ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 760
Скачиваний: 2
Федеральное
агентство
по
образованию
Федеральное
государственное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования
«
Сибирский
федеральный
университет
»
ТЕОРИЯ
И
ПРАКТИКА
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Курс
лекций
Укрупненная
группа
07000 «
Культура
и
искусство
»
Направление
071200.62 «
Социально
-
культурная
деятельность
и
народное
ху
-
дожественное
творчество
»
Факультет
искусствоведения
и
культурологии
Кафедра
рекламы
и
социально
-
культурной
деятельности
Красноярск
2007
2
Модуль
1.
СОЦИАЛЬНО
-
КУЛЬТУРНАЯ
СФЕРА
И
ТЕХНОЛОГИЯ
МЕНЕДЖМЕНТА
Формируемые
компетенции
:
Социально
-
личностные
:
способность
выстраивать
и
реализовывать
пер
-
спективные
линии
интеллектуального
,
культурного
,
нравственного
и
профес
-
сионального
саморазвития
и
самосовершенствования
.
Инструментальные
:
способность
использовать
навыки
работы
с
инфор
-
мацией
из
различных
источников
.
Профессиональные
:
теоретическое
моделирование
социально
-
культурных
процессов
и
явлений
.
Лекция
1.
Темы
:
Культура
,
социально
-
культурная
сфера
и
менеджмент
.
Сфера
культуры
как
сфера
услуг
.
Особенности
менеджмента
в
социально
-
культурной
сфере
.
Профессионально
-
личностная
модель
менеджера
и
гуманитарная
культура
Культура
,
социально
-
культурная
сфера
и
менеджмент
Как
говорили
великие
Конфуций
и
Платон
,
любое
дело
надо
начинать
с
«
исправления
имен
» —
уточнения
содержания
основных
понятий
.
В
полной
ме
-
ре
это
уместно
и
даже
обязательно
в
изучении
данной
дисциплины
.
Под
ме
-
неджментом
в
содержании
данной
дисциплины
понимается
система
управлен
-
ческой
деятельности
,
обеспечивающей
успешное
функционирование
самых
различных
социальных
институтов
–
организаций
,
призванных
осуществ
-
лять
социально
-
значимую
деятельность
.
Менеджмент
имеет
место
практически
во
всех
сферах
жизнедея
-
тельности
общества
(
коммерческом
и
некоммерческом
бизнесе
,
политике
,
науке
,
образовании
,
конфессиональной
активности
и
т
.
д
.).
Технология
ме
-
неджмента
зависит
от
социально
-
экономического
развития
общества
и
кон
-
кретной
сферы
,
информационного
обеспечения
,
действующего
законодатель
-
ства
и
целого
ряда
других
факторов
.
Содержание
понятия
«
культура
»
в
рамках
изучаемой
дисциплины
це
-
лесообразно
рассматривать
в
двух
аспектах
:
1.
Как
способ
бытия
человека
в
качестве
социального
существа
,
как
о
системе
внегенбетического
наследуемого
социального
опыта
.
В
этом
плане
3
культура
образует
материальную
и
духовную
среду
,
способствующую
форми
-
рованию
и
возвышению
человека
.
2.
Как
конкретная
сфера
жизни
общества
(
сфера
культуры
),
включаю
-
щая
сохранение
и
использование
культурно
-
исторического
наследия
(
му
-
зейное
,
библиотечное
и
архивное
дело
,
национальные
и
местные
традиции
,
праздники
и
т
.
д
.),
художественное
образование
и
детское
творчество
,
искус
-
ство
,
творческую
(
преимущественно
художественную
)
деятельность
,
испол
-
нительство
,
концертную
деятельность
,
организацию
досуга
и
развлечений
,
любительство
,
этнографические
искусства
и
ремесла
,
а
также
деятельность
,
их
обеспечивающую
(
экономика
культуры
,
право
,
финансирование
,
управ
-
ление
,
информация
,
подготовка
и
переподготовка
профессиональной
среды
,
развитие
материально
-
технической
базы
и
т
.
п
.).
Деятельность
в
сфере
культуры
осуществляется
организациями
,
учреж
-
дениями
,
предприятиями
различной
ведомственной
принадлежности
(
госу
-
дарственными
,
муниципальными
,
частными
,
общественными
организациями
)
и
формы
собственности
,
а
также
частными
лицами
.
В
наше
время
культура
и
сфера
культуры
имеют
отношение
к
деятельности
любых
фирм
(
не
только
сферы
культуры
)
и
менеджменту
ими
и
в
них
.
Культура
—
тем
,
что
совре
-
менный
менеджмент
не
только
проявляет
все
большую
зависимость
от
своего
социально
-
культурного
контекста
,
от
социально
-
культурной
среды
фирмы
,
но
и
сам
приобретает
черты
технологии
социально
-
культурного
нововведения
.
Более
того
,
каждая
фирма
все
более
отчетливо
предстает
носителем
опреде
-
ленной
культуры
.
Сфера
культуры
—
потому
что
современный
менеджмент
,
в
силу
его
отмеченных
особенностей
,
очень
тесно
сотрудничает
с
учреж
-
дениями
сферы
культуры
:
широкое
развитие
спонсорства
,
благотворительно
-
сти
,
других
форм
связей
с
общественностью
(public relations)
неосуществимы
без
такого
сотрудничества
.
Таким
образом
,
становится
очевидной
актуальность
изучения
техноло
-
гии
менеджмента
в
социально
-
культурной
сфере
.
Г
.
Л
.
Тульчинский
выдвига
-
ет
следующие
аргументы
по
этому
поводу
:
Во
-
первых
,
в
технологическом
содержании
менеджмента
раскрывается
все
богатство
менеджмента
вообще
,
в
сфере
культуры
действуют
самые
раз
-
личные
фирмы
.
Во
-
вторых
,
перспективы
такого
рассмотрения
важны
для
уяснения
воз
-
можностей
сотрудничества
со
сферой
культуры
других
сфер
деловой
актив
-
ности
.
Главная
особенность
менеджмента
в
сфере
культуры
заключается
в
том
,
что
деньги
в
этой
сфере
зарабатываются
преимущественно
не
на
основе
4
простой
коммерции
,
а
на
основе
привлечения
средств
заинтересованных
до
-
норов
:
спонсорства
,
патронажа
,
благотворительности
.
В
-
третьих
,
еще
более
очевидно
другое
обстоятельство
—
нарастание
требований
к
менеджментной
компетентности
специалистов
и
работников
социально
-
культурной
сферы
.
Переход
от
сугубо
административно
-
рас
-
пределительной
технологии
управления
сферой
к
более
широкому
использова
-
нию
экономических
методов
,
от
чисто
дотационного
бюджетного
финансиро
-
вания
структур
к
финансированию
программ
,
к
конкуренции
за
бюджетные
средства
,
необходимости
широкого
привлечения
внебюджетных
средств
,
идеологический
и
политический
плюрализм
,
хозяйственная
самостоятель
-
ность
—
все
это
радикально
меняет
требования
к
профессионализму
ме
-
неджера
в
социально
-
культурной
сфере
.
Если
раньше
он
видел
себя
преиму
-
щественно
работником
«
идеологического
фронта
»,
педагогом
-
воспитателем
,
то
теперь
он
должен
быть
практически
ориентирован
в
технологии
маркетинга
в
коммерческой
и
некоммерческой
деятельности
,
быть
экономически
и
юри
-
дически
грамотным
специалистом
,
короче
говоря
—
быть
полноценно
компе
-
тентным
в
вопросах
менеджмента
,
без
всяких
скидок
на
пресловутую
«
спе
-
цифику
»
сферы
.
Представляется
,
что
специфика
менеджмента
в
социально
-
культурной
сфере
заключается
в
его
многообразном
применении
.
Социально
-
культурная
сфера
включает
в
себя
деятельность
как
сугубо
некоммерческую
(
нонпрофит
-
ную
),
так
и
коммерческую
(
платные
услуги
),
как
местного
,
так
и
международ
-
ного
масштаба
.
Общность
проблем
и
интересов
современного
бизнеса
и
сфе
-
ры
культуры
обусловлены
не
только
их
технологическим
содержанием
.
Сами
эти
технологические
особенности
обусловлены
глубоким
и
принципиальным
обстоятельством
.
Это
дает
основания
утверждать
,
что
современный
бизнес
и
социально
-
культурная
сфера
должны
взаимодействовать
в
своем
развитии
,
и
именно
технология
менеджмента
является
здесь
необходимым
условием
эф
-
фективности
такого
взаимодействия
.
Социально
-
культурная
сфера
уже
не
может
существовать
и
развиваться
как
сфера
исключительно
государственных
интересов
.
Привлечение
внебюд
-
жетных
источников
финансирования
,
все
более
активное
сотрудничество
со
-
циально
-
культурной
сферы
с
финансовым
,
промышленным
и
торговым
капи
-
талом
,
общественными
движениями
и
организациями
–
одно
из
необхо
-
димых
условий
сохранения
культурно
-
исторического
наследия
,
воспроиз
-
водства
творческого
потенциала
,
развития
культурной
жизни
.
5
Однако
и
бизнес
заинтересован
в
сотрудничестве
с
социально
-
культурной
сферой
,
в
частности
осуществление
коммуникативной
полити
-
ки
любой
организации
сегодня
невозможно
без
обращения
к
социально
-
культурным
технологиям
.
Так
,
например
,
формирование
и
продвижение
имиджа
и
репутации
фирмы
,
спонсорство
,
патронаж
и
благотворительность
,
работа
с
персоналом
,
расширение
сотрудничества
,
даже
рекламные
кампании
и
акции
по
стимулированию
продаж
–
все
это
неосуществимо
без
проведе
-
ния
праздников
,
конкурсов
,
выставок
,
культурных
программ
.
Бизнес
и
культура
в
современном
обществе
,
по
мнению
Г
.
Л
.
Тульчин
-
ского
, «
скованы
одной
цепью
» —
предполагают
и
дополняют
друг
друга
,
не
-
мыслимы
друг
без
друга
.
Эта
«
обреченность
»
на
сотрудничество
имеет
глубо
-
кий
политологический
смысл
,
чрезвычайно
важный
для
развития
и
преобра
-
зования
общества
.
Дело
в
том
,
что
это
сотрудничество
,
по
сути
дела
,
являет
-
ся
способом
реализации
гражданского
общества
—
не
декларирования
его
,
а
наращивания
его
реальной
ткани
,
его
механизмов
,
процедур
и
«
мускулов
».
Только
общество
,
в
котором
сложились
и
вызрели
развитые
формы
сотруд
-
ничества
делового
мира
и
сферы
культуры
,
способно
к
саморазвитию
и
само
-
регуляции
социально
-
экономических
и
социально
-
культурных
процессов
—
по
возможности
независимо
от
государства
.
Собственно
,
только
в
таком
обще
-
стве
и
могут
сложиться
реальные
предпосылки
и
условия
для
становления
де
-
мократии
.
Культура
в
современном
обществе
во
все
большей
степени
выступает
и
осознается
не
как
результат
,
следствие
социально
-
экономического
и
полити
-
ческого
развития
,
а
как
необходимое
условие
,
важнейший
фактор
этого
раз
-
вития
,
нравственный
стержень
личности
и
общества
.
Без
опоры
на
этот
ре
-
сурс
,
без
его
сохранения
и
развития
невозможно
обеспечение
других
страте
-
гических
целей
и
задач
,
таких
как
формирование
благоприятного
соци
-
ального
климата
,
интеграция
и
продвижение
городов
и
страны
в
целом
в
ми
-
ровое
информационное
,
социально
-
экономическое
пространство
.
Более
того
,
достижение
главной
стратегической
цели
–
стабильного
улучшения
качества
жизни
всех
слоев
населения
есть
приведение
практических
условий
жизни
и
работы
в
соответствие
с
духовным
потенциалом
любого
территориального
образования
.
В
данном
контексте
,
представляется
целесообразным
рассмотрение
и
са
-
мого
понятия
«
социально
–
культурная
деятельность
».
В
этом
направлении
нельзя
не
отметить
научные
исследования
,
проведенные
в
Московском
госу
-
дарственном
университете
культуры
и
искусств
,
коллективом
ученых
,
которые