ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
3. МАРКЕТИНГ И КУЛЬТУРА
-
В чем проявляются особенности перехода экономики России
к рынку?
Убедительный ответ на этот вопрос дан в работе “Культура в условиях рыночной экономики” (34; 9-15).
Общественные процессы последних лет поставили страну перед исторической необходимостью радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, в социальной и духовной сферах. В области экономической необходимо доказать способность к обновлению, к созданию гибкой, восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса и постоянно меняющимся общественным потребностям экономик в сочетании с высшей эффективностью производства.
Рынок
не является свойством лишь одной
какой-либо системы хозяйствования. Он
имеет общее содержание, существует
в
различных системах. Рынок, как и товарные
отношения в целом, является имманентным
свойством любой экономической
системы.
Однако деформации экономических
отношении затронули в значительной
мере и товарные отношения. Это отрази-
лось
на состоянии рынка, для которого стали
характерны хронический дефицит, диктат
производителя над потребителем и
т
д. Все это свидетельство неразвитости
и глубоких деформаций рынка, следствие
господства командно-административной
системы
управления экономикой.
В условиях командно-административной системы управления экономикой товарно-денежные отношения стали формальными рынок деформировался, хозрасчет нарушился, Приобрели широкое распространение перераспределительны процессы и безвозмездное изъятие средств, уравнительность в распределении, иждивенчество и нетрудовые доходы.
Все это обусловливает особенность и сложность перехода к рынку российской экономики. Рынок, как противопоставление системе основанной на жестком, административном к роле за развитием хозяйственных отношении и приказных методах управления народным хозяйством, характеризуется рядом отличительных признаков. Он основан на взаимодействии спроса и предложения различных видов продукции и ресурсов. Сутью рыночных отношений является свободный выбор юридическим лицом любой формы деятельности и доступ к любым видам ресурсов, свободный выбор экономических связей между поставщиками и потребителями, формирование внутри и межотраслевых пропорций под влиянием динамики цен и прибылей.
Современное рыночное хозяйство характеризуется многообразием форм собственности с решающей ролью предпринимательства, преимущественно свободным ценообразованием и свободным перемещением ресурсов и капиталов. Экономические связи устанавливаются преимущественно в контрактной форме. Для него характерен высокий уровень внутренней и внешней конкуренции, а также подконтрольность обществу и государству.
Рыночная экономика является альтернативой командно-административной системе. К ней нельзя придти внедрением хозрасчета, аренды и продолжая централизованное установление цен, нормативов и т. п. Как показывает практика, наряду с регулированием социальных я экономических параметров из центра нужны какие-то силы саморегулирования. Они и составляют специфическую особенность рынка. Рыночная экономика базируется на экономических интересах людей. Поэтому ее главными слагаемыми являются цены, налоги, валюта, амортизационная, кредитная, таможенная политика и т. п.
Для того, чтобы появилось главное действующее лицо рынка—самостоятельный и несущий полную экономическую ответственность за свои действия товаропроизводитель, необходимы коренные реформы в отношениях собственности, переход к многообразию форм и видов собственности на средства производства. Основу для этого дает Закон о собственности в нашей стране. Его принятие кладет конец государственной монополии в экономике, фактически признает многоукладность экономики страны. В настоящее время создаются условия для развития таких форм собственности, как классическая государственная, акционерная, кооперативная, мелкая семейная и иностранная.
Для перехода к рынку принципиальное значение имеет отказ от централизованного директивного планирования и фондированного материально-технического снабжения предприятий средствами производства. Предприятия должны самостоятельно разрабатывать свои планы производства и реализации продукции, ориентируясь на запросы потребителей своей продукции, их платежеспособный спрос, переходить на прямые длительные связи между производителями и потребителями продукции, широко пользоваться услугами предприятий материально-технического снабжения, занимающихся оптовой торговлей средствами производства.
Рассмотренные
предпосылки перехода к рыночной экономике
являются важными, но не единственными.
Наряду с ними необходимо осуществить
земельную реформу, реформы ценообразования,
банковской системы, придать принципиально
новые черты денежно-кредитной политике,
перестроить внешнеэкономическую
деятельность. Большой проблемой является
создание
по сути отсутствующей в
стране рыночной инфраструктуры, товарных
и фондовых бирж и т. п. Все это будет
означать полную замену административных
рычагов управления новыми экономическими
методами, обусловливая особенности
перехода страны к рыночной экономике.
-
Какое место отведено культуре в экономической системе общества?
Отличительной чертой нового подхода к хозяйственной деятельности является возрождение полнокровного рынка со всеми присущими ему законами и механизмами экономического регулирования. Многие малые, средние и даже крупные предприятия еще и сегодня беспрестанно разоряются, поскольку им отказано в бесконечных государственных дотациях, субсидиях, разного рода "инъекциях" и "вливаниях". С ликвидацией иждивенчества и нахлебничества, в основе которых — стремление выжить во что бы то ни стало", отечественные предприятия вынуждены постигать законы рынка, подчас жесткие и жестокие. Но иного пути, похоже, уже нет.
Не является исключением и социально-культурная сфера, где также в последние десятилетия получили развитие коммерческие отношения и стали внедряться в практику рыночные технологии деятельности и управления. Чем это обусловлено?
Сложность и неоднозначность экономических преобразований, социальный дискомфорт, напряженный и монотонный труд на предприятиях и в учреждениях, да к тому же плохо и нерегулярно оплачиваемый, бытовая неустроенность, сложная экологическая ситуация, скверная работа общественного транспорта, неоднозначная криминогенная обстановка, затянувшаяся "чеченская эпопея" — все это в разной мере отрицательно влияет на физическое и нравственное здоровье людей, приводит к частым стрессовым ситуациям, к перенапряжению в межличностных отношениях, к различного рода психическим расстройствам. Если не компенсировать чрезмерные физические и моральные потери какими-либо благоприятными факторами, человек станет не жить, но существовать, не наслаждаться трудом как первой жизненной потребностью, а работать на износ. Для общества это крайне нежелательно. Вот почему разумная организация свободного времени населения страны остается сегодня одной из серьезнейших задач Российского государства.
К сожалению, приходится признать, что спрос населения на продукты социально-культурной деятельности за последние годы существенно возрос, а бюджетные ассигнования на ее развитие непрерывно сокращаются. Наше государство пока что не в состоянии достойно субсидировать исключительно многообразную культурно-творческую деятельность в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы освободить население от личных финансовых затрат на приобретение продуктов социально-культурной деятельности.
Ф.Ф. Рыбников отмечает: Социально-культурная сфера — составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. И ее состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.
Таким образом, иерархия построения народнохозяйственной структуры с учетом места в ней культуры как его сферы выглядит следующим образом: народное хозяйство - нематериальное производство – социально-культурная сфера – культура.
Как сфере человеческой деятельности культуре присущ ряд особениостей. Во-первых, уникальность, неновторяемость и невещественность результатов труда, а в ряде случаев и невоспроизводимость и классическом смысле. Во-вторых, культура интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой культура оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. В-третьих, материально-экономическая база культуры, а также уровень и масштабы потребляемых материальных ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях народного хозяйства. В-четвертых, результаты культуры проявляются в обществе не сразу, не мгновенно. В лучшем случае через 2—3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были осуществлены в культуру (34; 16).
И далее. Экономический механизм сферы Культуры является неотъемлемой частью целостной системы хозяйствования в условиях регулируемой рыночной экономики. Поэтому его совершенствование возможно лишь в рамках общей перестройки управления экономикой. Однако нельзя игнорировать и собственные особенности экономического механизма сферы культуры, связанные с финансированием, ценообразованием, гонорарной политикой и оплатой труда, налогообложением (эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе). Становление нового хозяйственного механизма сферы культуры, адекватного рыночной экономике, зиждется на следующих принципах.
1. Приоритетность культуры в обеспечении бюджетными средствами.
2. Участие экономических единиц (концернов, ассоциаций, консорциумов, предприятий, кооперативов), а также общественных организаций (партий, фронтов, союзов) и отдельных граждан в развитии и финансировании культуры.
3. Льготное налогообложение для государственных, кооперативных, акционерных, народных предприятий и общественных организаций, финансирующих культуру.
4. Рациональное сочетание бюджетного финансирования и коммерческих начал в деятельности учреждений культуры.
5. Укрепление материально-технической базы культуры и усиление социальной обеспеченности ее работников.
6. Усиление муниципальных (коммунальных) начал в области финансирования, налогообложения, ставок и тарифов, ценообразования.
Критическое состояние культуры во многом объясняется существующей системой финансирования, построенной на пресловутом остаточном принципе выделения финансовых средств на ее развитие.
Финансово-хозяйственная деятельность учреждений культуры регламентируется целым рядом законодательных актов. Приведем здесь лишь некоторые, наиболее важные. Так, вслед за принятием “Закона о культуре” (1992 г.) были приняты:
1993 год - “Об авторском праве и смежных правах”, “О вывозе и ввозе культурных ценностей”, “Основы законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах”;
1994 год - “О библиотечном деле”, “Об обязательном экземпляре документов”;
1995
год - “О музейном фонде Российской
Федерации и музеях”, “Об археологическом
наследии”, “Об охране и использовании
памятников культуры”,
“О кинематографе”,
“О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях”; “О
некоммерческих организациях”, “Об
общественных объединениях”;
1996 год - “О рынке ценных бумаг”, “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.
Целый ряд нормативных актов по вопросам культуры принят Правительством Российской Федерации на основе предложений Министерства культуры. В их числе:
-
постановление, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности, и учитывающее интересы учреждений культуры и обеспечение охраны историко-культурного наследия;
-
положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры;
-
положение о порядке приватизации памятников истории и культуры;
-
положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства;
-
положение о государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений и др.
Вместе с тем, возникло противоречие между предоставленными правами и неспособностью ими толком воспользоваться. Но пути назад уже нет. И организации социально-культурной сферы мужественно пробиваются сквозь премудрости рыночного механизма.
-
Каковы предпосылки развития маркетинга в сфере культуры?
В сферу культуры маркетинг пришел значительно позднее, нежели на предприятия и в организации производственных отраслей. Обусловлено это рядом обстоятельств.
Во-первых,
основным товаром в сфере культуры, как
уже отмечалось, являются
услуги,
а последние получили свое повсеместное
распространение на платной основе
только с развитием рыночных методов
хозяйствования. В
сопредельных
отраслях народного хозяйства — народном
образовании и здравоохранении дела
обстоят примерно так же. Во всех трех
непроизводственных отраслях до досадного
долго бытовала вера в волшебную силу
бюджетного
финансирования. Лишь в
последние годы стало понятно: надеяться
приходится исключительно на себя.
Во-вторых,
в сфере культуры, а в культурно-досуговой
деятельности в особенности, почти
родовой чертой являлось, да и теперь
еще дает о себе знать,
досуговая
деятельность населения
— художественная, научная,
техническая,
организаторская. Это
затрудняло и затрудняет перевод
традиционно бесплатных (нонпрофитных)
форм досуговых занятий детей и взрослых
в разряд платных, коммерческих.
В-третьих,
социально-культурная сфера в нашей
стране никогда не являлась способом
получения значительных прибылей или
хотя бы сколько-нибудь ощутимых доходов.
Реальная стоимость создаваемых в сфере
культуры услуг
почти всегда была
выше их продажной цены. Известно, что
большая часть затрат учреждений культуры
и искусства покрывалась за счет
государственных ассигнований и субсидий.
Маркетинг в сфере культуры никому не
представлялся в виде панацеи, могущей
спасти от бесчисленных проблем.
В-четвертых, миссия культурных организаций в нашем обществе всегда была иной, чем на Западе На первом месте у нас всегда была забота (с этим легче согласиться, нежели доказывать обратное) о формировании культуры личности и духовном развитии общества.
В-пятых, все сколько-нибудь значительные инновации, а уж маркетинговые технологии тем более, проводились в жизнь квалифицированными специалистами, которых в нашей отрасли всегда хронически не хватало. Будем помнить, что в учреждениях социально-культурной сферы образовательный ценз кадров еще и сегодня не столь высок. Что же говорить о советском времени!
Давно ли мы заговорили о подготовке менеджеров социально-культурной деятельности? А о подготовке маркетологов для отрасли еще и сегодня не идет речи, это дело отдаленного будущего.
Тем
не менее, "воз с места сдвинулся"
и в сфере культуры начали набирать
обороты маркетинговые процессы. Работники
различных организаций отрасли изучают
спрос населения на услуги культуры,
ищут и предлагают новые
организационно-методические формы
досуговых занятий, ведут информационно-рекламную
деятельность, "доставляют услуги"
на место работы или проживания
потребителей, устанавливают связи с
партнерами и заказчиками, изучают опыт
конкурентов и т.п. Все более заметной
становится деятельность профессиональных
организаторов досуга по формированию
спроса различных слоев и групп населения
на теперь уже достаточно широкий
ассортимент товаров.
Отрадно отметить,
что за последние годы заметно оживилась
коммерческая деятельность библиотек,
музеев, парков культуры и отдыха, о чем
в последующих главах книги будет
рассказано более подробно. Словом,
налицо инновационная деятельность
очагов культуры, обещающая в перспективе
укрепление материально-технической
базы, усиление позитивного влияния на
культуру досуга, рост имиджа учреждений
культуры в глазах реальных и потенциальных
потребителей.