Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Результаты теста «Самооценки психический состояний» Г. Айзенка




п/п

Тест «Самооценка психических состояний»

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

1

20

19

8

12

2

15

17

10

7

3

20

18

4

5

4

12

5

6

9

5

8

9

7

8

6

4

6

8

9

7

5

3

9

8

8

7

4

6

6

9

8

11

9

7

10

9

9

10

8

11

12

7

4

5

12

5

9

13

7

13

8

8

14

4

14

7

7

7

8

15

9

13

8

9

16

3

1

8

10

17

9

13

7

6

18

8

8

5

5

19

18

15

4

3

20

20

20

7

7








ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Психолого-педагогическая программа по коррекции
антивитального поведения подростков

I. Пояснительная записка

Актуальность: В современной образовательной организации формирование у обучающихся витальности является актуальной задачей. Решение данной проблематики возможно лишь только в комбинированном взаимодействии педагогического состава, детей и родителей. Витальность в данном контексте необходимо понимать как систематически важное психологическое свойство индивида, которое возникает у человека в следствии его определенных навыков и установок личности, которые позволяют превращать проблемные ситуации в возможности. Формирование витальности опирается на базовое понятие о ценностях: ценностях человеческих жизней и смысла каждой такой жизни. В календарном плане школы не было и не стояло занятий по «Формированию витальности и профилактике антивитального поведения», однако, в связи с недавними психологическими исследованиями, было принято решение о введении в тематический план таких занятий.

Цель: повышение уровня витальности и профилактика антивитального поведения в среде подростков

Задачи:

  1. Оказание психолого-педагогической коррекции антивитального

поведения.

  1. Формирование навыков самопомощи при проявлении факторов антивитального поведения.

  2. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности.

Принципы:

  1. Единство коррекции и развития.

  2. Единство возрастного и индивидуального в развитии.

  3. Единство диагностики и коррекции.

  4. Деятельностный принцип.

  5. Подход к коррекционной работе к каждому подростку как к одаренному.

Контингент участников: обучающиеся в возрасте от 16 до 18 лет

Методы: вопросы и ответы, фронтальный вопрос, диалог, игры, задания и упражнения.

Структура:

  1. Тревожность (2 часа).

  2. Фрустрация (2 часа).

  3. Жизнеустойчивость (2 часа).

  4. Депрессия (2 часа).

  5. Стрессоустойчивость (2 часа).

  6. Целеустремленность (2 часа).

  7. Независимость (2 часа).

  8. Заключение (2 часа).

В структуру программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков входят: вводная, основная и заключительная части.

Вводную часть составляет одно занятие и его цель - установление психологического контакта и сплочение группы на предстоящую работу, а также введение базового понятия «тревожность» и как с ним справляться.



94

В основную часть программы входит шесть занятий, направленных на укрепление, либо повышение наиболее распространенных факторов присущих витальному поведению (жизнеустойчивость, стрессоустойчивость,

целеустремленность, независимость и т.д.); а также на снижение, либо преодоление факторов свойственных антивитальному поведению (фрустрация, депрессия, тревожность и т.д.)

В заключительную часть психолого-педагогической коррекционной программы антивитального поведения подростков входит одно занятие, целью которого является установление обратной связи, анализированние информации, формирование понятия о витальности и подведение итогов.

Продолжительность: 8 занятий, проводимых 2 раза в неделю от 1,5 до 2 часов (16 часов) в течение одного месяца.

Планируемые результаты: повышение уровня витальности, которая включает в себя: жизненный тонус, целеустремленность, стрессоустойчивость, независимость; понижение уровня тревожных и фрустрационных состояний; понижение уровня депрессионных настроений у подростков.


II. Этапы реализации и содержание программы

ЗАНЯТИЕ №1 «Тревожность»

Ритуал приветствия «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

Время: 5-10 минут Цель: установление психологического контакта, сплочение группы и повышение самооценки у обучающихся

Описание: Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут.» и «Я люблю себя за то, что.»




Упражнение №1 «Я испытываю тревогу, когда.»

Время: 15-20 минут Цель: выяснение ситуаций и ощущений подростков во время наступления тревожного состояния

Описание: Каждый из подростков, по очереди, должен закончить предложение «Я испытываю тревогу, когда.»

Обсуждение: Что вы чувствуете в тот момент, когда вам тревожно? Нужно ли избавляться от тревожного состояния?

Упражнение №2 «Мои достоинства и недостатки»

Время: 30 минут Цель: принятие своих недостатков такими, какими они есть, дать обучающимся возможность продемонстрировать свои сильные стороны

Описание: Каждому участнику выдается лист бумаги и ручка. Есть необходимость разделить лист на две колонки: «Мои достоинства» и «Мои недостатки». В колонку «Мои недостатки» записать все недостатки, что вы считаете в себе в данный момент, а затем напротив каждого недостатка напишите свое достоинство.

Обсуждение: Круговое обсуждение

Уп

ражнение №3 «Мусорное ведро»

Время: 20-30 минут Цель: преодоление своих тревожных состояний

Описание: В данном упражнении необходимо нарисовать, что или кто

Обсуждение: Каковы ощущения каждого из вас после выполненного












тревожит вас на данный момент времени (человек, ситуация). Если есть на то необходимость, то можно нарисовать его корявым, скрюченным. После этого необходимо смять и разорвать лист на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро

упражнения? (Круговое обсуждение)

Ритуал прощания

Время: 10-15 минут Цель: расслабление и получение обратной связи

Описание: Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью.

Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?

ЗАНЯТИЕ №2 «Фрустрация»

Риитуал приветствия «Клубок»

Время: 5-10 минут Цель: установление психологического контакта, сплочение группы, развитие памяти и снятие напряженности

Описание: Участникам группы предлагается по очереди назвать свое имя и добавить к нему какое-либо прилагательное, которое будет начинаться на первую букву имени обучающегося. Следующий в очереди участник занятия должен назвать предыдущих участников, каждого со своим прилагательным, а затем и себя.




Упражнение №1 «Беседа»

Время: 15-20 минут Цель: выяснение ситуаций и ощущений подростков во

Описание: «Каждый человек в своей жизни в какой-то момент

Обсуждение: «Да, такое состояние не из приятных, и мы все испытываем то, о




время наступления состояния фрустрации

переживает чувства напрямую связанными с несбывшимися надеждами. Скажите, какие эмоции и чувства вы испытывали в своей жизни в похожих условиях или, может быть, переживаете прямо сейчас?»

чем вы только что говорили. В похожих состояниях мы делаем и говорим то, что никогда бы ни говорили. Часто обвиняем и делаем саркастические замечания...»

Уп

эажнение №2 «Мозговой штурм»

Время: 30-60 минут Цель: выработка стратегий для преодоления фрустрации

Описание: Проблема: Как, по-вашему, мы можем преодолеть фрустрацию? Затем последуют этапы генерации идей (в малых группах) и отбор и оценка идей, которые предложили группы

Обсуждение: И все-таки, как мы можем преодолеть фрустрацию? Какую пользу можно извлечь из неудачи? Попробуйте сравнить собственные неудачи с чужими еще большими проблемами. Всегда ли мы понимаем то, к чему безуспешно стремимся, не так уж хорошо, и потому не ненужно?

Ритуал прощания

Время: 10-15 минут

Цель: получение обратной

связи




Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?

ЗАНЯТИЕ №3 «Жизнеустойчивость»

Ритуал приветствия «Триада»

Время: 5-10 минут Цель: установление психологического контакта, сплочение группы и снятие напряженности

Описание: Каждый из обучающихся по очередности

представляется в группе с помощью триады, которая состоит из: имени, любимого блюда, наименование города. Загвоздка в том, что все три слова должны начинаться на первую букву, что и имя участника. Наименование блюда и города не должны повторятся.




Упражнение №1 «Жизнь»

Время: 10-20 минут Цель: определить для себя и для участников группы:

Описание: Участником занятия необходимо продолжить фразу: Жизнь

Обсуждение: Почему вы выбрали такое определение слова «жизнь»?









«Что такое жизнь?»

- это...




Упражнение №2 «Магнитизм»

Время: 15-30 минут Цель: определить для себя и для участников группы: «Что такое жизнь?»

Описание: Исходное положение участников - каждый из них обхватывает себя руками (прикрывая локти ладонями), закрывает глаза.

Ведущий занятия включает музыку и просит начать движение, при этом, через определенные промежутки времени называя команды: Однополюсные (встретившиеся участники отскакивают друг от друга), Разнополюсные (прилипают друг к другу), Размагничивание (продолжение движения).

Обсуждение: Как вы думаете, почему мы с вами провели такое упражнение и как оно связано с понятием «жизнь»?

Упражнение №3 «Точка опоры»

Время:10-15 минут Цель: укрепление жизнестойкости у обучающихся

Описание: Поразмышлять над следующими высказываниями: В мире есть по крайней мере три человека, которые любят тебя; Единственная причина, по которой кто-то не любит тебя - это то, что он хочет быть таким же как и ты; Кто-то не мог бы жить без тебя; Когда ты думаешь, что мир отвернулся от тебя, взгляни: скорее всего это ты отвернулся от него.

Обсуждение: О чем, по- вашему, эти слова?

Ритуал прощания

Время: 10-15 минут

Цель: получение обратной

связи




Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?

ЗАНЯТИЕ №4 «Депрессия»

Ритуал приветствия

Время: 3-5 минут Цель: установление психологического контакта и снятие напряженности

Описание: Участникам группы предлагается закончить следующие фразы: «Мне хочется доставлять радость.», «Моя жизнь прекрасна










потому, что...», «Я делюсь своей радостью с.», «В жизни мне помогает.», «Когда мне трудно, я.», «Я доставляю радость.», «Меня любят за то, что. »




Упражнение №1 «Ручной говор»

Время: 15-30 минут Цель: автоматизировать положительно окрашенные реакции на депрессивные ситуации

Описание: Участники группы делятся на пары. В каждой выбирается ведущий и ведомый (в процессе упражнения - меняются). Они закрывают глаза и находят ладони друг друга. Теперь ведущий должен попробовать своей рукой что-то передать руке ведомого: фразу или мысль. Можно прикасаться, теребить, сжимать и т.д. Затем, после понимания ведомым мыслей ведущего он передает ее другой руке ведущего. Меняются.

Обсуждение: Как удалось поговорить с партнером? Поняли ли вы друг друга? Что вы чувствовали в тот момент? Что легче - говорить или понимать?

Уп

эажнение №2 «Розовый портрет»

Время: 15-30 минут Цель: автоматизировать положительно окрашенные реакции на депрессивные ситуации

Описание: У каждого участника группы есть розовый карандаш. Все становятся в круг: внешний и внутренний. Кто стоит напротив рисует соседа около 30 секунд и по сигналу ведущего меняются местами.

Обсуждение: Трудно ли было рисовать и почему? Нужно ли все воспринимать серьезно?

Упражнение №3

Время: 5-10 минут Цель: укрепление самооценки участников группы

Описание: Участники группы в порядке очереди говорят о своем соседе что- либо замечательное и хвалиться своим соседом перед остальными. Затем сосед дает обратную связь, то есть тоже хвалиться своим соседом.




Ритуал прощания

Время: 10-15 минут

Цель: получение обратной

связи




Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось