполняемых
в
массовом
художественном
творчестве
(
так
называемые
экспериментальные
фольклорные
ан
-
самбли
).
3.
Исполнение
произведений
фольклора
в
обработке
руководителей
музыкальных
,
драматических
или
хо
-
реографических
коллективов
или
в
обработке
профессиональных
композиторов
,
балетмейстеров
,
режиссеров
(
так
называемые
стилизаторские
фольклорные
ансамбли
).
Фольклоризм
–
явление
,
ориентирующееся
на
"
рынок
",
на
запросы
определенных
слоев
в
создании
имид
-
жа
приобщения
к
национальным
истокам
культуры
.
Спрос
на
фольклор
породил
мощную
индустрию
много
-
численных
шоу
,
концертов
,
фестивалей
,
праздников
,
в
которых
принимают
участие
фольклорные
коллективы
,
ансамбли
.
Деятельность
их
несет
в
себе
более
или
менее
искусную
имитацию
фольклора
.
Интерес
публики
и
спрос
на
произведения
фольклора
стимулировали
развитие
стилизованных
произведе
-
ний
,
основанных
на
фольклорном
материале
или
созданных
на
основе
художественных
принципов
и
приемов
фольклора
.
Это
авторские
произведения
,
очень
схожие
с
традиционными
фольклорными
образцами
по
стили
-
стике
,
форме
,
художественному
языку
и
характеру
образов
.
Основными
признаками
фольклора
,
выделяемыми
различными
исследователями
,
являются
его
синкре
-
тизм
,
вариативность
,
изустность
передачи
,
импровизационность
,
коллективность
творческого
процесса
,
тради
-
ционность
и
полиэлиментность
.
Синкретизм
характеризует
взаимосвязь
,
целостность
внутренних
компонентов
и
свойств
фольклора
.
Эту
особенность
мы
рассмотрим
в
другом
разделе
работы
.
Вариативность
можно
рассматривать
как
изменяемость
художественных
произведений
,
их
неповторяемость
при
исполнении
или
иной
форме
воспроизведения
.
Каж
-
дый
автор
или
исполнитель
дополнял
традиционные
образы
или
произведения
собственным
прочтением
или
видением
.
Подлинный
народный
художник
никогда
не
повторяется
,
не
создает
двух
абсолютно
одинаковых
произведений
.
Изустность
передачи
фольклорного
материала
проявляется
в
бесписьменности
форм
передачи
фольклорной
информации
.
Художественные
образы
и
навыки
передаются
от
исполнителя
,
художника
к
слуша
-
телю
и
зрителю
,
от
мастера
к
ученику
.
В
музыкальном
творчестве
очень
характерны
передача
и
заимствование
художественного
материала
по
слуху
, "
с
рук
",
без
использования
письменных
руководств
,
пособий
и
т
.
п
.
Им
-
провизационность
–
это
особенность
фольклорного
творчества
.
Каждое
новое
исполнение
произведения
обо
-
гащается
новыми
элементами
(
текстовыми
,
мелодическими
,
ритмическими
,
динамическими
,
гармоническими
и
т
.
д
.),
которые
привносит
исполнитель
.
Причем
эти
изменения
носят
спонтанный
,
ситуативный
характер
.
Любой
исполнитель
постоянно
вносит
в
известное
произведение
свой
собственный
материал
,
что
способствует
посто
-
янному
развитию
,
изменению
произведения
,
в
ходе
которого
выкристаллизовывается
эталонный
художествен
-
ный
образ
.
Тем
самым
фольклорное
произведение
становится
результатом
многолетнего
коллективного
творче
-
ства
.
Фольклор
полиэлементен
,
поскольку
очевидны
его
внутреннее
многообразие
и
многочисленные
взаимо
-
связи
художественного
,
культурно
-
истори
-
ческого
и
социально
-
культурного
характера
.
Исследованием
фольклора
целенаправленно
занимается
специальная
наука
–
фольклористика
.
В
разное
время
она
воспринималась
как
часть
этнографии
,
отрасль
литературоведения
,
музыкознания
,
отдел
истории
культуры
,
вспомогательная
дисциплина
социологии
,
социальной
психологии
(
психологии
народов
),
антрополо
-
гии
.
Обособлению
фольклористики
предшествовал
длительный
процесс
ее
становления
в
сфере
названных
на
-
ук
.
Истоки
фольклористики
восходят
к
эстетике
древнего
мира
,
к
описаниям
путешественников
,
к
отдельным
высказываниям
писателей
и
композиторов
прошлого
.
Современная
западная
фольклористика
изучает
культуру
первого
слоя
населения
–
крестьянства
.
Предметом
науки
является
материальная
и
нематериальная
культура
.
Не
-
красова
М
.
А
.
в
работе
"
Народное
искусство
как
часть
культуры
"
выделяет
четыре
формы
бытования
народного
искусства
.
Первая
форма
–
это
народное
искусство
,
не
вычлененное
из
своего
этнографического
бытования
.
Подоб
-
ную
форму
можно
встретить
у
аборигенного
населения
,
народностей
крайнего
севера
,
представителей
племен
-
ных
общин
экваториальной
Африки
и
Амазонии
.
Здесь
фольклор
является
неотъемлемой
частью
быта
и
образа
жизни
людей
,
он
непосредственно
сопровождает
их
труд
и
отдых
.
Вторая
форма
–
это
коллективное
творчество
на
основе
промысла
или
творческого
любительского
объе
-
динения
.
Третья
форма
–
это
творчество
единичных
исполнителей
или
мастеров
,
сохраняющих
коллективный
ху
-
дожественный
опыт
.
Четвертая
форма
–
это
профессиональные
коллективы
и
творческие
мастерские
.
Если
рассматривать
фольклор
,
прежде
всего
,
как
искусство
слова
,
то
среди
его
особенностей
или
основ
-
ных
художественных
приемов
можно
выделить
следующие
:
гиперболизация
,
генеалогическая
циклизация
,
при
-
вязывание
одного
сюжета
или
мотива
к
разным
историческим
лицам
или
,
наоборот
,
притягивание
нескольких
сюжетов
к
одному
персонажу
.
Крайне
характерны
сдвиги
хронологии
,
смещение
географического
ареала
,
что
создает
особые
трудности
для
историков
,
опирающихся
на
фольклорные
данные
.
Характерным
приемом
также
является
подчиненность
определенному
композиционному
образцу
,
введение
фантастических
персонажей
,
а
также
перенесение
некото
-
рых
фантастических
черт
на
более
поздний
эпический
(
исторического
)
персонаж
.
Очень
свойственны
фолькло
-
ру
переименования
,
изменения
имен
и
названий
.
В
литературе
существует
несколько
подходов
к
проблеме
происхождения
народного
художественного
творчества
.
В
работах
И
.
Канта
и
Ф
.
Шиллера
,
а
позднее
К
.
Бюхера
,
К
.
Гросса
,
Г
.
Спенсера
,
В
.
Фриче
выдвига
-
ется
и
разрабатывается
теория
игры
.
Художественное
творчество
рассматривается
как
незаинтересованная
дея
-
тельность
,
развивающаяся
из
внутреннего
чувства
прекрасного
,
которое
является
прирожденным
и
свойствен
-
ным
биологической
природе
человека
.
Поэтому
зарождается
чистое
,
не
имеющее
практической
цели
искусство
,
не
связанное
с
хлебом
насущным
.
Искусство
–
это
разновидность
игры
,
где
человек
избавляется
от
забот
и
не
-
взгод
,
получает
подлинную
радость
,
свободно
проявляя
себя
,
свою
сущность
.
Данная
характеристика
не
бес
-
спорна
,
поскольку
фольклор
несет
немаловажную
утилитарную
функцию
.
Еще
одна
теория
происхождения
народного
творчества
была
выдвинута
в
1903
г
.
французским
искусство
-
ведом
С
.
Рейнаком
и
затем
развита
в
исследованиях
Люке
и
Брейля
.
Согласно
этой
концепции
,
творческое
про
-
явление
первобытного
человека
есть
прямое
выражение
религии
,
а
,
соответственно
,
искусство
–
выражение
религиозных
нужд
.
Материалистическая
теория
,
принадлежащая
Г
.
Плеханову
,
рассматривает
художественное
творчество
как
один
из
аспектов
производственного
процесса
.
Немало
проблем
видят
ученые
в
современном
бытовании
фольклора
.
К
основным
функциям
фольклора
относят
религиозно
-
мифологи
-
ческие
,
обрядовые
,
ритуальные
,
художе
-
ственно
-
эстетические
,
педагогические
,
коммуникативно
-
информационные
,
социально
-
психологи
-
ческие
и
др
.
Фольклор
сохраняет
древние
религиозные
представления
,
образы
и
символы
,
его
произведения
позволяют
структурировать
драматургию
обряда
или
ритуала
,
сделать
ее
более
действенной
с
эмоционально
-
художественной
точки
зрения
.
Фольклор
обладает
мощнейшим
этнопедагогическим
потенциалом
,
поскольку
в
нем
запечатлены
представления
и
идеалы
народа
относительно
воспитания
эталонной
личности
в
соответствии
с
нравственно
-
эстетическими
требованиями
этнического
социума
.
Будучи
носителем
значительной
информа
-
ции
различного
содержания
,
фольклор
во
многом
способствует
общению
,
организации
взаимодействия
людей
,
их
лучшему
взаимопониманию
.
В
фольклоре
как
коммуникативном
акте
в
первую
очередь
реализуется
инфор
-
мирующая
(
познавательная
,
повествовательная
,
референтивная
,
денотативная
или
когнитивная
),
выразительная
(
эмотивная
,
экспрессивная
,
автокоммуникативная
)
или
воздействующая
(
апеллятивная
,
импрессивная
,
кона
-
тивная
,
суггестивная
)
функции
.
В
зависимости
от
преобладания
одной
из
этих
функций
,
преимущественное
внимание
участников
коммуникации
сосредотачивается
либо
на
том
,
о
чем
говорится
(
предметное
поле
,
кон
-
текст
,
ситуация
общения
),
либо
на
самом
говорящем
и
его
переживаниях
,
либо
же
на
том
,
кому
адресовано
со
-
общение
.
Однако
при
определенных
условиях
внимание
говорящего
может
акцентироваться
на
форме
сообщения
.
В
таком
случае
резко
возрастает
особая
,
поэтическая
функция
коммуникативного
акта
,
художественный
элемент
общения
.
Строго
говоря
,
только
в
этом
случае
мы
имеем
дело
с
фактами
искусства
.
Нередко
собеседников
мо
-
жет
интересовать
сам
процесс
общения
безотносительно
к
его
конкретному
содержанию
.
Тогда
на
первый
план
выступает
контактоустанавливающая
,
поддерживающая
общение
функция
речи
,
обычно
называемая
лингвис
-
тами
контактивной
или
фатической
.
Наконец
,
иногда
может
отчетливо
выделиться
еще
одна
немаловажная
функция
речевого
общения
–
функция
языкового
толкования
,
разъяснения
смысла
употребляемых
в
разговоре
выражений
.
Эту
функцию
называют
металингвистической
,
метаязыковой
.
Потребность
в
толковании
,
как
пра
-
вило
,
резко
возрастает
,
если
жизненный
опыт
общающихся
,
или
,
как
говорят
иногда
,
их
апперцепционные
базы
не
вполне
совпадают
.
Все
вышеперечисленные
художественные
и
внехудожественные
функции
фольклора
находятся
в
постоян
-
ном
развитии
и
диалектическом
взаимодействии
.
Современный
фольклор
–
явление
сложное
и
в
отдельных
аспектах
противоречивое
.
Оно
находится
в
по
-
стоянном
движении
и
развитии
:
одни
формы
и
жанры
активно
бытуют
,
на
их
основе
возникают
новые
формы
и
произведения
(
песенный
фольклор
),
другие
сохраняются
лишь
частично
.
В
каких
-
то
отдельных
группах
насе
-
ления
трансформируются
и
переосмысляются
;
некоторые
же
забываются
и
отмирают
(
заговоры
,
некоторые
ху
-
дожественные
промыслы
,
ритуалы
,
некоторые
жанры
фольклорного
театра
).
Проблема
современного
состояния
фольклора
включает
два
аспекта
:
состояние
и
судьбы
фольклора
в
на
-
шу
эпоху
,
соотношение
в
нем
традиции
и
новации
и
роль
фольклора
в
профессиональной
самодеятельной
куль
-
туре
.
Общепризнано
,
что
сейчас
сфера
активной
жизни
фольклора
сужается
в
связи
с
особенностями
социаль
-
но
-
экономическо
-
го
развития
общества
.
Но
неправомерно
связывать
состояние
фольклора
только
с
экономиче
-
скими
трудностями
,
с
плохой
или
хорошей
сохранностью
культурно
-
бытовых
традиций
.
Следует
четко
и
ясно
осознать
объективную
истину
:
фольклор
в
современности
функционирует
,
поскольку
сохраняются
уклады
жизни
,
соответствующие
той
традиции
,
благодаря
которой
он
способен
существовать
.
Поэтому
процесс
возро
-
ждения
культурных
традиций
тесно
увязывается
с
возобновлением
патриархальных
укладов
жизни
.
Где
-
то
это
возможно
конструктивно
,
функционально
оправдано
,
а
где
-
то
искусственная
анимация
социальной
сферы
ока
-
зывается
бессмысленной
.
И
в
этом
контексте
мы
сталкиваемся
с
утратой
многих
культурных
ценностей
,
что
можно
предотвратить
только
через
разработку
и
реализацию
специализированных
государственных
федеральных
и
региональных
программ
.
Литература
1.
Аникин
,
В
.
П
.
Русский
фольклор
:
учебное
пособие
/
В
.
П
.
Аникин
. –
М
., 1987.
2.
Виноградов
,
Г
.
Детский
фольклор
/
Г
.
Виноградов
//
Из
истории
русской
фольклористики
. –
Л
., 1978.
3.
Гусев
,
В
.
Е
.
Эстетика
фольклора
/
В
.
Е
.
Гусев
. –
Л
., 1967.