Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Институт непрерывного образования
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ВЫПОЛНИЛ(а) слушатель
Сулейманова Резеда Ильгизовна
Код учебной группы ПсихСфОбр_22_13
ПРОВЕРИЛ
Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования и психолого-педагогической коррекции антивитального поведения в подростковом возрасте связана с потребностью постижения данного феномена как сложной системы, не сводимой к комплексу отдельных ее составляющих, открытой для взаимосвязей подсистем и перестройки внутри каждой подсистемы. А сложность прогнозирования антивитального поведения и последующей его коррекции в настоящий момент связана как с кризисом методологии, так и с малым числом методов в исследовании феномена. Имеется необходимость перейти от корреляционных зависимостей и казуальных связей к изучению системных механизмов развития антивитального поведения.
Изучением антивитального поведения в подростковом возрасте и механизмами их формирования занимались: Д. А. Леонтьев (антивитальное поведение как преломление феномена жизнестойкости) [28]; А. Б. Холмогорова (антивитальное поведение как проявление депрессивной симптоматики) [49]; C. Stark, V. Riordan (антивитальное поведение как проблема проживания в сельской местности и особенностей культуры) [59]; R. I. Simon, R. E. Hales (антивитальное поведение как проблема личностных аномалий, психических расстройств) [60]. Несмотря на большое количество исследований, способов коррекции антивитального поведения подростков известно мало. Поэтому попробуем заняться поиском, отбором и разработкой психолого-педагогических коррекционных занятий, направленных на укрепление жизненной силы, позитивного настроя, целеустремленности и твердости в сочетании с эмоциональной стабильностью и здоровьем, что и предполагается под понятием «витальность».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков.
Объект исследования: антивитальное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция антивитального поведения подростков.
Гипотеза исследования:
-
Поведение современных подростков характеризуется такими антивитальными проявлениями как: отсутствие жизненного тонуса, целеустремленности, стрессоустойчивости и независимости; тревожность и фрустрация; депрессия, которые требуют организации целенаправленной программируемой психолого-педагогической деятельности по коррекции; -
Психолого-педагогическая коррекция антивитального поведения подростков будет эффективной, если:-
Осуществлена диагностика и учет особенностей антивитального поведения подростков. -
Будет разработана модель психолого-педагогической коррекции,
-
Характеризующиеся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков: теоретического, диагностического, коррекционного и аналитического.
-
Реализована целенаправленная программируемая деятельность по психологической коррекции на основе субъект-субъектного взаимодействия с подростками.
На основании гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
-
Провести теоретический анализ научной литературы по антивитальному поведению личности в психолого-педагогической литературе. -
Изучить особенности антивитального поведения в подростковом возрасте. -
Составить модель психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков. -
Рассмотреть основные этапы, методы и методики исследования. -
Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования. -
Разработать и реализовать психолого-педагогическую программу коррекции антивитального поведения подростков. -
Проанализировать результаты исследования опытно - экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков. -
Составить психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по коррекции антивитального поведения подростков.
Для данного исследования были использованы следующие методы:
-
Теоретические методы: аналитико-синтетический, метод
моделирования, целеполагание.
-
Эмпирические методы: констатирующий эксперимент,
тестирование. Психодиагностические методики: модифицированный тест «Витальность» Г. В. Резапкиной, «Шкала депрессии» А. Бека, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
-
Методы математико-статистического анализа: методы описательной статистики, Т-критерий Уилкоксона.
База исследования: ГАПОУ РБ «Белебевский медицинский колледж»
В исследовании принимали участие студенты группы 2м1, в количестве 20 человек.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Антивитальное поведение личности в психолого-педагогической литературе
Наука нынешнего времени обращается к позиции системного подхода для понимания и осмысления сложных многофакторных феноменов, но для проработки в этом русле проблемы антивитального поведения в подростковом возрасте практически не встречается.
Однако первым из зарубежных ученых, который сделал шаг к объяснению антивитального и суицидального поведения был Э. Дюркгейм. В качестве объяснения этого феномена он брал факторы, которые поддаются коррекции (социальные взаимоотношения и т. д.). Конечно, его аналитические наработки по праву можно считать социологическими, в которых не придается значения индивидуальным параметрам субъекта, но его труды по данной теме можно считать, бесспорно, прогрессивными [20].
В тоже время с возникновением психоанализа была принята теория
З. Фрейда, которая видела в антивитальном и, как следствии, суицидальном поведении результат обращения агрессии против собственного «Я». В концепциях психоанализа антивитальное поведение объясняется двумя человеческими инстинктами: Эросом - инстинктом к жизни и Танатосом - инстинктом к смерти. Антивитальное и суицидальное поведение есть ни что иное как влияние Танатоса. Однако это влияние не может быть абсолютным, чем и объясняется почему антивитальное и суицидальное поведение можно предотвратить.
Р. Д. Баллер и К. К. Ричардсон осуществляли изыскания, которые касались изучения корреляции антивитальных настроений, числа самоубийств к географическим местонахождениям и социальным интеграциям [57]. Ими уделяется огромное значение антивитальному и
7
суицидальному поведению не как единичных случаев, а как явление массовое, а также ученые выделяют зависимость между количеством самоубийств и социальной интеграцией.
Исследователи Р. Ф. Валойс, Д. Ванзер, С. Хабнер и К. Зюллиг стали рассматривать взаимосвязи между антивитальными реакциями, самоубийствами и удовлетворенностью собственной жизнью. Однако учитывали удовлетворенность жизнью не среди совершеннолетнего населения, а среди людей подросткового возраста. Исследования наглядно показывают необходимость коррекционных программ по предотвращению антивитального поведения и самоубийств. В психолого-педагогических программах должна проглядываться взаимосвязь трех компонентов: разработка и проведение программ оказания помощи сверстникам, оценка риска и уменьшение возможности подражания. «Это исследование показало, значимые, надежные отношения между воспринимаемой неудовлетворенностью жизнью и самооценкой, нарушениями психического здоровья, антивитальными мыслями, суицидальном поведением» [цит. по 58]. Говорится о потребности в квалифицированных специалистах, способных справиться с необычной ситуацией.
М. Х. де Гроот и Й. Неелеман в своей научной статье «Суицидальность: расстройство не признающее границ» подчеркивают, что опасность самоубийства возрастает при определенных личностных характеристиках, таких как импульсивность. Эти характерологические черты показывают себя при конкретных жизненных ситуациях. Человек желающий совершить самоубийство, может желать того, чтобы сложившаяся конфликтная ситуация решилась как можно скорее. К убыстряющим факторам принятия радикального решения ученые считают освещение суицида в СМИ, доступность многих эффективных средств самоубийства, низкий уровень интеллектуального развития, низкий социально-экономический статус и т. п. Защитную же роль могут выполнять социальные контакты.
Нидерландские ученые, примером которых может послужить Г. М. Ван Прааг, говорят о туманной значимости антидепрессантов в антивитальном поведении. Если мы будем иметь в виду, что депрессия является предшественником антивитальных настроений, а также, что в последние года растет использование антидепрессантов, остается загадкой сохранение частоты антивитальных проявлений или даже рост количества антивитальных мыслей на территориях некоторых стран [9]. Данный вопрос мало раскрыт и мало изучен, но это не уменьшает его значимости. Он актуален не только для Нидерландов, но и для других государств, в том числе и для России. Его значимость заключается в том, что лечение депрессий действительно может уменьшить количество антивитальных мыслей.
Ознакомившись с некоторыми зарубежными работами о проблеме антивитальности, стоит сказать, что у зарубежных авторов проглядывается озабоченность взаимосвязи семейных отношений и образовательных учреждений. Отличительной чертой зарубежного взгляда на данный феномен является направленность и сравнение между собой не только регионального аспекта, но и сравнивания между собой стран. Сравнивают распределение антивитальных настроений и самоубийств на территории нескольких стран одновременно.
В СССР изучение антивитального поведения произошло в начале 70х годов. В этот период изменилась концепция понимания антивитального и суицидального поведения. Антивитальное поведение стали понимать как результат социально-психологической дезадаптации личности под действием факторов травмирующих психику человека.
Широкое признание в отечественной литературе получила теоретическая концепция антивитального и суицидального поведения А. Г. Амбрумовой. Школе А. Г. Амбрумовой удалось продемонстрировать амбивалентность отношений внутри исследуемых феноменов. Впервые применив к анализу данной проблемы культурно-деятельностный подход [13, 14, 15] ей и ее последователям удалось изучить трансформации личностного смысла на разных стадиях антивитального и суицидального поведения и выяснить, что их изучение с сугубо медицинской точки зрения неприемлемо, эти явления необходимо исследовать с оказанием достаточного внимания к социальным обстоятельствам. По мнению А. Г. Амбрумовой, единым положением для проявления антивитального поведения является психологическая и социальная дезадаптация личности. Вторым положением в ее теоретической концепции является конфликт между актуальной потребностью и невозможностью ее удовлетворить [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12]. Конфликт может проявляться не по объективным причинам, а в связи с завышенными требованиями и ожиданиями, претензиями на лучшее, которые невозможно воплотить в жизнь по объективным причинам: недостаток образования, злоупотребление алкоголя. А. Г. Амбрумова считает необходимым рассматривать антивитальное поведение и самоубийства не только в общем, но и говорит, что стоит обратить внимание на конкретные случаи, мотивы и личности подростков с антивитальным поведением и самоубийц. Отмечается, что