Файл: Лабораторная работа 1к определение скорости пули при помощи баллистического маятника содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание:

#МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ.

Среднее значение скорости пули рассчитываем по формуле:

, (7)

Аналогично находится среднее значение выделившегося тепла:

Среднеквадратическая ошибка для скорости, ,вычисляется по формуле:

Доверительный интервалы получим, умножив среднеквадратичную ошибку у (см. формулы (9) и (10))на коэффициент Стьюдента t:

(11)

(12)

Окончательные результаты записываем в виде:

,

.

#ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы

Задание 1.

Задание 2.

#Контрольные вопросы

Список литературы

Введение. Содержание:

#МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ. Данная компьютерная программа моделирует натурную лабораторную работу «Проверка справедливости закона Ома». Целью этой работы является экспериментальное подтверждение формул (1) и (2) и определение удельного сопротивления металлического проводника. Рис. 2Из формулы (1) видно, что сила тока прямо пропорционально приложенному напряжению. Если мы измерим силу тока в проводнике и одновременно разность потенциалов на его концах, то график зависимости силы тока от напряжения, по закону Ома, должен быть прямой линией, проходящей через начало координат. Из-за различного рода погрешностей измерений экспериментальные точки могут располагаться не на этой прямой линии. Поэтому мы должны провести прямую так, чтобы сумма квадратов отклонений экспериментальных точек от прямой была минимальной (метод наименьших квадратов). Приблизительно это можно сделать «на глаз» с помощью прозрачной линейки, перемещая ее так, чтобы минимизировать отклонения (см. рис.2). Реальные измерения силы тока и напряжения могут выполнены с помощью двух схем: либо схемы А, либо - схемы Б (см. рис. 3.1, 3.2). Рис. 3.1 Схема «А» Рис. 3.2 Схема «Б»Если для проверки закона Ома используется схема «А», то амперметр показывает силу тока текущую через сопротивление R, но вольтметр в этой схеме показывает разность потенциалов , т.е. суммарное напряжение на амперметре и на сопротивлении R (но нам для проверки закона Ома нужно знать напряжение на сопротивлении R).В схеме «Б» вольтметр показывает нужно нам для проверки закона Ома напряжение равное но амперметр показывает сумму токов, текущих через сопротивление и вольтметр.Выбор оптимальной схемы зависит от величин внутренних сопротивлений конкретных приборов – вольтметра и амперметра, которые мы можем использовать в своей установке для проверки закона Ома. Например, если сопротивление амперметра много меньше, чем исследуемое сопротивление R, а сопротивление вольтметра недостаточно велико по сравнению с сопротивлением R, то предпочтительнее будет схема «А». Если же сопротивление амперметра не очень мало по сравнению с сопротивлением R, а вольтметр достаточно хорош, т.е. его сопротивление очень велико по сравнению с сопротивлением R, то предпочтительнее будет схема «Б».Реально выбрать между схемой «А» и схемой «Б» можно сравнивая показания приборов в схеме «А» и в схеме «Б» для одного и того же напряжения источника при том же исследуемом сопротивлении R. Такая возможность предусмотрена как в натурной установке, так и в нашей модели – мы можем переключать схемы: либо «А», либо «Б».#ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы Задание 1. Цель задания 1: Выбор оптимальной схемы для проверки закона Ома. Порядок выполнения задания 1. Запустить файл Om-2007.exe. Задать в схеме «А» напряжение источника (в этой схеме вольтметр измеряет именно это напряжение) близкое к максимально возможному, указанному рядом с источником. Записать показания вольтметра и амперметра. Переключиться на схему «Б», записать показания вольтметра и амперметра. Провести сравнительный анализ показаний приборов в схеме «А» и в схеме «Б». Сделать обоснованный выбор в пользу одной из схем. Обоснования выбора записать в отчет. В дальнейшем, при выполнении следующих заданий использовать выбранную схему. Задание 2. Цель задания 2: При постоянной длине провода изучить зависимость силы тока в проводнике от разности потенциалов (напряжения) на его концах.Порядок выполнения задания 2. Установить длину провода в пределах от 250 до 500 мм. Величину ее записать в отчете над таблицей измерений. Там же записать диаметр Вашего проводника. l=… м, d = …м

Задание 3. Цель задания 3: Изучить зависимость сопротивления проводника от его длины. Порядок выполнения задания 3. Установите длину проводника близкую к минимальной, запишите в таблицу. Установите по показаниям вольтметра напряжение, близкое к максимально возможному. Показания вольтметра и амперметра запишите в таблицу. Разбейте доступную для работы длину проводника примерно на четыре части и выполните четыре измерения напряжения и тока при разных значениях длины проводника. Результаты занесите в таблицу.

#Контрольные вопросы и список литературы.

Список литературы

Содержание:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы

Задание 1.

Задание 2.

Контрольные вопросы

4.Выведите рабочую формулу для определения горизонтальной составляю­щей вектора магнитной индукции поля Земли.

Список литературы

#МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ.


Данная компьютерная программа моделирует натурную лабораторную работу «Определение скорости пули при помощи баллистического маятника».

Баллистический маятник - это массивное тело, подвешенное на длинных нитях. В натурной лабораторной работе этим телом является полый цилиндр, заполненный пластилином. Обозначим массу этого цилиндра буквой М. В цилиндр стреляют из пружинного пистолета пулей массой m. Пуля, летящая со скоростью v, попадает в баллистический маятник и застревает в пластилине. Цилиндр маятника, висевший неподвижно, получает вследствие удара пули некоторый импульс и отклоняется от положения равновесия. Законы сохранения импульса и энергии позволяют связать скорость пули v с отклонением маятника и найти скорость пули по величине отклонения. На следующем рисунке изображена система «пуля-маятник» в трех важных для установления этой связи состояниях.

Состояние 1 - пуля вылетела из пистолета, но еще не долетела до мишени. Мишень неподвижна.

Состояние 2 - пуля попала в мишень, мишень вместе с пулей начали движение со скоростью u, отклонение маятника приблизительно равно нулю.

Состояние 3 - маятник отклонился на максимальный угол. Условно обозначены стрелками на рисунке два процесса перехода между этими состояниями.







В процессе перехода системы из первого состояния во второе (процесс 1) сохраняется горизонтальная составляющая импульса системы, так как по горизонтали система замкнута (сопротивлением воздуха пренебрегаем). Таким образом, горизонтальная составляющая полного импульса системы до попадания пули в маятник
будет равен полному импульсу системы сразу после попадания пули в маятник:

(2)

Закон сохранения импульса связывает состояние 1 и состояние 2. Полная механическая энергия системы «пуля-маятник» в процессе 1 не сохраняет ся, так как при движении пули в пластилине действуют неконсервативные силы (силы трения пули о пластилин).

Убыль энергии равна выделившемуся в системе теплу (работе деформации):

(3)

В процессе 2 (перехода из второго состояние в третье) работу совершают только консервативные силы тяжести, поэтому к процессу 2 можно применить закон сохранения полной механической энергии:



где - полная механическая энергия системы «пуля-маятник» в состоянии 2;

- полная механическая энергия системы «пуля-маятник» в состоянии 3.

Приравнивая и , получим:



Эта формула дает связь между параметрами второго и третьего состояний. После сокращения на (m + М) и очевидных преобразований имеем:



(4)

Таким образом, равенства (2) и (4) связывают между собой первое и третье состояние. Исключая из них промежуточный параметр u, получим:

. (5)

Это и есть рабочая формула для определения скорости пули в лабораторной работе № 1-к.

Рабочую формулу для определения выделившейся теплоты получим из формулы (3), подставив в нее v из формулы (5) и u из формулы (4):,


,

.

Здесь, g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.

В процессе любого измерения за счёт различных воздействий, причины которых нам могут быть неизвестны, неизбежно появляются случайные ошибки.

Величину случайной погрешности можно свести к минимуму путём многократного повторения эксперимента при сохранении одних и тех же контролируемых нами условий. Затем проводится математическая обработка полученных результатов: а) находится среднее арифметическое значение измеренной величины;

б) её среднеквадратичная ошибка ;

в) по известному числу измерений n и заданной надёжности в из таблицы находится

коэффициент Стьюдента t(в,n);

г) затем определяется доверительный интервал.

Среднее значение скорости пули рассчитываем по формуле:

, (7)

где n – число экспериментов, выполненных при одинаковых значениях начальных параметров, - значение скорости, рассчитанное для каждого такого эксперимента.

Аналогично находится среднее значение выделившегося тепла:


. (8)

Среднеквадратическая ошибка для скорости, ,вычисляется по формуле:


. (9)

Аналогично вычисляется среднеквадратическая ошибка для количества выделившегося тепла:

. (10)

Доверительный интервалы получим, умножив среднеквадратичную ошибку у (см. формулы (9) и (10))на коэффициент Стьюдента t:

(11)

(12)

Коэффициент Стьюдента t зависит от числа измерений n и для надежности в = 90% имеет следующие значения:

n

2

3

4

5

6

t

6,3

2,9

2,4

2,1

2



Окончательные результаты записываем в виде:

,


.


Здесь и - числа, рассчитанные по формулам (7) и (8), и рассчитываем по формулам (11) и (12).

#ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТы

Задание 1.


Цель задания 1: При постоянной массе маятника M изучить зависимость скорости пули v и работы деформации Q от массы пули m.

Порядок выполнения задания 1.

  1. Загрузить файл «balmay.exe»

  2. Нажать клавишу «Enter», затем кнопку «Ручной режим», в этом режиме исходные параметры вводятся вручную:

масса маятника M – от 0,5 до 2 кг;

масса пули m – от 0,005 до 0,02 кг;

длина маятника l – от 1 до 3 м.

  1. Нажать кнопку «Начать», затем ввести массу маятника M, массу пули m и длину маятника l в пределах указанных выше диапазонов. Записать эти параметры лабораторной установки в таблицу 1.

  2. Выполнить компьютерный эксперимент, для этого нажать кнопку «Старт», затем – «Снятие отсчёта». По появившейся линейке снять значения высоты подъёма маятника h, затем нажатием кнопки «Ok» убрать линейку.

  3. Выполнить компьютерный эксперимент с одинаковыми исходными параметрами не менее трёх раз. Результаты занести в таблицу 1.

  4. Изменить массу пули, повторить пункты 4 и 5 не менее трёх раз.

  5. Обработать результаты измерений,, используя формулу (5)–(12). (расчеты вести в системе СИ!)

  6. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Таблица 1.