Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 553

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6.

 

Круглов

Ю

.

Г

Русские

 

обрядовые

 

песни

 / 

Ю

.

Г

Круглов

. – 

М

., 1982. 

7.

 

Мельников

М

.

Н

Детский

 

музыкальный

 

фольклор

 / 

М

.

Н

Мельников

. – 

М

., 1987. 

8.

 

Науменко

Г

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

Г

Науменко

. – 

М

., 1988. 

9.

 

Попова

Т

Основы

 

русской

 

народной

 

музыки

 / 

Т

Попова

. – 

М

., 1977. 

10.

 

Попова

Т

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

Т

Попова

. – 

М

., 1968. – 

Вып

. 1, 2. 

11.

 

Пропп

В

.

Я

Русские

 

аграрные

 

праздники

 / 

В

.

Я

Пропп

. – 

М

., 2000. – 

С

. 41–45. 

12.

 

Руднева

А

.

В

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

А

.

В

Руднева

. – 

М

., 1994. 

13.

 

Шуров

В

.

М

Стилевые

 

основы

 

русской

 

народной

 

музыки

 / 

В

.

М

Шуров

. – 

М

., 1998. 

 

Вопросы

 

для

 

самоконтроля

 

 

1.

 

Расскажите

 

об

 

основных

 

этапах

 

развития

 

отечественной

 

фольклористики

2.

 

Что

 

необходимо

 

учитывать

 

фольклористу

 

в

 

процессе

 

записи

 

народной

 

музыки

3.

 

Каковы

 

особенности

 

организации

 

фольклорной

 

экспедиции

4.

 

В

 

чем

 

особенности

 

обработки

 

и

 

аранжировки

 

народной

 

мелодии

 

для

 

вокального

 

или

 

инструментально

-

го

 

состава

 

 

Г л а в а

  6  

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ

 

НАВЫКИ

 

ИСПОЛНЕНИЯ

 

НАРОДНЫХ

 

ПЕСЕН

 

 

 

 

Манера

 

исполнения

 

народной

 

песни

 

логически

 

вытекает

 

из

 

своеобразия

 

ее

 

музыкального

 

языка

имеет

 

ге

-

нетические

 

связи

 

с

 

природой

 

народного

 

искусства

Различимы

 

две

 

явные

 

категории

 

исполнителей

непосредст

-

венно

искренно

 

переживающие

как

 

бы

 

каждый

 

раз

 

творящие

 

песню

и

 

просто

 

поющие

Вторые

 

исполняют

 

песню

 

без

 

своего

 

личного

 

отношения

механически

 

повторяя

 

слышанное

Они

 

сообщают

исполняют

 

по

 

нашей

 

просьбе

 

ту

 

или

 

иную

 

песню

но

 

в

 

их

 

глазах

 – 

отчужденность

равнодушие

Творцы

 

не

 

исполняют

а

 "

проживают

песню

Все

 

детали

 

исполнения

 

подчинены

 

жизненной

 

правде

Ниче

-

го

 

нарочитого

нарушающего

 

единство

Такое

 

пение

 – 

образец

 

исполнительства

 

и

 

собственно

 

творчества

емкий

 

лаконизм

 

и

 

вера

 

в

 

истинность

 

своего

 

высказывания

убеждающая

заражающая

 

слушателя

Для

 

них

 

пение

 

песни

 

– 

передача

 

ее

 

смыслового

образного

 

содержания

для

 

выражения

 

которого

 

они

 

находят

 

все

 

новые

 

и

 

новые

 

из

-

гибы

и

 

данную

 

укоренившуюся

 

традицией

 

формулу

 

напева

 

подают

 

с

 

такой

 

значительностью

что

 

производит

 

на

 

слушателя

 

неизгладимое

 

впечатление

С

 

первого

 

же

 

знакомства

 

с

 

народными

 

исполнителями

 

поражает

 

за

-

конченность

 

и

 

полнота

 

выявления

 

формы

 

произведения

 

при

 

одной

 

лишь

 

мелодии

повторяющейся

 

из

 

куплета

 

в

 

куплет

Эти

 

изменения

 – 

своего

 

рода

 

события

рычаги

 

действия

о

 

которых

 

сам

 

исполнитель

 

скорее

 

всего

не

 

подозревает

 

а

 

интуитивно

 

ощущая

 

их

 

необходимость

приберегает

 

для

 

важнейших

 

узловых

 

моментов

поворо

-

тов

 

в

 

развитии

 

сюжета

Это

 

достигается

 

опеванием

 

ступеней

синкопами

 

и

 

паузами

Исполнитель

 

передает

 

пре

-

лесть

 

своего

 

реалистического

 

восприятия

 

явлений

поднимает

 

до

 

высот

 

самой

 

сути

вскрывая

 

душу

 

песен

без

 

прекрас

 

и

 

преднамеренностей

Подлинные

 

творцы

-

исполнители

 

заражают

 

своей

 

убежденностью

своим

 

виде

-

нием

 

мира

Бесчисленное

 

многообразие

 

этого

 

видения

 

проявляет

 

натуру

 

исполнителя

мимика

жест

реплики

брошенные

 

вскользь

 

перед

 

исполнением

 

или

 

прерывающие

 

его

Наконец

яркие

 

комментарии

 

к

 

песне

раскры

-

вающие

 

смысловую

 

принадлежность

когда

 

исполнитель

 

в

 

подробностях

 

вспоминает

 

ее

 

бытование

место

 

в

 

действии

 

обряда

 

и

 

еще

 

другие

 

неповторимые

 "

мелочи

". 

Следовательно

можно

 

констатировать

 

наличие

 

достаточно

 

развитой

определенной

 

и

 

целенаправленной

 

системы

 

исполнительских

 

приемов

вне

 

которой

 

подобная

 

вокальная

 

культура

 

много

 

теряет

 

в

 

отношении

 

своей

 

содержательности

 

и

 

выразительности

Прекрасно

 

владеют

 

народные

 

исполнители

 

и

 

манерой

 

вокализации

 

в

 

полголоса

как

 

говорят

  "

тишачка

", 

"

для

 

души

", 

когда

 

каждый

 

поющий

 

вкладывает

 

в

 

песню

 

свои

только

 

ему

 

ведомые

 

мысли

в

 

результате

 

чего

 

песня

 

обретает

 

особый

 

неповторимый

 

тембр

 

их

 

человеческой

 

и

 

творческой

 

самобытности

Для

 

речитативно

-

декламационного

 

типа

 

песен

 

показательна

 

импровизационная

 

манера

 

исполнения

кото

-

рая

 

создает

 

ощущение

 

ритмической

 

свободы

чему

 

способствует

 

периодическое

 

вуалирование

 

сильной

 

доли

Формообразующий

 

процесс

 

в

 

вокальном

 

типе

 

песен

 

проходит

 

также

 

в

 

более

 

широких

 

и

 

просторных

 

для

 

импро

-

визации

 

рамках

Основы

 

вокальной

 

установки

 

при

 

исполнении

 

традиционной

 

музыки

 

остаются

 

неизменными

следова

-

тельно

сохраняются

 

и

 

главные

 

параметры

 

воспитания

 

вокалиста

 

§ 1.  

ИНТОНАЦИОННЫЕ

 

ОСОБЕННОСТИ

 

РУССКОГО

 

ПЕНИЯ

 

И

 

ПРИНЦИПЫ

 

НАРОДНОГО

 

МНОГОГО

-

ЛОСЬЯ

 

 

Ладовая

 

окраска

 

традиционной

 

песни

 

представляет

 

собой

 

гамму

 

разнообразных

 

мажоро

-

минорных

 

оттен

-

ков

 

с

 

чистыми

 

модуляционными

 

отклонениями

Развитая

 

милизматика

 

и

 

микроальтерация

 

еще

 

больше

 

расши

-

ряют

 

диапазон

 

исполнительских

 

средств

 

этих

 

песен


background image

Регистровая

 

дифференциация

 

голосов

 

в

 

многоголосном

 

пении

 

характерна

 

для

 

русской

 

песенной

 

традиции

Функциональное

 

разделение

 

певческих

 

партий

 

характерно

 

для

 

донского

 

казачьего

 

пения

а

 

также

 

для

 

песен

 

русского

 

Севера

В

 

различных

 

регионах

 

России

 

существовали

 

свои

 

каноны

 

исполнения

В

 

одних

 

регионах

 

было

 

принято

 

петь

 

только

 "

толстыми

голосами

в

 

других

 – 

только

 "

тонкими

", 

в

 

третьих

 

пели

 

смешанными

 – "

тол

-

стыми

и

  "

тонкими

". 

Старший

 

возрастной

 

слой

 

часто

 

пел

 

исключительно

  "

толстыми

голосами

женская

 

же

 

молодежь

 

обычно

 

пела

 

либо

 "

смешанными

", 

либо

 "

толстыми

". 

Младший

 

же

 

возрастной

 

слой

 

женщин

 

пел

 "

тон

-

кими

голосами

Понятие

  "

тонкого

голоса

 

связано

 

не

 

только

 

с

 

регистром

но

 

и

 

с

 

особым

 

резким

несколько

 

фальцетным

 

тембром

применение

 

которого

 

очень

 

трудно

 

и

 

требует

 

особого

 

навыка

Немало

 

поющих

 "

тонки

-

ми

голосами

 

имеют

в

 

сущности

низкий

 

голос

который

 

они

 

посредством

 

особой

 

манеры

 

пения

 

загоняют

 

в

 

верхний

 

регистр

получая

 

при

 

этом

 

фальцетный

 

тембр

При

 

смешанном

 

сложении

 

певческой

 

партитуры

 

вопло

-

щается

 

подразделение

 

вокальных

 

партий

с

 

противопоставленными

 

друг

 

другу

 

тембрами

 

и

 

регистрами

но

 

не

 

мелодически

поскольку

 

верхние

 

голоса

 

чаще

 

всего

 

дублируют

 

верхние

а

 

не

 

отходят

 

от

 

них

 

на

 

терцию

Очень

 

характерно

 

свободное

 

движение

 

голосов

 

по

 

горизонтали

что

 

порождает

 

множество

 

диссонирую

-

щих

 

вертикальных

 

созвучий

 

и

 

придает

 

песням

 

особую

 

терпкость

 

звучания

Этому

 

способствует

 

также

 

крепкая

напряженная

 

манера

 

пения

 

сельских

 

исполнителей

Голоса

 

поющих

 

отчетливо

 

подразделяются

 

на

 

три

 

обособленные

 

группы

Запевалы

 

ведут

 

основную

сред

-

нюю

 

вокальную

 

партию

Нижние

 

голоса

 "

басуют

", 

образуя

 

прочное

 

гармоническое

 

основание

надежный

 

фун

-

дамент

 

всей

 

песни

Верхние

 

подголоски

 

противопоставляются

 

главной

 

мелодии

проходящей

 

у

 

запевалы

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

поддерживают

 

ее

Сливаясь

 

в

 

одну

 

вокальную

 

партию

верхние

 

голоса

 

строго

 

координируются

 

с

 

ба

-

сом

формируют

 

с

 

ним

 

устойчивый

 

квинтовый

 "

каркас

". 

Певческая

 

традиция

 

Черноземья

 – 

яркая

полетная

звонкая

открытая

Несколько

 

резкая

 

и

 

энергичная

 

по

-

дача

 

звука

 

обусловлена

 

благоприятными

 

климатическими

 

условиями

  (

ширь

 

полей

 

и

 

лугов

мягкий

 

климат

), 

спецификой

 

открытого

 

пространства

особенностями

 

художественной

 

образности

 

песен

Звучание

 

женских

 

голосов

 

в

 

низком

 

грудном

 

регистре

а

 

мужских

 – 

в

 

предельно

 

высокой

 

тесситуре

певу

-

честь

 

местного

 

говора

 

создают

 

благоприятные

 

условия

 

для

 

тесного

 

расположения

 

голосов

их

 

взаимозамены

насыщенности

полноты

 

и

 

плотности

 

многоголосной

 

фактуры

Щуров

 

В

.

М

определяет

 

как

 

один

 

из

 

характерных

 

вокальных

 

приемов

 

в

 

южно

-

русском

 

пении

 

использова

-

ние

 

женскими

 

высокими

 

голосами

 

особых

 

коротких

 

призвуков

 

флажолетного

 

тембра

 

в

 

высоком

 

регистре

По

-

добные

 "

иканья

", 

украшающие

 

напев

применяют

 

в

 

процессе

 

вокальной

 

импровизации

 

наиболее

 

искусные

 

мас

-

тера

 

народного

 

пения

Народное

 

пение

 

имеет

 

много

 

общего

 

с

 

разговорной

 

речью

Пение

 

так

 

же

как

 

и

 

слово

требует

 

ясного

 

вы

-

разительного

 

произнесения

 

слова

Как

 

в

 

разговорной

 

речи

так

 

и

 

в

 

пении

 

проявляются

 

тембр

повышение

 

и

 

по

-

нижение

 

тонов

Тем

 

самым

 

можно

 

выделить

 

высоту

регистры

 

и

 

диапазоны

Речь

как

 

и

 

пение

осуществляется

 

только

 

на

 

основе

 

дыхания

Хорошо

 

звучащая

 

речь

 

всегда

 

певучая

звуч

-

ная

мягкая

в

 

ней

 

присутствует

 

тот

 

элемент

 

распевности

который

 

при

 

упражнении

 

и

 

развитии

 

может

 

вплотную

 

сопоставляться

 

с

 

пением

Разговор

 

обычно

 

осуществляется

 

в

 

среднем

 

регистре

на

 

наиболее

 

удобных

 

примарных

 

звуках

Но

 

при

 

эмоциональных

 

подъемах

при

 

удивлении

гневе

радости

 

и

 

других

 

сильных

 

внезапных

 

чувствах

 

возгласы

ре

-

чевые

 

интонации

 

свободно

 

переносятся

 

на

 

другие

 

регистры

более

 

высокие

 

или

 

низкие

Поэтому

 

речь

 

в

 

зависи

-

мости

 

от

 

смысла

 

принимает

 

самую

 

разнообразную

 

окраску

Речевые

 

навыки

 

развиваются

 

с

 

рождения

 

человека

люди

 

разговаривают

 

совершенно

 

свободно

непринужденно

не

 

задумываясь

 

над

 

тем

как

 

произносятся

 

звуки

Дыхание

 

при

 

разговоре

 

берут

расходуют

 

и

 

задерживают

 

автоматически

воздуха

 

берется

 

ровно

 

столько

сколь

-

ко

 

нужно

 

для

 

задуманной

 

фразы

И

 

сам

 

разговаривающий

и

 

слушатели

 

не

 

замечают

 

и

 

не

 

слышат

 

этого

 

дыха

-

ния

хотя

 

фразы

 

бывают

 

очень

 

длинные

Если

 

эти

 

естественные

годами

 

выработанные

 

навыки

 

звукообразова

-

ния

 

приблизить

 

к

 

пению

 

так

чтобы

 

человек

 

пел

 

тем

 

же

 

способом

каким

 

разговаривает

то

 

успех

 

обеспечен

в

 

пении

 

он

 

будет

 

сохранять

 

ту

 

же

 

естественность

 

и

 

непринужденность

как

 

и

 

в

 

разговорной

 

речи

Пению

 

хоро

-

ших

 

народных

 

певцов

 

всегда

 

свойственна

 

эта

 

непринужденность

Пение

 

отличается

 

от

 

разговорной

 

речи

 

тем

что

 

оно

 

связано

 

с

 

музыкальными

 

звуками

 

определенной

 

высоты

длительности

 

и

 

последовательности

В

 

разговорной

 

речи

 

обычно

 

растягиваются

 

только

 

смысловые

 – "

ударные

гласные

остальные

 

буквы

 

про

-

износятся

 

скороговоркой

то

 

есть

 

неударные

 

гласные

 

как

 

бы

 "

съедаются

". 

На

 

этом

 

построена

 

механика

 

вырази

-

тельности

 

человеческой

 

речи

В

 

пении

 

певец

 

должен

 

подчиняться

 

другим

 

законам

которые

 

отводят

 

каждому

 

звуку

 

и

 

буквам

 

определенное

 

время

 

звучания

Иногда

 

это

 

не

 

совпадает

 

с

 

логикой

 

речи

другими

 

словами

во

 

время

 

пения

 

необходимо

 

сохранять

 

разговорный

 

смысл

 

звука

идущий

 

от

 

слова

Но

произнося

 

слово

оно

 

будет

 

мертво

если

 

мы

 

не

 

сообщим

 

ему

 

верную

 

интонацию

Интонация

 

и

 

есть

 

смысловой

 

посыл

 

звучащего

 

слова

желание

 

человека

 

выразить

 

определенную

 

мысль

 

или

 

чувство

 

при

 

помощи

 

слова

то

 

есть

 

разговорная

 

речь

 

на

-

сыщена

 

смысловыми

 

интонациями

. "

Разговорная

манера

 

пения

характерная

 

для

 

народных

 

певцов

подразуме

-

вает

прежде

 

всего

сохранение

 

этих

 

интонаций

Интонационная

 

выразительность

 – 

основа

 

искусства

 

народного

 

пения

Пение

 

как

 

распевная

 

музыкальная

 

речь

 

обладает

 

особыми

 

вокальными

 

свойствами

Во

 

время

 

пения

 

певец

 

должен

 

поддерживать

 

непрерывность

полноценность

 

и

 

ровность

 

звучания

 

голоса

Особое

 

значение

 

в

 

овладении

 

техникой

 

пения

 

имеет

 

выработка

 

высокой

 

позиции

 

звука

Мелодия

 

состоит

 

из

 

звуков

 

разной

 

высоты

и

 

переход

 

с

 

одного

 

звука

 

на

 

другой

 

всегда

 

составляет

 

для

 

певца

 

трудность

особенно

 

при

 

больших

 

скачках

 

снизу

 

вверх

 

и

 

наоборот

Трудность

 

усугубляется

 

тем

что

 

в

 

голосе

 

человека

 

несколько

 

регист

-

ров

которые

 

имеют

 

разную

 

механику

 

звукообразования

У

 

опытных

 

певцов

 

изменение

 

в

 

звукообразовании

 


background image

происходит

 

постепенно

 

и

 

незаметно

регистровые

 

переходы

 

как

 

бы

 

сглаживаются

и

 

на

 

слух

 

голос

 

звучит

 

сво

-

бодно

 

и

 

ровно

У

 

неопытного

 

певца

 

в

 

голосе

 

происходят

 

неприятные

 

на

 

слух

 

изменения

а

 

на

 

переходах

 

одного

 

регистра

 

в

 

другой

 

голос

 "

ломается

", 

после

 

этого

 

звучит

 

совсем

 

по

-

другому

Выравнивание

 

звучания

 

голоса

 

на

 

регистровых

 

переходах

 

является

 

одной

 

из

 

главных

 

трудностей

 

пения

Преодоление

 

этих

 

трудностей

 

и

 

в

 

народном

 

пении

 

достигается

 

путем

 

округления

 

звука

позволяющего

 

певцу

 

найти

 

наилучшую

 

позицию

 

звучания

 

голоса

 – 

высо

-

кую

Однако

 

округление

 

в

 

народном

 

пении

 

допустимо

 

только

 

в

 

известной

 

степени

когда

 

оно

 

не

 

очень

 

глубо

-

кое

Округление

 

улучшает

 

звучание

 

народного

 

голоса

 

и

 

помогает

 

ему

 

преодолевать

 

регистровые

 

трудности

В

 

основном

 

этот

 

прием

 

используется

 

при

 

исполнении

 

обработок

 

и

 

авторских

 

сочинений

Исполнить

 

гласную

 

с

 

округлением

 – 

несколько

 

приблизить

 

при

 

фонации

 

позицию

 

других

 

гласных

 (

а

я

э

е

у

ю

к

 

гласной

 "

о

". 

В

 

удобной

 

тесситуре

 

пропеть

 

гласную

 "

о

", 

затем

 

все

 

остальные

 

гласные

приблизив

 

их

 

к

 

вокальной

 

позиции

 "

о

". 

При

 

округлении

 

звука

 

мягкое

 

небо

 

имеет

 

более

 

высокое

 

положение

а

 

звук

 

становится

 

более

 

объемным

однако

 

необходимо

 

следить

чтобы

 

звук

 

оставался

 

близким

 

разговорному

поскольку

 

при

 

неумелом

 

использо

-

вании

 

приема

 

округления

 

утрачивается

 

характер

 

народной

 

певческой

 

манеры

основанной

 

на

 

речевой

 

позиции

Необходимо

 

подчеркнуть

 

особую

 

важность

обязательность

 

высокой

 

позиции

 

звука

 

для

 

качественного

 

звучания

 

народного

 

голоса

Высокая

 

позиция

 – 

это

 

наилучшая

 

пропорция

 

звучания

 

в

 

голосе

 

высоких

головных

 

обертонов

Ясно

 

слышимые

 

при

 

высокой

 

позиции

 

верхние

 

призвуки

 

придают

 

голосу

 

особую

 

заостренность

 

и

 

точность

 

звучания

полетность

В

 

народном

 

пении

 

высокая

 

позиция

 

сочетается

 

с

 

близким

 

посылом

 

звука

при

 

котором

 

он

 

вместе

 

со

 

словом

 

как

 

бы

 

слетает

 

с

 

кончика

 

языка

При

 

работе

 

над

 

высокой

 

позицией

 

звука

 

нельзя

 

забывать

 

об

 

одновременной

 

опоре

 

на

 "

столб

", 

так

 

как

 

процесс

 

пения

 – 

это

прежде

 

всего

взаимодействие

Нужно

 

не

 

упустить

 

основную

 

задачу

мяг

-

кое

точное

ровное

 

движение

 

голоса

 

по

 

звукам

 

мелодии

 

на

 

всем

 

диапазоне

 

песни

Механика

 

звукообразования

 

при

 

этом

 

одна

 

и

 

та

 

же

 

в

 

любом

 

пении

но

 

устройство

 

певческого

 

аппарата

 

так

 

сложно

 

и

 

индивидуально

а

 

органы

 

звукообразования

 

так

 

гибки

 

и

 

подвижны

что

 

различные

даже

 

небольшие

 

изменения

 

их

 

могут

 

создавать

 

новые

 

комбинации

 

образования

 

звука

В

 

этом

 

и

 

заключается

 

возможность

 

образования

 

различных

 

манер

 

пения

Для

 

русской

 

народной

 

манеры

 

звукообразования

 

характерно

 

натуральное

 

открытое

 

звучание

 

голоса

хотя

 

в

 

разных

 

областях

 

России

 

манера

 

пения

 

варьируется

в

 

северных

 

русских

 

областях

в

 

Поволжье

в

 

некоторых

 

районах

 

Урала

 

и

 

Сибири

 

поют

 

более

 

округленным

 "

узким

и

 

легким

 

звуком

Но

 

округлением

 

народные

 

певцы

 

пользуются

 

ровно

 

столько

сколько

 

необходимо

 

для

 

сглаживания

 

регистровых

 

изменений

 

в

 

голосах

 

при

 

боль

-

шом

 

диапазоне

 

хоровой

 

партитуры

оставляя

 

звучание

 

открытым

У

 

народных

 

певцов

 

связки

 

смыкаются

 

более

 

плотно

чем

 

у

 

академических

 

и

 

в

 

значительно

 

большей

 

степе

-

ни

 

используется

 

грудной

 

резонатор

так

 

как

 

народное

 

пение

 

преимущественно

 

грудное

Обычно

 

народные

 

пев

-

цы

 

поют

 

в

 

удобном

 

для

 

них

 

регистре

примерно

 

в

 

пределах

 

октавы

хотя

 

встречаются

 

народные

 

голоса

диапа

-

зон

 

которых

 

превышает

 

полторы

 

октавы

Специфические

 

особенности

 

в

 

народном

 

пении

 

имеют

 

певческое

 

дыхание

 

и

 

атака

 

звука

Грудная

 

клетка

 

человека

как

 

меха

 

баяна

постоянно

 

и

 

ритмично

 

сжимается

 

и

 

расширяется

 

в

 

силу

 

необходимости

 

жизненного

 

дыхания

Этот

 

процесс

 

ритмичен

 

и

 

автоматичен

Но

 

певческое

 

дыхание

 

требует

 

короткого

 

вдоха

 

и

 

возможно

 

долгого

 

выдоха

В

 

результате

 

этого

 

постепенного

 

выдоха

 

грудной

 

воздух

 

снизу

 

равномерно

 

давит

 

на

 

сомкну

-

тые

 

в

 

гортани

 

связки

 

и

прорываясь

 

короткими

 

толчками

заставляет

 

их

 

вибрировать

 

и

 

звучать

Если

 

во

 

время

 

пения

 

выдох

 

произвести

 

быстро

 

и

 

резко

 – 

получится

 

резкий

 

выкрик

после

 

чего

 

звучание

 

иссякнет

 

до

 

следую

-

щего

 

вдоха

Для

 

поддержания

 

ровного

плавного

 

звучания

 

голоса

 

необходимо

 

сознательное

 

регулирование

 

вдоха

 

и

 

вы

-

доха

За

 

выдох

 

и

 

вдох

 

в

 

организме

 

человека

 

отвечают

 

мышцы

-

вдыхатели

 

и

 

мышцы

-

выдыхатели

Мышцы

-

выдыхатели

помимо

 

своей

 

основной

 

роли

 

расширения

 

грудной

 

клетки

 

при

 

вдохе

играют

 

роль

 

своеобразного

 

тормоза

замедляющего

 

выдох

Равномерное

 

противодействие

 

сомкнутых

 

связок

 

давящему

 

на

 

них

 

снизу

 

груд

-

ному

 

воздуху

 

создает

 

ощущение

 

звучащего

 "

столба

и

 

опоры

 

голоса

 

на

 

этот

 "

столб

". 

Певец

 

при

 

этом

 

чувствует

что

 

звучащий

 "

столб

основанием

 

своим

 

опирается

 

на

 

диафрагму

а

 

вершиной

 

уходит

 

в

 

голову

у

 

народных

 

пев

-

цов

 – 

где

-

то

 

вблизи

 

верхних

 

зубов

 

и

 

переносицы

Ощущение

 "

столба

при

 

хорошем

 

и

 

удобном

 

звучании

 

голоса

 

возникает

 

как

 

у

 

народных

 

певцов

так

 

и

 

у

 

академических

Опыт

 

работы

 

с

 

народными

 

певцами

 

показывает

что

 

лучше

 

сохранить

 

непроизвольный

естественный

 

для

 

данного

 

человека

 

тип

 

вдоха

грудной

нижне

-

реберный

смешанный

исключая

 

верхне

-

грудной

 

или

 

ключичный

 

как

 

непригодный

 

для

 

пения

Вдох

 

должен

 

быть

 

легким

беззвучным

но

 

достаточно

 

глубоким

Для

 

этого

 

необходимо

 

следить

чтобы

 

певец

 

не

 

хватал

 

воздух

 

ртом

а

 

делал

 

как

 

бы

 "

внутренний

вдох

то

 

есть

 

набирал

 

воздух

 

при

 

помощи

 

расшире

-

ния

 

брюшных

 

мышц

 

и

 

через

 

нос

Очень

 

опасен

 

перебор

 

воздуха

Это

 

явление

 

очень

 

распространено

 

у

 

многих

 

певцов

даже

 

профессиональ

-

ных

При

 

большом

 

количестве

 

набранного

 

воздуха

 

трудно

 

регулировать

 

выдох

При

 

излишнем

 

и

 

шумном

 

вдохе

 

певцы

 

почти

 

всегда

 

форсируют

 

звук

что

 

ни

 

в

 

коем

 

случае

 

нельзя

 

допускать

. "

Опора

голоса

 

при

 

выдохе

 

произ

-

водится

 

только

 

на

 

опустошенную

 

диафрагму

Внешне

 

при

 

этом

 

наблюдается

 

ощутимое

 

движение

 

грудной

 

клетки

 

вниз

одновременно

 

напряжение

 

мышц

 

в

 

области

 

диафрагмы

 (

в

 

поясе

). 

При

 

высоких

 

и

 

сильных

 

звуках

 

это

 

движение

 

мышцы

 

очень

 

заметно

 

и

 

ощутимо


background image

Во

 

время

 

пения

 

найденное

 

ощущение

 

опоры

 

нужно

 

зафиксировать

 

на

 

все

 

время

 

звучания

 

голоса

Иногда

 

неопытные

 

певцы

желая

 

задержать

 

дыхание

от

 

излишнего

 

старания

 

как

 

бы

 

запирают

 

воздух

 

в

 

груди

В

 

таком

 

случае

 

взаимодействие

 

голосовых

 

связок

 

и

 

грудного

 

воздуха

 

нарушается

Мышцы

 

груди

 

и

 

живота

 

напряжены

но

 

голос

 

не

 

звучит

Чтобы

 

предотвратить

 

искусственность

 

в

 

работе

 

певческого

 

аппарата

следует

 

всегда

 

искать

 

в

 

жизненной

 

практике

 

естественный

 

отправной

 

момент

при

 

котором

 

нужное

 

звучание

 

проявляется

 

как

 

бы

 

само

 

собой

например

воспроизведение

 

ауканья

 

и

 

перекличек

 

в

 

лесу

ощущение

 

опорности

 

звука

 

можно

 

найти

 

путем

 

естественного

 

вздоха

 "

ох

", 

который

 

как

 

бы

 

снимает

 

усталость

При

 

многократном

 

повторении

 "

ох

на

 

различной

 

звуковой

 

высоте

 

довольно

 

скоро

 

начинающий

 

певец

 

начинает

 

понимать

 

процесс

 

опорности

 

дыхания

При

 

этом

 

хорошо

 

распевается

 

голос

если

 

помнить

 

о

 

том

что

 

он

 

должен

 

звучать

 

на

 

свободной

 

гортани

 

в

 

грудном

 

резонато

-

ре

и

 

главное

эти

 

звуки

 

должны

 

произноситься

а

 

не

 

пропеваться

Многолетний

 

опыт

 

работы

 

с

 

народным

 

хором

 

показал

 (

особенно

 

с

 

начинающими

 

певцами

), 

как

 

важно

 

сра

-

зу

 

научить

 

коллектив

 

правильному

 

вокальному

 

дыханию

потому

 

что

 

от

 

этого

 

зависит

 

звучание

 

каждого

 

певца

 

и

 

хора

 

в

 

целом

Для

 

этого

 

необходимо

 

в

 

начале

 

каждой

 

репетиции

 

уделять

 

некоторое

 

время

 

упражнениям

 

для

 

вокального

 

дыхания

опорности

 

звука

Например

активно

 

вдохнуть

 

через

 

нос

направляя

 

дыхание

 

вниз

 

живота

 

и

 

также

 

активно

 

вытолкнуть

 

дыхание

 

через

 

рот

 – 

это

 

упражнение

 

для

 

работы

 

диафрагмы

 (

следить

чтобы

 

дыха

-

ние

 

не

 

направлялось

 

в

 

грудь

). 

Так

 

подышать

 

полминуты

 

и

 

дать

 

успокоиться

 

организму

 – 

также

 

глубоко

 

ды

-

шать

но

 

выпускать

 

дыхание

как

 

будто

 "

тушишь

 

свечу

"; 

при

 

этом

 

закрепляется

 

опорность

 

воздушного

 "

стол

-

ба

"; 

также

 

активно

 

брать

 

дыхание

 

через

 

нос

при

 

этом

 

поработать

 

руками

 (

поиграть

 

в

 

бокс

): 

на

 

вдох

 – 

движение

 

одной

 

руки

на

 

выдох

 – 

другой

Потом

 

снова

 "

потушить

 

свечу

". 

Такое

 

дыхание

 

очень

 

полезно

 

и

 

для

 

кровообра

-

щения

это

 

как

 

гимнастика

 

перед

 

пением

снимает

 

физическую

 

усталость

особенно

 

перед

 

вечерней

 

репетицией

Далее

закрепляя

 

ощущение

 

опоры

 

на

 "

тушение

 

свечи

", 

повторить

 

это

 

много

 

раз

изображая

 

проколотый

 

мяч

 – 

на

 

сочетании

 

букв

 

тссс

... 

выпускать

 

запас

 

дыхания

которое

 

должно

 

поступать

 

само

 

собой

без

 

нажима

Потом

сохраняя

 

это

 

ощущение

перевести

 

на

 

звук

 "

ми

". 

Но

 

опять

 

же

 

не

 

петь

 

этот

 

звук

а

 

как

 

бы

 

поставить

 

голос

 

на

 

опору

на

 

эту

 

высоту

и

 

освободить

 

его

голос

 

звучит

 

сам

опираясь

 

на

 

дыхание

На

 

этом

 

упражнении

 

хорошо

 

отрабатывается

 

цепное

 

дыхание

 

в

 

хоре

а

 

также

 

филировка

 

звука

 (

р

мр

ф

фф

), 

то

 

есть

 (

крещендо

диминуэн

-

до

), 

нюанс

который

 

возможен

 

только

 

при

 

владении

 

вокальным

 

дыханием

В

 

хоре

 

это

 

можно

 

делать

 

на

 

октав

-

ном

 

унисоне

 

или

 

квинтовом

 

сочетании

 

женских

 

и

 

мужских

 

голосов

В

 

следующем

 

упражнении

закрепляя

 

навык

 

дыхательной

 

опоры

дается

 

задание

 

произносить

 (

в

 

октавном

 

унисоне

гласные

 

буквы

 "

ё

", "

е

", "

я

близко

на

 

зубах

 

формируя

 

каждую

 

букву

открыто

звучно

Но

 

опять

 

же

 

не

 

пропевать

 

буквы

а

 

восклицать

опирая

 

звук

 

каждой

 

буквы

 

на

 

грудной

 

резонатор

 

и

 "

сбрасывая

его

тренировать

 

этим

 

самым

 

вокальный

 

прием

который

 

используют

 

народные

 

певцы

 

 

 

Исполняя

 

это

 

упражнение

необходимо

 

направлять

 

внимание

 

певца

 

на

 

грудное

 

резонирование

 

голоса

по

-

ложив

 

руку

 

на

 

грудь

постараться

 

запомнить

 

это

 

ощущение

 

и

 

сохранять

 

его

 

при

 

пении

как

 

бы

 

направляя

 

голос

 

на

 

грудь

Поднимаясь

 

по

 

полутонам

 

вверх

примерно

 

с

 

ноты

 

соль

необходимо

 

подключать

 

головной

 

регистр

как

 

бы

 

направляя

 

голос

 

в

 

голову

при

 

этом

 

не

 

отключая

 

грудного

 

резонатора

Каждый

 

певец

 

должен

 

представлять

 

себе

 

работу

 

связок

 

во

 

время

 

пения

Когда

 

голос

 

звучит

 

в

 

среднем

 

ре

-

гистре

связки

 

смыкаются

 

срединой

верхние

 

края

 

связок

 

звучат

 

на

 

высоких

 

тонах

на

 

низких

 

звуках

 

смыкаются

 

нижние

 

края

 

связок

Когда

 

голос

 

звучит

 

ровно

мягко

выразительно

значит

 

певец

 

владеет

 

регистрами

 

во

 

время

 

пения

связки

 

его

 

пластичны

гибки

 

и

 

подчиняются

 

воле

 

певца

 

 

Данное

 

упражнение

 

дает

 

возможность

 

выработать

 

пластичность

 

голоса

 

в

 

верхнем

 

регистре

укрепить

 

опо

-

ру

 

звуками

расширить

 

диапазон

 

голоса

На

 

ощущении

 

е

ё

я

 

произносить

 (

а

 

не

 

петь

сочетание

 

букв

 "

гу

", 

посылая

 

голос

 

на

 

расстояние

далеко

Ни

 

в

 

коем

 

случае

 

не

 

снимать

 

голос

 

с

 

грудного

 

резонатора

Подниматься

 

по

 

полутонам

 

вверх

 

до

 

и

 

выше

также

 

вниз

Это

 

упражнение

 

научит

 

пользоваться

 

смешанным

 

регистром

микстом

Для

 

закрепления

 

опоры

 

звука

 

и

 

грудного

 

резонатора

речевой

 

интонации

 

необходимы

 

упражнения

по

-

строенные

 

на

 

разговорности

Также

начиная

 

с

 

ми

Ь

сказать

: "

Ты

зря

 

ль

 

моя

 

зорюшка

зорюшка

 

вечерняя

", – 

поднимаясь

 

по

 

полутонам

 

вверх

 

и

 

опускаясь

 

вниз

Говорить

 

нужно

 

в

 

резонаторе

соблюдая

 

при

 

этом

 

логиче

-

ский

 

акцент

 

в

 

предложении

подчеркивая

 

ударные

 

слоги

открывая

 

при

 

этом

 

гласные

 

буквы

озвучивая

 

их

Свободное

 

резонирование

 

голоса

 – 

залог

 

хорошего

 

пения

Качество

 

звучания

 

музыкального

 

инструмента

 

зависит

 

от

 

устройства

 

корпуса

который

 

является

 

резонатором

 

звука

В

 

человеческом

 

голосе

 

роль

 

резонатора

 

выполняет

 

грудь

диафрагма

гортань

так

 

называемые

 

нижние

 

грудные

 

резонаторы

 (

расположенные

 

ниже

 

голосовых

 

связок

), 

а

 

также

 

верхние

 

головные

 

резонаторы

глотка

полость

 

рта

носоглотка

 

и

 

ее

 

придаточные

 

полости

Для

 

того

 

чтобы

 

хорошо

 

звучал

 

голос

необходимо

 

его

 

на

-

править

 

в

 

естественные

 

резонаторы

Достаточно

 

проговорить

 

какую

-

то

 

фразу

 

на

 

высоких

 

и

 

низких

 

звуках

как

 

вы

 

почувствуете

 

резонирование

 

голоса

 

в

 

головном

 

и

 

трудном

 

регистре


background image

Непрерывность

 

и

 

ровность

 

звучания

 

голоса

 – 

непременное

 

условие

 

народного

 

пения

У

 

хороших

 

певиц

 

го

-

лоса

 

звучат

 

всегда

 

ровно

 

и

 

непрерывно

Произношение

 

слов

 

и

 

непрерывность

 

звучания

 

голоса

 

органично

 

слиты

 

и

 

составляют

 

единое

 

целое

В

 

художественной

 

самодеятельности

 

руководителю

 

часто

 

приходится

 

сталкиваться

 

с

 

певцами

которые

 

не

 

владеют

 

народной

 

техникой

 

пения

а

 

еще

 

чаще

 

имеют

 

неправильные

 

навыки

 

пения

Какие

 

же

 

дефекты

 

в

 

пении

 

мешают

 

руководителю

 

добиться

 

плавного

 

пения

 

и

 

как

 

их

 

исправить

Самый

 

распространенный

 

недостаток

 – 

это

 

пение

 

толчками

когда

 

голос

 

резко

 

выталкивается

 

из

 

горла

 

и

 

гаснет

прежде

 

чем

 

кончилась

 

музыкальная

 

длительность

 

звука

Это

 

зависит

прежде

 

всего

от

 

атаки

 

звука

Атака

 

бывает

 

жесткая

мягкая

придыхательная

При

 

жесткой

 

атаке

 

голосовые

 

связки

 

резко

 

и

 

напряженно

 

смыкаются

выдох

 

также

 

автоматически

 

становится

 

резким

значительно

 

труднее

 

достигнуть

 

плавности

 

пения

она

 

может

 

привести

 

к

 

перенапряжению

 

и

 

прежде

-

временному

 

износу

 

голосовых

 

связок

При

 

мягкой

 

атаке

 

в

 

народном

 

пении

 

связки

 

смыкаются

 

плотно

но

 

мягко

Мягкая

 

атака

 

щадящая

 – 

она

 

не

 

травмирует

 

и

 

не

 

утомляет

 

связки

поэтому

 

она

 

и

 

может

 

быть

 

рекомендована

 

как

 

основной

 

способ

 

звукообразо

-

вания

 

в

 

народном

 

пении

При

 

придыхательной

 

атаке

 

связки

 

смыкаются

 

не

 

плотно

грудной

 

воздух

 

свободно

 

вытекает

 

сквозь

 

них

не

 

заставляя

 

связки

 

активно

 

вибрировать

Звучание

 

голоса

 

при

 

этом

 

сиплое

вялое

 

Придыхательная

 

атака

 

в

 

народ

-

ном

 

пении

 

практически

 

мало

 

применима

Она

 

встречается

 

в

 

колыбельных

 

песнях

 

и

 

плачах

Работе

 

над

 

плавностью

 

пения

 

очень

 

мешает

 

дурная

 

привычка

 

скандирования

 – 

отбивать

 

слоги

Иногда

 

ударные

иногда

 

все

 

подряд

Чаще

 

всего

 

в

 

хоровом

 

пении

 

это

 

делается

 

в

 

целях

 

ансамбля

 – 

одновременного

 

про

-

изношения

 

слов

 

и

 

четкости

 

ритма

Для

 

достижения

 

отчетливости

 

этот

 

способ

 

самый

 

быстрый

но

 

далеко

 

не

 

самый

 

верный

так

 

как

 

он

 

искус

-

ственен

он

 

не

 

позволяет

 

певцу

 

петь

 

плавно

даже

 

если

 

он

 

захочет

В

 

народе

 

четкость

 

достигается

 

точностью

 

пения

а

 

необходимая

 

акцентировка

 – 

артикуляционными

 

средствами

не

 

нарушающими

 

вокальной

 

линии

Наиболее

 

часто

 

встречающимися

 

недостатками

 

звучания

 

голоса

 

певцов

 

являются

 

следующие

1.   "

Белый

 

звук

" – 

это

 

бестембровый

плоский

невыразительный

 

звук

Он

 

возникает

когда

 

певец

 

не

 

умеет

 

пользоваться

 

естественными

 

резонаторами

Небная

 

занавеска

 

в

 

таком

 

случае

 

неподвижна

маленький

 

язычок

 

низко

 

нависает

 

над

 

корнем

 

языка

Путь

 

к

 

исправлению

 – 

развитие

 

певческой

 

инициативы

нахождение

 

опоры

 

естественного

 

резонирования

 

и

 

высокой

 

позиции

2.  

Глоточный

 

звук

 – 

тяжелый

глухой

как

 

бы

 

выдавленный

 

снизу

 

из

 

груди

крайне

 

неприятный

 

по

 

тембру

 

и

 

совершенно

 

бесперспективный

 

с

 

точки

 

зрения

 

развития

 

голоса

Это

 

грудной

открытый

 

звук

направляемый

 

певцом

 

в

 

глубину

 

расширенной

 

глотки

 

и

 

совершенно

 

лишенный

 

головных

 

обертонов

так

 

как

 

при

 

таком

 

спосо

-

бе

 

звукообразования

 

голос

 

не

 

может

 

найти

 

к

 

ним

 

пути

На

 

глоточный

 

звук

 

чаще

 

всего

 

сбиваются

 

певцы

кото

-

рые

 

не

 

владели

 

до

 

этого

 

манерой

 

и

 

при

 

поисках

 

грудного

 

открытого

 

звука

 "

нашли

звучание

которое

 

им

 

кажет

-

ся

 

очень

 

ярким

 

и

 

сильным

Петь

 

при

 

таком

 

звуке

 

нетрудно

потому

 

что

 

они

 

пользуются

 

исключительно

 

только

 

грудным

 

регистром

Звучание

 

им

 

нравится

 

своей

 

силой

 

и

 

кажущейся

 

яркостью

 (

ведь

 

они

 

слушают

 

себя

 

изнут

-

ри

а

 

не

 

снаружи

). 

Этот

 

звук

 

очень

 

навязчив

 

и

 

заразителен

Если

 

хоть

 

один

 

певец

 

в

 

хоре

 

поет

 

таким

 

звуком

все

 

другие

 

также

 

переходят

 

на

 

него

потому

 

что

 

петь

 

рядом

 

с

 

ним

 

легким

 

и

 

правильным

 

звуком

 

невозможно

Ис

-

правлять

 

его

 

очень

 

трудно

но

 

допускать

 

продолжения

 

пения

 

таким

 

звуком

 

нельзя

3.  

Сиплое

слабое

 

звучание

 

голоса

 

зависит

чаще

 

всего

от

 

отсутствия

 

певческих

 

навыков

вялости

 

певче

-

ского

 

аппарата

Этот

 

недостаток

 

можно

 

исправить

развивая

 

певческие

 

навыки

преимущественно

 "

опору

", 

ак

-

тивизируя

 

певческий

 

тонус

Полезно

 

в

 

качестве

 

упражнения

 

многократно

 

проговаривать

 

распевной

 

скорого

-

воркой

 

фразу

 

плясового

 

или

 

шуточного

 

характера

например

: "

подвернулся

подломился

 

каблучок

да

 

пала

 

де

-

вушка

 

на

 

правый

 

на

 

бочок

и

 

др

4.  

Сиплое

 

и

 

слабое

 

звучание

 

голоса

 

на

 

низких

 

и

 

средних

 

звуках

 

диапазона

более

 

звучное

 

и

 

яркое

 

на

 

вы

-

соких

 

зависит

 

от

 

неумения

 

пользоваться

 

грудным

 

резонатором

неразвитой

  "

опорой

на

 

диафрагму

Для

 

ис

-

правления

 

нужно

  "

искать

грудной

 

тембр

 

в

 

голосе

сначала

 

в

 

разговоре

потом

 

в

 

пении

Иногда

 

при

 

поисках

 

грудного

 

звучания

 

теряется

 

высокая

 

позиция

 

и

 "

пропадает

верхний

 

регистр

чего

 

допускать

 

нельзя

5.  

Крикливое

 

звучание

 

голоса

 

на

 

верхних

 

звуках

 

при

 

звучном

 

и

 

сочном

 

на

 

нижних

 

зависит

 

от

 

неумения

 

сглаживать

 

регистровые

 

переходы

Главную

 

помощь

 

при

 

исправлении

 

недостатка

 

окажет

 

нахождение

 

высокой

 

позиции

Она

 

должна

 

присутствовать

 

на

 

всем

 

протяжении

 

диапазона

По

 

мере

 

движения

 

вверх

 

должно

 

усили

-

ваться

 

звучание

 

головных

 

обертонов

Необходимо

 

подчеркнуть

что

 

весь

 

процесс

 

вокальных

 

занятий

 

должен

 

быть

 

живым

увлекательным

 

и

 

раз

-

нообразным

А

 

руководитель

 

должен

 

своим

 "

вокальным

 

ухом

контролировать

 

звучание

 

голоса

 

певца

замечать

 

малейшие

 

изменения

 

в

 

нем

 

и

 

правильно

 

определить

 

их

 

характер

Развитие

 

вокального

 

слуха

 – 

одно

 

из

 

главных

 

условий

 

повышения

 

квалификации

 

руководителя

 

§ 2.  

РАСПЕВАНИЕ

 

В

 

НАРОДНОМ

 

ХОРЕ

 

 

Важным

 

звеном

 

в

 

работе

 

с

 

хоровым

 

коллективом

 

является

 

распевание

Подготовленные

 

упражнения

 

для

 

распевания

 

должны

 

не

 

только

 

разогреть

 

голосовой

 

аппарат

 

и

 

подготовить

 

его

 

к

 

работе

но

 

и

 

привить

 

опреде

-

ленные

 

навыки

 

народного

 

вокально

-

хорового

 

исполнительства

искоренить

 

имеющиеся

 

недостатки

Каждое

 

распевание

 

должно

 

иметь

 

определенную

 

цель

а

 

весь

 

комплекс

 

упражнений

 

следует

 

строить

 

по

 

принципу

 

от

 

простого

 

к

 

сложному

от

 

узкообъемных

 

звукорядов

 

к

 

более

 

широким

Распевания

 

лучше

 

подбирать

 

недлинные