Файл: 102015Часть viii редакционнаяколлеги я Главный редактор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
877
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
ности обработки предоставленных данных (возникновение ошибки при оказании услуги) участником ВЭД в УЦ, каче- ство обслуживания в целом, по конкретным аспектам в про- цессе получения услуги, комфортностью получения (среда обеспечивающая процесс удовлетворения участников ВЭД), готовность обращаться повторно в УЦ, рекомендовать и т. д.
4) Доступность и открытость услуги УЦ. Доступность заключается в оценке простоты и рациональности про- цесса предоставления услуги, ясности и качества инфор- мации, предоставленной участнику ВЭД, объясняющей порядок и процедуры оказания услуг. Под открытостью понимается полнота, актуальность и понятность инфор- мации об услуге, размещаемой на официальном сайте, сервис предоставления информационных услуг с исполь- зованием ИКТ. Доступность определяется различными пространственно-временными параметрами. Основными показателями, позволяющими её оценить, являются: ко- личество и удаленность пунктов по оказанию необхо- димых услуг участникам ВЭД, финансовые затраты.
5) Культура обслуживания.
Отражает удовлетворенность участников ВЭД отно- шением персонала УЦ в процессе предоставления услуги, готовность оказать эффективную помощь при возникно- вении трудностей.
Качество услуг, оказываемых УЦ, можно рассматри- вать со следующих позиций:
1) Качество услуг, как степень удовлетворения ожи- даний потребителей, именно в таком значении термин за- креплен в международных стандартах ИСО 9000 1994;
2) Качество услуг, как степень соблюдения предпи- санных требований и стандартов;
3) Качество услуг, с позиций соответствия предостав- ляемых услуг их стоимости;
4) Качество услуг, как общую совокупность техниче- ских, технологических и эксплуатационных характеристик, посредством которых услуга будет отвечать нуждам потре- бителя.
Совокупность всех этих факторов становится основ- ными «линейками», по которым становится возможным оценивать качество принятого решения в том или ином аспекте функционирования организации сферы услуг.
Данная оценка исходит, в большей степени, из расчета большого количества частных показателей, которые и со- ставляют общую картину изменения ситуации в реали-
Рис.
2. Структурно-логическая схема оценки качества услуг
оказываемых УЦ в системе электронного декларирования
878
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
зации производственных процессов в организации до из- менения основного механизма и после [5].
Оценка по показателям, разработанным на базе пе- речисленных критериев, может вестись различными ме- тодами — с помощью анализа информации из открытых источников, анкетирования и даже масштабного социоло- гического исследования с привлечением общественных на- блюдателей.
Литература:
1. Абрамов, С. С. Оценка качества услуг с учетом позиции потребителя / С. С. Абрамов // Вестник Адыгейского го- сударственного университета. Серия 5: Экономика. — 2011. — № 1.
2. ГОСТ Р 52113–2003 — Услуги населению. Номенклатура показателей качества. — М.: Изд-во стандартов,
2003. — 47 с.
3. Развитие теоретических положений по совершенствованию системы оказания услуг Удостоверяющих центров по выдачи электронных подписей (шифр «Экономист»): отчет о НИР (промежуточный) / А. Я. Черныш; науч. рук. А. Я Черныш, исполн.: Н. В. Шувалова; ФТС, РТА. — Люберцы, 2014. — 74 с.
4. Valarie A / Zeithaml, A. Parasuraman, and Leonard L. Berry, Delivering Quaility Service: Balancing Customer
Perceptions and Expectations (New York, The Free Press, 1990), стр. 12–13.
5. Салихов, Ф. Н. Критерии и методики оценки качества управленческих решений на предприятиях сферы услуг / Ф. Н. Салихов// Всероссийский журнал научных публикаций — 2012. — № 1 (11), с. 35–40.
Как отражается на нас «свободное плавание» рубля
Щербатых Ирина Владимировна, учитель истории, обществознания и экономики
МБОУ лицея с. Хлевное (Липецкая обл.)
Ключевые слова: МВС, «плавающий» курс, курс рубля.
Умный человек осваивает прежде всего не тот стиль пла-
вания, который позволяет быстро плавать, а тот, с по-
мощью которого можно долго держаться на плаву.
Э. Севрус
В
сех нас без исключения волнует экономическая си- туация, складывающаяся в нашей стране. Как все это отразится на жизни в дальнейшем, к чему уже при- вели введенные против России санкции, что происходит с курсом рубля и что нас ждет в будущем.
В предновогодней суматохе глава ЦБ РФ Эльвира На- биулина заявила о том, что рубль отпущен в «свободное плавание». Я думаю, что не всем была понятна эта ситу- ация. Поэтому я попыталась найти ответы на несколько важных вопросов волнующих каждого из нас, таких как:
Что означает «плавающий курс рубля»? Что такое между- народная валютная система? Будет ли курс рубля расти?
Можно ли сейчас держать деньги в банках? В какой ва- люте брать кредит? Нужно ли покупать или продавать дол- лары?
Для того чтобы все встало на свои места, прежде всего ответим на вопрос: что же такое международная валютная система и как с ней связан валютный курс.
Есть несколько толкований этого термина, к примеру
:
В свободной энциклопедии Википедия можно про- читать следующее: «Международная валютная система
(МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осущест- вления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономи- ческие операции. Бреттон-Вудская конференция (США) возникла в 1944 году, в которой участвовали 44 государ- ства. Её основная задача — производить валютную лик- видность (с помощью золотых резервов, сырья, финан- совых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых активов и т. д.), для того, чтобы междуна- родная торговля — в частности, расчёты в разных нацио- нальных валютах — могла развиваться свободно [5].
Фролова Т. А. дает такое определение: «Мировая ва- лютная система — это форма организации валютных от- ношений в рамках мирового хозяйства» [6].
В Интернете можно встретить также следующее тол- кование термина: «Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС пред- ставляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осу- ществляется платежно-расчетный оборот в рамках ми-
879
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
рового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов ин- тернационализации капитала, требующих адекватных ус- ловий в международной денежной сфере» [7].
Общим для всех этих определений является то, что международная валютная система — это совокуп- ность всех канонов, традиций, инструментов и правил, исторически сложившихся договоренностей между госу- дарствами для более простого осуществления расчетов.
Международная валютная система прошла три этапа эволюции: «Золотой стандарт» или Парижская валютная система, Бреттон-Вудская система фиксированных ва- лютных курсов, Ямайская система плавающих валютный курсов. В таблице ниже представлены временные рамки и краткая характеристика валютных курсов.
Теперь стало понятно, каким образом валютная си- стема связана с плавающим курсом рубля. Следовательно, политика, проводимая Центробанком РФ по переходу на «плавающий» курс рубля, оправданна и вынуждена.
Так что же такое «плавающий курс»? Это режим ва- лютного курса, при котором значению валюты разрешено колебание в зависимости от валютного рынка [5].
Сейчас ЦБ старается зафиксировать курс рубля и под- держать его на стабильном уровне. До кризиса главный банк страны делал все, чтобы не допустить слишком силь- ного укрепления рубля. Поэтому-то мы и накопили такие грандиозные золотовалютные резервы: ЦБ выкупал ва- лютную выручку и выбрасывал на рынок рубли, которые дешевели. Если бы этого не было, то год назад доллар стоил бы не 24, а все 15 рублей, а значит, девальвация была бы болезненной: выше заберешься — больнее па- дать.
Зимой ЦБ установил коридор для бивалютной корзины
(условной единицы, состоящей наполовину из евро и дол- ларов): минимальное значение — 26 рублей за этот ус- ловный валютный коктейль, максимальное — 41. «КП» тогда подсчитала, что при курсе 1,3 доллара за евро пре- дельные значения иностранных валют к рублю — 36,5 за доллар и 47 за евро.
Плавающий курс — это значит, что пока рубль на- ходится в этом коридоре, ЦБ не будет предпринимать никаких резких шагов для его регулирования. 25 ру- блей за доллар или 36 — всякое может быть, главное — не выйти из коридора. Каждый день цену рублю будет на- значать рынок на основании спроса и предложения [4].
Но уже можно заметить уверенные шаги к укреплению рубля. Хотя есть и ощутимые минусы всего этого про- цесса — рост цен, осложнение ситуации для малых пред- приятий, которым и без того трудно удержаться на плаву.
Многих также волнует вопрос о курсе долларов и евро.
Проанализировав различные источники информации, я пришла к выводу, что экономисты пока не могут дать точного ответа на этот вопрос. Повышение курса доллара и евро в большей степени, на мой взгляд, провоцируют па- никеры, которые скупают валюту или спешно ее продают.
Мы с Вами были свидетелями, как в одно прекрасное утро курс этих валют в обменниках стремительно вырос.
А еще свежо в памяти, как перед новым годом те же пани- керы утверждали о том, что грядет новый дефолт и также спешно скупали с полок магазинов бытовую технику и ав- томобили в автосалонах.
В поисках ответов я наткнулась на такие интересные советы. На вопрос о том, в какой валюте хранить свои на- копления, экономисты дают такой ответ.
Совет первый: «Вам доллары для чего? Копите на отдых в Турции, Египте, Тунисе, Таиланде? Однозначно покупать, пока дешево. Если и снизится еще, то немного.
Если готовитесь летом поехать на отдых в Грецию, Ис- панию, Италию — продавайте срочно и покупайте евро.
Эксперты ждут, что единая европейская валюта скоро подрастет. Если копите на ремонт квартиры или покупку дачи — не продавайте, но и не покупайте. Есть кака- я-то сумма в американской валюте? И здорово. Теперь ко- пите еще и в евро, а часть можно даже в рублях. То же самое, если вы просто делаете заначку на черный день» [4].
Говорят, что будущее за китайскими юанями и хочется верить российским рублем, а доллар и евро вскоре отойдут на второй план.
Брать кредит в иностранной валюте сейчас не выгодно.
А что делать тем, кто уже взял?
Совет второй: «Те, кто поспешил перевести в начале года (курс доллара был максимален) свои кредиты из дол- ларовых в рублевые прогадали, так как курс доллара снизился. Аналитики, следящие за ситуацией на рынке, пришли к такому выводу, что «конвертировать в рубли кре- диты, до конца выплаты которых осталось менее 2 лет, не- выгодно. Слишком большая разница будет между ставками по долларам и рублям. Ведь вряд ли вам удастся найти воз- можность получить заем дешевле, чем под 25 %. К тому же придется заплатить комиссию за смену валюты — при-
Таблица
1.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Виды валютных курсов
Система валютных курсов
Период действия
Тип системы
Режим валютных курсов
Система золотого стандарта
Конец XIX в — сере- дина 1930-х гг.
Золотой стандарт
Фиксированный по золотому паритету
Бреттон-Вудская система
Середина 1940-х — начало 70-х годов
Золото-валютный стандарт
Фиксированный, на основе сло- жившихся рыночных курсов
Система плавающих курсов
( Ямайская валютная система)
С 1971 г.
Многовалютный стандарт
Плавающие (управляемые) ва- лютные курсы
880
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
мерно 15 тысяч рублей. Долгосрочные кредиты тоже не стоит трогать — слишком все непредсказуемо. А вот попытаться выплатить долг побыстрее — лучшее ре- шение, которое можно принять в нынешних условиях» [4].
Открывать вклады в банках можно, так как суммы до 1 400 000 рублей застрахованы государством (с ян- варя 2015 года, до этого застрахованная сумма составляла
700 000 рублей), и в случае если банк «лопнет», деньги
Вам вернутся. Если же Ваша сумма превышает этот лимит, то поделите ее и откройте вклады в разных банках, лучше в проверенных и крупных.
Таким образом, постепенно ситуация на россий- ском валютном рынке стабилизируется. В большей сте- пени все страхи на пустом месте. По мнению аналитиков в ближайшее время рубль будет продолжать расти и уже к осени вернется на свои позиции. На мой взгляд, смена курса рубля на «плавающий», наоборот встряхнет эконо- мику России, выявив сильные и слабые стороны, что, не- сомненно, пойдет на пользу. Все познается в сравнении.
Безусловно, риск есть, но без него нельзя дойти до вер- шины и добиться каких-либо успехов в области эконо- мики.
Литература:
1. Плавающий курс рубля. — https://ru.wikipedia.org / wiki /
2. Теория оптимальных валютных зон. — http://www.monographies.ru / 129–4233 3. Видяпина, В. И. — http://www.portalus.ru / modules / economics / rus_readme. php?subaction
4. Курс рубля. — http://bishelp.ru / business / economics / rubl-ukreplyaetsya-eto-horosho-ili-ploho-5-prostyh- voprosov-o-kurse-nacionalnoy
5. Википедиа. — https://ru.wikipedia.org / wiki
6. Фролова, Т. А. http://www.aup.ru / books / m202 / 22_1. htm
7. Мировая валютная система. — http://www.managment.aaanet.ru / economics / valutno-finsistema. php
Роль муниципальных образований в управлении
социально-экономическим развитием Российской Федерации
Юмаев Егор Александрович, кандидат экономических наук, доцент
Омский государственный технический университет
В России существует несколько уровней управления социально-экономическим развитием. Каждый занимает
свое особое положение в сформировавшейся иерархии управления. На нынешнем этапе экономического развития
происходит уточнение функций и роли каждого из уровней в социально-экономическом развитии России.
Ключевые слова: уровень управления, муниципалитет, регион, субъект РФ, федеральный округ, Россия.
Н
е теряет актуальности вопрос совершенствования научных и правовых вопросов муниципального управления, оценки его роли в социально-экономиче- ском развитии Российской Федерации. К середине 2015 г. в целом можно говорить о наличии сформированной нор- мативной правовой базы, регулирующей муниципальное управление. Однако, данный процесс требует постоян- ного исследования, чему подтверждением служат неод- нократные изменения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Продолжающееся развитие местного самоуправления, все усложняющиеся условия хозяйствования обусловли- вают непрерывный поиск наиболее эффективных моделей управления муниципальными образованиями [1, с. 202].
В нашей стране в основном завершен процесс распре- деления функций между различными уровнями управ- ления (федеральным, межрегиональным, региональным, местным), для каждого определены соответствующие за- дачи. Административно-территориальное деление Рос- сийской Федерации тесно связано с системой государ- ственного и муниципального управления. Принимаемые органами власти управленческие решения реализуются посредством трех главных элементов административ- ного территориального устройства: федеральный округ, субъект РФ, муниципалитет.
Федеральный округ является экономическим районом высшего звена, крупным территориальным промыш- ленным комплексом [9, с. 10]. Огромные размеры Рос- сийской Федерации, наличие значительного количества субъектов РФ, острая необходимость укрепления верти- кали власти, ослабленной в 90-е гг. ХХ в., вызвали появ- ление федеральных округов. Не имея органов управления, подобным тем, какие есть в субъектах РФ и муниципали- тетах, они не способны оказывать прямое влияние на раз- витие территорий в своих границах, не отвечают за про-
881
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
цессы, происходящие в них. В связи с этим их главное предназначение сводится к аналитической работе с целью повышения эффективности государственного и муници- пального управления.
Регионы являются средним уровнем государственного управления России. Указ Президента Российской Феде- рации от 3 июня 1996 г. № 803 следующим образом трак- тует категорию «регион»: «часть территории Российской
Федерации, обладающая общностью природных, социаль- но-экономических, национально-культурных и иных ус- ловий» [8]. Регионы наделены обширным кругом пол- номочий, дающих возможность руководству региона направлять его социально-экономическое развитие в со- ответствии с определенными приоритетами [1, с. 202]. Ре- гион является главным элементом административно-тер- риториального деления страны и важнейшим проводником федеральной социально-экономической политики.
Муниципальные образования представляют собой третий уровень управления социально-экономическим развитием России. В ведении властей муниципалитетов находятся политическое, экономическое, социальное, эко- логическое развитие соответствующих территорий, прямо связанное с жизнью каждого местного жителя [1, с. 202].
Между регионом и муниципальным образованием различие в выполняемых функциях заключается в том, что на регионы возложено исполнение двух функций
(власти и хозяйствования), а на муниципалитеты — трех
(власти, хозяйствования, общественная функция).
Полномочия органов управления субъектов РФ и му- ниципальных образований различны. Муниципалитеты обладают менее комплексным потенциалом социального и экономического развития, поэтому находятся в опре- деленной зависимости от субъектов РФ. Кроме того, от- личительной особенностью муниципалитета является со- четание в «одном лице» объекта и субъекта управления.
Благодаря прямому контакту с жителями территории по вопросам жизнеобеспечения они имеют большое вли- яние и значимость для граждан.
Муниципальным образованиям принадлежит особая роль в системе управления социально-экономическим развитием России в связи с тем, что они завершают си- стему управления развитием государства и представляют собой объект местного самоуправления. Именно на это уровне исполняются законы и решения органов государ- ственной власти [1, с. 203].
В соответствии с Концепцией долгосрочного соци- ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. планируется появление новых цен- тров роста в субъектах РФ [7], в связи с чем приоритетной задачей становится поиск «точек роста», способных взять на себя роль локомотива как для самих субъектов РФ, так и для России в целом.
К ним в настоящий момент могут быть отнесены го- рода (как правило, за исключением малых городов). Ука- занный феномен имеет простое объяснение. Именно в городах, в отличие от других типов муниципальных об- разований, концентрируется серьезный потенциал (эко- номический, инновационный, социальный, культурный, кадровый и др.). На нынешнем этапе экономического раз- вития вследствие преобладания тактического управления перед стратегическим города не в полную силу исполь- зуют имеющийся потенциал для развития, не всегда, имея на то основания, являются локомотивами роста близле- жащих территорий [4, с. 10–14].
По состоянию на 1 января 2013 г. в России насчитыва- лось 23001 муниципалитет, из них городских округов только
518 (2,25 %), городских поселений 1687 (7,3 %). Заметим, что в нашей стране понятие «город» шире, чем «городской округ». Городское поселение не обязательно является го- родом. Поэтому общее число городов на 1 января 2013 г. составило 1097 (из их числа 71,2 % — малые города).
27 ноября 2014 г. официально завершен 1-й этап ре- формы местного самоуправления. За полгода до этого прямые выборы мэров были отменены еще в 13 адми- нистративных центрах субъектов РФ (большая часть центров субъектов РФ отказалась от них еще до ре- формы). Принципиальное новшество, а именно: форми- рование городской думы из делегированных районами де- путатов — решили опробовать только в одном субъекте
РФ (в Челябинской области в г. Челябинск). Намечается перераспределение полномочий между местной и регио- нальной властью. В ухудшившихся экономических усло- виях укрепление вертикали власти будет обосновано эко- номией бюджетных средств [6, с. 3].
Второй этап реформы подразумевает принятие субъек- тами РФ нормативных актов о перераспределении полно- мочий между местным самоуправлением и региональной властью. Сроками этот процесс не ограничен. К началу
2015 г. такие законы приняли, в частности, Московская и Орловская области, Приморский край. В указанных случаях все значимые полномочия вместе с полагаю- щимся для них финансированием были переданы на ре- гиональный уровень. Речь о градостроительной политике, дорожном строительстве, похоронном деле, распоряжении землей, ЖКХ [6, с. 3]. Самой реформе местного самоу- правления был дан старт после того, как делегаты съезда муниципальных образований в 2013 г. на встрече с Пре- зидентом РФ В. В. Путиным поставили вопрос о полно- мочиях местного самоуправления, их финансовом обеспе- чении [3, с. 1].
В первом варианте реформы, внесенной в Госдуму РФ группой депутатов [2, с. 2], определялись полномочия только для сельских поселений и внутригородских районов.
Одновременно реформа подразумевала обязательную от- мену выборов мэров в крупных городах, имеющих внутри- городское деление, а также формирование городских дум из делегированных районами депутатов.
Против такого жесткого варианта реформы выступили главы городов от «Единой России». Мэр Саратова О. Гри- щенко отметил, что реформа способна внести путаницу в устоявшуюся систему власти на местах. По мнению Мэра
Самары, решение о выборе мэров должно принадлежать