Файл: Лабораторная работа 1к определение скорости пули при помощи баллистического маятника содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание:

#МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ.

Среднее значение скорости пули рассчитываем по формуле:

, (7)

Аналогично находится среднее значение выделившегося тепла:

Среднеквадратическая ошибка для скорости, ,вычисляется по формуле:

Доверительный интервалы получим, умножив среднеквадратичную ошибку у (см. формулы (9) и (10))на коэффициент Стьюдента t:

(11)

(12)

Окончательные результаты записываем в виде:

,

.

#ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы

Задание 1.

Задание 2.

#Контрольные вопросы

Список литературы

Введение. Содержание:

#МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ. Данная компьютерная программа моделирует натурную лабораторную работу «Проверка справедливости закона Ома». Целью этой работы является экспериментальное подтверждение формул (1) и (2) и определение удельного сопротивления металлического проводника. Рис. 2Из формулы (1) видно, что сила тока прямо пропорционально приложенному напряжению. Если мы измерим силу тока в проводнике и одновременно разность потенциалов на его концах, то график зависимости силы тока от напряжения, по закону Ома, должен быть прямой линией, проходящей через начало координат. Из-за различного рода погрешностей измерений экспериментальные точки могут располагаться не на этой прямой линии. Поэтому мы должны провести прямую так, чтобы сумма квадратов отклонений экспериментальных точек от прямой была минимальной (метод наименьших квадратов). Приблизительно это можно сделать «на глаз» с помощью прозрачной линейки, перемещая ее так, чтобы минимизировать отклонения (см. рис.2). Реальные измерения силы тока и напряжения могут выполнены с помощью двух схем: либо схемы А, либо - схемы Б (см. рис. 3.1, 3.2). Рис. 3.1 Схема «А» Рис. 3.2 Схема «Б»Если для проверки закона Ома используется схема «А», то амперметр показывает силу тока текущую через сопротивление R, но вольтметр в этой схеме показывает разность потенциалов , т.е. суммарное напряжение на амперметре и на сопротивлении R (но нам для проверки закона Ома нужно знать напряжение на сопротивлении R).В схеме «Б» вольтметр показывает нужно нам для проверки закона Ома напряжение равное но амперметр показывает сумму токов, текущих через сопротивление и вольтметр.Выбор оптимальной схемы зависит от величин внутренних сопротивлений конкретных приборов – вольтметра и амперметра, которые мы можем использовать в своей установке для проверки закона Ома. Например, если сопротивление амперметра много меньше, чем исследуемое сопротивление R, а сопротивление вольтметра недостаточно велико по сравнению с сопротивлением R, то предпочтительнее будет схема «А». Если же сопротивление амперметра не очень мало по сравнению с сопротивлением R, а вольтметр достаточно хорош, т.е. его сопротивление очень велико по сравнению с сопротивлением R, то предпочтительнее будет схема «Б».Реально выбрать между схемой «А» и схемой «Б» можно сравнивая показания приборов в схеме «А» и в схеме «Б» для одного и того же напряжения источника при том же исследуемом сопротивлении R. Такая возможность предусмотрена как в натурной установке, так и в нашей модели – мы можем переключать схемы: либо «А», либо «Б».#ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы Задание 1. Цель задания 1: Выбор оптимальной схемы для проверки закона Ома. Порядок выполнения задания 1. Запустить файл Om-2007.exe. Задать в схеме «А» напряжение источника (в этой схеме вольтметр измеряет именно это напряжение) близкое к максимально возможному, указанному рядом с источником. Записать показания вольтметра и амперметра. Переключиться на схему «Б», записать показания вольтметра и амперметра. Провести сравнительный анализ показаний приборов в схеме «А» и в схеме «Б». Сделать обоснованный выбор в пользу одной из схем. Обоснования выбора записать в отчет. В дальнейшем, при выполнении следующих заданий использовать выбранную схему. Задание 2. Цель задания 2: При постоянной длине провода изучить зависимость силы тока в проводнике от разности потенциалов (напряжения) на его концах.Порядок выполнения задания 2. Установить длину провода в пределах от 250 до 500 мм. Величину ее записать в отчете над таблицей измерений. Там же записать диаметр Вашего проводника. l=… м, d = …м

Задание 3. Цель задания 3: Изучить зависимость сопротивления проводника от его длины. Порядок выполнения задания 3. Установите длину проводника близкую к минимальной, запишите в таблицу. Установите по показаниям вольтметра напряжение, близкое к максимально возможному. Показания вольтметра и амперметра запишите в таблицу. Разбейте доступную для работы длину проводника примерно на четыре части и выполните четыре измерения напряжения и тока при разных значениях длины проводника. Результаты занесите в таблицу.

#Контрольные вопросы и список литературы.

Список литературы

Содержание:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы

Задание 1.

Задание 2.

Контрольные вопросы

4.Выведите рабочую формулу для определения горизонтальной составляю­щей вектора магнитной индукции поля Земли.

Список литературы

можно разложить на две составляющие: параллельную и перпендикулярную вектору

Рис.5 :

,

Момент сил, создаваемых составляющей равен нулю, а момент сил, создаваемых составляющей , равен:

, (7)

так как .

Обобщая, можно сказать, что механический момент, действующий на рамку с током в магнитном поле, равен векторному произведению векторов и :

. (8)

Модуль вектора определяется формулой (7), а направление определяется по правилу определения направления векторного произведения (правилом правого винта, сформулированным выше, см. п.2).

Как уже отмечалось , свойства магнитной стрелки объясняются внутриатомными токами. Поэтому стрелку можно считать магнитным диполем. Механический момент, действующий на магнитную стрелку со стороны магнитного поля, можно определить по формуле (8).

5. Магнитное поле Земли

Магнитное поле Земли имеет постоянную составляю­щую — основное поле (вклад его 99%) переменную ( 1%). Основное магнитное поле Земли по форме близко к полю диполя, центр которого смещён относительно центра Земли, а ось наклонена к оси вращения Земли на 11,5°, так что геомагнитные. полюса отстоят от географических на 11,5°, причём в северном полушарии находится южный магнитный полюс (вектор магнитной индукции направлен вниз). Вектор магнитной индукции поля Земли, за исключением экваториальных областей, не параллелен поверхности Земли. Это значит, что его можно разложить на вертикальную и горизонтальную составляющие.

Область околозем­ного пространства, физические свойства, размеры и форма которой определяются магнитным по­лем Земли и его взаимодействием с потоками заряженных частиц от Солнца
(солнечным ветром) называется магнитосферой. Магнитосфера несферична, она сильно вытянута в сторону, противополож­ную направлению на Солнце. С днев­ной стороны поток плазмы солнечного ветра сжимает геомагнитное поле (искажая его дипольный харак­тер), на ночной стороне силовые линии магнитного по­ля вытягиваются в про­тяжённый магнитный хвост ( см. рис.6).



Рис.6
Основное магнитное поле Земли испытывает лишь медленные из­менения во времени (так называемые вековые вариации, ) с периодом от 10 до 104 лет, причём имеется чётко выраженный их полосовой характер 10—20, 60—100, 600—1200 и 8000 лет. Главный период - около 8000 лет – характеризуется изменением дипольного мо­мента Земли в 1,5—2 раза.
Изучение намагничен­ности осадочных горных пород по­казало, что магнитное поле Земли существовало, по крайней мере, 2,5 млрд. лет тому назад (возраст Земли около 4,6 млрд. лет) и имело величину, близкую к современной. Сред­нее за 104-105 лет положение геомагнитных полюсов сов­падает с географическими. Характеристики геомагнитного поля сохраняются неизменными в течение 105-107 лет, потом магнитное поле Земли неожиданно уменьшается в 3—10 раз, и в этот относительно короткий (103—104 лет) переходный период может измениться знак магнитного поля (инверсия). Через некоторое время величина магнитного поля Земли снова достигает нормального уровня и опять сохраняется достаточно долго (105—107 лет).

Вопрос происхождения магнитное поле Земли дол­гие годы оставался предметом острого интереса ис­следователей. Последовательно были изучены и от­брошены, как несостоятельные, различные гипотезы о его природе Всем экспериментальным фактам удовлетво­ряет лишь теория генерации магнитного поля Земли (и других планет) кон­вективными движениями электропроводящего веще­ства в жидком ядре нашей планеты

— теория гидро­магнитного динамо.

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ

Данная компьютерная программа моделирует натурную лабораторную работу, основной частью лабораторной установки является тангенс-гальванометр. Тангенс-гальванометр представляет две катушки Гельмгольца, позволяющие получить однородное магнитное поле и компас, расположенный между катушками. Величина индукции поля катушек пропорциональна силе тока в них и может быть рассчитана по известной формуле. Направлен вектор

перпендикулярно плоскости катушек. При изменении направления тока в катушках вектор меняет своё направление на противоположное Для определения магнитного поля Земли необходимо при выключенном источнике питания катушек корпус установки развернуть так, чтобы плоскости катушек были параллельны магнитной стрелке, которая, в данной ситуации, в равновесном положении ориентирована вдоль вектора магнитной индукции поля Земли, (см. рис. 7).



Рис. 7.

Плоскости катушек Гельмгольца параллельны магнитной стрелке, которая при отсутствии тока в катушках в равновесном положении ориентирована вдоль вектора магнитной индукции поля Земли (вид на установку сверху).

При включении тока катушки создают магнитное поле, модуль вектора индукции

которого определяется следующей формулой:

(9)

В формуле (9) N – общее число витков в обеих катушках;

I – сила тока в катушках;

R – радиус катушек.

При этом устойчивое положение равновесия магнитной стрелки определяется векторной суммой магнитных полей Земли - и катушек - (см. рис. 8).



Рис. 8.

При включении магнитного поля катушек , направленного перпендикулярно магнитному полю Земли - , магнитная стрелка начинает совершать затухающие колебания около положения устойчивого равновесия. Равновесное положение, в которое стрелка переходит через некоторое время, определяется направлением результирующего вектора магнитной индукции .

В равновесном положении стрелка отклонена от исходного положения на некоторый угол
, который можно измерить. Из рисунка 8 видно, что тангенс этого угла:

. (10)

Выражая интересующую нас величину из формулы (10), получим:

. (11)

Подставив из формулы (9) выражение для в формулу (11), получим:

. (12)

Для повышения точности измерений угол отклонения стрелки измеряют два раза, при разных направлениях тока в катушках. Затем находят его среднее значение:

. (13)

Рабочая формула для определения горизонтальной составляющей вектора магнитной индукции Земли имеет следующий вид:

. (14)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы


Загрузите в компьютер файл magfield.exe, введите номер своей зачётной книжки.

В исходном положении магнитная стрелка ориентирована вертикально: её синий конец направлен вверх, красный – вниз, катушки Гельмгольца расположены сверху и снизу стрелки. Источник питания катушек выключен, соответственно, сила тока в них равна нулю.

Задание 1.


Цель задания 1: Познакомиться со свойствами магнитной стрелки.

Порядок выполнения задания 1а.

1.Убедитесь в том, что установка находится в исходном положении: источник питания выключен, сила тока в катушках равна нулю.

2. Приведите установку во вращение. Управлять вращением установки можно кнопками: «влево», «вправо», «стоп», «быстро», «нормально», «медленно».

3.Наблюдайте за поведением стрелки: при вращении установки в разные стороны,

после остановки вращения. Результаты наблюдений запишите в отчёт.

4.Проанализируйте результаты наблюдений, объясните поведение стрелки.

5.Запишите свои выводы в отчёт.

Порядок выполнения задания 1б.

1.При выключенном источнике питания катушек вращая установку, зафиксируйте её в в исходном положении, когда катушки расположены сверху и снизу стрелки.

2.Кнопкой «вкл/выкл» включите источник питания. Установите максимальное для данной установки значение силы тока – 3000 мА.

3.Поменяте направление тока в катушках на обратное, наблюдайте за поведением стрелки. Переключите направление тока в катушках на обратное.

4.Проанализируйте результаты наблюдений, объясните поведение стрелки.

5.Запишите свои выводы в отчёт.

6.Не изменяя силу тока в катушках, приведите установку во вращение.

5. Объясните поведение стрелки. Запишите свои выводы в отчёт.

Задание 2.


Цель задания 2: Определить горизонтальную составляющую вектора магнитной индукции поля Земли.

Порядок выполнения задания 2.

1..Нарисуйте таблицу результатов измерений и расчётов: