Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общество динамично, но при этом неспособно дать жизненных ориентиров, поэтому возникает конфликт между желаниями и возможностями, именно по этой причине нужно рассматривать конкретные случаи так как в совокупности они дают информацию об общих тенденциях и конфликтах.

Антивитальное поведение в подростковом возрасте как переломного промежутка преобразований психических свойств личности многовероятны и тесно соотносятся с нарушениями когнитивной регуляции аффекта как совокупности фундаментальных механизмов усвоения поведения. Ситуация индивидуальной отрицательной самооценки рассматривается как важнейший показатель стрессового состояния в общей системе антивитальной направленности поведения в подростковом возрасте. Эмпирия в состоянии субъективного негативного самооценивания способствует обострению антивитального поведения благодаря тревожному, навязчивому и циклически неразряженному переосмыслению и мысленному возрасту к опыту неуспеха, а также с помощью формирования «кумулятивного эффекта» дальнейших стрессовых ситуаций [15, 27, 39, 47].

Происходит не просто наращивание единого стрессового состояния личности, но каждый последующий стрессор оказывает все более и более интенсивное влияние на антивитальное поведение в целом [27, 40, 43]. Из чего можно сделать вывод о том, что антивитальное поведение напрямую связанно с «кумулятивным эффектом» в нестабильной системе психологической и социальной дезадаптации и реорганизации общего психологического поля личности подростка [15, 27, 39, 47].

Некоторые из ученых считают антивитальное поведение показателем крайнего варианта нормы, в то время как суицид они представляли высшей степенью проявления психопатологической модели социального поведения. Одной из таких ученых являлась С. Г. Смидович. Она проводила статистический анализ антивитальных настроений и суицидальных проявлений среди молодого населения и пришла к выводам о том, что антивитальные и суицидальные проявления говорят о социальной обстановке общества. По ее мнению подростки мужского пола прибегают к уходу из жизни радикальным способом в три раза чаще, чем подростки женского пола [47].

Другие исследователи рассматривают общество и государство как целостную систему, делая предположения, что есть количественные показатели его функционирования и строения. А. А. Давыдов и его ученики одним из таких показателей именовали «золотое сечение», которое выражало зависимость между частями и целым. Они рассматривали соотношения между юношами и девушками имеющими антивитальные настроения и совершивших самоубийство и составляли корреляционные показатели между числами ряда «золотого сечения» с индексами антивитального и суицидального поведения юношей, сравнивали количество юношей из группы риска и юношей покончивших с жизнью приходящихся на одну лишившую себя жизни девушку или имеющую антивитальные настроения. «Золотое сечение» представляет собой отношение, возникающее при делении отрезка на две неравные части таким образом, что большая его часть относится к меньшей так, как весь отрезок к этой большей части» [цит. по 16]. Если соотношение попадает в достаточно большой интервал, тем хуже общая ситуация в обществе, однако, чем данный показатель ниже, тем более благоприятней общественный климат для удовлетворения потребностей в самореализации юношей.


Если же мы говорим о гендерных различиях молодых людей и девушек и их отношению к антивитальному и суицидальному поведению, то существенных отличий не было выявлено. Об этом в своих работах говорит В. Ф. Войцех. Когда он опросил юношей и девушек о возможности суицида, они представляли себе конкретную жизненную ситуацию [10, 11]. Таким образом, делая вывод о том, что количество антивитальных и суицидальных настроений зависит от социальной среды, а при изучении динамики самоубийств в России - в сельской местности уровень самоубийств выше, чем в городе. Что подтверждают и зарубежные авторы [59].

А. А. Парфенова анализирует общетипологические особенности антивитальных и суицидальных пациентов. Она развенчивает мифы о том, что те, кто открыто проявляет антивитальные мысли, редко доводят себя до суицида, так как главным образом люди, которые совершили самоубийство, достаточно продолжительное время раздумывают о своих намерениях. А. А. Парфенова делает утверждение о том, что люди, которые собираются покончить с собой или проявляют антивитальные настроения, нуждаются в психологической помощи [32]. Если говорить другими словами то получается, что общество и государство должно обеспечить механизмы специального назначения, которые позволят предотвратить определенное количество суицидов и антивитальных настроений.

Если подводить итоги, то общим для отечественных ученых можно назвать то, что они проводят научные изыскания, составляют классификации причин и типологические особенности антивитальных настроений, но в итоге нет полной картины. Мы можем только анализировать отдельно сделанные исследования, не сведенные в общую систему. Однако параллельно с этим происходит отказ от определенных положений, которые были выдвинуты Э. Дюркгеймом, например, ставится под вопрос возможность альтруистического самоубийства, вытекающего из антивитального поведения, так как не все из российских ученых признают эти факты самоубийствами. Также ставится вопрос о генной обусловленности изучаемого феномена и находятся примеры того, что сельское население более склонно к антивитальности, и, как следствие, суицидальности, чем городское и т. д.

Обобщая все вышесказанное и высказывая предварительный результат, то на нынешний момент большинство исследователей не могут окончательно определить основную причину антивитальных настроений и самоубийств. Можно только говорить о совокупности решающих факторов и их восприятии индивидом.



В концепциях психолого-педагогического подхода стали также рассматриваться социальные аспекты изучаемого нами феномена, так как данное явление нельзя рассмотреть сугубо с психологической или медицинской точки зрения. Человек - существо и биологическое и социальное. На действие каждого человека, и тем более подростка, имеют влияние социальные, биологические, экономические, культурные и другие факторы, определяющие его психологическое состояние.

Как российские, так и ученые за рубежом не ставят перед собой задачи построить универсальную модель антивитального поведения. Проводятся одиночные разработки и анализы, которые направлены на получение эмпирических исследовательских данных о антивитальности и суицидальности. На основании полученных данных многими исследователями делаются заключения по каждому конкретному обнаруженному показателю, которые имеет влияние на изменение количества суицидальных попыток и антивитальных настроений. Разница обнаруживается только в направленности изучения и применении результатов опытов. Однако все ученые сходятся лишь в одном, что основным синдромообразующим нарушением выступают специфические нарушения когнитивной регуляции эмоций и поведения в стрессовых социально-оценочных ситуациях.

  1. Особенности антивитального поведения в подростковом возрасте

При анализе индивидуально-клинических случаев антивитального поведения в подростковом возрасте в рамках синдромно-факторного метода анализа психики [13, 14, 15, 30] можно определить первичные и вторичные нарушения в структуре психической деятельности [33]. Фактором специфических нарушений являются нарушения когнитивной регуляции аффекта и поведения в ситуациях потенциального или реального оценивания при решении актуальных задач возраста.

О корреляции характеристик социальной тревоги и некоторых иных тревожных расстройств говорят множество исследований:

  1. Саморазрушительные тенденции при социальной тревоге [18, 39, 40].

  2. Социальная тревога как страх перед осмеиванием [39].

Страх отрицательного оценивания как социальной тревоги в коммуникативной сфере - основной стрессообразующий фактор для подростка; обратной стороной этого стрессора будет выступать тревожность в системе мотива социализации личности. В данном случае под социализацией личности воспринимаются любые коммуникативные связи подростка, которые воспринимаются как оценочные и которые имеют шанс на отрицательный исход [40]


Также одной из причин антивитального поведения, которая подразумевает под собой возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью подросткового понимания смерти является ее амбивалентность. Сознание подростка как бы рассматривает данный вопрос двояко: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни [19, 25, 29, 31, 59].

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными [8], т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящих впечатление суицидальной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. Подросток по причине своей некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на витамины, для демонстративно-шантажного поведения. И наоборот, иногда безобидные способы суицида или антивитального поведения, с точки зрения взрослого, свидетельствуют об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты предлагают все суицидальные попытки, результатом которых является антивитальное поведение, расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу [34].

Средний подростковый возраст характеризуется наличием философской интоксикации: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, происходит нравственное самоопределение.

При исследовании психотравмирующих обстоятельств, приведших к суициду, выявлено, что по сравнению со взрослыми суицидентами, конфликт у подростков был более кратковременный, его длительность составляет от нескольких дней до года. Суицидальные конфликтные ситуации и антивитальные мысли могут складываться для подростка из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся ситуации создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию антивитальной, а в некоторых случаях - суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми.


В детском и подростковом возрасте на возникновение и распространение антивитального и суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых:

  1. Печальное настроение.

  2. Чувство скуки.

  3. Чувство усталости.

  4. Нарушение сна.

  5. Соматические жалобы.

  6. Неусидчивость, беспокойство, тревожность.

  7. Фиксация внимания на мелочах.

  8. Чрезмерная эмоциональность.

  9. Замкнутость.

  10. Фрустрационные настроения.

  11. Стрессовость.

  12. Злоупотребление алкоголем или наркотиками.

  13. Плохая успеваемость.

  14. Прогулы школы [21, 37, 38, 45].

У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства - смерти - и его психологического смысла. Анализ результатов опроса подростков-суицидентов позволил установить, что часть из них хотели дать понять, в каком они отчаянии, другие думали заставить раскаяться человека, который плохо с ними общался, третьи своим поступком решили показать, как они «любят другого», некоторые надеялись повлиять на другого, чтобы он изменил решение, часть расценивали свою попытку как призыв, чтобы пришла помощь от другого. Независимо от формулировки, более половины суицидов - это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть - целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.

У подростков причины суицидального поведения равномерно распределяются между любовными конфликтами, конфликтами с родителями и неприятностями в школе [41, 50, 51, 53, 55].

Причиной суицида и антивитального поведения подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используется унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от антивитального и суицидального поведения [52].