Файл: Чусовлянкина Евгения Юрьевича На тему Развитие пешеходного туризма в России (на примере турбазы Малиновка) Состав дипломной работы 1 пояснительная записка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За прошедшие 50 лет накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировавший в конечном итоге общенародный вид спорта – спортивный туризм.

Как отмечает Ю.Н. Федотов [55], cпортивный туризм стал видом спорта с 1949 года, с момента включения в ЕВСК и правом присуждения звания «мастер спорта». До 1990 года СТ, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при региональных Советах по туризму и экскурсиям.

«Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР, составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных 75 началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер» [55, С. 91].

Туристский, актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 миллиона человек в год, и при этом проводить походы, слеты, и соревнования для 15,2 миллионов человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп – 14252. Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований – около 6 млн. руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.

Государственная система детско-юношеского туризма России (которая в была создана более чем 90 лет назад) базируется на федеральном и региональных учреждениях дополнительного образования, в структуре которых работает около 400 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше 11 тысяч квалифицированных педагогов.

В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), постоянно используются около 400 оборудованных учебных туристско-экскурсионных троп. Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тысяч детей.

В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1, 5 миллиона детей [55, С. 93].


К сожалению существующие экономические рычаги регулирования и поощрения занятий детско-юношеским и спортивно-оздоровительным туризмом, активным досугом малоэффективны. Дополняют характерные черты современного плачевного состояния социального туризма отражают следующие аспекты [55, С. 96]:

1) отсутствие государственной поддержки туристских клубов, их правовая незащищенность, слабая материальная база;

2) свертывание форм активного отдыха в учреждениях рекреации;

3) развитие процессов ведущих к развалу, созданной за 90 лет существования, уникальной в мире разветвленной сети учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, которая осуществляет обучение, воспитание, оздоровление и профессиональную ориентацию подрастающего поколения.

При наличии действующей системы дополнительного образования детей и юношества не хватает квалифицированных специалистов рекреационной деятельности и спортивно-оздоровительного туризма. Важно иметь государственный заказ на подготовку, переподготовку и повышения квалификации педагогов работающих с детьми и подростками в сфере туризма и краеведения.

Как отмечает А.В. Белоусов [8], по причине сохраняющейся ведомственности организационно-управленческих структур спортивного и детско-юношеского туризма постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной базы, проводится мало совместных мероприятий. Начиная с 90-го многие прежние структуры управления спортивным туризмом, в основном, прекратили существование. Госбюджет, бюджеты профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшились, а кое-где и совсем не предусматривают выделение финансовой помощи спортивному туризму.

«С начала 1990-х гг. количество туристских клубов уменьшилось до 100, на их базе продолжают действовать региональные федерации спортивного туризма. Рост стоимости арендной платы и полное отсутствие господдержки привело к массовому закрытию туристских клубов после 90-х. Так в Москве из 33-х клубов осталось только три клуба. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действуют на общественных началах. Количество занимающихся СОТ ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным СОТ изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением» [8, С. 35].



За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта – все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др. Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.

Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребностей развития спортивного туризма в стране. По состоянию на 2013 год ориентированный объем финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0,03 млрд. рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм не созданы соответствующие условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный приоритет в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу олимпийских видов спорта высших достижений [8, С. 38].

Начиная с 2007 года Ростуризм, а затем Минспорттуризм России выделяет средства практически только на финансирование наградной атрибутики соревнований, а сами соревнования проходят за счет спортсменов. Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области спорта, туризма и молодежной политике в настоящее время не гарантирует развитие социально-ориентированного спортивного (спортивно-оздоровительного) туризма.

Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» [54] и поправки к нему сводятся к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя напрямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивного туризма и его разновидностей недооценена большинством представителей туристской индустрии. Кроме этого имеется:

1) рост туроператоров и турагентов, ориентированных в своей работе на выездной туризм и способствующих вывозу заработанных населением средств для оплаты
туристских услуг за рубежом;

2) разобщенность турфирм и общественных организации по спортивному туризму, отсутствие концентрации усилий по совместной взаимовыгодной деятельности;

3) активная реклама зарубежного туризма и недостаточный интерес средств массовой информации к отечественному рынку предложений по спортивному, детско-юношескому, оздоровительному туризму.

В концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы)» (далее ФЦП) отмечается что, «…. в России существует большой потенциал для развития активного туризма (пешеходный, водный, горный, велотуризм, парусный, конный). Темпы развития этого направления очень высоки, что позволяет прогнозировать дальнейшее активное развитие активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами туризма оценивается в 2,5 млн. человек ежегодно» [29, С. 11].

Одной из задач, которая ставится в концепции ФЦП, это «повышение качества туристских услуг, в том числе за счет развития системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии, а также реализации программ «обучения обучающих». Свою лепту в подготовку кадров турбизнеса безвозмездно вносит действующая система спортивного туризма. Ведь как показывает практика, основной кадровый потенциал индустрии активного туризма на 80 % состоит из прошедших практику системы спортивного туризма. Это спортсмены разрядники и мастера спорта, инструктора и инструктора-проводники спортивного туризма. Более того, принципы системы безопасности спортивного туризма также актуальны для активных туров. Однако, ни к концепции, ни в других руководящих документах Минспорттуризма России не уделяется внимания необходимости поддержки школ подготовки в спортивном туризме как источнике кадров для индустрии туризма» [29, С. 13].

В Концепции ФЦП говорится «В настоящее время саморегулируемые организации в сфере туризма отсутствуют. Туристские саморегулируемые организации могли бы взять на себя следующие функции:

- разработка норм, стандартов и принципов ведения туристской деятельности в действующей конкурентной среде в интересах потребителя и с целью обеспечения его безопасности;

- совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма (аттестация, повышение квалификации);


- проведение анализа практики применения добровольных стандартов» [29, С. 16].

По своей сути Туристско-спортивный союз России с системой региональных спортивных федераций и клубов как раз и является в России саморегулируемой организацией в области спортивного (активного) туризма. Говоря о взаимодействии спорта «спортивный туризм» и индустрии туризма необходимо отметить, что одним из направлений взаимодействия является, то что турфирмы все чаще оказывают услуги по доставке спортивных групп на маршруты и их сопровождению.

По мнению В. И. Ганопольского [10], сокращение количества граждан занимающихся спортивным туризмом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении; не эффективными экономическими рычагами регулирования и поощрения занятий СТ и свертывании форм активного отдыха в учреждениях рекреации.

Начиная с 1998 года спортивно оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму, усилий общественного туристского актива и, самое главное, желания самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом заниматься спортом, решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в некоторых региональных органах исполнительной власти по спорту, молодежной политике и туризму имеется понимание и поддержка развитию спортивного и оздоровительного туризма. К туристско-спортивному движению, как к источнику специалистов владеющих навыками спасательных работ и имеющих опыт и уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, с которым заключен Договор о сотрудничестве.

Учитывая, что сегодня самой острых проблем страны является физическое и духовное здоровье детей и молодежи, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.