Файл: Рекомендации по составлению проекта Описание проекта Название проекта должно быть броским и кратким. Оно может быть достаточно общим например Дети природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по составлению проекта
Описание проекта

Название проекта должно быть броским и кратким. Оно может быть достаточно общим (например «Дети природы») или содержать подзаголовок, например: «Дети природы. Создание новых методик внеклассного экологического воспитания трудных подростков» или «Спасем заповедники! Сохранение и реформа системы заповедников бывшего СССР в новых социально-экономических условиях».

Пример неудачного (излишне наукообразного) названия: «Охрана редких видов хищных птиц на примере популяций орлана-белохвоста Восточного Подмосковья».

Аннотация проекта

Аннотация проекта содержит ясное и краткое описание сути проекта. Она должна привлечь положительное внимание к заявке, побудить читать ее дальше. Структура аннотации состоит из четких, логически связных ответов на следующие вопросы:

- почему и кому нужен этот проект?

- какова его цель?

- где проект будет реализован?

- как проект будет выполняться (основные мероприятия)?

- каковы его ожидаемые результаты (как он изменит жизнь людей к лучшему)?

Пример

Почему и кому нужен этот проект?

Где проект будет реализован?

Проект направлен на формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в среде жителей небольших городов и сельских районов Воронежской области. Ввиду объективных причин социально-экономического характера качество их жизни и, вместе с тем, уровень представлений о параметрах здорового образа жизни значительно более низки по сравнению с городским населением.

Какова его цель?

Цель проекта: консолидация действий лидеров местного сообщества, некоммерческих организаций, органов исполнительной власти, учреждений здравоохранения Воронежской области по формированию навыков здорового образа жизни в молодежной среде сельских поселений и небольших городов посредством просветительских программ.

Как проект будет выполняться (основные мероприятия)?

Основные мероприятия по проекту: работа информационно-методического центра по вопросам ЗОЖ; проведение курса семинаров-практикумов «Мы – против вредных привычек!»; творческий конкурс школьных и студенческих работ; разработка и тиражирование методических брошюр и др.

Каковы ожидаемые результаты проекта?

Проект повысит уровень информированности сельских жителей края о принципах здорового образа жизни. В процессе работы с целевой группой предполагается сформировать у нее устойчивые навыки ЗОЖ, воспитать медиаторов в сфере ЗОЖ.


Описание проблем(ы), решению / снижению остроты которой (-ых) посвящен проект, обоснование социальной значимости проекта

Социальный проект всегда направлен на решение какой-либо социальной проблемы, а в ее основе находится актуальный вопрос. Например, «Как помочь детям из детских домов получить доступ к высшему образованию?» или «Как предотвратить рост числа наркозависимых среди рабочей молодежи в городе Н.?».

Для грамотной постановки проблемы необходимо владеть информацией о состоянии дел в данной сфере. При разработке проекта необходимо получить ясное представление о следующих факторах:

- государственная политика в данной сфере;

- социально-экономические характеристики целевой группы и ее потребности;

- исследования и оценки состояния дел в данной сфере (например, сколько из выпускников детских домов получает высшее образование на сегодняшний день?);

- конкуренты и партнеры (кто еще и как работает в этой сфере?), возможности взаимодействия с органами власти, бизнесом;

- доступные каналы распространения информации (например, пресса, Интернет).

Иначе говоря, в этом разделе объясняется, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя. Здесь надо доказать, что решение данной проблемы – приоритетная задача. Отсутствие у вас фондов (денег) не может рассматриваться в качестве проблемы.

Как правило, необходимость разработки проекта проистекает из такого рода обстоятельств:

- наличие актуальных неудовлетворенных потребностей целевых групп;

- наличие доступных ресурсов, которые могут быть потрачены на определенные цели (например, объявленного конкурса грантов);

- наличие инициативной группы, заинтересованной в реализации проекта;

- реакция на изменение социально-экономической ситуации;

- реакция на результаты проведенных исследований и/или анализа ситуации.

Итак, при описании проблемы вам необходимо:

- четко определить все проблемы, с которыми вы собираетесь работать, обращая специальное внимание на то, что ваша задача в принципе выполнима, то есть ее можно успеть решить в реальный срок вашими силами и потратив определенную (ограниченную) сумму денег;

- подтвердить наличие проблем(ы) с помощью дополнительных материалов, например, статистических данных, групповых заявлений, писем поддержки от профессионалов, работающих в вашей области, представителей местной администрации и т.п.;



- быть реалистичными – не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода!

- быть корректными – не стремитесь огульно обвинять кого-то в возникновении / существовании проблем, используйте нейтральный тон изложения;

- логически связать задачи, выполняемые вашей организацией, с проблемами, которые вы собираетесь попытаться решить.

Старайтесь писать в расчете на читателя, впервые в жизни слышащего о такой проблеме (проблемах). Избегайте специальных (т.е. сугубо профессиональных, научных) терминов, не разъяснив попутно их значения. Не увлекайтесь цитатами – пары источников будет вполне достаточно. Помните, что постановка проблемы – не аналитическая научная статья! Исключайте наукообразные обороты. Ваша задача заинтересовать читателя, а не повысить его образовательный уровень. Формулировка проблемы должна указывать на наличие конфликта между тем, что есть и как должно быть. Целесообразно использовать ключевые слова: «нехватка», «недостаток», «ухудшение», «отсутствие» и т.д. Анализ проблем в сфере реализации будущего проекта рекомендуется выполнять, привлекая к этому заинтересованные стороны, особенно представителей целевых групп. Это приводит к более многостороннему анализу и созданию проекта, реально отвечающего местным потребностям и учитывающего точки зрения разных потенциальных участников. На этом этапе полезно составить «дерево проблем» проекта, выявив причинно-следственные связи между обозначенными проблемами и расположив причины (корни проблем) ниже, а следствия – выше, стрелками обозначив взаимосвязи.

Шаги по построению «дерева проблем»

Шаг 1. Открытый «мозговой штурм», где все участники формулируют проблемы, которые считают приоритетными и решаемыми в рамках инициируемого проекта. Этот этап может быть абсолютно открытым (когда нет заранее заданных рамок для анализа проблем), либо направленным, когда выделяется «известная» важная проблема или цель, основанная на предварительном анализе существующей информации. Все проблемы, выявленные на этом этапе, кратко формулируются и записываются.

Шаг 2. Выбрать одну из ключевых проблем, выявленных на этапе мозгового штурма. Это будет стартовая проблема.

Шаг 3. Отобрать проблемы, связанные со стартовой.

Шаг 4. Начать составление иерархии причин и следствий. Проблемы, которые являются прямыми причинами стартовой проблемы, помещаются на уровень ниже. Проблемы, которые являются прямыми следствиями стартовой проблемы, помещаются на уровень выше.


Шаг 5. Все остальные проблемы сортируются таким же образом, руководствуясь вопросом: «в чем причины этого?». Если существует несколько причин, которые совместно производят следствие, поместите их на одном уровне диаграммы.

Шаг 6. Свяжите проблемы однонаправленными стрелками (от причины к следствию), ясно показывая ключевые связи.

Шаг 7. Проверьте диаграмму и убедитесь в ее обоснованности и полноте. Уточните у членов группы, нет ли каких-либо важных проблем, которые еще не были упомянуты? Если это так, сформулируйте проблемы и поместите их на соответствующее место в диаграмме.

Полученное «дерево проблем» должно давать реальную, хотя и упрощенную, версию действительности. Не стоит делать дерево слишком сложным и пытаться объяснить все хитросплетения причинно-следственных связей.

Приведенные ниже примеры описания проблем имеют различную хронологию. В связи с этим, отмеченные проблемы уже могут быть частично или полностью решены.

Пример 1

Проект направлен на формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в среде населения сельских населенных пунктов и небольших городов Воронежской области. Многие жители сел, как мужчины, так и женщины, в т. ч. в молодом возрасте, находятся за чертой бедности, подвержены алкоголизму. К сожалению, ввиду объективных причин качество их жизни и, вместе с тем, уровень представлений о параметрах здорового образа жизни значительно более низки по сравнению с городским населением. К наиболее серьезным причинам данной ситуации относятся: недостаточные знания об основах здорового образа жизни; «замкнутость» большей части сельских жителей; в образовательных программах сельских учебных заведений практически не учитывается проблематика ЗОЖ.

Решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни должно распространяться на людей независимо от места их проживания, образовательного ценза, уровня доходов, возраста и рода деятельности. Сельское население составляет значительную часть населения Воронежской области. В селах и малых городах региона ощущается значительный дефицит информации, методик по формированию навыков ЗОЖ. Деятельностью по проекту можно, в определенной мере, закрыть эту проблемную нишу. Внедрение навыков здорового образа жизни необходимо начинать с просветительских и образовательных программ в средней школе, в первую очередь в той среде, где информационные ресурсы малодоступны: в селах и небольших городах.

Пример 2

В Воронежской области проживает 140 национальностей, и это приводит к переносу социальных проблем на межнациональные отношения. Дети и подростки наиболее подвержены влиянию извне, и, как следствие, начинают копировать отношение родных и близких к более бедным соседям другой национальности. При этом, в последние годы резко увеличился поток русских переселенцев из стран СНГ, что только усугубило обстановку в социальной сфере и приводит к усилению конфликтов между переселенцами и местными жителями.


Мониторинг ситуации в области исполнения Конвенции ООН о правах ребенка, проведенный в феврале – марте 2021 г., выявил низкий уровень информированности детей и подростков Воронежской области не только о Конвенции, но и о самом понятии и смысле (роли) социальной терпимости к тем, кто отличается по каким-то критериям. Например, дети и подростки (в рамках исследования анонимное анкетирование было проведено среди 100 юных респондентов) негативно относятся к тем, кто живет не очень обеспеченно, приехал из других стран или просто из неполной семьи.

Анализ анкет показал, что к наиболее серьезным причинам существующей ситуации относится низкий уровень информированности детей, подростков и местного сообщества об основах социальной терпимости. В средствах массовой информации практически не уделяется внимание культурным особенностям жителей региона. Таким образом, основной проблемой, на решение которой направлен представленный проект, является низкая информированность детей, подростков и местного сообщества о социальной и национальной терпимости к друг другу, а также слабый интерес со стороны государственных структур различного уровня к решению данной проблемы.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Целевые группы – это лица или организации, на которые проект будет непосредственно положительно влиять в ходе реализации проектных целей. Скорее всего, вы уже дали характеристику групп, испытываемых ими проблем в предыдущем разделе, а здесь надо лишь назвать эти целевые группы. Если необходимо, использовать территориальные, возрастные, социально-экономические и другие маркеры.

Пример 1

Школьники 8-10-х классов средних общеобразовательных школ, студенты 1-3-х курсов высших и средних специальных учебных заведений Воронежской области.

Пример 2

Активисты (сотрудники и добровольцы) национально-культурных объединений Воронежской области (включая все возрастные категории); сотрудники других общественных организаций просветительского профиля; специалисты учреждений образования и культуры, органов муниципального самоуправления, желающие работать в сфере межэтнического сотрудничества; студенты средних специальных и высших учебных заведений. Важный критерий выбора участников – их принадлежность к различным этническим группам.

Основные цели и задачи проекта