Файл: Лабораторная работа 1к определение скорости пули при помощи баллистического маятника содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание:

#МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ.

Среднее значение скорости пули рассчитываем по формуле:

, (7)

Аналогично находится среднее значение выделившегося тепла:

Среднеквадратическая ошибка для скорости, ,вычисляется по формуле:

Доверительный интервалы получим, умножив среднеквадратичную ошибку у (см. формулы (9) и (10))на коэффициент Стьюдента t:

(11)

(12)

Окончательные результаты записываем в виде:

,

.

#ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы

Задание 1.

Задание 2.

#Контрольные вопросы

Список литературы

Введение. Содержание:

#МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ. Данная компьютерная программа моделирует натурную лабораторную работу «Проверка справедливости закона Ома». Целью этой работы является экспериментальное подтверждение формул (1) и (2) и определение удельного сопротивления металлического проводника. Рис. 2Из формулы (1) видно, что сила тока прямо пропорционально приложенному напряжению. Если мы измерим силу тока в проводнике и одновременно разность потенциалов на его концах, то график зависимости силы тока от напряжения, по закону Ома, должен быть прямой линией, проходящей через начало координат. Из-за различного рода погрешностей измерений экспериментальные точки могут располагаться не на этой прямой линии. Поэтому мы должны провести прямую так, чтобы сумма квадратов отклонений экспериментальных точек от прямой была минимальной (метод наименьших квадратов). Приблизительно это можно сделать «на глаз» с помощью прозрачной линейки, перемещая ее так, чтобы минимизировать отклонения (см. рис.2). Реальные измерения силы тока и напряжения могут выполнены с помощью двух схем: либо схемы А, либо - схемы Б (см. рис. 3.1, 3.2). Рис. 3.1 Схема «А» Рис. 3.2 Схема «Б»Если для проверки закона Ома используется схема «А», то амперметр показывает силу тока текущую через сопротивление R, но вольтметр в этой схеме показывает разность потенциалов , т.е. суммарное напряжение на амперметре и на сопротивлении R (но нам для проверки закона Ома нужно знать напряжение на сопротивлении R).В схеме «Б» вольтметр показывает нужно нам для проверки закона Ома напряжение равное но амперметр показывает сумму токов, текущих через сопротивление и вольтметр.Выбор оптимальной схемы зависит от величин внутренних сопротивлений конкретных приборов – вольтметра и амперметра, которые мы можем использовать в своей установке для проверки закона Ома. Например, если сопротивление амперметра много меньше, чем исследуемое сопротивление R, а сопротивление вольтметра недостаточно велико по сравнению с сопротивлением R, то предпочтительнее будет схема «А». Если же сопротивление амперметра не очень мало по сравнению с сопротивлением R, а вольтметр достаточно хорош, т.е. его сопротивление очень велико по сравнению с сопротивлением R, то предпочтительнее будет схема «Б».Реально выбрать между схемой «А» и схемой «Б» можно сравнивая показания приборов в схеме «А» и в схеме «Б» для одного и того же напряжения источника при том же исследуемом сопротивлении R. Такая возможность предусмотрена как в натурной установке, так и в нашей модели – мы можем переключать схемы: либо «А», либо «Б».#ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы Задание 1. Цель задания 1: Выбор оптимальной схемы для проверки закона Ома. Порядок выполнения задания 1. Запустить файл Om-2007.exe. Задать в схеме «А» напряжение источника (в этой схеме вольтметр измеряет именно это напряжение) близкое к максимально возможному, указанному рядом с источником. Записать показания вольтметра и амперметра. Переключиться на схему «Б», записать показания вольтметра и амперметра. Провести сравнительный анализ показаний приборов в схеме «А» и в схеме «Б». Сделать обоснованный выбор в пользу одной из схем. Обоснования выбора записать в отчет. В дальнейшем, при выполнении следующих заданий использовать выбранную схему. Задание 2. Цель задания 2: При постоянной длине провода изучить зависимость силы тока в проводнике от разности потенциалов (напряжения) на его концах.Порядок выполнения задания 2. Установить длину провода в пределах от 250 до 500 мм. Величину ее записать в отчете над таблицей измерений. Там же записать диаметр Вашего проводника. l=… м, d = …м

Задание 3. Цель задания 3: Изучить зависимость сопротивления проводника от его длины. Порядок выполнения задания 3. Установите длину проводника близкую к минимальной, запишите в таблицу. Установите по показаниям вольтметра напряжение, близкое к максимально возможному. Показания вольтметра и амперметра запишите в таблицу. Разбейте доступную для работы длину проводника примерно на четыре части и выполните четыре измерения напряжения и тока при разных значениях длины проводника. Результаты занесите в таблицу.

#Контрольные вопросы и список литературы.

Список литературы

Содержание:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы

Задание 1.

Задание 2.

Контрольные вопросы

4.Выведите рабочую формулу для определения горизонтальной составляю­щей вектора магнитной индукции поля Земли.

Список литературы

вне проводника компенсируются электрическими полями неподвижных зарядов проводника противоположного знака.

Силовую характеристику магнитного поля называют вектором магнитной индукции, хотя по аналогии с электрическим полем следовало бы назвать напряженностью магнитного поля. Но исторически сложилось так, что напряженностью называют вспомогательную характеристику магнитного поля.

2. Закон Био-Савара-Лапласа

Экспериментально магнитное поле, создаваемое током, изучали французкие ученые Ж. Био и Ф. Савар, результаты этих исследований математически оформил их соотечественник П. Лаплас.

Для магнитного поля, как и для электрического, справедлив принцип суперпозиции: поле системы токов равно сумме полей, создаваемых каждым током. Вектор магнитной индукции равен векторной сумме полей , создаваемых каждым источником поля в отдельности:

,

где – вектор магнитной индукции поля, созданного i-ым током.

Для того, чтобы можно было определить магнитное поле любой системы токов, достаточно найти выражение для вектора магнитной индукции поля, создаваемого элементом тока.

Под элементом тока понимают элемент проводника с током с учетом его направления, т.е. элемент тока это вектор, равный (см. рис. 1).

На основании опытов Ж. Био и Ф. Савара П. Лапласом установлено, что вектор магнитной индукции поля в точке , созданного элементом тока Idl, равен (см. рис. 1):

. (1)

Формула (1) является математическим выражением закона Био-Савара-Лапласа.


Направление определяется направлением векторного произведения. Оно перпендикулярно плоскости, в которой лежат и и определяется правилом правого винта:

а) винт установить перпендикулярно плоскости и ;

б) вращать от к ;

в) поступательное движение винта покажет направление – вектора магнитной индукции, созданного элементом проводника с током I.



Рис.1

Результирующее поле, созданное проводником, находится по принципу суперпозиции магнитных полей:



Модуль вектора :

. (2)

Единица измерения магнитной индукции – «тесла» (Тл).

Магнитное поле графически изображается, как и электрическое, с помощью линий магнитной индукции (магнитных силовых линий).

Линии магнитной индукции:

1) замкнуты, так как в природе нет магнитных зарядов;

2) вектор направлен по касательной к линии магнитной индукции;

3) густота линий магнитной индукции пропорциональна модулю векто-
ра .

3. Применение закона Био-Савара-Лапласа для расчета магнитного поля в центре кольца с током

Чтобы найти поле в центре кольца с током, мысленно разобьем его на множество элементов тока (см. рис. 2а).

Каждый элемент тока, согласно закону Био-Савара-Лапласа, создает магнитное поле с индукцией

, определяемой формулой (1).

Прежде всего проверим, как направлены векторы , создаваемые каждым элементом тока. Пользуясь приведенным выше правилом правого винта для определения направления , легко убедиться, что в центре кольца все векторы направлены в одну сторону, перпендикулярно плоскости кольца. Следовательно, векторную сумму можно заменить арифметической, и для магнитной индукции в центре кольца получаем на основе (2) выражение:

.


Р
ис. 2а

И з геометрии задачи видно, что
Рис. 2б

Вынося из-под знака интеграла постоянные величины , получаем:

.

Интеграл по окружности равен ее длине:



Таким образом, магнитная индукция в центре кольца равна:

. (3)

Вектор магнитной индукции направлен перпендикулярно плоскости кольца, направление вектора определяется по правилу правого винта для кольцевого тока: винт установить перпендикулярно плоскости кольца и поворачивать по направлению тока в кольце, направление поступательного движения винта покажет направление вектора .

Магнитный диполь

Используя более сложные математические методы, можно на основе закона Био-Савара-Лапласа рассчитать магнитную индукцию, создаваемую кольцом с током в любой точке пространства. При этом оказалось, что картина магнитного поля вне кольца с током полностью аналогична электрическому полю, создаваемому электрическим диполем .
Магнитное поле кольца, по которому течет ток, вне кольца можно рассматривать как поле магнитного диполя.

Более того, магнитное поле любого контура с током или поле движущихся зарядов, локализованных в ограниченной области пространства, на больших расстояниях приближенно можно рассматривать как магнитное поле диполя. Такой диполь характеризуется дипольным магнитным моментом . Модуль дипольного магнитного момента:

, (4)

где S – площадь контура с током.

Направление вектора магнитного момента контура с током совпадает с направлением положительной нормали к контуру (см. рис. 2б).

Так как магнитные свойства веществ (магнитной стрелки) объясняются внутриатомными движениями электрических зарядов, то магнитную стрелку можно характеризовать вектором магнитного момента .

3. Закон Ампера


Ф ранцузский ученый Ампер установил, что на элемент тока в магнитном поле действует сила

, (5)

где I – сила тока.

Формула (5) является математическим выражением закона Ампера, ее иллюстрирует рис. 3.

Модуль вектора равен (6)

Если векторы и взаимно перпендикулярны, можно использовать более удобное правило – правило левой руки: левую руку располагают так, чтобы силовые линии вектора магнитной индукции входили в ладонь, а четыре пальца были направлены по току, тогда отогнутый большой палец покажет направление силы, действующий на проводник с током.

Силу, действующую на проводник с током в магнитном поле называют силой Ампера.

Для того, чтобы найти силу Ампера, действующую на проводник сложной формы или больших размеров, нужно разбить проводник на элементы тока и затем найти
векторную сумму сил, действующих на элементы тока.
4.Рамка с током в магнитном поле

Р ассмотрим прямоугольную рамку с током, расположенную так, что магнитные силовые линии лежат в плоскости рамки (см. рис. 4).



На каждую из сторон рамки действует согласно формуле (5) сила Ампера.

Силы, действующие на стороны рамки параллельные , равны нулю;

Рис.4 на стороны перпендикулярные , равны по величине и противоположны по направлению.

Модуль сил (см. формулу(6), при ), равен:

.

Механические моменты сил и относительно оси, лежащей в плоскости рамки и проходящей через ее центр, равны по модулю и одинаково направлены. Суммарный момент сил равен по модулю:

.

По определению модуля магнитного момента (4): IS=pm, значит, если вектор магнитной индукции лежит в плоскости рамки, то на рамку с током действует механический момент сил , стремящийся повернуть рамку так, чтобы магнитный момент был параллелен вектору .

Аналогично можно рассмотреть случай, когда вектор магнитной индукции перпендикулярен плоскости рамки.



В этом случае механический момент равен нулю,

так как плечи всех сил относительно оси вращения равны нулю. Суммарная сила, действующая на рамку с током, также равна нулю (см. рис. 5).

В промежуточном случае, когда вектор и нормаль к рамке образуют угол , вектор